Психологический тренинг по профилактике синдрома профессионального и эмоционального выгорания у педагогов.
методическая разработка по психологии
Методическая разработка на тему: «Психологический тренинг по профилактике синдрома профессионального и эмоционального выгорания у педагогов».
Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление с приемами саморегуляции и работа с негативными убеждениями и установками.
Задачи:
- знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками;
- определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии; анализ проявления признаков выгорания;
-снижение «долженствования», снижение нереалистичных и негативных установок;
-снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия,
-познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
-совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему: «Психологический тренинг по профилактике синдрома профессионального и эмоционального выгорания у педагогов».
Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление с приемами саморегуляции и работа с негативными убеждениями и установками.
Задачи:
- знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками;
- определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии; анализ проявления признаков выгорания;
-снижение «долженствования», снижение нереалистичных и негативных установок;
-снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия,
-познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
-совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
1. Разминка. Упражнение «Чувствуем друг друга сердцем»
Цель: сплочение коллектива, снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия,
Время: 7-10 минут.
Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:
квадрат;
треугольник;
ромб;
букву;
птичий косяк.
2. Упражнение «Ассоциации».
Цель: саморефлексия, определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии; анализ проявления признаков выгорания.
Напишите, пожалуйста, какие ассоциации возникают у вас относительно слова «работа». Старайтесь долго не задумываться.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите, пожалуйста, какие ассоциации возникают у вас относительно понятия «профессиональное выгорание».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Беседа. Обсуждение темы:
Цель: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками;
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога.
Эмоциональное выгорание — это физическое, эмоциональное и умственное изнурение. Защитный психологический механизм полностью или частично подавляет эмоции в ответ на воздействия, которые негативно сказываются на психике.
Симптомы выгорания:
1. Эмоциональное истощение:
(опустошенность, усталость, утомляемость, угнетенность и апатия, равнодушие даже к тем вещам, которые радовали; ощущение себя на пределе возможностей и пр.). Результат: психосоматические заболевания, нервное истощение.
2. Уменьшение личных достижений (негативная оценка себя в ряде ситуаций, негативная оценка своих профессиональных достижений, возможностей, успехов, обесценивание, недооценивание результатов работы, снижение собственного достоинства, неверие в свои силы). Результат: снижение продуктивности деятельности. «Опускаются руки».
3. Нарушение отношений с другими (отстраненность, снижение контактов, «уход себя»; циничность по отношению к другим, повышенная общительность, повышенная зависимость от мнения других и пр.)
Результат: недоверчивость, подозрительность, вспышки раздражительности, отказ или уход от общения.
Некоторые причины профессионального выгорания в педагогике:
- Ситуативные. Синдром развивается при затянувшихся конфликтах с администрацией, напряжённой обстановке среди коллег, непонимании и агрессии со стороны воспитанников и их родителей.
- Организационные. Психическое истощение возникает как результат чрезмерных нагрузок (работа в две смены, большие группы), избытка социальных контактов, неудовлетворённости графиком работы, заработной платой.
Некоторые симптомы профессионального выгорания у педагогов:
- работа воспринимается как «тяжёлое бремя»;
- появляется отстранённость от коллектива и учеников, слабая заинтересованность результатами своего труда;
- усиливается стремление к уединению, изоляции от окружающих;
- эмоциональная сфера становится неустойчивой (возможны вспышки гнева, раздражительность, слезливость или грубость в общении);
- снижается самооценка, нарастает недовольство собой как специалистом и системой образования в целом;
- преобладает усталость, страх ошибок, боязнь осуждения и оценок со стороны.
- Рефлексия. Индивидуальная работа.
Оцените проявления у Вас тех или иных признаков по шкале, где
0- симптомы не проявляются, а 10 – проявляются значительно.
Истощение –
Уменьшение личных достижений –
Нарушение отношений с другими -
- Упражнение «Мусорное ведро».
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Инструкция: Представьте себе жизнь без мусорного ведра. Мусор постепенно заполнит всё пространство в комнате, станет невозможно дышать, существовать, человек будет болеть. То же происходит и с чувствами, у каждого из нас накапливаются негативные чувства, эмоции, которые мы подавляем. Я предлагаю сейчас от них избавиться.
На листочке напишите те стрессовые ситуации, которые вы пережили за последнюю неделю или месяц.
Это могут быть люди, которые вас обидели, на которых вы злитесь. Всё, что вызывает у вас негативные чувства.
Теперь за этот учебный год. Теперь за последние пять и более лет.
А теперь я буду считать до 10, а вы расправьтесь с этим листочком так, как сможете (смять, порвать, заштриховать). Выбрасываем всё в мусорное ведро.
- Упражнение «Нереалистичные мысли и установки».
Цель: коррекция когнитивных «ловушек», искажений; снижение «долженствования», переформулирование нереалистичных и негативных установок;
Ход упражнения: в случайном порядке участникам или подгруппам (если группа большая) раздаются на листах утверждения. Задача – проанализировать влияние утверждения на деятельность и переформулировать его в более экологичном ключе. Далее проводится обсуждение результата.
Примеры утверждений:
- *Долженствование. «Я в любом случае должен». «Я всегда должна быть сильной!, «Я должна справиться сама».
- *Низкий порог фрустрации. «Я это не выдержу», «Я не справлюсь».
- *Катастрофичность «Если это не произойдет, то все пропала, все потеряно».
- *Глобальные отрицательные оценки и самоуничижение. «Если я сейчас потерплю неудачу, то я неудачник».
- Низкая самооценка . «Я не справлюсь», «Я не верю, что у меня получится».
- Завышенные ожидания, цели. «Наполеоновские планы»
- Идеализация, перфекционизм. «Я должна все сделать эту работу идеально», Я должна быть совершенна», «Мир и окружающие должны понимать все так, как и я, и тоже должны быть совершенны».
- Неустойчивая самооценка. «Моя самооценка исходит не от моих возможностей и отношения к себе, а от мнения других людей».
- Релаксация. Направленная визуализация.
Цель: познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции; совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Можно выбрать любой вариант релаксации, в зависимости от времени и запроса группы.
Приведу в пример две техники направленной визуализации образа.
Их можно рекомендовать и для самостоятельной работы.
Релаксация «Источник энергии»
Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, он дает вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела.
Вдохните ее, представьте такой же источник энергии у себя за спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вверх и вниз по вашей спине.
Поместите энергию справа, слева. Ощутите ее воздействие на левую (правую) половину тела.
Вообразите источник энергии над головой. Почувствуйте, как энергия воздействует на голову.
Источник энергии под ногами. Почувствуйте, как энергией накаляются ступни ваших ног, потом энергия поднимает выше и распределяется по всему телу».
Релаксация «Здравствуй я, мой любимый».
Сядьте так, чтобы вам было удобно. Поставьте правую ногу так, что, если бы нога была живая, она могла бы сказать: «Спасибо, что ты обо мне позаботился, что ты поставил меня хорошо...». Свою левую ногу поставьте так, чтобы не было напряжения ни в ступне, ни в колене. И пусть руки лягут спокойно на колени. И правая рука, и левая. Взгляните на каждую свою руку по очереди. Каждая рука достойна того, чтобы о ней позаботиться и обратить на нее свое внимание, чтобы она почувствовала эту заботу. И левая рука пусть ляжет спокойно, пусть опустится кисть. И каждый палец почувствует ваше внимание, тепло, заботу. Пройдитесь по ним и погладьте своим вниманием каждый свой палец. Что вы сейчас чувствуете на кончике каждого своего пальца? Среднего, четвертого... Активнее работают кровеносные сосуды, чувствуется, как течет кровь, чувствуется легкое покалывание. Те же ощущения, отразившись от левой руки, появились в правой, правая рука сразу отозвалась.
«Я чувствую жизнь в каждом из своих пальцев, течение теплой крови, покалывание. Кисти стали свободными и мягкими. Они просто лежат, отдыхают. Они благодарят меня за заботу о них, а я благодарю их. Я благодарю свои руки за то, что они сильные, они умелые. Мои руки умеют делать множество чудесных вещей. Они умеют работать, они сильные, они тонкие и нежные. Они бывают очень теплыми, ласковыми, нежными. Они умеют принимать тепло, они умеют дарить тепло. Это умеют мои руки, и эти руки я не поменяю ни на какие другие. Я люблю их. Спасибо вам, мои руки.
Я дышу и чувствую, как воздух входит в меня, я принимаю его. И выдыхаю – воздух выходит из меня. Я рада, что у меня есть эта гармония с миром, то, что я могу принимать в себя воздух – и отпускать его. Дыхание ровное, спокойное, мне дышится легко.
И вот луч внимания ласково и тепло скользит по моему лицу. Мягкая кисточка внимания скользит по моему лбу. Сбрасывается напряжение со лба, уходит напряжение с моих глаз, они теряют всякое выражение. Они отпускаются, расслабляются, отдыхают. Это не просто сделать – так много жизни вокруг них. Но я снимаю все проблемы и отпускаю свои щеки. Пусть отдохнет мое лицо. Как много работает лицо! Глаза смотрят, глаза ищут, глаза говорят, глаза спорят, глаза сопротивляются, глаза любят, глаза дают, глаза живут больше, чем что-либо другое в моем теле. Это зеркало моей души, это мои самые первые работники. Как много они делают! Спасибо вам, глаза! Вы соединяете меня с миром, вы показываете мне небо, вы показываете мне солнце, вы показываете мне весь мир.
Мое лицо... мое лицо – самая важная часть меня, визитная карточка моей личности. Мое лицо, которое работает со мной, которое счастливо со мной, которое преодолевает со мной жизненные трудности, – живет со мной дальше. Спасибо тебе, мое лицо! Мы всегда вместе. Мне хорошо с тобой. Спасибо тебе.
И мои труженики – ноги. Я всегда забываю о них. Они с утра до вечера носят меня по жизни, ходят, бегают, держат меня. Мы сердимся на них, когда они нас подводят. Мы не ценим, что они, как лошади, день за днем выполняют самую тяжелую работу, тихо, не ожидая от нас никакой благодарности. Спасибо вам, мои ноги.
И все мое тело – спасибо, что ты есть у меня, что ты даешь мне жизнь, что ты даешь мне возможность быть. Я хочу заботиться о тебе, я люблю тебя. Спасибо, что ты у меня есть. Отдыхай...
Я ощущаю в себе целый мир, огромный мир чувств, огромный мир переживаний, радости, желаний, страхов и тревог. Все богатство этого мира – это моя душа. Я благодарю свою душу за то, что она есть, потому что моя душа – это то, что умеет любить, моя душа – это то, что умеет плакать... И даже мои тревоги, мои страхи, вы защищаете меня! Так или иначе, но вы заботитесь обо мне. Спасибо вам, что вы есть в моей душе.
Мой разум, мой ум, мой внутренний компьютер, который так много помнит, который осторожничает, вычисляет, – спасибо тебе, что ты всегда на страже, что ты всегда бодрствуешь и позволяешь мне видеть и понимать так много в окружающем мире. Спасибо тебе. Хорошо, что ты есть.
И мой дух, мой светлый дух, который всегда выше меня, который всегда глубже меня, моя вертикаль, которая держит меня, ведет меня. Как хорошо, что я чувствую тебя! И только с тобой рядом, вместе с тобой я ощущаю себя по-настоящему человеком. Как много у меня есть! Как хорошо, что я вижу это! Как хорошо, что я знаю это! Я благодарен судьбе за себя. Эти богатства я не обменяю ни на что на свете. И это знание всегда будет со мной – самое главное знание на свете».
Возвращаетесь в эту комнату, под вами стул – и вы удобно сидите на нем, глубоко вдохните, откройте глаза – и окажитесь здесь.
Вы дышите ровно, дышите спокойно... и возвращайтесь потихоньку сюда.
- Завершение занятия, рефлексия, обратная связь:
Какие психологические качества у вас проявились при участии в тренинге? Какие чувства испытывали? Что нового узнали о себе, о группе?
Чему научились? Как это пригодиться в будущем? Что было важным?
Над чем вы задумались? Что происходило с вами? Что нужно развивать на будущее?
Упражнение нереалистичные мысли и установки.
Долженствование. «Я в любом случае должен». «Я всегда должна быть сильной!, «Я должна справиться сама». | |
Низкий порог фрустрации «Я это не выдержу», «Я не справлюсь». | |
Катастрофичность «Если это не произойдет, то все пропала, все потеряно». | |
Глобальные отрицательные оценки и самоуничижение. «Если я сейчас потерплю неудачу, то я неудачник». | |
Низкая самооценка «Я не справлюсь», «Я не верю, что у меня получится» | |
Завышенные ожидания, цели. «Наполеоновские планы» | |
Идеализация, перфекционизм. «Я должна все сделать идеально», Я должна быть совершенна», «Мир и окружающие должны понимать все так, как и я и должны быть совершенны» | |
Неустойчивая самооценка. «Моя самооценка исходит не от моих возможностей и отношения к себе, а от мнения других людей». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Профилактика синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция эмоционального состояния»
Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции...

Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Тема: «Развитие навыков профилактики стресса»
Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое),...

Тренинг профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОО
Тренинг профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДООЦель: Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с ...

Семинар-тренинг для педагогов "профилактика синдрома профессионального выгорания"
Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомл...

Семинар-практикум с элементами тренинга по профилактике синдрома профессионального "выгорания" "Путешествие в страну гармонии"
Цель: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.Задачи:познаком...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика синдрома профессионального «выгорания»
Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, педагоги-психологи, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены постоянно повышать уровень профессионально...

Презентация Тренинг для педагогов на тему: «Профилактика и устранение синдрома эмоционального выгорания у педагогов»
Профессия педагога очень энергозатратная. Она требует огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты....