Родительское собрание "Кризис 7 лет"
материал по психологии

Катанаева Елена Владимировна

Для педагогов и родителей подготовительных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_7_let_rekomendatsii_k_rod_sobraniyu.docx103.55 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Кризис семи лет»

Начало. Разогрев с родителями

  1. В детском саду педагог как называется….(воспитатель), а в школе …..(учитель)
  2. В детский сад ходит кто... (дети), а в школе…(ученики)
  3. В детском саду кабинеты называют …(группы), а в школе…(классы)
  4. В детском саду главный…9заведующий, в школе…(директор)
  5. В детском саду дети что делают…(играют), а в школе…(учатся)
  6. В детском саду дети сидят за чем…(за столом), в школе…(за партой).
  7. Какие занятия в детском саду…, в школе…
  8. Длительность занятия в детском саду … (30 мин.), в школе…
  9. Сколько педагогов на группе в детском саду….(5-6), в начальной школе…

Кризис 7 лет (из теории детской психологии)

Кризисы – это движущая сила развития. Обнаружены следующие характерные поведенческие реакции. Протекание каждого кризиса у детей происходит по-разному: у кого-то он начинается рано, у кого-то чуть позже, ведь все дети по-разному развиваются. В большинстве случаев он начинается в 6.

Пауза. Это промежуток времени между обращением к ребенку и реакцией ребенка. Реакция выражается как собственно в невыполнении действия, так и в отказе от выполнения или оттягивании его. Создается впечатление, что дети "не слышат, о чем их просят", "делают вид, что не слышат", "не реагируют" и т. п. Данное поведение характеризуется родителями как новое, "раньше такого не было", "с лета просто начал издеваться: говорим, а он не слышит". Анализ ситуаций показывает, что пауза возникает в ответ на указание, напоминание сделать что-либо, в привычных ситуациях, ранее не вызывавших возражений. Например, в ответ на приглашение идти есть, на напоминание о режимных моментах и т. п.

Спор. Реакция, при которой ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего ссылаясь на занятость), возражать. Возникает либо несколько позже, реже - одновременно с паузой. Спор, в противоположность молчаливой паузе, вербальная реакция на указание. Ребенок в ответ, например, на просьбу закончить свои занятия и идти готовиться ко сну начинает возражать, спорить, говорить, что он "уже большой", что вчера ему разрешили, что "Оля (сестра) всегда долго не ложится" и т. п.

Частым аргументом в споре является сравнение себя с другими членами семьи, в основном с братьями и сестрами: "Почему ей можно, а мне - нет", с родителями: "У тебя вчера кровать стояла неубранная до обеда, а я почему-то должна свою сразу убирать". Как правило, настаивание родителей на своем указании не приводит к прекращению спора, он угасает сам по себе, иногда превращаясь в упрямство.

Непослушание. Этот симптом составляют невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.

 В отличие от паузы или спора, о непослушании можно судить не по непосредственной реакции на просьбу, а по самому факту невыполнения требуемого или даже уже обещанного. К непослушанию также относится отказ (по факту) прекратить некоторое неприятное или нежелательное действие. Часто такое действие бывает демонстративным. К. Н. Поливанова приводит такой пример. Мать с сыном едут в автобусе. Водитель не объявляет остановки. Ребенок заявляет, что будет объявлять остановки сам. Мать просит его этого не делать. Ребенок нарочито громко - "на весь автобус" - объявляет остановки. Несмотря на просьбы матери, ребенок продолжает выкрикивать названия остановок до выхода из автобуса.

Хитрость. Нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь некоторую выгоду для себя.

Хитрость носит, как правило, игровой характер, не превращаясь в злостные формы избегания наказания или сокрытия правды. Например, вместо мытья рук перед едой ребенок или вообще не моет их, или идет в ванную, проводит там некоторое время, затем выходит к столу, так и не вымыв рук. Может также поиграть с водой и выйти с мокрыми (но грязными) руками, демонстративно показывая их матери. Если мать упрекает его за это, он говорит, что забыл, возвращается в ванную и моет руки.

"Взрослое поведение". Частный случай манерничанья и кривлянья, при котором ребенок ведет себя демонстративно "по-взрослому". На вербальном уровне, как правило, выражается в демонстративной рассудительности, в поведении - в карикатурной взрослости.

Аргументация имеет характер повторения слышанного от взрослых, своеобразного резонерства. Подобная рассудительность оказывается вязкой: если вступить с ребенком в обсуждение его аргументации, дискуссия может продолжаться бесконечно долго.

"Взрослость" может возникать просто как форма поведения (например, возвращаясь из детского сада, копирует отца в момент прихода с работы) или в стремлении к выполнению каких-то новых "взрослых" обязанностей. Как правило, выполнение обязанностей долго не продолжается. Если же оно закрепляется, то возникает самостоятельность.

Внешний вид. Внимание к собственной внешности. Споры об одежде. Например, при выборе одежды девочки подчеркивают, что не просто хотят надеть то или иное платье, но отвергают предлагаемое со словами "я не маленькая".

Упрямство. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему действительно хочется чего-то (или не хочется), а потому, что он уже высказал свое желание или нежелание.

 Родительское упрямство: часто мамам и папам трудно приспособиться к "взрослости" своего ребенка. Его самостоятельность заставляет родителей пересматривать свои представления, план действий, мечты. Гораздо легче воспитывать ребенка управляемого, зависимого. Но то, что легче вначале, оборачивается большими трудностями во взрослой жизни. Привычка доверять родителям во всем, отсутствие своего взгляда, своей позиции, а в конечном счете - отсутствие самостоятельности становится проклятием человека, не умеющего распознавать и решать свои проблемы.

Требовательность. Настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном. Возникает вначале как напоминание об обещанном родителями или как просьба о чем-то желаемом. Неосторожное обещание родителей или просто недостаточно твердый отказ выполнить требуемое провоцирует настойчивое напоминание, "занудство", упреки.

Капризы. Здесь важно, что ребенок "вдруг" стал капризным, до определенного момента таких проблем не наблюдалось. Капризы - один из наиболее редких симптомов. Они возникают как реакция на неуспех, как продолжение (или частный случай) требовательности и упрямства. В определенном смысле их можно считать попыткой ребенка привлечь внимание родителей к своим проблемам, к своим трудностям. Возможно, возникновение капризов связано с индивидуально высокой тревожностью.

Реакция на критику. Имеются в виду неадекватные реакции на высказанное или продемонстрированное иным образом отношение родителей к поведению, действиям, продуктам деятельности ребенка. Дети, как отмечают родители, демонстрируя им нечто, ждут похвалы, а если получают критические замечания, обижаются, начинают обвинять родителей в невнимательности, в некомпетентности. Особенно ярко данный симптом проявляется в случае критики относительно "школьных" занятий. Когда ребенок начинает "учиться" (выполнять некоторые задания, пробовать писать, считать и т. п.), он показывает результаты своей работы родителям, ожидая похвалы. Если же ребенка в этом случае не хвалят, а указывают на недочеты его работы, он бурно реагирует: плачет, заявляет, что мать (отец) ничего в этом не понимает.

Общие вопросы. В общении ребенка и родителей возникают новые темы, не связанные с реальными бытовыми событиями, с ежедневной жизнью ребенка и семьи в целом. Ключевые темы: политика, происхождение планет, жизнь на Земле и других планетах, эволюция живого, жизнь в других странах, морально-этические вопросы (на примере виденных фильмов).

Возникновение интереса к общим вопросам свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка седьмого года жизни, о его стремлении найти свое место в мире. Отсюда и обращение к родителям за информацией, стремление сделать их экспертами в ситуации обсуждения общих вопросов.

Самостоятельность. Желание делать что-то (как правило, по дому) самостоятельно в роли взрослого. Важным показателем возникающей на седьмом году самостоятельности является то, что ребенок выбирает дела и сферы обязанностей, ранее ему не принадлежавших. Например, "с удовольствием стирает свои вещи". Или "просит разрешения самому сходить за хлебом". Характерны следующие высказывания родителей: "Просишь - не делает, если сам вызвался, делает с охотой" или "Любит выполнять некоторые домашние дела, но самостоятельно, без указания".

Самостоятельные занятия. В начале седьмого года жизни у детей появляется стремление к продуктивной деятельности или иным занятиям, постепенно замещающим (по времени) игру. К таким занятиям относятся шитье, вязание, конструирование, поделки из бумаги и т. п. За подобными занятиями дети проводят все больше времени.

Характерно, что в этом же возрасте происходит и отказ от ранее привычных видов продуктивной деятельности. Например, типично следующее высказывание родителей: "Перестала рисовать, говорит, что у нее нет способностей".

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2265372/b5be897e-8806-4bb2-a888-30a73c4908f0/s1200?webp=false

1. Будьте внимательны к ребенку, уважайте. Проявляйте любовь, тепло, ласку. Чаще говорите, что вы его любите и скучаете без него. Но не «привязывайте» его к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения.

2. Поощряйте самостоятельность и активность. Разрешайте ребенку стирать и шить вещи, конструировать, ремонтировать, убираться, покупать что-либо в присутствии вас, если ему это интересно, нравится.

3. Отвечайте на вопросы ребенка, ведь 6-7 лет это возраст «почемучек». Детям интересно все, его любознательность не знает границ. Они задают вопросы о политике, происхождении планет, жизни на Земле, жизнь в других странах и другие. И не отмахивайтесь от вопросов, даже если вы отвечали на них.

4. Учите ребенка управлять своими эмоциями. На примере своего поведения, покажите пример «взрослого поведения». Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком. Если ребенок капризничает, не надо вступать с ним в пререкания, навязывать свое мнение, угрожать наказаниями. Лучше взять тайм-аут и на время прекратить общение, а потом не вспоминать о произошедшем.

5. Соблюдайте культуру диалога, ведь дети подражают нам, а в поведении мы можем увидеть отражение своих привычек и способов общения.

6. Необходимы доброжелательные и открытые отношения в семье.

7. Поощряйте общение со сверстниками.

8. Создайте условия для развития интеллекта (игры-задания, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), для развития речи (чтение сказок, стихов, беседы). Делайте подделки, оценивайте результаты, хвалите ребенка. 9. Следите за состоянием здоровья и выполнением режима дня (больной ослабленный ребенок хуже воспринимает информацию, не идет на контакт с окружающими).

10. Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться. Расскажите свои интересные истории из жизни школы.

Игра с родителями « Я начну, а ты закончи…»

Проявляйте к ребенку……. (любовь, тепло, внимание и т.д.).

Если ребенок капризничает…… (обнимите его, поцелуйте, переключите внимание на другой вид деятельности).

Следите за выполнением …. (режима дня, выполнение домашнего задания и т.д.).

Поощряйте … (самостоятельность, активность и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»

Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...

"Родительский клуб - как форма оптимизации родительско детских отношений"

Опыт работы организации родительского клуба на базе своей группы...

Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"

Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...