Признаки сенсорных нарушений у ребенка и способы их преодоления
консультация по психологии

Подосичная Анна Валерьевна

Информация направлена на разъяснение что такое сенсорная интеграция?Особенности  ее формирование в процессе внутриутробного развития. Виды сенсорных нарушений и способы их преодоления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Признаки сенсорных нарушений у детей и способы их преодоления

Весь окружающий мир ребенок познает с помощью органов чувств. Сенсорная (от лат. "sensus" - чувство, ощущение) система – это система органов чувств, или анализаторов, позволяющая человеку осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем. Сенсорная система является частью нервной системы, ответственна за восприятие. Она состоит из рецепторов, нервов и ответственных за обработку полученных сигналов отделов головного мозга.

Основные сенсорные системы:

- обонятельная;

- вкусовая;

- зрительная;

- тактильная;

- вестибулярная;

- слуховая;

- проприоцептивная.

Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую они получают при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, различных вкусах и т. д. Данная информация поступает по нейронной сети в соответствующие отделы головного мозга, где она обрабатывается в процессе сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Сенсорная интеграция собирает в мозгу цельную «мозаику» из кусочков Ощущения можно уподобить пище для мозга: они доставляют мозгу знания, необходимые для управления телом и мышлением. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.

Сенсорная интеграция:

- Является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);

 - организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);

- наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чём следует сконцентрироваться (например, слушать взрослого и не обращать внимания на уличный шум);

 - позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ); - формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг плода ощущает движения материнского тела.

 6-7 недель. У маленького человечка уже есть первый орган чувств – вестибулярный аппарат. Он помогает даже в безопорном пространстве, поддерживает равновесие тела. Ребёнок всю свою внутриутробную жизнь проводит в движении: во-первых, он постоянно двигается сам (наблюдая с помощью УЗИ развитие плода, можно увидеть, что он никогда не остаётся неподвижным); во-вторых, мама тоже двигается, и малыш смещается вместе с ней относительно земной оси. Это первая информация об окружающем мире, которую получает плод.

7,5 недель. У плода появляется кожная чувствительность. Сначала она возникает в области рта – это подготовка к формированию сосательного рефлекса.

8 недель. У ребёнка становятся чувствительными лицо и ладошки.

9 недель. У плода появляются вкусовые сосочки на языке и формируется вкусовая чувствительность.

14 и 16 недель. Плод начинает слышать. До 16 недель он воспринимает звук только как вибрацию. В 16 недель на УЗИ видно реакцию ребёнка непосредственно на звук – он может поворачивать голову в ту сторону, откуда раздался заинтересовавший его звук, закрывать лицо руками при резких, пугающих его звуках.

25 недель. У ребёнка начинают работать органы зрения.

Перед самым рождением и сразу же после родов начинается «расцвет» внутримозговых связей, запускаются процессы нейропластичности, буквально каждую минуту в мозге ребёнка создаются новые и новые связи между нейронами. Каждый нейрон может создать 15000 синаптических связей. Скорость создания этих связей может доходить до количества 1.8 миллионов в секунду. Словно мостики, прокладываются новые связи между нервными клетками, что обуславливает овладение новыми навыками, получение новых знаний, усвоение информации Особенно сильно укрепляется связь между нервными клетками во время первых 3 лет жизни. Активно развиваются сенсорные зоны, затем вступают зоны языковых навыков и когнитивных (познавательных) функций.

В первые семь лет жизни все дети развиваются в определённой последовательности. Отличаться может темп данного развития, т.е. одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, однако идут все по одному пути. Ранний возраст играет ключевую роль для сенсорной интеграции. В этот период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке. Внутренний импульс побуждает детей быть очень активными и приобретать различные навыки.

Нарушение процесса сенсорной интеграции в результате болезни или повреждения мозга закономерно приводит к недополучению человеком точной информации о себе и мире, неадекватной оценке ситуации, нарушениям в поведении и обучении.

Расстройство сенсорной интеграции – это нарушение в том, как нервная система обрабатывает сигналы. Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.

Причины сенсорных нарушений

Причинами сенсорных нарушений могут стать различные травмы (например, головы или спины), инфекционные и вирусные заболевания, как ребенка, так и матери во время беременности, венерические заболевания родителей, патологические состояния беременности и родов. Очень часто сенсорные нарушения наблюдают у глубоко недоношенных детей. 

При каких заболеваниях возникает сенсорное нарушение у детей?

 ДЦП,

 параличи,

 слепота,

 глухота,

 парезы,

 последствия полиомиелита,

 нарушения ЦНС,

 умственная отсталость.

Для мозга нарушение или дисфункция сенсорной интеграции – все равно, что нарушение пищеварения для кишечника. Мозг работает неэффективно и в нем нарушено естественное течение процессов. В результате ребенок не получает точную информацию о себе и окружающем мире. Некорректная обработка сенсорных сигналов сказывается на поведении и обучении. Отстает эмоциональное развитие. Установка, что ребенок перерастет свои нарушения, непродуктивна, ибо чревата задержкой в оказании профессиональной помощи, а возраст, наиболее подходящий для терапии, будет упущен.

Признаки нарушения сенсорной интеграции:

- депрессии;

- СДВГ;

- задержка развития речи;

- аутизм;

- одаренность;

- нарушение координации;

- страхи;

- неврозы;

- сложность адаптации в социуме;

- трудности в обучении.

Нарушения сенсорной интеграции

При этом необходимо помнить:

 1. Ребёнок с такими проблемами не может их понять и объяснить, т.к. процессы, происходящие в мозгу, контролю не поддаются.

2. Нарушения сенсорной интеграции выражаются у каждого ребёнка по-разному.

 3. Восприимчивость к обучению и поведение ребёнка позволяют делать выводы о показателях сенсорной интеграции.

4. Ребёнок может иметь отклонения в работе одних сенсорных систем, другие могут работать нормально.

5. Среди нарушений сенсорной интеграции различают гипер (повышенная) и гипо (пониженная) чувствительность к различным сигналам.

Признаки нарушений обработки визуальной информации

Гиперчувствительность - раздражается от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегает зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои, с трудом удерживает фокусировку взгляда на задаче/действии, над которой работает, в течение необходимого срока, часто болит голова после чтения или просмотра телепередач.

Сниженная чувствительность - плохо следит за движущимися объектами; с трудом различает цвета, формы и размеры; путает право и лево; путает схожие буквы; фокусируется на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком; не может следить за строкой при чтении или списывании с доски; с трудом находит нужные предметы среди других, т.е. бумаги на столе, вещи в ящике шкафа, продукты на полке магазина, игрушки в корзине.

Признаки нарушений обработки слуховой информации

Гиперчувствительность - закрывает уши руками на громкие, резкие звуки, которые у других не вызывают реакции. (Ȁум воды унитаза, фена, пылесоса, непереносимость шумных мест.) Не может слушать и смотреть одновременно. Может отказываться посещать кинотеатры, парады, катки, музыкальные концерты и т.д. Решает, нравится ли ему тот или иной человек по звуку его голоса.

Низкая чувствительность - плохо откликается на речь, любит слишком громкую музыку или сам создает шум, не понимает, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивает. С трудом понимает или вспоминает сказанное. Не замечает некоторых звуков. Разговаривает сам с собой, выполняя задание, часто вслух. В младенчестве произносил мало звуков, отсутствовал лепет.

Признаки нарушения оральной восприимчивости

Гиперчувствительность - разборчивость в еде, ограниченность в выборе продуктов. Избегает приправленных, острых, сладких или солёных блюд, предпочитает простую пищу. Может есть только горячую или только холодную пищу. Может давиться твердой пищей, не может, как следует жевать и глотать, не любит зубных врачей, ненавидит зубную пасту и чистить зубы.

Сниженная чувствительность - облизывает, пробует несъедобные объекты, обожает пищу с ярким выраженным вкусом. ǿасто жуёт волосы, одежду или пальцы. Может наблюдаться обильное слюнотечение. Грызет ручки, карандаши или воротничок рубашки.

Признаки нарушения обонятельной дисфункции

Гиперчувствительность - не переносит различные запахи, избегает места, где для него неприятно пахнет, выбирает пищу по запаху, реагирует на запахи острее, чем другие.

Сниженная чувствительность - не замечает неприятные или резкие запахи, занюхивает все, что встречает, плохо различает запахи. Может выпить или съесть что-либо ядовитое, потому что не замечает неприятного запаха.

           

                Признаки нарушения тактильной дисфункции

Гиперчувствительность - отказ от игр, где можно испачкаться, отказ от навязчивых и легких прикосновений, поцелуев, отказ от грубой одежды, отказ от принятия ванны, душа или похода на пляж, отказ от игры с пластилином, тестом, песком.

Недостаточная чувствительность - ребенок не ощущает, что руки или лицо испачканы, постоянно что-то трогает или чего-то касается, грубо играет со сверстниками, плохо чувствует боль или даже испытывает от нее удовольствие. Не реагирует на повреждения (например, порезы или синяки), при этом не боится уколов (даже может говорить, что любит уколы!).

             

Признаки вестибулярной дисфункции

Гиперчувствительность - Избегает детских площадок, качелей, каруселей на детских площадках, боится высоты, не нравится находиться вверх тормашками, боится упасть, не любит быстрые, внезапные или повторяющиеся движения.

Недостаточная чувствительность - постоянно находится в движении, носится или кружится, кажется, что ни минуты не может посидеть на месте, ищет постоянного «возбуждения», качает ногами когда сидит, любит когда его подбрасывают, кажется, что он никогда не испытывает головокружения, полон энергии.

Признаки проприоцептивной дисфункции

Проприоцептивная система воспринимает сигналы от мышц, связок и суставов. Благодаря ей, мозг получает информацию о том, когда и какие мышцы сокращаются или растягиваются, какие суставы сгибаются и распрямляются и в каком направлении. Когда эта система работает эффективно, ребёнок осознает положение тела и его перемещение в пространстве. Эта сенсорная система помогает нам двигаться, не сталкиваясь с препятствиями, понимая, какую силу необходимо приложить для выполнения той или иной задачи и автоматически изменять положение тела. У ребёнка нарушено восприятие своего тела, его поведение, направленно на поиск сенсорных контактов, если он:

- Старается прыгать, сталкиваться, разрушать что-либо.

- Постоянно ломает игрушки, предметы. Топает во время ходьбы.

- Стучит ногами по столу или по стулу, сидя за партой/столом.

- Кусает или сосёт пальцы и/или часто хрустит костяшками. ǿасто нарочно падает на пол.

- Может часами прыгать на батуте. Путает «тяжёлое» и «лёгкое»

- В течение дня скрипит зубами.

- Любит толкать/тянуть/тащить вещи. Хлопает дверями и т.п.

- Любит прыгать с мебели или высоких мест.

- Часто ударяет, толкает, пихает других детей. Не контролирует степень давления при письме/рисовании.

- Есть проблемы с навигацией в помещении и избеганием препятствий.

Признаки нарушения сенсорной интеграции

Некоторые младенцы с нарушениями сенсорной интеграции начинают позже ползать, переворачиваться, сидеть, стоять позднее своих сверстников. Вероятно, им труднее завязывать шнурки или кататься на двухколесном велосипеде. Они могут неловко двигаться, часто падать и спотыкаться. У такого ребенка мышцы и нервы работают хорошо, однако мозг не в состоянии собрать из кусочков цельную картину. У таких детей плохо развиты игровые навыки.

Ребенок с нарушением сенсорной интеграции гораздо чаще сверстников ломает предметы, чаще получает повреждения. Одна из распространенных проблем – задержка речевого развития – может уже в раннем детстве сигнализировать о нарушении работы мозга. ǽотя со слухом все в порядке: они слушают речь, но слова как будто теряются где-то, проходя сквозь мозг. Другие знают, что сказать, но не справляются с артикуляцией. Слабая сенсорная интеграция у многих детей является причиной гиперактивности.

                   

                   Краткий обзор признаков появления нарушений

Гиперактивность или повышенная отвлекаемость - нередко является первым признаком сенсорной дисфункции. Ребенок постоянно находится в движении, бегает вместо того, чтобы ходить, и большая часть его действий выглядит бесцельной. Спокойно сидеть и концентрировать внимание для него почти невозможно. Отвлекаемость может стать главной проблемой в школе: ребенок не в состоянии «отгородиться «от шума и света, окружающие люди занятые множеством дел, приводят его в замешательство, и потому он не способен работать в полную силу.

Когда такие дети совсем малы, они занимают собой все пространство. Становясь старше, они могут подавлять свою физическую активность, но из-за чрезмерной нервной возбудимости не способны поддерживать порядок в комнате, выполнять домашнее задание или собрать портфель к школе, ничего не забыв. Если мозг не может организовать сенсорные сигналы и двигательную активность, он также не может помочь разобраться в шкафу, полном одежды, или портфеле с книгами. Проигрыш в какой-нибудь игре оборачивается угрозой расстроить игру. Ему трудно делиться игрушками или едой.

Гиперактивный ребенок двигается не потому что ему так хочется, а потому что мозг его выходит из-под контроля. Дезорганизация работы мозга не дает ему сконцентрироваться и удерживать внимание. Если кто-нибудь гиперактивного ребенка толкнет или ударит, такой ребенок сразу дает ответ на удар – ударом. Это не связано с эмоциями или личными отношениями: это спонтанные реакции на ощущения, невыносимые для ребенка. Мозговые процессы бессознательны и контролю не подлежат. Бесполезно заставлять его хорошо себя вести или быть внимательным. Порочный круг из негативной самооценки, неприятного поведения и негативных реакций окружающих чреват постоянным унижением ребенка. Такие дети будут играть с ребятами гораздо младше себя, либо с более старшими, поскольку последние понимают и принимают их.

Речь и проблемы с языком. Речь и язык зависят от многих процессов, связанных с сенсорной интеграцией, поэтому в случае сбоя на любом из этих этапов обработки информации они обычно развиваются медленно. Краткий обзор признаков появления нарушений

Мышечный тонус и нарушение координации. У детей с сенсорной дисфункцией часто встречается низкий мышечный тонус, они кажутся слабыми или вялыми. Им требуются значительные усилия для того, чтобы просто удерживать голову и тело в вертикальном положении, потому они быстро устают. Если ребенок, работая за столом, не в состоянии спокойно сидеть и поддерживать тело в вертикальном положении, это может служить признаком плохой сенсорной интеграции.

Проблемы с обучением в школе

Нарушение сенсорной интеграции либо прямо влияет на протекающие в мозгу процесс обучения, либо ведет к нарушению поведения, связанного с учебой в школе. Основными преградами нередко оказываются чтение и письмо. Для детей с определенными видами сенсорных нарушений чтение всегда представляет трудность. Особенно трудно записывать услышанные слова: они не могут интегрировать звуковые ощущения с ощущениями в кисти и пальцах. Такие дети могут сказать: «Я знаю, чего вы хотите, но не могу это записать». Дети с нарушением сенсорной интеграции плохо ориентируются в окружающем их пространстве. Натыкаются на других детей или предметы, поскольку не в состоянии оценить их пространственное положение, а также положение собственного тела. Из-за этой особенности им трудно в школе переписывать в тетрадь написанное на доске: оценка расстояния между собой и доской и расположение букв на бумаге. Буквы выходят разного размера и кривыми. Нарушение интеграции либо прямо влияет на протекающий в мозгу процесс обучения, либо ведет к нарушению поведения, связанного с учебой в школе.

Нарушение работы вестибулярной системы

 (двигательные ощущения и их влияние на развитие навыков)

 Представьте, что вы наблюдаете за гуляющими детьми. Они выстроились гуськом и стараются пройти по узкому бордюру тротуара, не соскочив с него. Первый ребенок легко и весело пробегает туда - обратно несколько раз. Второй- с трудом сохраняет равновесие и постоянно соскакивает. Третий - не соскакивает, но и особой ловкости в его движениях нет, он оглядывается на взрослого, пытается что-то сказать, но не умеет говорить, издает лишь несколько звуков. ǿетвертый - боится упасть, но взрослый призывает его все-таки сделать попытку. Крепко держась за руку взрослого, он приходит по бордюру, не оступившись.

У 2,3,4 – мозг недостаточно хорошо обрабатывает сенсорную информацию, поступающую через вестибулярную систему.

Вестибулярная система взаимосвязана почти со всеми зонами мозга. Вестибулярные рецепторы наиболее чувствительны. Природа сделала их такими именно потому, что их информация чрезвычайно важна для адаптации человека. Вестибулярная активность формирует основу для развития зрения и слуха.

 

     Влияние на глазодвигательные мышцы и мышцы шеи

В организации вестибулярной системы особую роль играют глазодвигательные мышцы и мышцы шеи. Эти мышцы, которые работают с самого раннего возраста, готовят почву для сенсомоторного развития других частей тела. Дети, имеющие нарушения, вызванные неадекватной обработкой вестибулярных сигналов, не могут следить за предметом, движущимся у них перед глазами, а также четко переводить взгляд из одной точки в другую. Движения глаз у них не плавные, глаз либо отстает, либо дергается. Таким детям трудно играть в мяч, чертить мелком линию, читать. Проверка зрения может ничего не выявить, но ребенок, почему- то натыкается на мебель или падает с лестницы. Он видит шкаф или ступеньку, но не в состоянии оценить их положение относительно своего тела. Влияние на глазодвигательные мышцы и мышцы шеи Вестибулярная система обеспечивает устойчивость поля зрения, поэтому нам не кажется, что предметы дрожат, когда мы движемся. Вестибулярная система заставляет глазодвигательные мышцы и мышцы шеи компенсировать мелкие движения головы и тела.

Без адекватных вестибулярных механизмов, удерживающих глаза и голову в неподвижном положении, ребенку очень трудно писать на доске или списывать с неё текст.

Влияние на эмоциональное развитие и поведение

Эксперименты показали, что при недостатке вестибулярной стимуляции, в период младенчества животные вырастают враждебно настроенными к миру, агрессивными, отчужденными. Вестибулярная система дает ощущение безопасности и уверенности из основных видов взаимоотношений – гравитационным полем Земли (взаимоотношение человека с миром). Гравитационная безопасность служит основанием для межличностных отношений - а значит, развивает эмоции (лимбическую систему). Гравитационная безопасность важна для эмоционального здоровья ребенка.

Успокаивая плачущего ребенка, родители его качают. Колыбель служит символом покоя и безмятежности. Качание в кресле-качалке или на качелях ослабевает тревогу и эмоциональное смятение. Дети обожают всякие гимнастические снаряды и аттракционы, потому что скольжение, качание, карабканье и катанье интенсивно стимулируют вестибулярную систему. Итак, если физическая связь ребенка с гравитационным полем Земли неустойчива, все остальные связи не могут развиться оптимально. Вестибулярная система – это главный организатор ощущений.

Вестибулярно-языковые нарушения

Языковая коммуникация – это конечный продукт сенсорной интеграции. Специалистами отмечено, что у детей с речевыми и языковыми нарушениями наряду с вестибулярными проблемами обычно есть проблемы с движением и двигательным планированием. Но не все языковые и речевые расстройства связаны с вестибулярной дисфункцией. Речь может быть нарушена из-за плохой работы речевых центров левого полушария.

В последнее время выявляется все больше случаев когнитивных нарушений, сказывающихся на обучении и развитии детей, поэтому все больше специалистов пытаются разобраться в природе этих проблем и нащупать пути помощи таким детям. Первой была установлена связь между обучением, развитием и нарушением слуховой и зрительной перцепции. Потом ученые выяснили, что причиной некоторых слуховых и большинства зрительных проблем, возникающих у детей, является плохая интеграция ощущений, обеспечивающих нас информацией о прикосновениях, положении тела и движениях. Эта область развивается с 60-х годов XX века, и общество все глубже осознает необходимость такой работы. Задача родителей, педагогов, специалистов по реабилитации состоит в том, чтобы, используя гибкость нервной системы (способность нейронов и синапсов к саморазвитию) и компенсаторные механизмы, развивать сенсорную чувствительность ребёнка, его познавательные способности и эмоционально-волевые качества.

Автор –педагог-психолог Сологуб М.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 главных признаков "кризиса трех лет" и способы их преодоления

Многие родители слышали о таком понятии как "кризис трех лет".Однако,все равно случающиеся у трехлеток истеричность,негативное отношение к просьбам и пожеланиям со стороны взрослых застают п...

Кризис трех лет. Основные признаки и способы его преодоления.

Каждый год, когда я начинаю работать в младшей группе, второе родительское собрание полностью посвяшаю кризису трех лет. Несмотря на то, что интернет в наше время доступен практически в  каждой с...

Консультация для родителей. «Я сам!» или 7 главных признаков кризиса 3 лет и способы их преодоления

Многие родители слышали о таком понятии, как «кризис 3 лет». Однако всё равно случающиеся у трёхлеток истеричность, негативное отношение к просьбам и пожеланиям со стороны взрослых застают...

Нарушения поведения и способы их преодоления у детей с РАС

Понимание особенностей детей с аутистическими расстройствами требует создания специальных организационных и содержательных условий обучения и воспитания...

«Я сам!» или 7 главных признаков кризиса 3 лет и способы их преодоления.

Прежде вполне послушный малыш внезапно начинает устраивать «сцены», топать ножками в попытках добиться желаемого. Иногда интенсивность кризисного периода столь высока, что родители тянутся...

Статья Стрессы в жизни современного ребенка и способы их преодоления

Стресс – это общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя.Стресс–это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с ...