«Мастерство публичных выступлений». Психологический тренинг для педагогов ДОУ
материал по психологии
Педагогам очень часто приходится выступать на различных мероприятиях, давать мастер-классы. проводить мероприятия с родителями. Настоящий сценарий тренинаг очень актуален и может быть использован педагогами-психологами для проведения в коллективе педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Яйский детский сад «Чайка» ____________________________________________________________________ 652100, Россия, Кемеровская область, Яйский район, пгт.Яя, ул. Пионерская, 5 |
«Мастерство публичных выступлений»
Психологический тренинг для педагогов ДОУ
Провела:
Булгакова В.М.,
педагог-психолог
Пгт Яя, 2024 г.
Психологический тренинг для педагогов ДОУ
«Мастерство публичных выступлений»
Цель: развитие умений и навыков, способствующих эффективному выступлению на публике
- поддерживать положительный эмоциональный климат в коллективе;
- способствовать формированию навыков конструктивного общения;
- способствовать развитию самопознания;
- познакомить педагогов с вербальными и невербальными способами общения с аудиторией.
1.Вводная часть.
Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию предлагаю тренинговое занятие “Мастерство публичного выступления”.
Вопрос к аудитории: насколько часто Вам приходится выступать, произносить речи? (заслушиваются ответы). Можно сделать вывод, что предлагаемая тема будет для вас полезной и интересной.
Озвучьте Ваши ассоциации на понятие “публичное выступление”. Для этого я попрошу мою коллегу записать все, что вы скажете на доске. Напомним, ассоциация - это та мысль, которая первой приходит в голову, когда вы что-либо слышите, видите, или чувствуете. Итак, Ваши ассоциации на понятие “публичное выступление”. (Высказывания записываются на доске.) Спасибо всем. Хочу отметить, что предложенные вами варианты интересны, и они совпадают с теми вопросами, которые будут рассмотрены на нашем занятии.
Начать наше занятие хотелось бы со слов Элен Кагип “Большинство из нас перед началом публичного выступления испытывают чувство волнения. Главное - не снять это чувство волнения, а использовать его, чтобы показать свою индивидуальность”.
Самодиагностика: предлагаю вам провести самодиагностику, используя тест «Оратор ли Вы? Умеете ли Вы связно и ясно излагать свои мысли?». (Обработка результатов). Довольны результатом? Готовы над собой работать? Предлагаю вам сегодня прокачать ваши ораторские способности и научиться не испытывать дрожи в коленях перед аудиторией.
2.Основная часть.
Разминка «Восточный базар». Знаете ли вы, что такое восточный базар? Какие ассоциации возникают при воспоминании о нем? Предлагаю совершить воображаемое путешествие на такой базар. Для этого раздам всем участникам группы по листу бумаги. Согните их по горизонтали и разорвите на две половинки, после этого с каждой половинкой проделайте точно такую же операцию и потом с каждой четвертинкой сделайте точно так же. Затем на каждой восьмушке напишите свое имя крупными понятными буквами. Полученную записку сложить несколько раз так, чтобы текст оказался внутри. (Педагог-психолог собирает все записки и складывает их в одном месте, тщательно перемешивая. Каждый из группы подходит к запискам и выбирает восемь бумажек, с которыми он и отправляется на восточный базар. Задание каждого участника на протяжении 5 минут найти и купить все восемь записок, где написано его имя. Можно уговаривать, меняться, спорить. Первые три участника, которые подойдут к тренеру с собранными записками со своим именем – победители. Для того, чтобы поддержать соответствующую накаленную атмосферу, Психолог напоминает членам группы, сколько времени осталось до закрытия базара).
Педагог-психолог: Понравилось вам данное упражнение? На что оно направлено? (Ответы участников)
Педагог-психолог: Умение выступать публично является ценнейшим навыком современного делового человека. Представители многих профессий в силу своих обязанностей сталкиваются с необходимостью выступать перед аудиторией довольно часто: топ-менеджеру нужно мотивировать подчиненных, торговому представителю нужно убедить клиента купить товар именно его компании. Коммуникация – основа социальных связей. Учитывая важность, возрастает и ответственность за исход. Мы боимся не выступления, а того, как отреагирует аудитория на него. И это не случайно. Страх выступления имеет свою природу.
Первопричины страха публичных выступлений:
1. Важной причиной страха перед публичным выступлением является так называемый “фильтр общественного поощрения” Основа этого фильтра заложена миллионы лет назад, когда человек проживал в первобытной общине и был неотъемлемой частью племени. Изгнание для него было равносильно смерти. Во всех своих действиях он ориентировался на мнение окружающих. Это выработало очень жесткую инстинктивную программу запускающую волнение и страх перед публичным выступлением, даже сейчас, когда человеку ничего не угрожает.
2. Одной из причин страха перед публичным выступлением может быть негативный детский опыт. Родители слишком резко запрещают своим детям громко разговаривать или кричать в общественных местах. Мамы и папы буквально закрывают рот своим чадам, аргументируя это тем, что все смотрят на ребенка и что это некрасиво. В итоге, когда подрастающей или уже взрослой созревшей личности приходится выступать на публике, голос куда-то пропадает, внутри все сжимается, а со лба льются ручьи пота. Очень часто негативный детский опыт закрепляется уже в школе или в институте, когда человек подвергается критике со стороны преподавателей или других студентов.
3. Отсутствие достаточного опыта. Для некоторых публичные выступления могут представлять некоторую сложность из-за того, что у них нет опыта выступлений. Кто-то, возможно, в прошлом имел далеко не лучший контакт с аудиторией и воспоминание об этом усиливают волнение и страх. Некоторые же люди намеренно избегали публичных выступлений, из-за чего теперь им сложно сделать их частью своей повседневной жизни.
Другие причины:
Кроме того, исследователи указывают также такие причины страха перед публичным выступлением:
1.Боязнь выглядеть несовершенным.
2.Придание слишком высокой значимости выступлению и возможным ошибкам.
3.Преувеличение собственных недостатков.
4.Недоброжелательность аудитории или плохая подготовка к выступлению.
Страх публичных выступлений — страх аудитории является одним из распространенных социальных страхов. Симптомами этого страха являются сильное сердцебиение, потливость, дрожание голоса, тремор губ и конечностей, зажатость голосовых связок, подташнивание, и др
По данным исследований, 95 % населения планеты испытывает страх перед публичным выступлением. При этом нервничают практически все. Тех же, кто панически боится говорить что-либо на публике, в психологии называют глоссофобами.
Адреналина, по данным ученых, у выступающего выделяется столько же, сколько при прыжке с парашютом.
Но, к счастью. как считают многие преподаватели ораторского искусства, страх выступления можно преодолеть. Для этого ими разработан ряд рекомендаций и упражнений.
1. Пользуйтесь энергией страха
Если мы можем владеть чувствами, соответственно, мы можем владеть и энергией страха перед выступлением. Какие бы неприятности вам не грозили, самое худшее — это не выступить перед публикой вообще. Страх — это барьер, который одновременно может быть энергией. Сценическое правило советует превратить свой страх в энергию, что сделает ваше выступление энергетичным, искренним и запоминающимся. До выхода на сцену или параллельно с приветствием представьте, что вы и зал единое целое, вы являетесь точкой равновесия, в которой сходятся вся энергии (пространства, времени, предметов и людей). Управляйте этой энергией, наблюдайте, пробуйте, анализируйте, учитесь.
2. Принимайте страх.
Осознайте и примите как должное тот факт, что не все ваши выступления пройдут блестяще. Вы боитесь задаваемых во время выступления вопросов? Все предусмотреть нереально. Стоит вам признать это, и вы повысите уровень своих выступлений. Страхи перестанут блокировать подсознание, и оно подскажет вам прекрасные идеи для ответа.
Представьте самый худший вариант развития событий: выступление не удалось… Что изменится в жизни? Так ли уж это страшно?
3. Используйте тонопластику.
Дальнейшему приему хотела бы уделить особое внимание, ведь очень часто перед публичным выступлением страх не позволяет расслабиться? Вот что получается: зажимы в сознании приводят к зажимам в мышцах, а зажимы в мышцах приводят к зажимам в сознании. Связь двусторонняя. Для того чтобы, вам было, спокойно выступать, нам нужна тонопластика (это система упражнений, снимающих тревожность и напряжение. Ее автор — легендарный психотерапевт, доктор медицины и психологии Владимир Львович Леви).
«Улыбка джунглей»
Это упражнение хорошо снимает беспокойство и страх. «Улыбка джунглей» — это просто оскал во весь рот. Улыбнитесь так, чтобы все зубы были видны! Смотреться будет, может и жутковато, зато от страха не останется следа. Кстати, после «Улыбки джунглей», выполненной 12 раз подряд, ваше лицо само по себе озарится улыбкой Будды.
«Дикие пляски»
А теперь — дискотека! Никаких особых «па» разучивать не надо — полная импровизация! Танцевать можно с музыкой и без, с партнером и без него. Главное — спонтанность! Позвольте ногам самим выписывать причудливые коленца, рукам — болтаться туда- сюда, телу — ходить ходуном.
«Антисмайлик»
Вот попробуйте опустить уголки рта, свести плечи, стиснув грудную клетку, понурить голову… Уже через пару минут жизнь покажется вам раз в пять отвратительней, чем она есть на самом деле.
Теперь делаем все наоборот: плечи расправляем, грудь — вперед, улыбка до ушей. И чередуем «Смайл» с «Антисмайлом». Семь таких «наоборотиков» заменят контрастный душ. Вы взбодритесь. Возможно, вам даже захочется смеяться. А смех — это лучшая тонопластика, придуманная самой природой
«Взад-вперед»
Подвигайте интенсивно челюстью взад-вперед раз двадцать. В результате таких движений раздражаются корешки блуждающего нерва, сигнал передается в центральную нервную систему, происходит выброс норадреналина и ваше состояние уравновешивается
«Гимнастика — кисти рук»
Поболтайте кистями, подвигайте в воздухе пальцами, разомните руки. Вы и сами много раз делали это интуитивно. Врачи и психологи подтверждают, что гимнастика кистей рук позволяет не только снизить парализующий эффект волнения, но и стимулирует работу речевого аппарата, повышает сообразительность и красноречие.
4. Используйте в помощь собственное тело.
Последующий прием это работа с нашим дыханием. Перед выходом на сцену вы можете проделать ряд упражнений, которые помогут разумно направить поток адреналина. Первое и самое главное — дыхание. Дышите глубоко, словно медитируя. Приток кислорода принесет с собой спокойствие. Сделать это можно, даже сидя в зрительном зале и ожидая своей очереди. Дышите глубоко, животом, и делайте это медленно. Повторите глубокий вдох три раза. Если вы находитесь не на сцене и заметно напряжены, то попробуйте выполнить более энергичные физический упражнения.
5. Пейте воду.
Немаловажным очередным приемом является как не странно — вода! Самый неприятный побочный эффект адреналина — это пересохший рот. В такой ситуации говорить очень трудно. Лучшее средство борьбы — это контроль уровня адреналина описанными выше методами. Но надо следить и за обезвоживанием своего организма. За пять минут до выхода на сцену выпейте треть бутылки воды. И тогда ваш рот не пересохнет.
6. Используйте позитивные фразы.
Следующим важным приемом хочу выделить произнесение аффирмаций (краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека, способствуя улучшению его психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в жизни) с подбадривающим контекстом. Нужно выбирать положительные фразы, такие как:
"Аудитория меня слушает"
"Я уверенно веду себя на сцене"
«Я управляю своими эмоциями»
«Я готова поделиться полезной информацией с другими людьми».
Такие фразы стоит прокручивать в голове перед выступлением, перед выходом на сцену и даже во время него.
7. Пользуйтесь поддержкой из зала.
На очереди следующего приема поддержка из зала, в начале выступления найдите в зале лица, которые покажутся вам симпатичными. Если сможите найти три-четыре таких человека в разных уголках зала, обращайтесь к ним, переводя взгляд с одного на другого на другое. Все в зале почувствуют эту связь, а эти лица вернут вам спокойствие и уверенность. Вы можете даже пригласить своих настоящих друзей. Обращайтесь прямо к ним.
8. Репетируйте — используйте свой страх как мотивацию.
Самым весомым приемом является тренировка перед зеркалом вашего выступления. Репетируйте как можно чаще, и ваше беспокойство ослабеет. В ходе репетиций возрастает уверенность, исчезает страх, а качество выступления становится гораздо выше. Даже если вам предстоит краткое выступление, не стоит игнорировать необходимость хотя бы малейшей подготовки. Изучайте как можно тщательнее тему, о которой планируете говорить. Главный принцип, который нужно держать в голове, заключается в том, что, чем больше вы боитесь выступать, тем качественнее следует готовиться.
9. Развивайте ораторские способности
В современном понимании ораторское искусство — это культура речи и психологические навыки, которые делают человека эффективным в поле публичных выступлений и в межличностном общении.
Упражнения для развития ораторского искусства
«Связанные слова»
Цель: тренировка креативности в речи.
Ведущий заранее готовит несколько билетов (бумажек). На каждом написано одно слово (например, пингвин, шляпа, зонтик и т. д. ). Участник тянет наугад два билета и составляет речь на 2 минуты, в которой обыгрывает эти слова. Нужно сделать логичное выступление.
После выступления слушатели дают обратную связь:
Насколько выступление было логичным? Связанным? Красивым?
Интересно, заметили ли эти 2 слова?
Чтобы процесс шел живее, удобнее делать это упражнение в микро-группах, например, по 6–7 участников. Так и времени понадобиться меньше, и участники не устанут.
Включенность группы будет ещё выше, если дать возможность им самим написать по 2–3 билета, затем положить их в общую корзинку (в каждой микро-группе), и оттуда вытягивать.
«Собеседование»
Цель: тренировка аргументации и стрессоустойчивости.
Время: 5–7 минут на каждого участника.
Количество участников: не ограничено.
Проведение упражнения:
Вызываем двух участников. Один проводит, другой — проходит собеседование. Цель переговоров — устройство на работу или увеличение зарплаты. Соискатель в данных переговорах должен использовать как можно больше аргументации, почему должны взять именно его (или почему действительно необходимо увеличить ему зарплату).
Затем подводим итоги:
Удалось ли выполнить поставленную задачу?
Что помогло/помешало?
Затем участники меняются ролями в этой же паре.
10. Практика – лучший способ побороть страх выступления
Если у Вас есть возможность выступать на различных конференциях или семинарах, не упускайте ее! А если нет… То надо найти. Научиться красиво говорить и убеждать слушателей можно только на практике. Предлагают выйти с докладом на близкую Вам тему? Отлично! Самое лучшее упражнение — живое выступление. Как говорится, иди туда, где страшно. Именно там ты приобретешь силу.
Рефлексия. Упражнение: «Аплодисменты».
Хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве. Хотелось бы подарить ощущение победы и оваций каждому. Я подхожу к любому участнику нашей тренинговой группы и начинаю аплодировать. Затем этот участник выбирает из группы следующего кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План семинаров-тренингов для педагогов «На пути к педагогическому мастерству»
Данный материал может быть полезен педагогам-психологам в работе по развитию эффективности педагогической деятельности....

Семинар-тренинг для педагогов ДОУ «Психолого-педагогическая культура как основной фактор педагогического мастерства»
Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками....

Семинар-тренинг для педагогов ДОУ «Психолого-педагогическая культура как основной фактор педагогического мастерства»
научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками....

Тренинг для педагогов – участников конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года 2018»
Тренинг, который был проведен для педагогов-участников конкурса профессионального мастерства "Воспитатель года 2018" в г.Лесосибирске....

Тренинг для педагогов "Правила публичного выступления"
Публичное выступление – это своего рода искусство. Недаром ораторству, как и любому другому искусству, всегда обучались. Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, осн...

Семинар с элементами игрового тренинга «Мастерство публичных выступлений»
Ораторские умения являются важной составляющей поведенческого компонента имиджа, поскольку деятельность педагога связана с публичными выступлениями на праздниках, родительских собраниях, конференциях,...

Тренинг для педагогов "Мастерство публичных выступлений"
В тренинге представлен материал для педагогов по отработке навыков публичных выступлений....