Формирование самостоятельности в ходе трудовой деятельности в многодетной семье
презентация по психологии
Вам представлен доклад на тему "Формирование самостоятельности у детей разного возраста в многодетной семье в ходе трудовой деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_samostoyatelnosti_v_hode_trudovoy_deyatelnosti_v_mnogodetnoy_seme.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1
День добрый, уважаемые коллеги.
В настоящее время в обществе существует потребность воспитания людей, умеющих мыслить творчески, ставить цели и находить пути их достижения, соответственно появляется необходимость развития инициативы и самостоятельности уже в детстве.
СЛАЙД 2
Согласно ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ педагогические работники обязаны «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира».
В законе «Об образовании в Российской Федерации», статье 48, подчеркивается, что педагоги должны развивать у детей самостоятельность, инициативу. Во ФГОС ДО также отмечено, что ребенок старшего дошкольного возраста должен проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста объясняется с естественным стремлением ребенка к самостоятельности. Такое стремление требует всесторонней психолого-педагогической поддержки со стороны взрослых.
В психолого-педагогической литературе понятие «самостоятельность» рассматривается с самых разных позиций.
. СЛАЙД 3
Одни авторы трактуют ее как регуляцию, которая предназначена для социализации личности, сдерживания желаний.
Другие авторы на первое место выносят проблему саморазвития человека, его человеческих качеств.
Также самостоятельность понимается как наличие рефлексивной позиции, как личностное сотрудничество, в виде деятельностного самоопределения, как критерий интеллектуального развития.
Мы же остановимся на таком определении, как ….
Самостоятельность — постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте.
Эффективным средством развития самостоятельности в дошкольном возрасте является трудовая деятельность.
Формирование самостоятельности в трудовой деятельности — это процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности детей и развития у них добросовестного отношения к выполняемой работе.
На протяжении дошкольного возраста происходит постепенное формирование у детей трудовых навыков в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно-бытовом, ручном труде, труде в природе.
В условиях целенаправленной педагогической деятельности, направленной на развитие самостоятельности, дети-дошкольники достигают выраженных показателей самостоятельности и в трудовой деятельности.
Для развития самостоятельности в трудовой деятельности, должны быть созданы необходимые условия, они перед Вами на слайде. СЛАЙД 4
Чуть позднее мы раскроем более широко такое условие, как - взаимодействие с семьями воспитанников с учетом запросов родителей
- совместная деятельность с детьми в трудовой деятельности, направленная на
формирование субъектной позиции;
- взаимодействие с семьями воспитанников с учетом запросов родителей;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОО.
Процесс формирования самостоятельности в трудовой деятельности проходит несколько этапов. Они перед Вами на слайде СЛАЙД 5
- Привлечение к трудовой деятельности. Главное при этом, отсутствие принуждения, поощрение и поддержка инициативы.
- Закрепление положительных эмоций. На этом этапе также происходит знакомство с нравственными эталонами, используется чтение художественной литературы, в совместной деятельности взрослого и ребёнка, происходит показ и объяснение способа действия.
- Целенаправленное обучение детей трудовым умениям и навыкам. Исходным моментом этого этапа выступает мотивация обучения и заинтересованность детей процессом и результатами трудовой деятельности.
- Поощрение и поддержка проявлений инициативности детей. Инициатива детей подкрепляется их умениями и уверенностью в собственных силах.
- Формирование самостоятельности. Формирование желания и в дальнейшем действовать самостоятельно.
Уже давно идет спор о том, что является наиболее важным в развитии личности: семейное или государственное образование.
Я.А. Коменский назвал «материнской школой - последовательность и объем знаний, которые ребенок получает от матери». И.Г. Песталоцци, писал, что «семья - это подлинный воспитательный институт».
По мнению Е.П. Арнаутовой, семейная микросреда является основным «переводчиком» социальных норм и культурных ценностей, которые непосредственно усваиваются ребенком.
Со стороны родителей большее внимание уделяется интеллектуальному развитию, подготовке к школе, а не трудовому воспитанию. При этом, дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе организованностью, активностью, самостоятельностью, опрятностью, умением себя обслуживать. Поэтому именно в дошкольные годы следует начинать формировать у ребенка самостоятельность и способности к труду, которые пригодятся ему в будущем.
В нашем детском саду, уже не первый год, работает «Родительская гостиная «Когда мы месте», СЛАЙД 6, и одна из встреч была посвящена теме формирования самостоятельности в семье. На данной встрече мы пришли с родителями к выводу, что трудовое обучение в семье должно проходить в единстве с детским садом, поэтому мы знакомим родителей с задачами, с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста.
На встрече присутствовали мамы из многодетных семей и об одной такой из них, их положительном опыте, мне хотелось бы сегодня вам рассказать.
СЛАЙД 7
Это семья наших воспитанников, уже четыре ребенка стали школьниками, это семья Галины Сергеевны и Максима Самуиловича Сайбель.
СЛАЙД 8, 9, 10
В семье созданы благоприятные условия для развития трудолюбия детей. Прежде всего, это наглядность, доступность различных дошкольных заданий, ежедневно выполняемых взрослыми на глазах ребенка, ощутимые результаты этой работы. В совместной работе со старшими членами семьи ребенок, подражая старшим, быстро осваивает рабочие навыки, перенимает рациональные методы работы.
Перед вами на слайде СЛАЙД 11 самый маленький член семьи – Тимофей, ему почти 3 года, основной задачей данного возраста является формирование КГН и СЛАЙД 12 навыков самообслуживания
Для ребенка труд вместе с родителями СЛАЙД 13,14 доставляет особое удовольствие. Таким образом, дошкольник чувствует причастность, как к семье, так и к взрослой жизни. В каждой семье можно найти задания для ребенка любого возраста, и для дошкольника также: кормление котенка, полив комнатных растений и т.д.
Подрастая, мальчики СЛАЙД 15 начинают помогать отцу, беря на себя роль помощников, ответственность за выполненные поручения в общей трудовой деятельности. СЛАЙД 16, 17, показывают, как постепенно формируется самостоятельность в ходе совместно трудовой деятельности. СЛАЙД 18 На фото справа – Макар уже самостоятельно мастерит что-то из дерева.
СЛАЙД 19, 20 Конечно, не обходятся в семейном воспитании без ознакомления с профессией и местом работы папы – Максима Самуиловича.
СЛАЙД 21 Мама Галина Сергеевна не отстает от папы и обучает хитростям ведения домашнего хозяйства и ручному труду всех детей. На фото Вы видите маму и старшую дочь Софию – 13 лет, за приготовлением салата, а также на фото видим, как мама учит дочь варить молочную кашу. Этот навык ей пригодится, когда она сама станет мамой.
Далее на СЛАЙДЕ 22 старшая дочь София передает свой опыт Полине, которой сейчас 7 лет, но и самый маленький член семьи, Тимофей, с большим удовольствием присоединился к ним и не прочь помочь сестрам. В приготовлении пельменей на Руси всегда участвовали все члены семьи, от мала до велика.
СЛАЙД 23 В ходе совместной трудовой деятельности старшие обучают младших: будь то сервировка стола к семейному ужину СЛАЙД 24 или обучение заправлять кровать…, а также ходе совместной трудовой деятельности формируется умение строить межтрудовые отношения.
Далее СЛАЙДЕ 25 мы видим как София уже самостоятельно делает уборку в доме, СЛАЙД 26 занимается стиркой белья.
СЛАЙД 27 Всем Вам хорошо известно, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, а игра с родителями, старшими сестрами и братьями помогает быстрее усвоить, научиться определенным навыкам. СЛАЙД 28
Далее Вы можете видеть, как старшие дети играют в сюжетно — ролевые игры с младшими, убирают игрушки СЛАЙД 29 , вообщем, применяют СЛАЙД 33 полученные навыки в семейном воспитании
СЛАЙД 31 уже в игре и в реальной жизни СЛАЙД 32, 33
Таким образом, труд дает ребенку возможность думать, пробовать, исследовать, хотеть действовать, быть самостоятельным.
А как итог, формирования самостоятельности в семейном воспитании через трудовую деятельность, на СЛАЙДЕ 34
Вы видите самого старшего сына Алексея, ему повторюсь, сейчас 23 года, и он уже живет отдельно от родителей, получил профессию, начинает строить свою семейную жизнь.
Да, трактористом, как папа он не стал, но проявляет себя в творчестве: пишет стихи, сочиняет музыку, создал свою рок-группу. А на втором фото , Макар, 16 лет, — также проявляет свои музыкальные способности.
Хочется сказать, что дети в данной семье проходят путь от простого трудового поручения до формирования самостоятельности и проявления творчества.
Высшей формой проявления самостоятельности детей является творчество.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы на тему: "Формирование детского коллектива посредством трудовой деятельности"
Данный опыт представлен для воспитателей детских садов, раскрывает актуальность трудового воспитания в период формирования детского коллектива....
« Трудовая деятельность детей в семье»
« Трудовая деятельность детей в семье»...
Сценарий праздника для многодетных семей "Мама,папа,брат и я - многодетная семья"
«Семья - это та первичная среда, где человекдолжен учиться творить добро».Я.Л. Сухомлинский Вокруг нас всегда происходит так много явлений и событий, которые требуют нашего внимания. Из-за ...
Консультация для родителей «Необходимость формирования навыков самообслуживания и трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Повседневная жизнь детского сада и семьи должна быть наполнена посильной ребёнку трудовой деятельностью со взрослыми и сверстниками. Важно поддерживать трудовые усилия ребёнка, его желание быть ...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ»
Педагогическая технология«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам трудовой деятельности в ходе реализации проектов»...
Ознакомительный семинар по теме «Виды трудовой деятельности, методы развития детской инициативы и самостоятельности при организации трудовой деятельности»
выписка из годового плана, протокол заседания МО...
Социально-педагогическая деятельность с многодетной семьей в условиях ДОУ
Социально-педагогическая деятельность с многодетной семьей в условиях ДОУПод многодетной семьей принято понимать семью, имеющую трех и более детей.Можно выделить следующие виды многодетных с...