Социально-педагогическая деятельность с многодетной семьей в условиях ДОУ
статья по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Социально-педагогическая деятельность с многодетной семьей в условиях ДОУ
Под многодетной семьей принято понимать семью, имеющую трех и более детей.
Можно выделить следующие виды многодетных семей.
1. Семьи, в которых родители любят своих детей и сознательно хотели их иметь. В этих семьях ребенок - одна из основных жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше.
2. Семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей. Третий и последующие дети могли появиться в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета по состоянию здоровья матери, отказа из-за религиозных убеждений.
3. Семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которых уже имелись дети.
4. Семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством для получения различного рода пособий, льгот и благ. Типичной установкой родителей выступает убеждение в том, что их основная задача - произвести ребенка на свет, а дальнейшая его судьба должна стать заботой государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-pedagogicheskaya_deyatelnost_s_mnogodetnoy_semey_v_usloviyah_dou.docx | 12.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-педагогическая деятельность с многодетной семьей в условиях ДОУ
Под многодетной семьей принято понимать семью, имеющую трех и более детей.
Можно выделить следующие виды многодетных семей.
1. Семьи, в которых родители любят своих детей и сознательно хотели их иметь. В этих семьях ребенок - одна из основных жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше.
2. Семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей. Третий и последующие дети могли появиться в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета по состоянию здоровья матери, отказа из-за религиозных убеждений.
3. Семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которых уже имелись дети.
4. Семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством для получения различного рода пособий, льгот и благ. Типичной установкой родителей выступает убеждение в том, что их основная задача - произвести ребенка на свет, а дальнейшая его судьба должна стать заботой государства.
Отнесение семьи к тому или иному типу позволяет четко определить оптимальный стиль взаимоотношений с ней, объем и характер необходимой психологической и иной помощи.
Многодетная семья – это микроколлектив, в котором разновозрастные и разнополые дети учатся общаться, делиться, разрешать конфликтные ситуации и мириться.
Каждый ребенок побывает и в роли старшего, и в роли младшего, поэтому такие дети проявляют гибкость в разрешении спорных вопросов, легко адаптируются в любом коллективе, устойчивы к стрессам и вообще лучше подготовлены к взрослой жизни, конечно, при правильном воспитании и благоприятной обстановке в семье;
Дети в такой семье, особенно первенцы, более ответственны и инициативны. Это связано с тем, что дети, подрастая, стараются помочь маме, занятой приготовлением пищи, уборкой, стиркой. Постепенно дети естественно и без принуждения учатся самостоятельно справляться с бытовыми вопросами;
При воспитании детей, родители учитывают свои педагогические промахи, выявленные при взрослении каждого из детей;
В многодетной семье младшие дети развиваются быстрее и схватывают все «на лету», ведь они копируют поведение старших братьев и сестер;
Эмоциональная жизнь детей в такой семье более насыщенна, братьев и сестер много.
Трудности, с которыми сталкивается многодетная семья:
- отсутствие у родителей достаточного количества времени «поговорить по душам» с каждым ребенком в силу занятости бытовыми вопросами или работой, приводит к появлению у детей ощущения одиночества;
- зарождение чувства ревности к многочисленным братьям и сестрам почти у каждого ребенка;
- нагрузка на старших иногда непосильна для детских плеч. Кроме домашних заданий, дети должны забрать из сада или школы младших, помочь маме по хозяйству, присмотреть за малышами и др.;
- если семья не является состоятельной, расходы на одежду и питание очень внушительны, поэтому средств на развлечения и разнообразные нужды не хватает;
- риск частых ОРВИ существенно возрастает - если заболевает один ребенок, то, скорее всего, болеют и остальные;
- отец подвержен эмоциональному выгоранию из-за постоянной ответственности за детей и необходимости много трудиться.
Основные направления работы:
Педагогическое просвещение родителей:
1. Консультирование родителей многодетной семьи, сама консультация имеет свою специфику - это очень конкретное сообщение информации по запросу родителей, чаще всего это:
- причины нарушений в поведении и развитии ребенка;
- семейные взаимоотношения;
- родительская ответственность за воспитание, развитие, социализацию своего ребенка;
2. Подбор специальной литературы по вопросам полового воспитания детей, медицинским проблемам.
3. Ознакомление со службой экстренной психологической помощи. («Телефон доверия» оказывает заочные психологические услуги детям, подросткам и родителям, испытывающим трудности в общении и воспитании ребенка. Дети и их родители могу
позвонить по телефону доверия для снижения психологического дискомфорта и укрепления чувства психологической защищенности).
4. Информирование о работе различных служб.
Семье необходимо сообщить информацию о различных центрах:
- Межшкольные центры социально-психологической помощи;
- Психолого-медико-социальные центры помощи детям и подросткам;
- Центр социально-педагогической реабилитации;
- Центр семьи и детства;
Коррекция и социальная профилактика:
- Психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного психологического консультирования;
- Психотерапевтическая помощь матерям и другим членам семьи;
- Воспитание детей с ОВЗ
Одним из значимых направлений является педагогическое взаимодействие сада и семьи:
- Родительские семинары, конференции - расширение знаний родителей о психологии воспитания, о педагогических приемах взаимодействия с детьми, обмен опытом;
- Групповое и индивидуальное консультирование - построение общения
на основе ответов на интересующие вопросы, откровенность в общении, подведение к пониманию проблемы;
- Родительские собрания;
- Наглядная педагогическая пропаганда - позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок;
- Организация совместного досуга детей и их родителей, целью которого является приобщение многодетной семьи к здоровому образу жизни, сплочению семьи, развитию навыков взаимодействия друг с другом в двигательно - игровой деятельности. Развитию физических и психологических качеств: ловкости, выдержки, взаимопонимания, целеустремленность в достижении результата, чувство товарищества и ответственности перед семейной командой.
Совместный досуг нацелен на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей и их родителей, свободное и непринужденное взаимопонимание и взаимодействие, что обеспечивает повышение уровня родительской компетентности и семейных ценностей, и способствует укреплению детско-родительских отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: « Помогаю, как могу» Вид проекта: социально-педагогический, направленный на взаимодействие с семьей. среднесрочный Автор: Суздальцева Ирина Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории Год разработки: 2012- 2013г
Проблема: Большинство родителей не привлекают ребенка к посильному совместному труду. Не дают возможность действовать самостоятельно, делают за него то, что он может сделать сам....
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Программа предназначена для реализации в подготовительной группе детского сада. Адресатами программы являются старшие дошкольники и их родители. В программе выделено два блока: 1 блок – работа с детьм...
Социально Педагогическая профилактика жестокого обращения в семье.
В большинстве случаев насилие в семье происходит «за закрытыми дверями» и без свидетелей. Часто жертва и насильник живут вместе, и подавать заявление о случаях насилия, а тем более собирать доказатель...
Социально-педагогическая работа учителя-дефектолога с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья
Описание опыта взаимодействия специалистов ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта с семьими воспитанников....
Статья "Социально-педагогическая проблема в неполных материнских семьях"
Как и в любой другой семье, в неполной материнской семье существуют проблемы, связанные с организацией педагогической системы в семье: проблемы воспитания, развития и социализации ребёнка. О сложности...
Формирование социально – педагогической работы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Воспитание у детей дошкольного возраста основ социальной культуры – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным и нравственным ценностям человечества и конкретного общества....
Социально-педагогическая работа с различными типами семей
Методические рекомендации по организации работы с различными типами семей...