Социально-педагогическая деятельность с многодетной семьей в условиях ДОУ
статья по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Мархель Ольга Евгеньевна

Социально-педагогическая деятельность с многодетной семьей в условиях ДОУ

Под многодетной семьей принято понимать семью, имеющую трех и более детей.

Можно выделить следующие виды многодетных семей.

1. Семьи, в которых родители любят своих детей и сознательно хотели их иметь. В этих семьях ребенок - одна из основных жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше.

2. Семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей. Третий и последующие дети могли появиться в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета по состоянию здоровья матери, отказа из-за религиозных убеждений.

3. Семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которых уже имелись дети.

4. Семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством для получения различного рода пособий, льгот и благ. Типичной установкой родителей выступает убеждение в том, что их основная задача - произвести ребенка на свет, а дальнейшая его судьба должна стать заботой государства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Социально-педагогическая деятельность с многодетной семьей в условиях ДОУ

Под многодетной семьей принято понимать семью, имеющую трех и более детей.

Можно выделить следующие виды многодетных семей.

1. Семьи, в которых родители любят своих детей и сознательно хотели их иметь. В этих семьях ребенок - одна из основных жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше.

2. Семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей. Третий и последующие дети могли появиться в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета по состоянию здоровья матери, отказа  из-за религиозных убеждений.

3. Семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которых уже имелись дети.

4. Семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством для получения различного рода пособий, льгот и благ. Типичной установкой родителей выступает убеждение в том, что их основная задача - произвести ребенка на свет, а дальнейшая его судьба должна стать заботой государства.

Отнесение семьи к тому или иному типу позволяет четко определить оптимальный стиль взаимоотношений с ней, объем и характер необходимой психологической и иной помощи.

Многодетная семья – это микроколлектив, в котором разновозрастные и разнополые дети учатся общаться, делиться, разрешать конфликтные ситуации и мириться.

Каждый ребенок побывает и в роли старшего, и в роли младшего, поэтому такие дети проявляют гибкость в разрешении спорных вопросов, легко адаптируются в любом коллективе, устойчивы к стрессам и вообще лучше подготовлены к взрослой жизни, конечно, при правильном воспитании и благоприятной обстановке в семье;

Дети в такой семье, особенно первенцы, более ответственны и инициативны. Это связано с тем, что дети, подрастая, стараются помочь маме, занятой приготовлением пищи,  уборкой,  стиркой. Постепенно дети естественно и без принуждения учатся самостоятельно справляться с бытовыми вопросами;

При воспитании детей,  родители учитывают свои педагогические промахи, выявленные при взрослении каждого из детей;

В  многодетной семье младшие дети развиваются быстрее и схватывают все «на лету», ведь они копируют поведение старших братьев и сестер;

Эмоциональная жизнь детей в такой семье более насыщенна, братьев и сестер много.

Трудности,  с которыми сталкивается многодетная семья:

- отсутствие у родителей достаточного количества времени «поговорить по душам» с каждым ребенком в силу занятости бытовыми вопросами или работой,  приводит к появлению у детей ощущения одиночества;

- зарождение чувства ревности к многочисленным братьям и сестрам почти у каждого ребенка;

- нагрузка на старших иногда непосильна для детских плеч. Кроме домашних заданий, дети  должны забрать из сада или школы младших, помочь маме по хозяйству, присмотреть за малышами и др.;

- если семья не является состоятельной,  расходы на одежду и питание  очень внушительны, поэтому средств на развлечения и разнообразные нужды не хватает;

- риск частых ОРВИ существенно возрастает - если заболевает один ребенок, то, скорее всего, болеют и остальные;

- отец подвержен эмоциональному выгоранию из-за постоянной ответственности за детей и необходимости много трудиться.

Основные направления работы:

Педагогическое  просвещение родителей:

1. Консультирование родителей  многодетной семьи, сама консультация имеет свою специфику - это  очень конкретное сообщение информации по  запросу родителей, чаще всего это:

- причины нарушений в поведении и развитии ребенка;

- семейные взаимоотношения;

- родительская ответственность за воспитание, развитие, социализацию своего ребенка;

2.  Подбор специальной литературы по вопросам полового воспитания детей, медицинским проблемам.

3. Ознакомление со службой экстренной психологической помощи. («Телефон доверия» оказывает заочные психологические услуги детям, подросткам и родителям, испытывающим трудности в общении и воспитании ребенка. Дети и их родители могу

позвонить по телефону доверия для снижения психологического дискомфорта и укрепления чувства психологической защищенности).

4. Информирование о работе различных служб.

Семье необходимо сообщить информацию о различных центрах:

- Межшкольные центры социально-психологической помощи;

- Психолого-медико-социальные центры помощи детям и подросткам;

- Центр социально-педагогической реабилитации;

- Центр семьи и детства;

Коррекция  и социальная профилактика:   

- Психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного психологического консультирования;

- Психотерапевтическая помощь матерям и другим членам семьи;

- Воспитание детей с ОВЗ

Одним из значимых направлений является педагогическое взаимодействие сада  и семьи:

- Родительские семинары, конференции -  расширение знаний родителей о психологии воспитания, о педагогических приемах взаимодействия с детьми, обмен опытом;

- Групповое и индивидуальное консультирование -  построение общения

на основе ответов на интересующие вопросы, откровенность в общении, подведение к пониманию проблемы;

- Родительские собрания;

- Наглядная педагогическая пропаганда -  позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок;

- Организация совместного досуга детей и их родителей, целью которого является приобщение многодетной семьи к здоровому образу жизни, сплочению семьи, развитию навыков взаимодействия друг с другом в двигательно - игровой деятельности. Развитию физических и психологических качеств: ловкости,  выдержки, взаимопонимания, целеустремленность в достижении результата, чувство товарищества и ответственности перед семейной командой.

Совместный досуг  нацелен  на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей и их родителей, свободное и непринужденное взаимопонимание и взаимодействие, что обеспечивает повышение уровня родительской компетентности и семейных ценностей, и способствует укреплению  детско-родительских отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: « Помогаю, как могу» Вид проекта: социально-педагогический, направленный на взаимодействие с семьей. среднесрочный Автор: Суздальцева Ирина Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории Год разработки: 2012- 2013г

Проблема: Большинство родителей не привлекают ребенка к посильному совместному  труду. Не дают возможность действовать самостоятельно, делают за него то, что он может сделать сам....

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Программа предназначена для реализации в подготовительной группе детского сада. Адресатами программы являются старшие дошкольники и их родители. В программе выделено два блока: 1 блок – работа с детьм...

Социально Педагогическая профилактика жестокого обращения в семье.

В большинстве случаев насилие в семье происходит «за закрытыми дверями» и без свидетелей. Часто жертва и насильник живут вместе, и подавать заявление о случаях насилия, а тем более собирать доказатель...

Социально-педагогическая работа учителя-дефектолога с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья

Описание опыта взаимодействия специалистов ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта с семьими воспитанников....

Статья "Социально-педагогическая проблема в неполных материнских семьях"

Как и в любой другой семье, в неполной материнской семье существуют проблемы, связанные с организацией педагогической системы в семье: проблемы воспитания, развития и социализации ребёнка. О сложности...

Формирование социально – педагогической работы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Воспитание у детей дошкольного возраста основ социальной культуры – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным и нравственным ценностям человечества и конкретного общества....

Социально-педагогическая работа с различными типами семей

Методические рекомендации по организации работы с различными типами семей...