Теоретические основы детской нейропсихологии
учебно-методический материал по психологии

Козырева Анна Александровна

Теоретические основы  нейропсихологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_ponyatiya_neyropsihologii.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Основные понятия нейропсихологии

Нейропсихология – это одна из отраслей психологии. Нейропсихологию можно рассматривать как раздел клинической психологии.

Нейропсихология детского возраста направлена на выявление нарушения ограничений генеза, или дисфункции, или несформированности целой группы, системы  ВПФ (Высших психических функций), которое возникает при слабости, незрелости или нарушениях каких-либо участков мозга.

Нейропсихология берет свое начало на стыке сразу нескольких наук, а именно: нейрофизиологии, психологии, неврологии и нейрохирургии.

Именно поэтому можно сказать, что нейропсихология, в некотором роде, занимает двойственную позицию.

То есть, если посмотреть с одной стороны, то такой раздел психологии, как нейропсихология, рассматривает и анализирует формирование, структуру, осуществление высших психических функций (ВПФ), а также психических состояний. Кроме того, нейропсихология анализирует также распад и пути восстановления высших психических функций и психических состояний.  

Если сказать кратко, то нейропсихология рассматривает и анализирует высшие психические функции (ВПФ) и их нарушения.

Если же посмотреть с другой стороны, можно сказать, что нейропсихология, являясь отраслью именно психологического знания, своё основное внимание направляет на изучение мозговых механизмов психической деятельности. И именно поэтому классической моделью исследования взаимосвязи мозга как некого материального объекта и нематериальной психики является изучение локальных поражений головного мозга. Конечно, такая взаимосвязь изучается не только в нейропсихологии, но и в большом количестве других нейронаук. Но именно у нейропсихологии имеются другие задачи по сравнению с другими науками, изучающими мозг.

           Если попытаться коротко охарактеризовать взаимосвязь нейропсихологии и общей психологии, то её можно представить в виде следующих тезисов:

 - Все понятия нейропсихологии были сформированы на основании общепсихологической теории и являются, так сказать, неким «дополнением» представлений к исследованиям работы мозга, взятых из общей психологии;

            - Важность нейропсихологии для общей психологии заключается в том, что на исследование патологического материала вполне реально проверять гипотезы, которые помогут решить проблемы общей психологии, так как отклонение от нормы помогает увидеть то, что в этой самой норме скрыто.

           Таким образом, мы можем выделить предмет в нейропсихологии.
Предмет нейропсихологии - это закономерность протекания высших психических функций (ВПФ), всей психической деятельности, а также закономерности их мозговой организации, принципы работы головного мозга в качестве источника психических процессов и особенности нарушений этих процессов при различных патологиях.

           Необходимо упомянуть и о задачах нейропсихологии.
Все задачи, стоящие перед нейропсихологией, можно поделить на два вида: теоретические и практические.

Теоретические задачи:

- Изучение ВПФ как главного объекта нейропсихолоии, а также изучение психологической структуры;

- Исследование мозга как исходного продукта высших психических функций, а также изучение принципов устройства мозга и его деятельности при осуществлении ВПФ;

- Соотношение мозга и ВПФ, другими словами – по каким принципам ВПФ локализуется (организуется) по отношению к мозгу;

Если кратко охарактеризовать практические задачи, то здесь можно сказать о том, что они заключаются в диагностике нарушений ВПФ, а также в реабилитации нарушенных ВПФ.  

Говоря о нейропсихологии необходимо также упомянуть и о ее методе.

Метод нейропсихологии – это синдромный факторный системный анализ нарушений ВПФ, предложенный А. Р. Лурия. На практике он реализуется через использование клинико-нейропсихологических диагностических методик, которые были разработаны Александром Романовичем Лурия. По другому он называется «Луриевская батарея нейропсихологической диагностики».  

Практическое значение нейропсихологии заключается в том, что нейропсихологический подход к анализу нарушений психической деятельности и отдельных высших психических функций может осуществляться при исследованиях в любой клинике – и психиатрической, и соматической, и неврологической, и нейрохирургической. Это возможно, потому что самые разнообразные заболевания и патологии оказывают влияние на работу всего организма и неизбежно вызывают в нем изменения, что непосредственно сказывается и на работе мозга, что, в свою очередь, сказывается на протекании ВПФ.  

Нейропсихологический подход к анализу высших психических функций также используется и в работе со здоровыми людьми. Например, в исследованиях детей практические нейропсихологические задачи могут заключаться в оценке функциональной недостаточности некоторых отдельных систем постоянно развивающегося детского мозга. Кроме того, практических запрос может заключаться и в оценке специфики гетерохронного становления отдельных систем мозга, а также в учете зоны ближайшего развития.

Проводится анализ индивидуальных различий темпов созревания, а также анализируется развитие психических функций. Кроме того, анализу подвергаются и факторы, которые обуславливают эти различия.

Все это помогает дать обоснованное заключение относительно различных  факторов. Например, о готовности ребенка к школе или о необходимости проведения коррекционных или же реабилитационных мероприятий. Также это помогает обоснованно утверждать различные учебные программы в общих или же в специализированых учебных заведениях и так далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы организации работы по развитию монологической речи в детском саду

Презентация в помощь старшему воспитателю, для семинара и воспитателю для подготовки к педагогическому совету...

Теоретические основы организации и оборудования театрализованной студии в детском саду

        В любом детском учреждении желательна театрализованная студия.  Она необходима для организации взаимодействия детей со взрослым (воспитателем) и сверстниками по...

CТАТЬЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ , КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.»

Ребенок на пороге школы (6—7 лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения....

Консультация для педагогов "Теоретические основы детской экспериментально-исследовательской деятельности"

Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....

Теоретические основы нейропсихологии часть 2

Материалы с курсов повышения квалификации...