Основные направления современной нейропсихологии
учебно-методический материал по психологии
Теоретические основы нейропсихологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_ponyatiya_neyropsihologii.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные понятия нейропсихологии
Нейропсихология – это одна из отраслей психологии. Нейропсихологию можно рассматривать как раздел клинической психологии.
Нейропсихология детского возраста направлена на выявление нарушения ограничений генеза, или дисфункции, или несформированности целой группы, системы ВПФ (Высших психических функций), которое возникает при слабости, незрелости или нарушениях каких-либо участков мозга.
Нейропсихология берет свое начало на стыке сразу нескольких наук, а именно: нейрофизиологии, психологии, неврологии и нейрохирургии.
Именно поэтому можно сказать, что нейропсихология, в некотором роде, занимает двойственную позицию.
То есть, если посмотреть с одной стороны, то такой раздел психологии, как нейропсихология, рассматривает и анализирует формирование, структуру, осуществление высших психических функций (ВПФ), а также психических состояний. Кроме того, нейропсихология анализирует также распад и пути восстановления высших психических функций и психических состояний.
Если сказать кратко, то нейропсихология рассматривает и анализирует высшие психические функции (ВПФ) и их нарушения.
Если же посмотреть с другой стороны, можно сказать, что нейропсихология, являясь отраслью именно психологического знания, своё основное внимание направляет на изучение мозговых механизмов психической деятельности. И именно поэтому классической моделью исследования взаимосвязи мозга как некого материального объекта и нематериальной психики является изучение локальных поражений головного мозга. Конечно, такая взаимосвязь изучается не только в нейропсихологии, но и в большом количестве других нейронаук. Но именно у нейропсихологии имеются другие задачи по сравнению с другими науками, изучающими мозг.
Если попытаться коротко охарактеризовать взаимосвязь нейропсихологии и общей психологии, то её можно представить в виде следующих тезисов:
- Все понятия нейропсихологии были сформированы на основании общепсихологической теории и являются, так сказать, неким «дополнением» представлений к исследованиям работы мозга, взятых из общей психологии;
- Важность нейропсихологии для общей психологии заключается в том, что на исследование патологического материала вполне реально проверять гипотезы, которые помогут решить проблемы общей психологии, так как отклонение от нормы помогает увидеть то, что в этой самой норме скрыто.
Таким образом, мы можем выделить предмет в нейропсихологии.
Предмет нейропсихологии - это закономерность протекания высших психических функций (ВПФ), всей психической деятельности, а также закономерности их мозговой организации, принципы работы головного мозга в качестве источника психических процессов и особенности нарушений этих процессов при различных патологиях.
Необходимо упомянуть и о задачах нейропсихологии.
Все задачи, стоящие перед нейропсихологией, можно поделить на два вида: теоретические и практические.
Теоретические задачи:
- Изучение ВПФ как главного объекта нейропсихолоии, а также изучение психологической структуры;
- Исследование мозга как исходного продукта высших психических функций, а также изучение принципов устройства мозга и его деятельности при осуществлении ВПФ;
- Соотношение мозга и ВПФ, другими словами – по каким принципам ВПФ локализуется (организуется) по отношению к мозгу;
Если кратко охарактеризовать практические задачи, то здесь можно сказать о том, что они заключаются в диагностике нарушений ВПФ, а также в реабилитации нарушенных ВПФ.
Говоря о нейропсихологии необходимо также упомянуть и о ее методе.
Метод нейропсихологии – это синдромный факторный системный анализ нарушений ВПФ, предложенный А. Р. Лурия. На практике он реализуется через использование клинико-нейропсихологических диагностических методик, которые были разработаны Александром Романовичем Лурия. По другому он называется «Луриевская батарея нейропсихологической диагностики».
Практическое значение нейропсихологии заключается в том, что нейропсихологический подход к анализу нарушений психической деятельности и отдельных высших психических функций может осуществляться при исследованиях в любой клинике – и психиатрической, и соматической, и неврологической, и нейрохирургической. Это возможно, потому что самые разнообразные заболевания и патологии оказывают влияние на работу всего организма и неизбежно вызывают в нем изменения, что непосредственно сказывается и на работе мозга, что, в свою очередь, сказывается на протекании ВПФ.
Нейропсихологический подход к анализу высших психических функций также используется и в работе со здоровыми людьми. Например, в исследованиях детей практические нейропсихологические задачи могут заключаться в оценке функциональной недостаточности некоторых отдельных систем постоянно развивающегося детского мозга. Кроме того, практических запрос может заключаться и в оценке специфики гетерохронного становления отдельных систем мозга, а также в учете зоны ближайшего развития.
Проводится анализ индивидуальных различий темпов созревания, а также анализируется развитие психических функций. Кроме того, анализу подвергаются и факторы, которые обуславливают эти различия.
Все это помогает дать обоснованное заключение относительно различных факторов. Например, о готовности ребенка к школе или о необходимости проведения коррекционных или же реабилитационных мероприятий. Также это помогает обоснованно утверждать различные учебные программы в общих или же в специализированых учебных заведениях и так далее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления образовательно-воспитательного пространства современного дошкольного образовательного учреждения
Поактическое исследование организации воспитательной работы в современном ДОУ...
Основные качества современных педагогических технологий
Для описания таких сложных объектов, как педагогические технологии следует выделить их основные общие качества....
Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса.
В ДОО построена следующая система работы старшего воспитателя:Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса....
Цель современного образования и основные направления экспериментальной работы в условиях модернизации образования.
Цель современного образования...
Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...
Семинар - «Основные направления современной развивающей и коррекционной работы»
В презентации представлены развивающие и коррекционные программы, которые получили распространение как в образовательных центрах, так и в школьной практике. Все эти программы реализуют осно...
РМО. Декабрь, 2022 г. Семинар – практикум «Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности»
Совершенствование знаний учителей-логопедов о современных технологиями, используемых при обучении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) основам грамоты....