Проект "Письмо Деду Морозу в русском народном стиле гжель"
проект по психологии (подготовительная группа)

Кокорышкина Софья Витальевна

Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику.  В процессе бесед, интегрированных тематических занятий расширяются знания и представления детей о народном календаре, об обычаях встречи новогоднего праздника, его атрибутики, персонажах Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков занимают особое место в воспитании ребенка. Проект позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pismo_dedu_morozu.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №7 «Самолет»

Проектная деятельность

«Письмо Деду Морозу в русском народном стиле гжель»

Автор проекта:

                                                                    Педагог-психолог Кокорышкина С.В.

2024

Проектная деятельность «Письмо Деду Морозу в русском народном стиле гжель»

Автор проекта: педагог–психолог Кокорышкина С.В.   

Вид проекта: краткосрочный.

Участники: воспитанники подготовительного возраста групп №6, №7 МАДОУ «Детский сад №7».

Время реализации проекта: декабрь 2024, 4 недели.

Актуальность:
Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику.  В процессе бесед, интегрированных тематических занятий расширяются знания и представления детей о народном календаре, об обычаях встречи новогоднего праздника, его атрибутики, персонажах Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков занимают особое место в воспитании ребенка. Проект позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника.

Цель: создать условия для развития познавательной сферы у воспитанников.

Задачи:

- приобщить дошкольников к народной культуре,

- научить проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться впечатлениями,

- способствовать развитию у детей интеллектуальной инициативы,

- развить творческий потенциал,

- развить мелкую моторику,

- познакомить с историей праздников «Новый год», «День рождения Деда Мороза».

Планируемые результаты:

- Сформировать понятие «Новый год» и «День рождения Деда Мороза»;

- Получить знания и представления о празднования Нового года в России.

Этапы проекта:

Начальный этап:

- Подбор литературы;

- Написание планы работы;

- Подбор материала по данной теме;

- Подбор информации для родителей.

Основной этап:

Виды деятельности, формы и содержание работы:

1. Занятие «Что такое Новый год?» (приложение 1).

2. Занятие «В гостях у Деда Мороза» (приложение 2).

3. Занятие «Русское народное творчество» (приложение 3).

4. Занятие «Дед Мороз и его мастерская» (приложение 4).

5. Письмо Деду Морозу (приложение 5).

Заключительный этап.

Подведение итогов.

Продукт проектной деятельности:

Письмо Деду Морозу.

Ожидаемые результаты:

В процессе проведенных мероприятий, занятий, тематических бесед, расширить представления детей о праздновании нового года, его традициях. Помочь расширить возможности в творческих способностях детей. Расширить знания о традициях праздника, его атрибутики и персонажах.

Приложение

Приложение 1

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

-А какие ещё зимние месяцы вы знаете? (Январь, февраль)

-Давайте споём песню про эти месяцы.

   Песня «Три белых коня».

Стихи про Новый год.

ОТКУДА ПРИХОДИТ НОВЫЙ ГОД?

Новый год слетает с неба?

Или из лесу идёт?

Или из сугроба снега

К нам приходит новый год?

Он, наверно, жил снежинкой

На какой-нибудь звезде

Или прятался пушинкой

У Мороза в бороде?

Спать залез он в холодильник

Или к белочке в дупло...

Или в старенький будильник

Он забрался под стекло?

Но всегда бывает чудо:

На часах двенадцать бьёт...

И неведомо откуда

К нам приходит Новый год!

(А.Усачёв)

Что такое Новый год?

Это все наоборот:

Ёлки в комнате растут,

Белки шишек не грызут,

Зайцы рядом с волком

На колючей елке!

Дождик тоже не простой,

В Новый год он золотой,

Блещет что есть мочи,

Никого не мочит,

Даже Дедушка Мороз

Никому не щиплет нос.

     -Ребята, а знаете ли вы, откуда пришла к нам традиция праздновать Новый год?

    - А хотите узнать его историю?

История празднования Нового года.

          В глубокой древности Новый год чаще всего связывали с весной – началом возрождения природы и ожиданием нового урожая.

          Древние славяне, как и многие другие народы, счёт времени вели по сезонам.

 Поэтому на Руси Новый год отмечали 1 марта.

          В конце Х века, в России, со времени введения христианства, начинали летоисчисление или с марта, или со дня святой Пасхи.

В течение многих веков началом года по-прежнему считалось 1 марта, но в 1492 году, в соответствии с церковной традицией, великий князь Иоанн Васильевич (Иван III) утвердил гражданское начало нового года 1 сентября. Он отмечался в этот день более двухсот лет.

Последний раз 1 сентября Новый год праздновался в 1698 году.

   Россия начинала устанавливать связи с Европой, и такая "разница во времени" очень мешала. В 7207 году (от сотворения мира, разумеется) Петр I одним махом разрешил все календарные неудобства. Ссылаясь на европейские народы, он издал указ отмечать Новый год со дня Рождества Богочеловека и 1 января вместо 1 сентября.          Праздновать Новый год 1 сентября было попросту запрещено.

15 декабря 1699 года под барабанный бой царский дьяк возвестил народу на Красной площади волю вернувшегося из путешествия по Европе царя о том, что:

   

                                                                   Указ:

 «Впредь лета исчислять» с 1 января: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор.

   В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружей "учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет". С 1-го по 7 января "по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы".

    Считалось, что 1 января 1700 года является не только началом нового года, но и началом нового века, указ предписывал отметить это событие особенно торжественно.

31 декабря в 12 часов ночи Петр I вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету.    Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года, а вслед за тем началось празднование "и по всей Белокаменной".

   В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

     Целую неделю дома стояли украшенными, а с наступлением ночи зажигались огни.

Надо сказать, что новые новогодние обычаи прижились у славян довольно быстро, потому что раньше в ту пору был другой праздник святки. И многие старые обряды - веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки - хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.

Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре. Вот так и пришел к нам современный Новый год.

Физминутка. Игра «К нам идет Дед Мороз».

В этой игре предлагается сначала запомнить текст:

Идёт, идёт к нам Дед Мороз,

К нам Дед Мороз идёт.

И знаем мы, что Дед Мороз

Подарки нам несёт.

После того, как текст повторили, предлагается заменять слова на движения и жесты. Первые слова, которые заменяются, слово "мы". Вместо этих слов все показывают на себя. С каждым новым исполнением слов становится меньше, а жестов больше. Вместо слов «Дед Мороз» все показывают на дверь, слово идет «заменяется ходьбой на месте, слово знаем указательным пальцем прикасаться ко лбу, слово "подарки" - жест, изображающий большой мешок. При последнем исполнении все слова исчезают, кроме предлогов и глагола "принесет".

Приложение 2

  1. Занятие «В гостях у Деда Мороза»

Цель: познакомить детей с историей «рождения» деда Мороза, с его резиденцией.

-Добрый день, ребята! Как же я рада вас видеть! С каким настроением вы пришли сегодня на занятие? А чему же вы так рады?

-Совсем немного осталось до самого любимого всеми праздника. Какого? Правильно! Нового года! В эти предновогодние дни так хочется создать в своем доме, в классе, кабинете праздничную атмосферу и украсить стены, окна яркими огнями, гирляндами, снежинками, новогодними игрушками.

-Я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте!

Хором дружно отвечайте.

И узнаете о ком

речь сегодня поведём.

Кто с огромнейшим мешком,

Через лес идёт пешком...

Может это Людоед?

– Нет.

Кто сегодня встал чуть свет

И несёт мешок конфет...

Может, это ваш Сосед?

– Нет.

Кто приходит в Новый год

И на ёлке свет зажжёт?

Включит нам Электрик свет?

– Нет.

Кто же это? Вот вопрос!

Ну, конечно...

Он и добрый, он и строгий,

Бородою весь зарос,

К нам спешит сейчас на праздник,

Кто же это? ... Дед Мороз!

-Правильно, ребята! Сегодня мы будем говорить о дедушке Морозе!

-Давайте поговорим, а что мы знаем о главном герое новогодних праздников? Кто он? (ответы детей)

-Сейчас я вам расскажу, что же мне удалось узнать о дедушке Морозе.

Дед Моро́з - главный сказочный персонаж на празднике Нового года. Известен (как Мороз Иванович) с 1840 года, но создание канонического образа Деда Мороза, как обязательного персонажа новогоднего, а не рождественского праздника, произошло в советское время и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка. Прообразами Деда Мороза являются персонажи славянского сказочного фольклора и календарных обрядов: (Студенец, Трескунец, Морозко, Зюзя), а также Святой Николай (Никола́й Чудотво́рец; Николай Уго́дник;  Святи́тель Николай). В христианстве почитается как чудотворец, на Востоке является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе — покровителем практически всех слоёв общества, но в основном детей. Изображается с митрой на голове, символом его епископства. Святой Николай дал начало персонажу и Санта-Клаусу. На основании его жития, в котором рассказывается о даре святителем Николаем приданого трём дочерям разорившегося богача, произошли рождественские подарки.

-Дед Мороз изображается, как старик в цветной: голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, а во времена СССР, бывало, и Нового Года — мальчика в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто имелось цифровое обозначение наступающего/наступившего года). Мальчик Новый Год выступал как своеобразный преемник Деда Мороза; популярность этого персонажа в настоящее время стала падать и сейчас он почти забыт. Также деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.

Спасибо за занятие!

Приложение 3

3. Занятие «Русское народное творчество»

- Здравствуйте, ребятишки! Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Это восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев. Русский человек создавал красоту вокруг себя своими руками. Он создавал красоту особую, для своей семьи и своих детей. А со временем люди стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все любовались. Вот и вы сегодня познакомитесь с изделиями народных мастеров. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда, шкатулка и многое другое. Многие предметы и игрушки вам знакомы.

- Ребята, какой росписью расписан этот предмет? (Городецкая роспись)

Хочу добавить, что важной частью Городецкой росписи является умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.

- Ребята, а этот предмет какой росписью расписан? (Хохломская роспись). Хохломская роспись - это чудо, созданное руками человека! Посмотрите, какая красота! (показываю предметы). Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вырезает ложечку или чашечку из дерева, а затем расписывает красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды!

- Ребята, обратите внимание на эти игрушки, они сделаны из глины. А какой росписью они расписаны? (Дымка). Правильно, это дымковская роспись.  Для оформления глиняных игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический узор. Это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Обязательно используются клетки, точки и пятна. Также в элементы раскрашивания входят ромбы, созданные из золота. Дымковские игрушки радуют глаз и улучшают настроение.  

- А это что за диво такое? А это Гжель. О ней мы и будем сегодня говорить, узнаем, где она родилась, для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью и как ее делают.

- Ребята, а кто же из вас, глядя на нашу выставку сможет назвать основные элементы гжельской росписи? (Точки, штрихи, линии прямые и волнистые, цветы, капельки, бордюры, сеточки)

- А какие цвета применяют гжельские мастера для росписи своих изделий?

(Гжельские мастера для росписи своих изделий применяют два цвета: синие и белые цвета)

-Правильно, ведь не зря гжельские изделия называют «Сине-голубое чудо».

-А какой самый любимый узор у мастеров? (Гжельская роза.)

- Правильно, самый излюбленный узор – это гжельская роза, иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написанная тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

- Ребята, что - то мы заболтались, а давайте покажем какая бывает посуда.

Физкультминутка «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник (надуть живот, одна рука на поясе)

Очень важный как начальник (Другая рука изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки (Приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки,

Вот фарфоровые блюдца (Кружиться, рисуя круг руками)

Только стукни разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос –

Он посуду нам принес.

Практическая часть: нарисовать узоры на шаблонах посуды без рисунка. 

- Ребята, вы славно потрудились, посуда получилась очень красивой. Ребята, а теперь скажите, о чем мы говорили и что нового узнали? Ребята, а что вам больше всего запомнилось? На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо! До новых встреч!

Приложение 4

4. Занятие «Дед Мороз и его мастерская»

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок,

И летят снежинки,

Белые пушинки.

- Ребята, какое сейчас время года?

- По каким признакам вы узнали, что зима?

- А как называется первый зимний месяц?

- Какой у нас с вами праздник в декабре?

-  Новый год.

- А что это такое, Новый год? (Ответы детей)

Физминутка: «Мы повесим шарики».

Мы повесим шарики

А потом фонарики,

А потом ещё дождинки,

Не забудем и снежинки.

Рыбки золочёные,

Огоньки весёлые,

Набросали мишуру

Продолжаем мы игру.

Дети изображают движения под слова песни.

- Ребята, сегодня я пришла в детский сад, и дежурный нашего сада передал мне вот что. (Показывает посылку). Как вы думаете, что это?

- А как вы думаете, кто нам прислал эту посылку?

- Правильно, Дед Мороз. А как вы думаете, что нам прислал Дед Мороз?

 - А хотите узнать, что же нам прислал Дедушка Мороз?

Открывают посылку, в ней письмо.

Давайте прочитаем, что же нам пишет Дедушка Мороз.

- «Дорогие ребята! Я скоро приеду к вам на праздник, а пока я к вам собираюсь, вы напишите мне письмо с вашими пожеланиями».

Практическая часть: рисуем роспись гжель на письмах

Приложение 5

5. Письмо Деду Морозу

Образец и план письма Деду Морозу

Ежегодно Дед Мороз получает до 300 тысяч писем от детей и даже взрослых со всей России. Писать письмо лучше по плану. Вот один из возможных вариантов письма:

1. ФИО – необходимо представиться.

2. Вкратце напишите о том, как вы провели год уходящий – что случилось нового, что было плохое, а что не очень, в каком настроении вы его провожаете.

3. Не забудьте написать о себе – о своих достижениях, что вы смогли сделать хорошего и выдающегося в уходящем году, за что вы гордитесь собой, и какие проступки совершили.

4. Напишите и своих мечтах – чего вы ждете и чего хотите в Новом году.

5. Напишите Дедушке Морозу, чем он мог бы порадовать вас в новогоднюю ночь.

6. Напишите свои пожелания родным и близким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения "День рождение летних именинников в русско - народном стиле".

Звучит русская народная мелодия, дети входят в зал.Варвара-краса длинная коса.               - Здравствуйте мои дорогие!            ...

Праздник в русском народном стиле "День Матери"

Уже стало традицией в последнее воскресенье ноября отмечать День Матери. В этот день принято отдавать должное материнскому труду и бескорыстной жертве матерей ради блага своих детей. Невозможно поспор...

Праздничный досуг в русском народном стиле

Сценарий праздничного досуга в русском народном стиле...

Утренник посвященный празднику весны в русско-народном стиле

Утренник посвященный празднику весны в русско-народном стиле...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими народными промыслами. (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими  народными промыслами.(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово) Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных про...