КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РУССКИМ НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛОМ «ГЖЕЛЬ»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Хахурина Марина Павловна

Конспект занятия с элементами интеграции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhel_.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РУССКИМ НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛОМ «ГЖЕЛЬ»

Москва, 2014

Тема: "Гжельская роза».

Цель: Учить рисовать гжельскую розу в технике «мазок с тенью».

- Учить детей видеть красоту, нежность, своеобразие гжельской росписи.

- Формировать интерес к изучению народной культуры, чувство единства с русским народом, его традициями.

- Подарить детям радость творчества, показать приёмы работы кистью.

Материалы для занятия:

- Изделия гжельских мастеров - разнообразные чайники или иллюстрации с их изображением.

- Кисти № 4, №2

- Палитры для смешивания красок

- Гуашь

- Тряпочки

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Звучит музыка, дети рассматривают выставленные поделки, предметы гжельской посуды, а также рисунки. Педагог читает стихи.

Сине- белая посуда, расскажи-ка, ты откуда

Видно издали пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми

В тихом Подмосковье речка Гжель бежит

Вдоль этой речки деревенька стоит

Заросли ивы вдоль речки бегут

Умельцы в той деревеньке живут.

Есть в Подмосковье

Белая рощица, синяя речка

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней

Расцветает Гжель васильковая

Незабудковая Гжель.

П. Синявский

       

Педагог спрашивает детей о том, чем отличается гжельская роспись от других видов росписи (орнамент растительный, выполнен в монохромной гамме синего кобальта, а затем рассказывает о процессе изготовления предметов посуды.

Белоснежные чайники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, называются «гжель» - по названию подмосковной деревушки Гжель. Даже в самом названии «Гжель» слышатся отзвуки слова «жечь». В этих местах с давних времён мастера добывали особую глину, которая при обжиге становилась светлой. Да ещё расписывали её необычными сочными узорами сине – голубого цвета. Почему же Гжель так полюбилась людям? Что в ней такого особенного? Ну, конечно в первую очередь – это необыкновенный цвет! Он всегда бело – синий, яркий и звонкий, будто колокольчик на морозе звенит. Далеко слышно колокольчик и так же далеко видно бело – синий узор на посуде. Жители деревушки Гжель всегда с радостью говорят, что такого синего неба, как у них над крышами домов, больше нет нигде. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилось посуда «небесным светом» и напоминала о ласковом лете.

- Педагог помогает детям выделить на посуде и на образцах элементы узора: бутоны, травку, сеточку, листочки, птиц, рыбок.

 

2. Основная часть.

Наиболее часто среди цветов встречается роза, иногда только её лепестки. Воспитатель рассказывает детям технику выполнения гжельской розы.

Для украшения в гжельских узорах применяется элемент «мазок с тенью». Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчётливо виден переход от тёмного к светлому оттенку синего цвета. Краска набирается краем кисти с палитры, при нанесении мазка кисть симметрично поворачивается сначала в одну, затем в другую сторону. Кисть аккуратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится соответствующая линия.

Особенность его в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон переходов цвета от глубоких, тёмных тонов до очень светлых и лёгких. В целом мазок состоит из различных оттенков синего цвета. Цвет постепенно ослабевает: от тёмно - синего, почти чёрного переходит к лёгкому, светлому, белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющегося в нём.

Воспитатель производит показ этой техники. Орнаменты (веточки, листочки, спиральки) рисовать концом кисти, придавая узору сказочную лёгкость и воздушность.

Во время занятия играет тихая музыка, например мелодии медленных русских хороводов. Обстановка свободного общения как в художественных мастерских.

3. Итог занятия.

 

- Общий анализ.

- почему Гжель называют сине – голубой?

- какой орнамент использовали гжельские мастера?

- какое настроение возникает, когда смотришь на гжельские изделия?

- к какому времени года относится синий цвет?

- гамма цветов: тёплые или холодные?

Организуются общие просмотры с активным обсуждением выполненных работ. Если ребёнок затрудняется дать оценку работы товарища, то задаются вспомогательные вопросы: Что нравится в рисунке? Что нарисовано более удачно?

- что сегодня рисовали?

- в чём особенность «гжельской розы? »

После занятия стихи:

К самым тонким оттенкам природы

К самым сочным краскам земли

Прикоснулись руки народа

И секрет волшебства обрели.

Все красоты родных просторов

Чудеса мастеров таят

В светлой музыке русских узоров

Расцветает русский талант.

У русской песни - крылья лебединые

До глубины открытая душа

По вечерам над зорькою рябиновой

Они летят куда- то не спеша.

Есть в Подмосковье

Белая рощица, синяя речка

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней

Расцветает Гжель васильковая

Незабудковая Гжель.

Звучит песня: Юрий Чичков «Незабудковая Гжель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ с ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

1.            Закрепить представление детей о слове, о предложении.2.            Закрепить...

Конспект итогового занятия с детьми подготовительной группы по обучению грамоте "Скоро в школу".

Цель занятия: Закрепить знания, умения и навыки детей по обучению грамоте....

План-конспект итогового занятия с детьми подготовительной к школе группы. Тема: « Путешествие в стану Волшебной математики »

План-конспект занятия по математике для подготовительной к школе группе по учебнику Колесниковой Е.В....

Конспект занятия для детей подготовительной группы по ознакомлению с русской народной куклой-скруткой

занятие для детей 6-7 лет по ознакомлению с русской народной куклой-скруткой...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по художественно –эстетическому развитию. "Народные промыслы"

ЦЕЛЬ: формирование представления детей о русских промыслах (гжель, хохлома, жостовский поднос, дымковская игрушка) Задачи: Воспитывать уважение к труду народных мастеров. Формировать положительну...

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы по ознакомлению c русской народной куклой «Северная берегиня»

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы по ознакомлению с русской народной куклой. Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи:Обучающие:научит...

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы «Русский народный костюм»

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы....