КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РУССКИМ НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛОМ «ГЖЕЛЬ»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РУССКИМ НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛОМ «ГЖЕЛЬ»
Москва, 2014
Тема: "Гжельская роза».
Цель: Учить рисовать гжельскую розу в технике «мазок с тенью».
- Учить детей видеть красоту, нежность, своеобразие гжельской росписи.
- Формировать интерес к изучению народной культуры, чувство единства с русским народом, его традициями.
- Подарить детям радость творчества, показать приёмы работы кистью.
Материалы для занятия:
- Изделия гжельских мастеров - разнообразные чайники или иллюстрации с их изображением.
- Кисти № 4, №2
- Палитры для смешивания красок
- Гуашь
- Тряпочки
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
Звучит музыка, дети рассматривают выставленные поделки, предметы гжельской посуды, а также рисунки. Педагог читает стихи.
Сине- белая посуда, расскажи-ка, ты откуда
Видно издали пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми
В тихом Подмосковье речка Гжель бежит
Вдоль этой речки деревенька стоит
Заросли ивы вдоль речки бегут
Умельцы в той деревеньке живут.
Есть в Подмосковье
Белая рощица, синяя речка
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней
Расцветает Гжель васильковая
Незабудковая Гжель.
П. Синявский
Педагог спрашивает детей о том, чем отличается гжельская роспись от других видов росписи (орнамент растительный, выполнен в монохромной гамме синего кобальта, а затем рассказывает о процессе изготовления предметов посуды.
Белоснежные чайники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, называются «гжель» - по названию подмосковной деревушки Гжель. Даже в самом названии «Гжель» слышатся отзвуки слова «жечь». В этих местах с давних времён мастера добывали особую глину, которая при обжиге становилась светлой. Да ещё расписывали её необычными сочными узорами сине – голубого цвета. Почему же Гжель так полюбилась людям? Что в ней такого особенного? Ну, конечно в первую очередь – это необыкновенный цвет! Он всегда бело – синий, яркий и звонкий, будто колокольчик на морозе звенит. Далеко слышно колокольчик и так же далеко видно бело – синий узор на посуде. Жители деревушки Гжель всегда с радостью говорят, что такого синего неба, как у них над крышами домов, больше нет нигде. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилось посуда «небесным светом» и напоминала о ласковом лете.
- Педагог помогает детям выделить на посуде и на образцах элементы узора: бутоны, травку, сеточку, листочки, птиц, рыбок.
2. Основная часть.
Наиболее часто среди цветов встречается роза, иногда только её лепестки. Воспитатель рассказывает детям технику выполнения гжельской розы.
Для украшения в гжельских узорах применяется элемент «мазок с тенью». Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчётливо виден переход от тёмного к светлому оттенку синего цвета. Краска набирается краем кисти с палитры, при нанесении мазка кисть симметрично поворачивается сначала в одну, затем в другую сторону. Кисть аккуратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится соответствующая линия.
Особенность его в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон переходов цвета от глубоких, тёмных тонов до очень светлых и лёгких. В целом мазок состоит из различных оттенков синего цвета. Цвет постепенно ослабевает: от тёмно - синего, почти чёрного переходит к лёгкому, светлому, белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющегося в нём.
Воспитатель производит показ этой техники. Орнаменты (веточки, листочки, спиральки) рисовать концом кисти, придавая узору сказочную лёгкость и воздушность.
Во время занятия играет тихая музыка, например мелодии медленных русских хороводов. Обстановка свободного общения как в художественных мастерских.
3. Итог занятия.
- Общий анализ.
- почему Гжель называют сине – голубой?
- какой орнамент использовали гжельские мастера?
- какое настроение возникает, когда смотришь на гжельские изделия?
- к какому времени года относится синий цвет?
- гамма цветов: тёплые или холодные?
Организуются общие просмотры с активным обсуждением выполненных работ. Если ребёнок затрудняется дать оценку работы товарища, то задаются вспомогательные вопросы: Что нравится в рисунке? Что нарисовано более удачно?
- что сегодня рисовали?
- в чём особенность «гжельской розы? »
После занятия стихи:
К самым тонким оттенкам природы
К самым сочным краскам земли
Прикоснулись руки народа
И секрет волшебства обрели.
Все красоты родных просторов
Чудеса мастеров таят
В светлой музыке русских узоров
Расцветает русский талант.
У русской песни - крылья лебединые
До глубины открытая душа
По вечерам над зорькою рябиновой
Они летят куда- то не спеша.
Есть в Подмосковье
Белая рощица, синяя речка
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней
Расцветает Гжель васильковая
Незабудковая Гжель.
Звучит песня: Юрий Чичков «Незабудковая Гжель»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ с ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
1. Закрепить представление детей о слове, о предложении.2. Закрепить...
Конспект итогового занятия с детьми подготовительной группы по обучению грамоте "Скоро в школу".
Цель занятия: Закрепить знания, умения и навыки детей по обучению грамоте....
План-конспект итогового занятия с детьми подготовительной к школе группы. Тема: « Путешествие в стану Волшебной математики »
План-конспект занятия по математике для подготовительной к школе группе по учебнику Колесниковой Е.В....
Конспект занятия для детей подготовительной группы по ознакомлению с русской народной куклой-скруткой
занятие для детей 6-7 лет по ознакомлению с русской народной куклой-скруткой...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по художественно –эстетическому развитию. "Народные промыслы"
ЦЕЛЬ: формирование представления детей о русских промыслах (гжель, хохлома, жостовский поднос, дымковская игрушка) Задачи: Воспитывать уважение к труду народных мастеров. Формировать положительну...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы по ознакомлению c русской народной куклой «Северная берегиня»
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы по ознакомлению с русской народной куклой. Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи:Обучающие:научит...
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы «Русский народный костюм»
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы....