Тренинг для педагогов «Толерантность педагога»
методическая разработка по психологии
Цель: способствовать формированию установок толерантного сознания у педагогов.
Задачи:
- развивать профессиональное самосознание педагогов;
- формировать толерантное отношение к другим людям;
- гармонизировать взаимоотношения в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Галкинский детский сад
Тренинг для педагогов
«Толерантность педагога»
Подготовила: Широкова Н.А.
педагог психолог
С. Галкинское, 2024
Цель: способствовать формированию установок толерантного сознания у педагогов.
Задачи:
- развивать профессиональное самосознание педагогов;
- формировать толерантное отношение к другим людям;
- гармонизировать взаимоотношения в коллективе.
Ход тренинга:
1. Упражнение «Аплодисменты».
Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать занятие с упражнения “Аплодисменты”. Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, вы почувствовали вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни»
2. Беседа по теме
Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. К изучению проблемы, связанной с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности в настоящее время обращается всё больше исследователей.
В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает ТЕРПЕНИЕ.
С точки зрения исследователей толерантности педагогов Г.В. Безюлевой и Г.М. Шеламовой, толерантность – это морально–нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого человека во всём его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения методами разъяснения и убеждения.
На психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора отношения к человеку вообще, к другим людям, к коллективам, которое не навязываются, а приобретается каждым человеком в детстве через систему воспитания и обогащается через собственный жизненный опыт.
Более глубокое понимание толерантности может быть достигнуто через проявление её противоположности – интолерантности (или нетерпения).
Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой я принадлежу, стоят выше остальных. Как видно, это неприятие другого человека только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Нетерпимость достаточно консервативна, она стремится подавлять всё, что не вписывается в установленные рамки. Диапазон её результатов достаточно широкий. Это и обычная невежественность, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей.
Проявление терпимости включает:
- равноправие,
- взаимоуважение,
- доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и группам в целом,
- равные возможности для участия во всех сферах жизни для всех членов общества,
- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств,
- возможность следовать своим традициям,
- свобода вероисповедания,
- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем,
- позитивная лексика в наиболее уязвимые межэтнические отношения и отношений между полами.
Проявление нетерпимости включает:
- оскорбления, насмешки,
- игнорирование (отказ в признании, беседе),
-негативные стереотипы, предубеждения (составление мнения о человеке на основе отрицательных характеристик),
- этноцентризм (оценка жизненных явлений только через ценности и традиции своей группы как лучшей, эталонной по сравнению с другими),
- поиск врага (перенос вины за свои проблемы на других людей),
- преследование, запугивание, угрозы,
- дискриминация, расизм,
- национализм,
- эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения),
- изгнание, репрессии, фашизм, геноцид.
Таким образом, толерантность является важной составляющей психологической культуры любого человека. Особенно важна толерантная культура в профессиональной деятельности педагога.
3. Упражнение «Мы с вами похожи».
Это упражнение поможет созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе, повышению взаимного доверия и сплоченности коллектива.
Участники садятся в круг. Психолог приглашает в центр круга одного из них, пользуясь принципом реального или воображаемого сходства с собой, с такими примерно словами: «…., выйди, пожалуйста, сюда, потому что у нас одинаковый цвет волос (или наши имена на «ю»; или мы работаем в одном учреждении; мы одного роста…)».Участник становится в круг и тоже приглашает кого-нибудь из педагогов по какому-то общему признаку. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся внутри круга.
4. Упражнение «Все мы разные»
У каждого участника одинаковый формы, размера, качества, цвета лист бумаги.
- Сейчас мы выполним упражнение, которое ещё раз нам докажет, что все мы разные. Главное условие – не смотреть ни на кого и слушать инструкцию. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите верхний правый уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок.
Разверните листы и положите их на пол в круг. Попробуйте найти среди остальных получившихся снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковыми. Нашли?
Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна – единственная в своём роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.
5. Тест на терпимость
Но одно условие: отвечайте, быстро, не задумываясь.
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
а) да;
б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
3. Спокойно ли воспримите неприятную для вас новость?
а) да;
б) нет.
4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;
б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми с иными, чем у вас, профессией, положением, обычаями?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь? а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники; б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.
7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело?
а) да;
б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (нее).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
А теперь подсчитайте очки. Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.
От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Вы способны иногда, и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать за горло тогда, когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочны.
6. Упражнение «Пять добрых слов».
Оборудование: листы бумаги, ручки.
Задание. Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».
Обсуждение:
Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?
Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?
7. «Я желаю себе и другим…»
Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.
8. Притча «Ворота сада».
Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо». В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость. Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения». Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».
Подведение итогов, обсуждение:
- Опыт (что делали, помните?)
- Рефлексия (какие ощущения, реакция?)
- Информация (какую информацию получили, какие выводы сделали?)
- Действия (как вы будете действовать в будущем?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей и педагогов групп раннего возраста.
Тренинг для родителей и педагогов групп раннего возраста. Проблемы воспитания детей раннего возраста Автор(ы): Кочубей Инесса Равильевна, педагог-психолог Развитие психических п...
КОНСПЕК тренинга личностного роста "Роль педагога в организации игры"
Психологическое просвещение педагогов — еще одна традиционная составляющая психологической практики.Психологическое просвещение, является одним из разделов профилактической деятельности специалиста-пс...
Педагогический тренинг «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».
Педагогический тренинг"Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями".Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению....
Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов
ЦЕЛЬ: Повышение коммуникативной компетентности педагогов....
Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ
Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...
Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ
Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, о...
Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ
Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...