Тренинг для родителей и педагогов групп раннего возраста.
материал (младшая группа) по теме
Тренинг для родителей и педагогов групп раннего возраста. Проблемы воспитания детей раннего возраста
Автор(ы): Кочубей Инесса Равильевна, педагог-психолог
Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно в раннем возрасте. По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. Очень важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Компетентный родитель и педагог могут способствовать успешному психическому развитию ребенка, эффективно решать возникающие трудности в воспитании и общении с детьми, способствуя гармоничному развитию каждого ребенка в целом. Форма тренинга предполагает максимальную активность педагогов (родителей), что является гарантом дальнейшего использования приобретенных знаний и навыков в повседневной жизни. Руководителю тренинга необходимо подводить итоги после каждого упражнения и вносить комментарии. 1. Игра «Уронили мишку на пол» Цель: Развитие внимания в слуховой модальности, отработка умения быстро принимать решения в нестандартной ситуации. Материалы: Карточки со строчками из четверостиший (на каждого участника). До начала упражнения участники вспоминают различные четверостишия детских писателей. Затем тренер раздает карточки, на каждой из которых напечатана только одна строчка из стихотворения А.Барто.
Обсуждение данного упражнения целесообразно проводить по кругу. Тренер может предложить участникам в свободной форме ответить на следующие вопросы: с какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? Легко ли было отыскать участников своей команды? Какие чувства возникали у вас на различных этапах выполнения упражнения? Какие личностные качества помогали и мешали вам выполнить задание успешно? Хотите ли вы сейчас что-нибудь сказать участникам своей команды? Если кто-то отказывается участвовать в данной игре, ему предлагается роль наблюдателя. В процессе обсуждения наблюдатель высказывается последним. В этом упражнении глаза намеренно не завязываются повязкой, чтобы члены группы чувствовали себя более безопасно. При желании у каждого есть возможность приоткрыть глаза и проконтролировать ситуацию. 2. Игра «Непослушные шарики» Цель: Снять эмоциональное напряжение, способствовать сплочению группы. Материалы: 10—20 воздушных шаров (по 5 на каждую подгруппу). Игра проводится в четырех подгруппах. Участники каждой подгруппы берутся за руки, образуя круг. Каждой команде тренер выдает воздушный шарика. Задача участников — любыми способами, но не расцепляя рук, удерживать шарик в воздухе как можно дольше. В процессе игры тренер постепенно добавляет командам по 1 шарику, пока в каждой команде не будет 4-5 шариков. Это активизирует каждого участника и оживляет игру. Побеждает та команда, которая дольше всех сможет удержать шарики. Игра проходит более оживленно под музыкальное сопровождение (можно использовать фрагменты из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», например «Танец с саблями»). По окончании игры проводится обсуждение. Во время обсуждения участники называют игры для детей раннего возраста, похожие по содержанию на данную игру («Пушинка», «Снежинка»). Например, в игре «Пушинка» дуют на кусочек ватки и удерживают его в воздухе как можно дольше. С 2,5—3 лет можно использовать коллективную форму игры, когда дети уже не поодиночке, а вдвоем, втроем удерживают снежинку. 3. Упражнение «Трудности воспитания детей раннего возраста» Цель: Выделить главные трудности воспитания детей раннего возраста, обобщить опыт участников тренинга. Материалы: доска, маркер, стикеры разных цветов (по количеству подгрупп). Данное упражнение проводится в три этапа. 1-й ЭТАП Упражнение проводится в подгруппах, каждая из которых в течение 10 (5) минут методом мозгового штурма составляет перечень проблем, с которыми сталкиваются взрослые воспитывая детей раннего возраста. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, и в результате группового обсуждения на доске появляется общий перечень трудностей, на которых участники заострили внимание. 2-й ЭТАП Подгруппам выдается по 10 стикеров, каждый из которых имеет «стоимость» — 1 балл. Затем посредством обсуждения (5 - 10 минут) члены подгруппы определяют уровень сложности каждой проблемы, зафиксированной в общем списке. Чем более трудной они считают какую-либо проблему, тем большее количество баллов они ей присваивают. Например, подгруппа может оценить проблему нежелания ходить в детский сад в 4 балла. Тогда на остальные проблемы, заявленные участниками, останется только 6 баллов. Возможно, какая-либо команда оценит, например, проблему «детские укусы» в 10 баллов. В таком случае отпадет необходимость оценивать другие проблемы, так как в арсенале каждой подгруппы всего 10 баллов — 10 стикеров. Затем каждая команда приклеивает стикеры на доске рядом с указанными проблемами. Тренер подсчитывает количество баллов, присвоенных каждой проблеме, и выделяет 2 - 4 проблемы (по количеству групп), получившие наибольшее количество баллов. 3-й ЭТАП Каждая подгруппа получает задание: описать основные направления и определенные методы работы, способствующие решению одной из четырех самых актуальных проблем воспитания детей раннего возраста. Затем представители каждой команды сообщают результаты подгрупповой работы, зачитывая свои рекомендации. На заключительном этапе выполнения упражнения проводится групповое обсуждение предложенных методов и приемов работы. Результатом групповой работы может стать сводная таблица (схема) «рецептов», предложенных участниками тренинга по всем проблемам. В процессе обсуждения участники могут предложить конкретные ситуации, в которых данное упражнение может быть использовано. Например, при проведении родительских собраний, во время которых педагог или психолог помогает родителям решить трудные вопросы воспитания и обучения детей. Как правило, в процессе проведения упражнения у взрослых меняются взгляды на поведение малышей, и они учатся решать еще совсем недавно такие «неразрешимые» проблемы. Кроме того, родители (и педагоги), участвующие в проведении упражнения, осознают, что трудности, возникающие у них, свойственны и другим родителям (педагогам) и не являются следствием их неправильной воспитательной позиции. 4. Упражнение «Качества взрослого, необходимые ему при взаимодействии с детьми раннего возраста» Цель: дать возможность участникам поразмышлять над проблемами, волнующими многих родителей, обращающихся за консультацией к психологу. Упражнение проводится в подгруппах. В течение нескольких минут каждая подгруппа пытается выделить по 2—3 качества, необходимых взрослому для успешного взаимодействия с ребенком раннего возраста. Эти качества необходимо представить в виде психологической скульптуры — без слов, а только с помощью невербальных средств общения. В создании скульптуры участвует вся команда. Остальные члены группы отгадывают, какое качество отражено в скульптуре. После того, как все подгруппы представят свои творческие работы, проводится обсуждение в кругу. В качестве одного из выводов, говорится, что дети раннего возраста большую часть информации получают от невербальных средств общения. Потренироваться в использовании этих средств коммуникации поможет следующее упражнение. 5. Упражнение «Соскучился…» Цель: Развитие выразительных движений, необходимых при общении с малышом. Тренер знакомит участников упражнения с одной из ситуаций (образцы ситуаций даны ниже) и выдает карточку с возможными вариантами ответов на происходящее. Затем каждому участнику выдается карточка с номером (от 1 до 24). Это номер высказывания, которое участник должен будет представить с помощью мимики и жестов. Упражнение может проходить как в кругу, так и в подгруппах по 5—7 человек. 1-Й ВАРИАНТ (ДЛЯ ПЕДАГОГОВ) Ситуация «Представьте, что Вы — воспитатель и проводите открытое занятие для педагогов всего района. Вдруг в самый ответственный момент открывается дверь и в нее входит опоздавший Сережа...» 2-Й ВАРИАНТ (ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ) «Вам необходимо выполнить дома некоторую работ требующую определенного внимания и сосредоточенности. Чтобы ребенок Вам не мешал, Вы попросили кого-либо из родственников (мужа, мать, свекровь и т. д.) посидеть с ребенком в другой комнате в течение часа. Прошло ровно 10 минут, и вдруг открывается дверь и в комнату врывается Ваше чадо». В процессе обсуждения группа отвечает на вопросы:
СПИСОК ВЫСКАЗЫВАНИЙ К УПРАЖНЕНИЮ «ОПЯТЬ ОПОЗДАЛ» Вариант для воспитателей
ссылка на эту страницу http://area7.ru/metodic-material.php?8149 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей и педагогов групп раннего возраста: "Проблемы воспитания детей раннего возраста".
Деловая игра для родителей детей раннего возраста....
Тренинг для родителей и педагогов групп раннего возраста. «Детки-конфетки»
Содействовать формированию компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста.Задачи:Мотивационная компетенция: - способствовать становлению потребностирод...
Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....
Игровой тренинг для родителей во второй группе раннего возраста на тему «Книжки – малышки»
Повестка игрового тренинга.1. Пальчиковая игра «Тук-тук-тук»2. Дидактическая игра «Определи, что звучит?»3....
Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста
Обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....
Консультация для педагогов групп раннего возраста: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".
Цель: расширение представлений педагогов об адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....
Консультация для педагогов групп раннего возраста на тему «Постер-технологии - одна из современных эффективных форм взаимодействия с родителями»
Постер – [от англ. Poster – постер] означает плакат, картина, фрагмент. Коллаж – [от фр. collage – наклеивание] означает технический приём в изобразительном искусстве: наклеива...