«Использование приёмов в образовательной деятельности для создания психологического комфорта дошкольников».
статья по психологии

Шайдрова Ольга Александровна

Семинар "Психологическая комфортность у условиях образовательной среды" для педагогов в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_vystuplenie.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию тему моего выступления «Использование приёмов в образовательной деятельности для создания психологического комфорта дошкольников».

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к детям в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в детском саду атмосферы психологического комфорта.  

Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма. Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми.

Детство - время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника.  Одной из задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального  благополучия.

Создание эмоционального комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

          Работая с детьми, педагогу необходимо соблюдать следующие условия:

прежде всего! воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен;

речь должна быть не громкой и не слишком быстрой

объективно оценивать детей;

уважительно вести диалог с ними;

воспитывать добротой.

Не допустимо: унижать личность, проявлять личную неприязнь к ребенку, допускать бестактность, оскорблять, говорить повышенным тоном.

Поддерживать ребенка - значит верить в него. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей ребенка, его положительных сторон.

Для создания психологического комфорта на занятии я использую следующие приемы:

  1. Прием привлечения внимания: начинаю занятие с интриги, например, с загадочного предмета (у меня для вас есть что – то интересненькое) или загадки (угадайте что я вам приготовила), а так же можно использовать колокольчик - который помогает привлечь внимание детей.
  2. Прием «Сюрпризный момент»: например «Коробка с сюрпризом» - это один из приемов активизации детей на занятиях, помогает сохранять интерес на протяжении всей непосредственной образовательной деятельности, и поднимает настроение дошколятам.

3. Создаю ситуации успеха каждому ребенку. В этом мне помогает практика «Безусловный герой», она помогает снять зажатость, ощущение недостаточности, тревожность, так же укрепляет веру в себя, мотивирует на действия, развивает целеустремленность.

4. «Позитивный настрой» Перед занятием провожу речевые психологические настройки.

Основная их цель – формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу. Например:

         Собрались все дети в круг
         Я твой друг, и ты мои друг.
          Крепко за руки возьмёмся
          И друг другу улыбнёмся.

И многие другие приветствия.

5. Использую игровые приемы. В дошкольном возрасте главная и неотъемлемая форма организации любой деятельности – это игра. Игра, в свою очередь увлекает дошкольников, они с радостью принимают эту форму действия, мгновенно включаются в игру и познают мир. А иногда все занятие построено на игре.

Образовательную деятельность строю так, чтобы дети как можно меньше сидели на стульчиках, больше двигались, действовали руками.

  1. Похвала. Известный психотерапевт В. Леви сказал: «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!». Похвала укрепляет чувство уверенности в себе, усиливает мотивацию к действиям и помогает верить в собственные силы. Подкреплять похвалу необходимо невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Ребёнок должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием.

          7. У дошкольников, как мы все знаем,  мышление наглядно-образное, поэтому использую на занятиях наглядные приемы: картинки, иллюстрации, игрушки, презентации, видеоролики, добавляет интерес дошкольника, заинтересованность в получении той или иной информации.

Использую способы разгрузки психофизических состояний. Например, минутки релаксации, динамические паузы, приёмы, улучшающие эмоциональный фон занятия

Психологическое комфортное состояние ребёнка на занятии — это психофизиологическое состояние, возникающее в результате оптимального взаимодействия ребёнка с образовательной средой. Оно указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые ребёнок переживает во время учебного процесса. 

Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предметно-развивающего пространства в решении образовательных задач и создания психологического комфорта дошкольников

Важным средством решения образовательных задач и создания психологического комфорта у дошкольников является создание предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения. Опыт практической ...

Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологиий для формирования эмоциональной...

Использование методов диагностики детско-родительских отношений для создания психологического комфорта образовательной среды Дошкольного Образовательного Учреждения

в статье представлены результаты диагностики детско-родительских отношений, оптимизация которых позволит позитивно повлиять на создание благоприятного психологического климата образовательной среды де...

Конкурс. «Создание психологического комфорта дошкольников в условиях ДОУ» 2023

laquo;Создание психологического комфорта дошкольников в условиях ДОУ» за 2022г....

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»...