Родительское собрание
методическая разработка по психологии (старшая группа)

Олейникова Евгения Викторовна

Для группы ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности ЗПР «Давайте познакомимся».

Цель: Познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет.

1.Формирование у родителей практических умений в области взаимодействия с детьми.

2. Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.

3. Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения .

Оборудование: Клубочек с нитками,  цветик – семицветик  (на каждого родителя), рисунок цветка на каждого родителя, фломастеры, фишки – красные, зелёные, синие. Плакат «Дерево успеха»

Форма проведения: круглый стол.

План проведения:

1.     Введение.

2.     Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе. Содержание и методы коррекционной работы.

3.     «Творческие проявления ребёнка. Художественно-эстетическое развитие, как важная составляющая формирования успешной личности».

4.     Выборы в родительский комитет, обсуждение текущих вопросов.

Участники: родители, воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог, логопед.

Ход собрания.

1. Введение

Родители стоят в кругу

Воспитатель: Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня мы с Вами встречаемся впервые . Я предлагаю Вам поиграть в одну простую, но очень важную игру «Будем знакомы»

О себе ты расскажи,

Соседу руку протяни

И улыбку подари!

(игру начинает воспитатель, затем берет за руку родителя, стоящего рядом и так далее, игру заканчивают  специалисты. По окончанию игры образуется закрытый круг, то есть все присутствующие держатся за руки.)

Воспитатель: Закрытый круг символизирует то, что нас объединяет одна общая цель-воспитание детей на новом этапе их жизни. И мы хотим, чтобы все мы вместе стали одной большой и дружной командой в этом . Прошу занять свои места .

Воспитатель: Уважаемые родители, мы очень рады видеть вас на родительском собрании , потому что понимаем , что без вашей поддержки и помощи , воспитание и развитие детей, коррекционная работа, а так же создание для них уютной и радостной обстановки невозможно. Каким должен быть наш союз? Что мы, взрослые, можем сделать для детей, чтобы их жизнь в МДОУ была радостной, насыщенной и интересной? На эти вопросы мы с вами сегодня и ответим.

2. Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе. Содержание и методы коррекционной работы.

Воспитатель: Наша группа называется компенсирующей направленности ЗПР, потому что Коррекционно – педагогическое воздействие направлено на преодаление: задержки психического развития, речевых нарушений, социально – личностное развитие ребёнка.

 Данная работа реализуется взаимодействием в работе учителя – дефектолога, логопеда, психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и воспитателей.

         Специалисты одновременно каждый на своем занятии решают коррекционно – образовательные задачи.

Воспитатель: Что такое ЗПР? Об этом расскажет психолог:

Психолог: Задержка психического развития – проблема комплексного характера. Однако, и задержка речевого развития – это не просто обнаружившиеся у ребенка речевые сложности. Подобная задержка оказывает влияние на все (особенно высшие) познавательные процессы ребенка, на его личностные особенности. Так как, речь является своеобразным интегралом всех других процессов, поэтому при ее нарушении страдают мышление, память, воображение. Ребенок может стать застенчивым, ранимым из-за возникающего непонимания между ним и окружающими людьми.

Воспитатель: Ведущим специалистом в нашей группе является дефектолог. Кто такой дефектолог?

Дефектолог: Дефектолог - специалист, занимающийся развитием обучением и воспитанием «особенных детей».

«Особым» детям требуется повышенное внимание родителей, а педагогам с ними работающим, определенная специализация.

Дефектологом осуществляется комплексный подход к коррекции, воспитанию и обучению детей данной категории. Именно поэтому работа дефектолога тесно связана с областями работы других специалистов: психолога, логопеда…

Учителем - дефектологом в соответствии с учебным планом проводятся следующие занятия с детьми:

- ознакомление с окружающим миром;

- коррекционная ритмика;

- формирование элементарных математических представления.

Помимо фронтальных занятий, проводятся подгрупповые и индивидуальные. Подгруппы организуются на основе комплексной диагностики с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав.

Какова же роль семьи, родителей в преодолении и коррекции нарушений детей?

        Не надо думать, что все проблемы исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима непрерывная, систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

        Очень важно, чтобы мы с вами работали слаженно в комплексе психолого – педагогических мероприятий. Это заключается в:

1.     единстве требований к ребенку,

2.     контроле за выполнением заданий,

3.     помощи в оформлении тетрадей, альбомов, игр и др. дидактического материала,

4.     активном участии во всех групповых и общесадовых мероприятиях.

Будьте терпимы и наблюдательны к своему ребенку.

При выполнении домашних заданий не ругайте, не срывайтесь на

ребенка, никакого давления, если что – то не получается. Это все естественно и это будет в силу характеристики развития психических процессов детей.

Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.

Как вы думаете, какая деятельность является главной в этом возрасте? (Ответы родителей)

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребѐнка есть потребность в игре. Игра для ребѐнка - это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает свои способности, воспитывается с нравственной стороны и, наконец, приобретает массу всевозможных знаний.

Тест-задание «Игра в нашей семье».

Вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - синего, никогда - зелёного.

- каждый вечер уделяю время на игры с детьми.

- рассказываю о своих играх в детстве.

- если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребѐнком.

- купив ребѐнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры

- слушаю рассказы ребѐнка об играх и игрушках в детском саду

- не наказываю ребѐнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушку.

- часто дарю ребѐнку игрушку, игру.

Обобщение:

-Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играйте с ребѐнком на равных, ведь игра - самое интересное в жизни ребѐнка.

Мы обращаемся к вам с огромной просьбой: играйте вместе с детьми!

Дефектолог: Для того чтобы заниматься с ребёнком самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.

Сейчас мы с вами поиграем в эти игры:

"Семейная олимпиада"

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьѐй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребѐнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?)

- зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

Тренинг «Раскрась цветок»

– Возьмите все по цветку. Раскрасьте их (на столах лежат одинаковые цветы по размеру, по форме, цветные карандаши). А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме.

– Скажите, после того как Вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (нет). При одинаковых условиях делаем все по - разному.

Нет кого то или чего то лучше или хуже. 

 

Воспитатель: Уважаемые родители, над исправлением речи и над речевым развитием в нашей группе работает логопед .

Логопед: Уважаемые родители, вы понимаете: речь детей спонтанно не исправляется. Для достижения положительных результатов нам придется много работать и работа предстоит не легкая . Работать мы будем сообща : основное дети будут получать здесь , но и дома вы будите это закреплять .

Вот сейчас мы с вами поиграем в игру "Цепочка слов"

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединѐнных каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаѐте вопрос:

Логопед: Кошка, бывает какая?

Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная...

Логопед: Что еще бывает разноцветным?

Родитель: Радуга, платье, телевизор...

Логопед: Каким еще может быть платье?

Родитель: Шелковым, новым, прямым...

Логопед: Что еще может быть прямым?

Родитель: Линия, дорога, взгляд... и т.д.

Цветик - семицветик». (на столах родителей лежат цветы со стебельками) - Перед вами цветик – семицветик . представьте, что это ваш малыш, нежный, цветущий. Напишите на лепестках ласкательные производные от имени или семейные прозвища. На стебельке - имя, которым вы обращаетесь к ребенку, когда недовольны им, сердитесь на него. (Дается 2-3 минуты для заполнения цветка

Хорошо, если вас связывают общие увлечения . А как мы их любим! А какими мы их называем ласковыми, нежными, теплыми словами!

 Мы дарим цветок имени вашего малыша. Пусть он лежит в семейном альбоме, ведь это часть его жизни, а потом станет частью истории вашей семьи.

Воспитатель: Спасибо специалистам. А сейчас, уважаемые родители, хочу обратить Ваше внимание на то, что содержание коррекционно – образовательной работы в детском саду в группе детей с задержкой психического развития, включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития:

- познавательному

– речевому;

- социально – коммуникативному;

-физическому;

- художественно – эстетическому;

3. Творческие проявления ребёнка. Художественно-эстетическое развитие, как важная составляющая формирования успешной личности.

Воспитатель: Одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

-формирование элементарных представлений о видах искусства;

-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

-стимулирование сопереживания персонажам  художественных произведений;

-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

 

У детей с задержкой психического развития движения пальцев рук, слабо координированы, особенно при рисовании, конструировании, собирании мелких предметов.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это непросто красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.

Я предлагаю вам поиграть со мной пальчиками:

«Как мы маме помогали»

Раз, два, три, четыре,  (Ребенок сжимает и разжимает кулачки.)

Мы посуду маме мыли:        (Потереть одной ладошкой о другую.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку. (Ребенок загибает пальчики, начиная с большого.)

Мы посуду маме мыли,  (Ребенок сжимает и разжимает кулачки.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Носик чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали. ( Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.)

Вот как маме помогали!

 

Воспитатель: Уважаемые родители, у меня есть волшебный клубочек, который поможет узнать, каким образом вы дома со своим ребенком лепите, рисуете, делаете аппликации, конструируете, одним словом творите

Игра »Клубочек» Передавая клубочек, друг другу разматываем его, и отвечаем на вопрос: «Что вас радует в вашем ребенке, чем он любит заниматься?»  (Родители, называя положительные качества ребенка, чем он любит заниматься, постепенно разматывают клубок.)

Вывод: Из всего услышанного можно сделать вывод, что нашу группу посещают умные, жизнерадостные, любознательные и в меру подвижные дети.

Уважаемые родители, ответьте и на другой вопрос:

«Что огорчает вас в вашем ребенке?» (родители, называя негативные качества ребенка, чем он не любит заниматься, постепенно сматывают клубок.)

Вывод: проблемы наших детей заключаются в непонимании нас – взрослых, наших требований. Зачастую нам не хватает терпения и доверия. Для того чтобы заслужить доверие ребенка, надо иметь с ним общие интересы. Хорошо, если вас связывают общие увлечения . А как мы их любим! А какими мы их называем ласковыми, нежными, теплыми словами.!

Мы подготовили вам памятки, почаще их читайте и придерживайтесь этих правил.

Памятка для родителей и педагогов «Давайте жить дружно»

1. Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

2. Будьте всегда доброжелательными. Дружелюбие-основа вашего здоровья.

3. Будьте добрыми и честными. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

4. Будьте всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

5. Не создавайте конфликтных ситуаций.

6. Выходите из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

7. Любите ребенка таким, каков он есть.

8. Уважайте в каждом ребенке личность( не только в своем)

9. Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно. Не скупитесь на похвалу.

10. Замечайте не недостатки ребенка, а динамику его развития.

11.Хвалите, поощряйте, ободряйте, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

 

Предлагаем познакомиться с памяткой. «Особенности развития детей 5- 6-ого года жизни»

Информационный – познавательный калейдоскоп:

Воспитатель: Продолжая наше собрание, хотим напомнить Вам о правилах безопасности. Это и правила личной безопасности, правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, ну и конечно не забывайте о терроризме.  В детском саду мы изучаем и повторяем эти правила, но и Вы не забывайте о них. Будьте примером для своих любимых чад.

  • Памятка. «Профилактика бытового травматизма у детей дошкольного возраста»
  • Памятка «Профилактика ДДТТ»

Выборы в родительский комитет.

Обсуждение текущих вопросов.

Решение родительского собрания:

1.     Принять к сведению выступления воспитателей и узких специалистов.

2.     Педагогам и родителям осуществлять  взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной – Созданию благоприятных условий для образования,  развития и воспитания детей.

3.     Утвердить родительский комитет в следующем составе:

4.     По возможности пополнить игровой и дидактический материал в группе.

Подведение итогов собрания «Ваше мнение».

Воспитатель: И, так перед нами дерево успеха. Сейчас предлагаю вам выразить  свое отношение. С помощью разноцветных красок нарисуем листья, но будьте внимательны:

-Если сегодняшняя встреча для вас была полезной и интересной, то нарисуйте красные листья

- если мне все понравилось, есть непонимание чего либо- желтые

-если вам было не интересно и информация оказалась ненужной- зеленые листья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...