"Развитие познавательной активности дошкольников"
методическая разработка по психологии
Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности — важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой на протяжении всей жизни. Так что же такое познавательная активность? По каким показателям можно судить о наличии познавательной активности? Как и когда она проявляется у ребенка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое познавательная активность ребенка?
Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности — важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой на протяжении всей жизни. Так что же такое познавательная активность? По каким показателям можно судить о наличии познавательной активности? Как и когда она проявляется у ребенка?
Активный — лат. activus — деятельный, энергичный. Активность — усиленная деятельность, деятельностное состояние. Итак, активный — значит деятельностный, энергичный, инициативный, предприимчивый. Разве не эти черты каждый родитель хотел бы видеть в своем ребенке?
В научной литературе можно найти множетсво определений понятия активность, а также огромное количество ее разновидностей. Термин «познавательная активность» связывают с рассмотрением деятельности, в которой ребенок, познавая окружающий мир, как активный субъект, пытается показать свою самостоятельность, индивидуальность, направить энергию, волю, действия на достижение позитивного результата.
Итак, познавательная активность — это черта личности, которая проявляется в ее отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, находящая проявление в познавательной деятельности. Чаще всего познавательная активность проявляется в процессе восприятия и мышления.
Распознать познавательную активность ребенка несложно. Понаблюдайте и заметите:
• увлеченность предметом, рассказом, деятельностью;
• ярко выраженное стремление выполнять разнообразные, особо сложные задания, желание продолжать занятие по его окончанию;
• проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижения результата, осуществлении контроля;
• общение со взрослым, вопросы направленные на познавательные интересы;
• эмоциональное отношение к предмету (рассказу, деятельности и т.п.), постоянное к нему стремление.
Проявляться познавательная активность может на разных уровнях. Высокий уровень познавательной активности характеризуется творческим отношением ребенка к окружающему, умением нестандартно мыслить, креативно использовать полученные знания.
Познавательную активность детей можно охарактеризовать следующими особенностями:
• познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства, выходя за его пределы, обеспечивая ребенку накопление разных способов познания окружающего мира;
• она проявляется в разных видах деятельности, как правило не характеризуясь целенаправленностью познания в отдельной сфере — ребенка интересует все, что его окружает;
• познавательная активность ребенка-дошкольника ярко проявляется в вопросах, раздумиях, сравнении, экспериментировании, постановке и решении разнообразных детских проблем, направленных на более глубокое познание ребенком окружающих предметов и явлений;
• ребенок дошкольного возраста проявляет познавательный интерес и всеохватывающее любопытство от «Что это?» до «Хочу все знать!» Эта активность ребенка направлена не только на познание отдельного предмета или явления, а и на распознание устройства, причины, цели, назначения, способа использования и т.п. Познавательный интерес является важнейшей составляющей познавательной активности и усиливается с накоплением ребенком опыта познавательной деятельности. От младшего до старшего дошкольного возраста познавательные интересы приобретают стойкость. Интерес ребенка напрямую зависит от его знаний, а также способов, которыми взрослый передает ребенку новые знания;
• в процессе формирования у ребенка познавательного отношения к окружающему четко прослеживается единство интелектуального и эмоционального (как доминирующего) отношения к предметам и явлениям действительности. Ребенок в процессе познания проявляет эмоции, свидетельствующие об отношении к процессу познания;
• в конце дошкольного возраста наблюдаются признаки самостоятельности, определенной саморегуляции и самоконтроля познавательной деятельности ребенка, что проявляется в постановке цели, нахождении способа, контролем за процессом деятельности, самостоятельной оценке результата. Ребенок все чаще перестает подражать действиям взрослого, а иногда, в рамках дозволеного, отходит от его требований. Со стороны ребенка можно наблюдть проявление инициативы, определенных волевых усилий, направленных на выполнение заданий или просто регуляцию собственного поведения;
• в процессе познания ребенок выступает как полноценная личность, способная к определению собственной активности, творчества в деятельности, реализации собственной воли, интересов и потребностей;
• развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для дальнейшего школьного обучения;
• эфективным фактором формирования познавательной активности является создание условий для проявления ребенка как субъекта собственой деятельности, взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
• после 4-5 лет познавательная активность приобретает форму инициативной преобразующей активности. Приобретенные ребенком знания и практический опыт дают возможность осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, порождает новые желания, побуждает к инициативным, а после и творческим действиям;
• все указанные особенности познавательной активности в дошкольном возрасте пребывают на уровне становления и после становятся основой для развития познания в предстоящей жизнедеятельности.
Взрослые, которые усиленно развивают ребенка, похожи на Карлсона, посадившего семечко. Он все время его раскапывал, чтобы посмотреть: не проросло ли?
На самом деле дети растут, учатся и развиваются не потому, что мы их тянем за уши, а просто потому, что они дети. В них это заложено. Для того, чтобы ребенок хотел все знать, не нужны специальные методики, ему просто должно быть интересно и нестрашно. Нестрашно – это когда все хорошо с родителями. Когда они любят, когда они рядом, когда ты для них хороший. Если ребенок одинок, отвергнут, если он боится родительского гнева и разочарования, он развиваться не может. Все силы психики уходят на совладание с тревогой по поводу привязанности. Как говорят психологи, аффект тормозит интеллект. Лимбическая система бунтует, и не дает нормально работать верхнему (кортикальному) мозгу. Какая уж тут познавательная деятельность.
А если ребенок спокоен за свои отношения с родителями, он немедленно поворачивается к ним спиной, а лицом – к миру, и отправляется его исследовать.
Дошкольный возраст – это возраст любопытства, главная детская эмоция в это время – удивление, поэтому сейчас, когда дети в самом расцвете периода «как?» и «почему?», большой ошибкой будет игнорировать их вопросы. Родитель для маленького ребенка – главный источник знаний. Второй такой источник, конечно, книга. Ребенок должен видеть в доме и родительских руках разную литературу и печатные материалы. Всегда должно быть на виду что-то, что можно прочитать.
Таким образом, под познавательной активностью младших дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
Существуют сензитивные периоды в развитии познавательной активности человека. Они приходятся главным образом на дошкольное детство. По мнению многих исследователей, возраст дошкольников 3-5 лет является сензитивным периодом для формирования познавательной активности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, ЕА Коссаковская, А.Н. Леонтьев). Познавательная активность 3-5-летних детей проявляемая ими в процессе усвоения речи и выражающаяся в словотворчестве и в детских вопросах различного типа. В соответствии с данными многочисленных психолого-педагогических исследований, ребенок младшего дошкольного возраста может не только познавать наглядные свойства явлений и предметов, но и способен понимать общие связи, лежащие в основе многих законов явлений природы, аспектах социальной жизни.
Проводили такой эксперимент, как раз про познавательную активность. Маму с ребенком дошкольного возраста приглашали а кабинет, полный всяких развивающих игр и вообще интересных и малопонятных штуковин. Потом экспериментатор извинялся, говорил, что ему надо совсем не надолго отойти и предлагал чувствовать себя в кабинете "как дома", говорил, что можно "посмотреть пока, что у нас тут есть". И уходил. Но недалеко, коварный, а за стеночку, где было особое зеркало, с одной строны как зеркало, с другой -- прозачное, его часто используют для опытов над людьми психологических экспериментов.
Через окошко-зеркало он наблюдал, чем заняты мама с ребенком. Основных типа поведения было четыре:
1. Мама грозно шикала на ребенка, чтобы "сидел смирно, ничего не трогал" и они вдвоем неподвижно ждали возвращения специалиста. Если ребенок пытался что-то взять, мама одергивала.
2. Мама доставала из сумки журнальчик и погружалась в чтение, на ребенка внимания не обращала. Он, постепенно смелея, начинал все брать, рассматривать, крутить и т. д.
3. Мама воодушевлено говорила ребенку: "Смотри, какие хорошие игры!" И начинала показывать ребенку и объяснять, как в них играть.
. Мама, забыв нафиг про ребенка, с азартом хватала то одну игру, то другую и пыталась вникнуть, что это и зачем. Ребенок сам по себе тоже все хватал и рассматривал.
Потом психолог возвращался в комнату и проводил с помощью специальной методики тестирование уровня познавательной активности у ребенка. Отгадайте, у детей из какой группы оказались лучшие результаты?
Самые высокие показатель были у деток самых любознательных мам, из 4 группы.
Мораль очевидна. Не надо никак особо эту самую познавательную активность развивать. Если ребенок живет в богатой, интересной, интригующей среде, а главное -- если самим родителям ВСЕ ИНТЕРЕСНО и они не тупят каждый вечер перед телевизором, то все само прекрасно разовьется. А если родители еще и радуются проявлениям любознательности у ребенка и не отмахиваются от его вопросов, если у них умные и интересные друзья, с которыми они общаются при детях, если у них интересная и любимая работа, о которой они расказывают дома, то все вообще классно. Такая вот чудесная новость для ленивых, но любопытных родителей
Но есть и другое обстоятельство- познавательная активность не терпит сильного и длительного стресса. Если ребенку очень плохо, страшно, одиноко, ему не до новых знаний. Всем, наверное, приходилось наблюдать: вот ребенок на прогулке весь -- воплощенная познавательная активность. Он наблюдает за гусеницей, воробьем, кошкой. Но время от времени посматривает на маму на скамейке. И вдруг -- мама пропала! Отошла куда-то! Все, мгновенно познавательная активность сворачаивается, и пока мама не найдется и не успокоит, ребенку не до гусениц.
А теперь, представьте, что мамы нет ДОЛГО. Или СОВСЕМ. Что будет с любознательностью? Это хорошо знакомо приемным родителям, которым бывает очень трудно потом реабилитировать в этом отношении детей, долго пробывших в казеном доме. Но и с домашними детьми такое случается, например, если в доме конфликты, родители скандально разводятся, кто-то в семье страдает алкоголизмом или просто обладает очень тяжелым, вспыльчивым характером, если ребенок постоянно боится осуждения, отвержения, или боится, что не оправдает ожиданий, родители будут разочарованы, расстроятся, заболеют и т.д.
То есть, с другой стороны, очень много всего нужно, чтобы познавательная активность цвела. Нужна любовь родителей, хорошая атмосфера в доме, безопасность, доверие. Чтоб не дергали, не запрещали и чтоб не руководили все время. Но чтоб при этом не в вате держали и были в жизни ребенка неожиданости, приключения и умеренные стрессы.
Как об этом подумаешь, так становится понятно, что в низком уровне любознательности у большинства современных детей виновата совсем не только школа.
И все это, конечно, требует большой работы, хотя и не в том смысле, в каком думают родители "посвятившие ребенку всю жизнь". Думать, чувствовать, хотеть, стараться понимать ребенка, а не жить его жизнь за него, осознанно строить отношения в семье, без агрессии и постоянной борьбы за власть, не опускаться, не останавливаться в развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/20/picture-128329-1350757831.jpg)
Коллекционирование одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
Консультация для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/15/picture-1098190-1547500106.jpg)
Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност
Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1302284-1609765732.jpg)
Образовательная область "Познавательное развитие". Доклад «Развитие познавательной активности дошкольников в играх-путешествиях»
Вы познакомитесь, из опыта работы, какие игры-путешествия помогают развивать познаввтельную активность дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/14/picture-1057646-1536912832.jpg)
Эстафета педагогического мастерства "Развитие познавательной активности дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности"
Презентация содержит следующую информацию: направления работы согласно комплексной программе "От рождения до школы", списки литературы по теме по возрастам, виды деятельности по ФГОС ДО, кот...