Конфликты в детском саду между родителями и педагогами. Кто виноват?
консультация по психологии

Селиверстова Елена Юрьевна

 Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем — это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, "горит" на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов! Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Можно ли их свести к минимуму? Давайте попробуем разобраться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._konflikty.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликты в детском саду между родителями и педагогами.

Кто виноват?

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек.

Понятие конфликта не только вечно, но и всеобъёмно. «Конфликт - это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют, и будут существовать конфликтные ситуации», - пишет социолог В.А. Ядов.

Конфликт встречается повсеместно и охватывает все стороны жизни. Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением полное отсутствие внутри конфликта - условие не только невозможное, но и нежелательное. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти.

Три вида конфликта в ДОУ: ребёнок-ребёнок, сотрудник-сотрудник, сотрудник-родитель.

Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому саду, родители надеются , что пребывание малыша в новом коллективе будет комфортным и радостным.. Но зачастую надежды не оправдываются, родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?

Это может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам.

Объективные причины — например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, их низкая квалификация.

Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад "всему научит", а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. Если личный "детсадовский" опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем. Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Те же самые проблемы нередко возникают и у воспитателя, когда, например, родители воспитанников могут неосознанно напоминать ему человека, с которым когда-то не сложились отношения. Еще одна проблема — это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань "борьбы" за детей действительно существует. Чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель "навязывает" им свою точку зрения. К сожалению, есть педагоги, которые не только любят диктовать родителям, как нужно воспитывать их детей, но и делают это в достаточно категоричной форме: "Ваш ребенок не умеет этого, этого, этого. Вы плохо подготовили его к детскому саду. Вы должны делать то-то, то-то и то-то". Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно.

Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, — это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться—раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать), как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя "должного" отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что малыш капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.

Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику". Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения? А почему тебе воспитательница положила одну котлету, а не две?" — будучи весьма прозорливыми психологами, дети быстро понимают, что взрослого интересуют прежде всего негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5—6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого жгучее удовольствие и утоляя свое любопытство.

Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход.

Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем — это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, "горит" на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов! Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Можно ли их свести к минимуму?

Первое — информировать родителей еще до того, как их дети поступили в дошкольное учреждение, о том, что там будет происходить, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.

Второе — показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку. В ней могут быть, например, такие слова: "В нашем детском саду не принято выяснять отношения между воспитателем и родителем в присутствии детей", "В нашем саду не принято делать замечания чужим детям в отсутствие их родителей и разбирать ссоры детей без участников конфликта". Если "прописать" эти правила, и вовремя познакомить с ними родителей, то многие конфликты просто не возникнут.

Третье — научиться педагогам грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только потом формулировать проблему: "Ваш Петя сегодня здорово рисовал, он у вас замечательный, но есть одна сторона, которая меня очень волнует. Вы своего ребенка лучше знаете, может быть, вы мне что-то посоветуете в этом плане… Я замечаю, что он часто бьет Катю, как вы считаете, с чем это может быть связано? Давайте вместе подумаем, в чем здесь дело и как ему помочь…" . Это позиция сотрудничества, общение на равных, обращение к родителю как к знающему и компетентному человеку. К сожалению, в существующей системе такой индивидуальный подход к ребенку часто затруднен.

Еще одна проблема — обучение наших малышей. Ведь именно с воспитателей, а не с родителей спрашивают результат работы по стандартной программе: например, все дети одной группы должны освоить программу пятилетних детей. При этом вклад родителей не учитывается. Это провоцирует напряжение, ведь предполагается, что все дети пришли равными. В существующей системе, к сожалению, эти многочисленные противоречия не разрешаются никак. Если же воспитатель начнет осознавать все эти проблемы, он будет знать, почему у него накапливается раздражение по поводу родителя (она очень здорово похожа на мою мать, которая меня угнетала; или я злюсь на то, что у меня не все дети одинаково продвинулись в обучении, и почему, собственно говоря, ребенок, который пришел ко мне с отставанием в год, должен так же успешно продвигаться? Здесь не виноваты ни я, ни родитель). После осознания подобных причин бессознательная агрессия в отношении родителя частично снимается. Очень часто у воспитателя возникают претензии к родителям по поводу того, что они не занимаются дома с ребенком. Особенно актуально это, например, в логопедических группах, где детям даются большие задания.

Некоторые особенности педагогических конфликтов.

  • профессиональная ответственность за педагогически правильное разрешение ситуации;
  • участники конфликта имеют различный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте;
  • разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении;
  • различное понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами педагога и глазами родителя видится по-разному);
  • присутствие сторонних наблюдателей при конфликте делает их из свидетелей участниками, конфликт приобретает воспитательный смысл и для них, об этом всегда приходится помнить;
  • профессиональная позиция в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы ребенка;
  • всякая ошибка при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты;
  • конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить.

Управление конфликтами – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Рекомендации по разрешению конфликта в образовательном учреждении.

  • Признать существование конфликта, то есть признать наличие у всех участников противоположных целей и методов;
  • Признать необходимость проведения переговоров, договорившись заранее и продумав, есть ли возможность решения конфликта без посредников;
  • Заранее определить круг вопросов, составляющих предмет конфликта; на этом же этапе определить, что в восприятии предмета конфликта – домыслы, а что конкретные факты;
  • Постараться посмотреть на предмет конфликта неэмоционально; занять позицию оппонента, представить, как конфликт видит он; определить для себя, на какой компромисс вы готовы и что может быть целью переговоров;
  • Открытое общение – это основное условие конструктивного разрешения конфликтной ситуации. Таким образом, первое условие – выслушать и продемонстрировать слушание, получить как можно больше информации. В обсуждении конфликта желательно выяснить, как каждый понимает проблему, признать, что ваши действия и поступки могли привести к конфликту.

Выработка взаимовыгодных решений путем переговоров.

Правила ведения конфликтного разговора:

1) сначала объективно опишите ситуацию и содержащуюся в ней проблему так, как вы её видите;

2) дайте возможность партнеру описать свое видение ситуации;
З) сообщайте о своем эмоциональном состоянии, позитивных и негативных чувствах; отделяйте эмоциональное состояние от решаемых задач;
4) в ситуации возникновения спонтанной вспышки партнера не отвечайте тем же, ждите, пока он (партнер) остынет; извинения за испытываемые чувства не требуются;

5) подчеркивайте общность, сходство интересов - своих и партнеров, проявляйте интерес к проблемам партнера, признавайте свою неправоту;
б) обращайтесь к фактам, а не к их интерпретации;

7) претензии высказываются к конкретному поведению, событиям, недопониманию, действиям партнёра, а не к его личности;

8) прошлое и будущее оставьте в покое, находите конкретное решение в конкретной ситуации;

9) избегайте барьеров общения;

10) открыто высказывайте свои желания;

11) предлагайте конкретные варианты выхода из ситуации; спросите у партнера, видит ли он какое-либо другое решение возникшей проблемы; процесс выработки соглашения должен быть гибким, то есть видоизменяться по ходу обсуждения спорных вопросов.

Памятка воспитателям:

Как строить отношения с воспитателями своего ребенка?

1. Относитесь всегда к воспитателю уважительно, особенно проявляйте это в присутствии своих детей, не говорите резко об ошибках педагогов, хотя они склонны ошибаться, как и все люди. Не сравнивайте предыдущего воспитателя с настоящим.

2. Цените желание воспитателя сообщить Вам что-то новое и важное о ребенке.

3. Не забывайте, что до 95 % педагогов - женщины, а они требуют деликатности, сдержанности и внимания.

4. Постарайтесь увидеть в воспитателе своего союзника, понять его озабоченность делами Вашего ребенка, разделяйте степень высокой ответственности, которую он несет на себе.

5. Терпеливо выслушивайте педагога, не стесняйтесь и не бойтесь задавать любые вопросы, чтобы исключить недомолвки и неясности. Чем больше Вы будете знать, тем легче будет общаться.

6. Не сердитесь, если в речи педагога уловите поучительный тон:

- это профессиональная привычка многих людей, работающих с детьми.

7. Не избегайте общения с педагогом, даже если он Вам не очень нравится, чаще пользуйтесь телефоном, проявляйте инициативу

в установлении контакта.

8. Конструктивно принимайте критику в свой адрес: в ней всегда есть моменты, которые обязательно нужно принять к сведению. Если содержание критических замечаний остается прежним, задумайтесь:

почему нет изменений?

9. Не давайте воли эмоциям: когда чувствуете, что их трудно контролировать, представьте себя на месте воспитателя.

10. Если у Вас возникают трудности в воспитании ребенка, откровенно скажите об этом педагогу: вместе будет легче в них разобраться.

11. Не рассчитывайте, что Ваши проблемы решат педагоги: Вы сможете решить их только сами. Но прислушайтесь к рекомендациям воспитателя, сравните его точку зрения со своей, и Вы всегда найдете выход.

12. Помните, что воспитание не может быть успешным, если между педагогами и родителями плохие отношения.

13. Если Вы считаете, что педагог Вас не понимает, задумайтесь, почему это происходит, и как Вы можете изменить ситуацию?

14. Посещайте родительские собрания, проявляйте на них активность, оказывайте посильную помощь воспитателям. Это повысит Ваш авторитет не только в детском саду, но и в глазах собственного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конфликты и взаимоотношения в ДОУ между родителями и педагогами»

В современном мире существует два социальных института воспитания: семейный и общественный, каждый из них имеет специфику....

Консультация для педагогов ДОУ. «Конфликты в детском саду: дети – воспитатель - родители». Подготовила: старший воспитатель Зайцева Т.Б.

  Консультация для педагогов ДОУ.«Конфликты в детском саду: дети – воспитатель - родители».Подготовила: старший воспитатель Зайцева Т.Б. Современный детский сад...

Консультация для педагогов "Детские конфликты в детском саду"

Данный материал содержит информацию о разрешении детских конфликтов в детском саду между детьми, рассказывается о правилах поведения педагога в спорных ситуациях....

Консультация для родителей "Детские конфликты в детском саду"

Конфликт — это неизбежная часть детства, поэтому невозможно предупредить и обезвредить все конфронтации, с которым столкнется ваш ребенок....

Консультации для родителей: "Детские конфликты в детском саду"

Консультации для родителей:  "Детские конфликты в детском саду"...

Консультация для педагогов. "Урегулирование конфликта в ДОУ между родителями и педагогом " «Беспокойные родители»

Медиация - это переговоры с целью урегулирования конфликтных, спорных, сложных ситуаций в интересах каждого с участием нейтрального третьего лица (медиатора). А медиатор - нейтральная, беспристрастная...