Рабочая программа педагога-психолога ДОО
рабочая программа по психологии
Рабочая программа педагога-психолога ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа педагога-психолога ДОО | 103.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена Утверждена приказом
на педагогическом совете заведующего МБДОУ
Протокол №2 от 01.11.2024 г. №106-ОД от 01.11.2024 г.
Рабочая программа педагога-психолога
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Воротынский детский сад № 4 «Солнышко»
на 2024-2025 учебный год
Составитель:
педагог-психолог
И.В.Тайгина
Р.п.Воротынец
2024г.
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы 3
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 5
1.1.3. Характеристика особенностей развития детей 6
1.2. Система мониторинга 11
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 13
2.1. Содержание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению
образовательного процесса 13
2.2. Основные направления деятельности педагога-психолога 14
2.3. Содержание деятельности педагога-психолога 17
2.4. Средства реализации программы 18
2.5. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ 24
2.6. Содержание коррекционной работы 28
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 32
3.1. Материально-техническое обеспечение программы 32
3.2. Развивающая предметно-пространственная среда 33
3.3 Циклограмма видов деятельности педагога-психолога 35
3.4. График индивидуальных коррекционно-развивающих занятий 35
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Рабочая программа педагога-психолога муниципального бюджетного дошкольного учреждения Воротынский детский сад № 4 «Солнышко» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Миноборнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08 ноября 2022 года № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования", образовательной программой дошкольного образования МБДОУ № 4 «Солнышко», нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения. Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 1,5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами. Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности МБДОУ по основным направлениям - социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога- психолога МБДОУ, значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.
- Цели и задачи реализации программы
Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности.
- Цель программы создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, творческой самореализации, определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных
качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением: познавательное и речевое развитие; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- охрану и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации
образовательных программ и развития ДОУ в целом.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога- психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию
Программы
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
- Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)
- Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)
- Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Программа опирается на научные принципы ее построения:
- принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
1.1.3. Характеристики особенностей развития детей
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и
деятельности и их основные компоненты — способности и склонности.
Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.
Возраст от 1,5 до 3 лет
Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий. Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Возраст от 3 до 4 лет.
Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Возраст от 4 до 5 лет
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Формируются навыки планирования последовательности действий.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку –величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Начинает складываться произвольное внимание.
Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образ Я ребенка.
Возраст от 5 до 6 лет
Дети шестого года жизни могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой
продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств(схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возраст от 6 до 7 лет
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровые действия детей становятся более сложными. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.2. Система мониторинга
Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования:
- постоянный сбор информации о субъектах контроля, т.е. выполнение функции слежения;
- изучение субъекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
- компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.
При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга - физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Определение направленности мониторинга предполагает следующим шагом разработку измерительного инструментария: критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга. В качестве методов мониторинга используются методы, схожие с методами педагогической диагностики: формализованные и мало формализованные методы.
Формализованные методы: тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать полученные результаты.
Малоформализованные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по своему содержанию (динамика интересов, состояний, настроений и так далее). Следует иметь в виду, что мало формализованные методы очень трудоемки. Только наличие высокого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты диагностики.
Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы и уровня развития интегративных качеств детей может осуществляется 2 раза в год с использованием диагностики результатов, что
обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга изложено в Основной общеобразовательной программе ДО ДОУ. В системе мониторинга ДОУ предусмотрено участие педагога-психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку в том числе, и личностных результатов.
Педагог-психолог осуществляет:
- Оценку нервно-психического развития детей
- Уровень адаптации к ДОУ
- Психологическую диагностику познавательных процессов детей
- Психологическую диагностику личностных качеств
- Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе
- Психодиагностика по запросам родителей
Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ДОУ может распространяться на следующие параметры диагностирования дошкольников.
Младший возраст (3-4 года):
• понимание речи;
• активная речь;
• сенсорное развитие;
• игра;
• развитие пространственных представлений;
• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т.д.);
• поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).
Средний возраст (4-5 лет):
• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);
• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);
• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);
• мелкая моторика;
• связная речь (умение выразить свою мысль);
• развитие мышления;
• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, и т.д.;
• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;
• социальные навыки — общение со взрослыми и сверстниками
Старший возраст (5-6 лет):
• слуховое внимание;
• зрительно-пространственный гнозис - познание предметов, явлений, их значения исмысла;
•зрительно-пространственный праксис - способность выполнять последовательныекомплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану;
• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;
• развитие графической деятельности;
• латеральные предпочтения;
• мыслительная деятельность;
• игровая деятельность;
• анализ продуктов деятельности;
• коммуникативные навыки.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
• зрительно-моторная координация;
• ритмическое чувство;
• переключение движений;
• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);
• звуковой анализ слов;
• умение определять состав числа;
• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;
• составление сюжетного рассказа по серии картин;
• понимание логико-грамматических конструкций;
• установление причинно-следственных связей;
• ориентировка на листе бумаги.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом.
- Содержательный раздел
2.1. Содержание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обеспечивает реализацию Основной образовательной программы ДОУ, основанной на ФОП ДО.
Цель программы, разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования, ориентирована на: создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного развития в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на:
‒ развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и
деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей.
‒ создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;
‒ создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Основным приоритетным направлением в деятельности ДОУ является развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру, квалифицированная коррекция недостатков в психическом развитии детей, а также особое внимание уделяется познавательному и речевому развитию детей. Вместе с этим, задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательного направления, с обязательным психологическим сопровождением.
2.2. Основные направления деятельности педагога-психолога
Психологическая диагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление
индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Проводится:
- Обследование детей младшей группы (3-4 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
- Диагностика воспитанников средней (4-5 лет) и старшей группы (5-6 лет) с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах.
- Диагностика воспитанников в рамках психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОУ.
- Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (6-7 лет).
Дополнительно:
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным
наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Психологическая профилактика
Цель: предупреждение дезадаптации (нарушений процесса приспособления к
среде) возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными
проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит задача – содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Для этого предусмотрено:
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов,
родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка,
коррекция отклонений психического развития.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом
приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического
развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы
развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть, как выше, так и ниже среднестатистического.
Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в
познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах,
которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. В случае трудностей в коррекции в рамках ДОУ ребенок направляется на консультацию к специалистам городской психолого-медико-педагогической комиссии на основании решения медико-психолого-педагогического консилиума ДОУ. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций медико-психолого-педагогической службы.
Консультационная работа
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного
процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и
реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи
при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.
Обязательно:
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
- Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности
педагогов, администрации ДОУ и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно:
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
2.3. Содержание деятельности педагога-психолога
1. Работа с детьми.
1.1. Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года, промежуточная диагностика в середине года) познавательной сферы, эмоционального благополучия ребенка.
1.2. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.
1.3. Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей, администрации.
1.4. Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.
1.5. Коррекция познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сфер ребенка.
1.6. Составление индивидуальной траектории развития ребенка (индивидуальный образовательный маршрут).
2. С педагогами.
2.1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий (по плану ДОУ).
2.2. Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами ДОУ.
2.3. Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).
2.4. Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка рекомендаций.
2.5. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам).
2.6. Семинары, практикумы, психологические тренинги с педагогическим коллективом.
2.7. Психолого-педагогическое сопровождение познавательного и речевого направления и квалифицированная коррекция недостатков в физическом и
психическом развитии детей.
3. С родителями.
3.1. Социологическое анкетирование родителей (в течение года).
3.2. Индивидуальное консультирование родителей.
3.3. Углубленная диагностика социальной ситуации семейных, детско-родительских взаимоотношений (по запросу).
3.4. Просветительская работа среди родителей.
3.5. Организация и проведение родительских собраний, тренингов, семинаров, мастер-классов.
2.4. Средства реализации Программы
Диагностическая литература
- А.Н.Веракса. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5 – 7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144 с.
- Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко. Экспересс-диагностика в детском саду. ГЕНЕЗИС, 2012. – 163 с.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома «Нагляд. Материал для обследования детей» /(Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.); под ред. Е. А. Стребелевой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 164 с. + Прил.(268 с. ил.)
- С.Д.Забрамная, О.В.Боровик. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Владос, 2003.
- Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н.Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева – СПб.: «Дельта», 1997.
Методическая литература
по коррекционной работе и подготовке детей к школе
- Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
- Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112 с.
- Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с
окружающим миром. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.
- А.Л.Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников»
- А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд. испр. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.
- С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, переживать». – М.: АРКТИ, 2002.
- У.В.Ульенкова «Дети с задержкой психического развития. Изд. второе, испр. и доп. – Н. Новгород: НГПУ, 1994.»
- «Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе» Авт. сост. Н.А.Завьялова и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н.Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева – СПб.: «Дельта», 1997.
- М.М.Безруких «Ступеньки к школе»: Кн. для педагогов и родителей. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2001.
- В.Л.Шарохина, Л. И. Катаева Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011. – 120 с. + CD (Психологическая служба).
- Н. Л. Кряжева Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Методическая литература по работе с родителями
- «Конвенция о правах ребёнка»
- «Семейный кодекс Российской Федерации»
- Дошкольная педагогика и психология: Хрестоматия/ Ред. – сост. Н. Е Веракса, А. Н. Веракса. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
- В. В. Ветрова Уроки психологического здоровья. Методического пособие по развитию дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- М. Д. Маханева, С. В. Рещикова Спрашивайте – отвечаем! Ответы на вопросы педагогов ДОУ по проблемам воспитания детей. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как? – Издание 3-е, испр. и доп. – М.: «ЧеРо», 2004.
- А. И. Захаров Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986.
- Е. В. Шитова Работа с детьми – источник удовольствия: методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. – Волгоград: «Панорама», 2006.
Методическая литература по развивающей работе с детьми
- Хрестоматия для чтения детям в д/саду и дома 3-4 г
- Хрестоматия для чтения детям в д/саду и дома 4-5 л.
- Хрестоматия для чтения детям в д/саду и дома 5-6 л.
- Хрестоматия для чтения детям в д/саду и дома 6-7 л.
- Хрестоматия для чтения детям в д/саду и дома1-3 г
- ФГОС Социально-коммуникативное развитие дошкольников (2-3 г)
- ФГОС Социально-коммуникативное развитие дошкольников (3-4 г) Младшая группа
- ФГОС Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 л)
- ФГОС Трудовое воспитание в детском саду (3-7 л)
- ФГОС Формирование основ безопасности у дошкольников (2-7 л)
- ФГОС Эстетические беседы с дошкольниками (4-7 л)
- ФГОС Знакомим дошкольников с ПДД (3-7 л)
- ФГОС Игровая деятельность в детском саду (2-7 л)
- ФГОС Развитие игровой деятельности (4-5 л.) Средняя группа
- ФГОС Развитие познавательных способностей дошкольников (4-7 л)
- ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника (4-7л)
- ФГОС Проектная деятельность дошкольников
- ФГОС Ознакомление с предметным и социал.окружением.(3-4)
- ФГОС Ознакомление с предметным и социал.окружением.(4-5 л) Сред.группа
- ФГОС Ознакомление с предметным и социал.окружением.(5-6 л) Стар.группа
- ФГОС Ознакомление с предметным и социал.окружением.(6-7 л) Подготов.группа
- ФГОС Ознакомление с природой в детском саду (2-3 г)
- ФГОС Ознакомление с природой в детском саду (3-4 г) Младшая группа
- ФГОС Ознакомление с природой в детском саду (4-5 л) Средняя группа
- ФГОС Ознакомление с природой в детском саду (5-6 л) Старшая группа
- ФГОС Ознакомление с природой в детском саду (6-7 л) Подготовит. группа
- ФГОС Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 л)
- Е. К. Лютова, Г. Б. Монина Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – Спб.: «Речь», 2007.
- Л. Ю. Субботина Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
- О. А Соколова Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Спб.: КАРО, 2003.
- Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов Развитие логического мышления детей.Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Умные игры для вашего ребенка. Логика. Движение. Творчество / Сост. Е. Г. Берсеньева. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
- Л. Б. Фесюкова От трех до семи. – Спб.: «Кристалл», 1996.
- Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. П. Слободяник Коррекционно-развивающие занятия в детском саду: Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Психология. Разработки занятий. Средний и старший дошкольный возраст./ Сост. М. М. Миронова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
Наглядные пособия
Геометрическая мозаика. Прямоугольник
Геометрическая мозаика. Треугольник
Как наши предки выращивали хлеб
Как наши предки открывали мир
МИ Детский портрет
МИ Животные в русской графике
МИ Натюрморт
МИ Пейзаж
МИ Портрет
МИ Сказка в русской живописи
Мир в картинках. Животные средней полосы
Мир в картинках. Офисная техника и оборудование
Откуда что берется. Автомобиль
ПЛ Веселый алфавит
ПЛ Водный транспорт
ПЛ Воздушный транспорт
ПЛ Где в природе есть вода
ПЛ Гжель. Работы современных мастеров
ПЛ Гжель. Примеры узоров и орнаментов
ПЛ Городской транспорт
ПЛ Грибы
ПЛ Деревья и листья
ПЛ Домашние животные
ПЛ Домашние питомцы
ПЛ Домашние птицы
ПЛ Животные Африки
ПЛ Животные средней полосы
ПЛ Зачем люди ходят в лес
ПЛ Зачем пилят деревья
ПЛ Зимние виды спорта
ПЛ Зимующие птицы
ПЛ Как лесник заботится о лесе
ПЛ Кому нужны деревья в лесу
ПЛ Кто всю зиму спит
ПЛ Лес-многоэтажный дом
ПЛ Летние виды спорта
ПЛ Морские обитатели
ПЛ Музыкальные инструменты народов мира
ПЛ Музыкальные инструменты эстрадно-симфонического оркестра
ПЛ Народы стран ближнего зарубежья
ПЛ Насекомые
ПЛ Овощи
ПЛ Очень важные профессии
ПЛ Перелетные птицы
ПЛ Пищевые цепочки
ПЛ Погодные явления
ПЛ Полевые цветы
ПЛ Полхов-Майдан. Примеры узоров и орнаментов
ПЛ Полхов-Майдан. Работы современных мастеров
ПЛ Птицы жарких стран
ПЛ Садовые цветы
ПЛ Спецтранспорт
ПЛ Строительные машины
ПЛ Счет до 10
ПЛ Счет до 20
ПЛ Таблица слогов
ПЛ Филимоновская свистулька. Примеры узоров и орнаментов
ПЛ Филимоновская свистулька. Работы современных мастеров
ПЛ Форма
ПЛ Фрукты и ягоды
ПЛ Хищные птицы
ПЛ Хохлома. Примеры узоров и орнаментов
ПЛ Хохлома. Работы современных мастеров
ПЛ Цвет
ПЛ Этого не следует делать в лесу
Пособие Природные зоны
Расскажите детям о бытовых приборах
Расскажите детям о грибах
Расскажите детям о деревьям. Карточки для занятий в д/саду и дома
Расскажите детям о домашних животных. Карточки для занятий в д/саду и дома
Расскажите детям о домашних питомцах
Расскажите детям о драгоценных камнях
Расскажите детям о животных жарких стран. Карточки для занятий в д/саду и дома
Расскажите детям о зимних видах спорта
Расскажите детям о космонавтике
Расскажите детям о космосе. Карточки для занятий в д/саду и дома
Расскажите детям о лесных животных
Расскажите детям о морских обитателях. Карточки для занятий в д/саду и дома
Расскажите детям о московском Кремле
Расскажите детям о музыкальных инструментах. Карточки для занятий в д/саду и дома
Расскажите детям о насекомых
Расскажите детям о птицах. Картинках для занятий в д/саду и дома
Расскажите детям о рабочих инструментах
Расскажите детям о садовых ягодах. Карточки для занятий в д/саду и дома
Расскажите детям о специальных машинах
Расскажите детям о транспорте
Расскажите детям о фруктах. Карточки для занятий в д/саду и дома
Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в д/саду и дома
Расскажите детям об овощах. Карточки для занятий в д/саду и дома
Расскажите детям об Олимпийских играх
Расскажите детям об Олимпийских чемпионах
Расскажите детям об Отечественной войне 1812 г.
ФГОС Дорожные знаки.4-7 л. Наглядное пособие
ФГОС Играем в сказку. Репка
ФГОС Играем в сказку. Теремок
ФГОС Играем в сказку. Три медведя
ФГОС Играем в сказку. Три поросенка
ФГОС История светофора. Для занятий с детьми 4-7 л
ФГОС Картины из жизни диких животных. Бурый медведь
ФГОС Картины из жизни диких животных. Заяц -беляк
ФГОС Картины из жизни домашних животных
ФГОС Мир в картинках. Животные домашние питомцы
ФГОС Мир в картинках. Животные жарких стран
ФГОС Мир в картинках. Животные средней полосы
ФГОС Мир в картинках. Инструменты домашнего мастера
ФГОС Мир в картинках. Космос
ФГОС Мир в картинках. Морские обитатели
ФГОС Мир в картинках. Музыкальные инструменты
ФГОС Мир в картинках. Насекомые
ФГОС Мир в картинках. Овощи
ФГОС Мир в картинках. Офисная техника и оборудование
ФГОС Мир в картинках. Посуда
ФГОС Мир в картинках. Птицы домашние
ФГОС Мир в картинках. Птицы средней полосы
ФГОС Мир в картинках. Рептилии и амфибии
ФГОС Мир в картинках. Собаки. Друзья и помощники
ФГОС Мир в картинках. Спортивный инвентарь
ФГОС Мир в картинках. Фрукты
ФГОС Мир в картинках. Цветы
ФГОС Мир в картинках. Школьные принадлежности
ФГОС Мир в картинках. Явления природы
ФГОС Мир в картинках. Ягоды лесные
ФГОС Мир в картинках. Ягоды садовые
ФГОС Мир в картинках. Авиация
ФГОС Мир в картинках. Автомобильный транспорт
ФГОС Мир в картинках. Арктика и Антарктика
ФГОС Мир в картинках. Бытовая техника
ФГОС Мир в картинках. Водный транспорт
ФГОС Мир в картинках. Высоко в горах
ФГОС Мир в картинках. Государственные символы России
ФГОС Мир в картинках. Грибы
ФГОС Мир в картинках. День Победы
ФГОС Мир в картинках. Деревья и листья
ФГОС Мир в картинках. Домашние животные
ФГОС Рассказы по картинкам. В деревне
ФГОС Рассказы по картинкам. ВОВ в произведениях художников
ФГОС Рассказы по картинкам. Времена года
ФГОС Рассказы по картинкам. Защитники отечества
ФГОС Рассказы по картинкам. Зима
ФГОС Рассказы по картинкам. Зимние виды спорта
ФГОС Рассказы по картинкам. Кем быть?
ФГОС Рассказы по картинкам. Колобок
ФГОС Рассказы по картинкам. Курочка ряба
ФГОС Рассказы по картинкам. Летние виды спорта
ФГОС Рассказы по картинкам. Лето
ФГОС Рассказы по картинкам. Мой дом
ФГОС Рассказы по картинкам. Осень
ФГОС Рассказы по картинкам. Профессии
ФГОС Рассказы по картинкам. Распорядок дня
ФГОС Рассказы по картинкам. Репка
ФГОС Рассказы по картинкам. Родная природа
ФГОС Рассказы по картинкам. Теремок
2.5. Взаимодействие педагога-психолога со
специалистами ДОУ и родителями в условиях
реализации ФГОС
1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного
учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью
достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-
образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут
эффективны для данного образовательного учреждения.
3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в
коллективе.
4. Предоставляет отчетную документацию.
5. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
6. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических
особенностей детей.
7. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с
особенностями развития на ППК.
8. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-
образовательного процесса.
9. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных
ситуациях.
С заместителем заведующего
1. Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
2. Составляет индивидуальные образовательные маршруты (содержание психолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей).
3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы
в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного
психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по
психолого-педагогическим вопросам.
5. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного
учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
С воспитателями
1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических
особенностей дошкольников.
2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных
праздничных мероприятий.
3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности
предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа
представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)
4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по
соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам
исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и
социального развития воспитанников.
6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции
отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
9. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
10. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к
письму, правильная осанка и т. д.).
11. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
12. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с
другом (работа в паре).
13. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
С музыкальным руководителем
1. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.
2. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития
творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого
ребенка.
3. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания,
работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных
музыкальных произведений (для комплексных занятий).
4. Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении
праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.
5. Участвует в проведении музыкальной терапии.
6. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых
праздничных мероприятий.
С учителем-логопедом
1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
2. Оказывает помощь детям в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.
3. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития,
состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей
познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
4. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического
сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с
другими специалистами.
5. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
6.Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности
полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками,
упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом,
сооружение простых построек по образцу и др.
7. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному
решению с логопедом.
8. Участвует в разработке сценариев праздников, программ развлечений и досуга,
охраняя психику детей при введении отрицательных героев.
9. Участвует в МППС (организация работы, составление заключений).
10. Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое
сопровождение детей в период адаптации.
11. Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.
С родителями детей ДОУ
При анализе контингента семей выявлено, что дети ДОУ воспитываются в семьях
различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.
Основные формы взаимодействия с семьей:
- Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Это совместные мероприятия педагога-психолога, педагогов и родителей:
- Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование.
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток.
- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
- Специально организованная просветительская, профилактическая или развивающая деятельность: семинары – практикумы, дискуссии, обсуждение проблемных ситуаций.
Участвуя в семинарах, дискуссиях родители не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение, дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы, заменять нежелательные конструктивными.
- Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями (или другими членами семьи) воспитанников. К ним относятся индивидуальные психологические консультации и беседы.
Широкое использование педагогом – психологом в своей практике индивидуальных консультаций с родителями позволяет выделить наиболее часто встречающиеся причины обращения родителей к психологу:
- проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;
- проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);
- детские страхи;
- проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);
- внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);
- воспитание ребенка в неполной семье;
- нарушения речи у ребенка;
- консультации по результатам психодиагностики, мониторингов;
- проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей.
3. Наглядно-информационные формы работы педагога-психолога с родителями играют роль опосредованного общения психолога с родителями.
- информационный стенд психолога;
- страница на сайте учреждения;
- памятки;
- буклеты.
Об эффективности проводимой педагогом – психологом работы с родителями свидетельствуют:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса;
- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
- ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
- стремление к индивидуальным контактам с педагогом – психологом;
- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
2.6. Содержание коррекционной работы
Зона компетенции педагога-психолога в организации и проведении коррекционной работы ДОУ обусловлена имеющимися у детей отклонениями, приведшими к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениями в становлении личности.
При определении коррекционной работы в интеграционном образовательном
пространстве ДОУ учитывается, что каждая категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих
закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические
особенности, отличающие одну категорию детей от другой. Для реализации психолого-педагогического компонента коррекционной работы предусмотрено создание индивидуального образовательного маршрута, который предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого (воспитателя), чьи усилия направлены, в числе прочих, на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
Педагог-психолог обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение
реализуемых специальных (коррекционных) образовательных программ для
дошкольников, имеющих различные нарушения в развитии.
Психолого-педагогическое обследование детей
Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психодиагностике, позволяющей:
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка;
- определить оптимальный педагогический маршрут;
- обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка в дошкольном учреждении;
- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- определить условия воспитания и обучения ребенка;
- консультировать родителей ребенка.
Проводится анализ данных о семье ребенка и наследственности; описывается
состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей; фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Изучаются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку.
Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов
комплексного подхода в изучении развития детей. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.
Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления
характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность
прогнозировать его развитие (создание индивидуального образовательного маршрута).
Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В качестве
источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, Е. А. Стребелевой, Н.Н. Павлова и Л.Г. Руденко. По результатам проведенных обследований проводится качественный анализ, который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и
поведение ребенка:
- особенности контакта ребенка;
- эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
- реакция на одобрение;
- реакция на неудачи;
- эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
- эмоциональная подвижность;
- особенности общения;
- реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:
- наличие и стойкость интереса к заданию;
- понимание инструкции;
- самостоятельность выполнения задания;
- характер деятельности (целенаправленность и активность);
- темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
- работоспособность;
- организация помощи.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной
сферы и моторной функции ребенка:
- особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
- особенности моторной функции.
В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей
детей с комплексными нарушениями для определения содержания дальнейшего
образования проводится педагогическое обследование. Оно предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников. При этом используются такие методы, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Особое место отводится наблюдению за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить
коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей.
Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для
всестороннего развития ребенка в целях обогащения его социального опыта и
гармоничного включения в коллектив сверстников.
Работа по основным направлениям работы ДОУ строится с учетом решения общих
и коррекционных задач.
Направление «Физическое развитие»
Правильная организация режим дня в детском саду и дома, чередование различных
видов деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма.
В коррекционной работе наряду с образовательными и оздоровительными решаются специальные коррекционные задачи:
- развивать речь посредством движения;
- формировать в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
- учить ребенка управлять своей эмоциональной сферой,
- развивать морально-волевые качества личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет.
- формировать у ребенка осознанного отношения к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников;
- развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
- формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
- развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;
- формировать адекватную потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности;
- формировать осознание необходимости личного вклада в жизнь общества;
- формировать желание улучшать свои личностные качества.
Направление «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: повышение уверенности ребенка в себе, укрепление его эмоционального
состояния. Задача педагога-психолога - формирование знаний, умений и навыков,
связанных с жизнью человека в обществе на основе проигрывания моделей поведения в той или иной ситуации, формирующих активную жизненную позицию, ориентирующих детей на самостоятельное принятие решений (формирование простейших алгоритмов поведения в наиболее типичных ситуациях). Работа осуществляется в трех направлениях:
- в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
- в процессе использования специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
- в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-
драматизациям, в которых воссоздаются социальные отношения между
участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным
общепринятым нормам и правилам взаимоотношений.
В результате у ребенка формируются психические новообразования: способность к
социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети учатся действовать по подражанию, по показу, по образцу и по словесной инструкции. Ребенку обеспечивается полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.
При проектировании работы по формированию коммуникативных умений у детей
учитывается, что имеющиеся у детей нарушения эмоционально-волевой сферы,
интеллекта определяют разный уровень владения речью. Для каждого ребенка с
нарушенным развитием определяется особое содержание и формы работы по развитию коммуникативных навыков. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, ее использование в процессе общения, является организация слухоречевой среды в группе детского сада и в семье. В создании этой среды участвуют воспитатели, родители, другие взрослые, сверстники. Для детей с речевыми нарушениями работу по этому разделу выстраивается индивидуально.
Направление «Познавательное развитие»
Задачи:
- Развивать все видов восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое.
- Формировать полноценное представление о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.
- Развивать мыслительные процессы: отождествление, сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и абстрагирование.
- Стимулировать развитие всех сторон речи (номинативной функции, фразовой речи и др.), способствовать обогащению и расширению словаря.
- Развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
- Обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.
- При планировании работы с детьми с отставанием в развитии, интеллектуальными нарушениями объем программного материала предоставляется с учетом реальных возможностей дошкольников.
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
Программы:
Для осуществления деятельности педагога-психолога в МБДОУ имеется отдельный кабинет с соответствующей мебелью и оборудованием.
Функции кабинета педагога-психолога:
- Индивидуальное консультирование родителей и педагогов
- Проведение индивидуальных видов работ с дошкольниками (диагностика, коррекция)
- Реализация организационно-планирующей функции
Оснащение кабинета педагога-психолога:
- Рабочая зона педагога-психолога.
- Зона консультирования.
- Информационный уголок для родителей и педагогов.
- ТСО: компьютер, принтер, телевизор для занятий, игр, презентаций, семинаров, практикумов и т.д.
- Рабочие столы для проведения занятий.
- Библиотека специальной литературы и практических пособий.
- Материалы консультаций, семинаров, практикумов.
- Диагностические материалы.
- Игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы.
- Головоломки, мозаики, настольно-печатные игры.
- Развивающие игры.
- Сухой бассейн.
- Раздаточные и демонстративные материалы.
- Сейф.
Кабинет соответствует требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной
безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.
3.2. Развивающая предметно-пространственная среда
Дидактические пособия для индивидуальной работы
Дидактические игры
Дидактическая игра «Размышляйка» готовимся к школе 1 шт.
Дидактическая игра «Гусеница» 1 шт.
Дидактическая игра «Шкафчик» 1 шт.
Дидактическая игра «Рыбалка» 2 шт.
Дидактическая игра «Следы» 1 шт.
Дидактическая игра «Времена года» 1 шт.
Дидактическая игра «Звуковая дорожка» 1 шт.
Дидактическая игра «Фрукты» 1 шт.
Дидактическая игра «Разрезные картинки» 14 шт.
Дидактическая игра «Кто быстрее соберет вещи» 1 шт.
Дидактическая игра «Найди различия» 1 шт.
Дидактическая игра «Кто быстрее соберет чемодан» 1 шт.
Дидактическая игра «Продолжи ряд» 1 шт.
Дидактическая игра «Найди хвостик» 1 шт.
Игры для развития мелкой моторики
«Нанизывание бус» 1 шт.
«Шнурки» 4 шт.
«Урожай» 1 шт.
«Дорожки» 4 шт.
«Кто что ест» 1 шт.
«Мозайка» 1 шт.
«Волшебные мешочки» 1 шт.
«Цветные палочки» 3 шт.
«Кинетический песок» 2 шт.
Пособия для упражнений на развитие дыхания
«Бабочки» 1 шт.
«Снежинки» 1 шт.
«Осенние листочки» 1 шт.
Пособия для познавательного развития
«Школьные принадлежности» 1 шт.
«Геометрические фигуры» 1 шт.
«Пирамидка» 1 шт.
«Деревянный строитель» 2 шт.
Сказка «Колобок» 1 шт.
Набор «Домашние животные» 1 шт.
Набор «Дикие животные» 1 шт.
Мягкие игрушки
Материалы для творческой деятельности
- простые карандаши
- цветные карандаши
- восковые мелки
- краски
- кисти
- цветная бумага
- цветной картон
- ножницы
- клей
- пластилин
- бумага для рисования
- бросовый материал: пробки, пластиковые стаканчики, ложки, губки, палочки и др.
3.3. Циклограмма видов деятельности педагога – психолога
Дни недели | Время | Виды деятельности | Часы |
Понедельник | 08.00 – 11.00 11.00 – 15.00 | Индивидуальная диагностика Организационно-методическая работа | 3 ч. 4 ч. |
Вторник | 08.00 – 10.00 10.00 – 12.00 12.00 – 13.00 13.00 – 15.00 | Индивидуальные занятия с детьми Организационно-методическая работа Индивидуальные консультации с родителями Организационно-методическая работа | 2 ч. 2 ч. 1 ч.
2 ч. |
Среда | 08.00 – 10.00 10.00 – 11.00 11.00 – 15.00 15.00 – 16.00 | Индивидуальные занятия с детьми Групповая диагностика Организационно-методическая работа Групповые консультации с родителями | 2 ч. 1 ч. 4 ч. 1 ч. |
Четверг | 08.00 – 10.00 10.00 – 13.00 13.00 – 15.00 | Индивидуальные занятия с детьми Организационно-методическая работа Групповые консультации с педагогами | 2 ч. 3 ч. 2 ч. |
Пятница | 08.00 – 10.00 10.00 – 13.00 13.00 – 15.00
| Индивидуальные занятия с детьми Организационно-методическая работа Индивидуальные консультации с педагогами | 2 ч. 3 ч. 2 ч. |
Рабочая неделя | 36 ч. |
3.4. График индивидуальных коррекционно – развивающих занятий
№ п/п | Время Группа | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1 | Подготовительная группа | 08.00 –10.00 | 08.00 –10.00 | ||
2 | Старшая группа | 08.00 –9.00 | 08.00 –09.00 | ||
3 | Младшая группа | 09.00 –10.00 | 09.00 –10.00 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"
Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"
Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация содержания основной образовател...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...