Методика "Графический диктант" Д.Б. Эльконина.
тест по психологии

Графические диктанты – это задания, которые требуют от детей воспроизводить определенный рисунок или фигуру. Несмотря на то, что упражнение совсем легкое на первый взгляд, оно является важным элементом диагностики готовности к школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_graficheskiy_diktant.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина.

Графические диктанты – это задания, которые требуют от детей воспроизводить определенный рисунок или фигуру. Несмотря на то, что упражнение совсем легкое на первый взгляд, оно является важным элементом диагностики готовности к школе. Такие задания могут выполнять дети любого возраста и уровня подготовки, они являются эффективным средством тренировки зрительной памяти, внимания и мелкой моторики.

Выполняя графический диктант, ребёнок тренирует сразу несколько полезных для школы навыков. Проводя карандашом чёрточки вправо и влево, вверх и вниз, дошкольник учится ориентироваться в пространстве. Пытаясь совладать с карандашом или ручкой, он учится ловкости и точности движений руки, тем самым подготавливая руку к письму.

Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина предназначена для исследования ориентации в пространстве.

С её помощью выявляется умение:

  • внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого;
  • правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии;
  • самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Материал: тетрадный лист в крупную клетку с нанесёнными на нём друг под другом четырьмя точками, простой карандаш.

Инструкция:

Сейчас мы с тобой (с вами) будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.

(Вместе с детьми выяснить, где правая и где левая сторона, показать на образце как проводить линии вправо и влево.)

Для усиления мотивации к качественной деятельности возможен игровой вариант: «Мы с вами машинисты и поведем свои паровозы по маршруту. Рельсы по маршруту проложены замысловатым узором. Важно провести паровозы строго по рельсам, чтобы не совершить аварию. Будьте внимательны к командам диспетчера».

Тренировочный узор №1: «Поставь(те) карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай(те) сам(и).» (При диктовке делаются достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. На самостоятельное выполнение узора дается 1-1,5 минут. Во время выполнения узора взрослый помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается. Объяснить детям, что узор необязательно должен идти по всей ширине страницы.)

Узор №2: «Поставьте карандаш на следующую точку. Приготовьтесь! Внимание! Одна клетка вверх, одна направо. Одна вверх, одна направо. Одна клетка вниз, одна направо. Одна вниз, одна направо. Одна вверх, одна направо. Одна вверх, одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор». (Через 1-1,5 минут самостоятельного рисования говорим: «Готовьтесь рисовать следующий узор. Поднимите карандаш, поставьте его на следующую точку». Узор №3: «Внимание! Три клетки вверх, одна вправо. Две вниз, одна вправо. Две вверх, одна вправо. Три клетки вниз, одна вправо. Две вверх, одна вправо. Две вниз, одна вправо. Три клетки вверх и продолжайте самостоятельно.» (Через 1-1,5 минут начинается диктовка последнего узора.)

Узор №4: «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо, одна вверх. Одна влево, две вверх. Три клетки вправо, две вниз. Одна влево, одна вниз. Три клетки вправо, одна вверх. Одна влево, две вверх. Продолжайте дальше самостоятельно.»

Оценка результатов: Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора.

Оценка производится по следующей шкале:

4 балла – точное воспроизведение узора. (Неровности линии, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки).

3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии.

2 балла – воспроизведение с несколькими ошибками.

1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором.

0 баллов – отсутствие сходства даже в отдельных элементах.

За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по этой же шкале. Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4.

Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной, оценка, занимающая промежуточное значение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов. Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая оценка. Затем обе оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если за работу под диктовку и за самостоятельную работу получено по 0 баллов) до 16 (если за оба вида работы получено по 8баллов).

В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

0 – 3 балла

4 – 6 баллов

7 – 10 баллов

11 – 13 баллов

14 – 16 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция Д.Б. Эльконина

Всё о раннем возрасте...

Структура игровой деятельности по Д. Б. Эльконину

Сюжет - это та сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре. Сюжет - отражение детьми в игре определенных действий, со­бытий, взаимоотношений жизни и деятельности окружаю...

"Возрастные и психологические особенности детей 7-го года жизни" (По материалам: Эльконин Д. Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) – М: Учпедгиз, 1960г.)

Старший  дошкольный  возраст  является  этапом  интенсивного  психологического  развития.  Именно  в  этом возрасте  про...

Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина. В помощь родителям.

Возрастная психология детей. Она подразделяется по конкретным возрастам и изучает саму динамику процессов психики в определенный период развития.Как важно всем, кто взаимодействует с дошкольниками быт...

Возрастная периодизация психического развития (по Д.Б.Эльконину)

Возрастная периодизация психического развития...

Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук, ориентации в пространстве...

Методика «Графический диктант». Д.Б.Эльконин.

Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по ука...