Структура игровой деятельности по Д. Б. Эльконину
статья на тему

Dzhgamaya Diana

Сюжет - это та сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре. Сюжет - отражение детьми в игре определенных действий, со­бытий, взаимоотношений жизни и деятельности окружающих. Сюжет игры состоит из следующих элементов: действие, персонаж и, предметная ситуация.

Содержание игры, отмечает Д. Б.Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и харак­терного момента деятельности и отношений между взрос­лыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. Содержание игры - то, что именно воспроизводится в сюжете. Содержание игры — это то, что выделено ребенком в качестве основного момента деятельности взрослых, отражаемой в игре. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным стержнем является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественным отношениям между людьми.

Мотивы игры связаны с возрастом детей и изменяются - на протяжении дошкольного детства, определяя содержание игры. Формируются мотивы под влиянием социальных факторов и зависят от впечатлений, знаний, которые дети получают из самых разных ис­точников: каждодневного жизненного опыта; специального, педаго­гически организованного ознакомления с явлениями окружающей действительности.

Роль,   которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д.Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Она объединяет все стороны игры. Роль является средством реализации сюжета. Чаще всего ре­бенок принимает на себя роль взрослого. Роль отражается в действиях, речи, мимике, пантомимике. К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или детей, действия и поступки которых вызвали на­ибольшее эмоциональное впечатление, интерес. Чаще всего это ма­ма, воспитатель, учитель, врач, шофер и т. д.

Игровые действия - это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.

Игровое употребление предметов - замещения - важнейшая характеристика сюжетно-ролевой игры. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме. Ребёнок, используя один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию, то есть происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа. В ходе обобщения и сокращения действия изменялся его смысл: действие с ложкой превращалось в кормление кукла, действие с гребешком - в причёсывание и т.п. Если до этого ложка или гребёнка были объектом действий ребёнка, то теперь   объектом действий становилась кукла или другая сюжетная игрушка, а ложка или гребёнка, замещённые предметами - заместителями, становились средством выполнения действий кормления или причёсывания, объектом которых становились сюжетные игрушки.

В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, но не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.

Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольно­го возраста. Основные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображае­мая ситуация, сюжет, роли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strukturu_igrovoy_d-sti.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структура игровой деятельности по Д. Б. Эльконину

Сюжет - это та сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре. Сюжет - отражение детьми в игре определенных действий, событий, взаимоотношений жизни и деятельности окружающих. Сюжет игры состоит из следующих элементов: действие, персонаж и, предметная ситуация.

Содержание игры, отмечает Д. Б.Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. Содержание игры - то, что именно воспроизводится в сюжете. Содержание игры — это то, что выделено ребенком в качестве основного момента деятельности взрослых, отражаемой в игре. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным стержнем является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественным отношениям между людьми.

Мотивы игры связаны с возрастом детей и изменяются - на протяжении дошкольного детства, определяя содержание игры. Формируются мотивы под влиянием социальных факторов и зависят от впечатлений, знаний, которые дети получают из самых разных источников: каждодневного жизненного опыта; специального, педагогически организованного ознакомления с явлениями окружающей действительности.

Роль,   которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д.Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Она объединяет все стороны игры. Роль является средством реализации сюжета. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Роль отражается в действиях, речи, мимике, пантомимике. К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или детей, действия и поступки которых вызвали наибольшее эмоциональное впечатление, интерес. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель, врач, шофер и т. д.

Игровые действия - это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.

Игровое употребление предметов - замещения - важнейшая характеристика сюжетно-ролевой игры. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме. Ребёнок, используя один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию, то есть происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа. В ходе обобщения и сокращения действия изменялся его смысл: действие с ложкой превращалось в кормление кукла, действие с гребешком - в причёсывание и т.п. Если до этого ложка или гребёнка были объектом действий ребёнка, то теперь   объектом действий становилась кукла или другая сюжетная игрушка, а ложка или гребёнка, замещённые предметами - заместителями, становились средством выполнения действий кормления или причёсывания, объектом которых становились сюжетные игрушки.

В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, но не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.

Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, сюжет, роли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие слоговой структуры слова посредством игровой деятельности"

В настоящее время в логопедической работе над коррекцией неправильного произношения детей зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе коррекционного ...

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в процессе игровой деятельности.

Для построения воспитательного образовательного процесса в классе, при формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...

Контрольная работа по дисциплине: «Теория и методика игровой деятельности». Тема: « Виды дидактических игр, их структура.

Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста. Классификация дидактических игр.Основные особенности дидактической игры, её структура....

доклад" Сущность и структура игровой деятельности."

В докладе рассматривается сущность и структура игровой деятельности в ДОУ...

Вклад Эльконина Д.Б. и Менджерицкой в теорию развития игровой деятельности дошкольника

Вклад Эльконина Д.Б.  и Менджерицкой в теорию развития игровой деятельности дошкольника...

«Критерии развития игровой деятельности» Д.Б.Эльконин

laquo;Критерии развития игровой деятельности» Д.Б.Эльконин...

«Критерии развития игровой деятельности» Д.Б.Эльконин

«Критерии развития игровой деятельности» Д.Б.Эльконин...