Картотека интерактивных игр и упражнений
картотека по психологии
Развитие высших психических функций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека интерактивных игр и упражнений | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«РЖД детский сад №58»
КАРТОТЕКА ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
с использованием ЭОР
mersibo.ru
Педагог-психолог
Агафонова Светлана Сергеевна
Мыслительные операции.
Анализ.
«Разбей на части»
Цель: упражнять детей в расчленении целого на части, выявлении взаимосвязей между ними.
Ход: дети расчленяют либо изображенный на картинке, либо сам предмет на части, а части на детали. Объясняют значимость каждой части и детали, выявляют взаимосвязь между ними.
«Расскажи об игрушке (о предмете)»
Цель: упражнять детей в многостороннем, многофункциональном анализе свойств, качеств и признаков предметов, применяя при этом общественно выработанные сенсорные эталоны.
Ход: воспитатель интересуется, есть ли у ребенка в группе любимые игрушки, предметы. Предлагает ребенку поиграть с ними, называя их характеристики и признаки (цвет, форма, величина, пропорции, свойства, качества).
Синтез.
«Придумай название»
Цель: упражнять детей в объединении случайных, беспорядочных элементов в целостный образ, развивать творческое воображение.
Ход: перед детьми на столе лежат карточки, картинками вниз. Игра заключается в том, что, переворачивая по две карточки, каждый ребенок объединяет их признаки, находит созданному предмету аналогию в окружающей действительности и придумывает название, например: 1) телевизор и магнитофон – (видеомагнитофон);
2) самокат и портфель – («самокатящийся» портфель);
3) зонт и вентилятор – (теневой «прохладитель»);
4) обувь и пружины – («дальнопрыг»);
5) боксерские перчатки и коврик – («пылевыбиватели»);
6) батарейка и ручка – («самописец») и др.
«Что это?»
Цель: упражнять детей в отнесении каждого элемента группы (подсистемы) ко всей совокупности системы.
Ход: подбирая из предложенных воспитателем серии карточек 2-3 шт., являющихся частями какой-либо одной системы, ребенок должен назвать ее, например: дерево, куст, птицы – это лес.
1) волны, берег, соль – …это море;
2) трава, цветы, поляна – …это луг;
3) книги, журналы, полки –…это библиотека;
4) колибри, дрозд, щегол, пингвин – …это птицы;
5) рожь, пшеница, овес – …это злаки;
6) домашние животные, дом, речка, картофельное поле – …это деревня и др.
Сравнение
«Найди сходства и различия»
Цель: упражнять детей в сравнении предметов и явлений на основе последовательного выделения признаков сходства и различия.
Ход: каждый ребенок подбирает серию карточек (по 3) с изображением однородных объектов, предметов и явлений. Затем находит как можно больше признаков сходства и различия по каждой выбранной серии картинок:
- солнечное утро – пасмурное утро – дождливое утро;
- грустные дети – играющие дети – спящие дети;
- яхта с белыми парусами – корабль с алыми парусами, лодка без парусов; - персонажи из сказок: старик с золотой рыбкой – старик с репкой – старик с рукавичкой;
- модели: куб – овал – призма; - насекомые: шмель – оса – пчела и т.д.
«Подумай – скажи»
Цель: упражнять детей в вычленении наиболее существенных свойств предметов.
Ход: перед детьми расположены картинки с изображением озера и реки, лука и ананаса, снеговика и льда, книжки и альбома для рисования, ткани и бумаги и т.п. Затем воспитатель предлагает детям подобрать к парным карточкам характерные свойства.
«Найди мою ошибку»
Цель: упражнять детей в сравнении и подборе признаков, противоположных по значению.
Ход: воспитатель объясняет детям, что она будет называть два противоположных признака разных объектов, а их задача – найти ошибку и подобрать нужное, противоположное значение. Например: на столе лежало 2 яблока: одно кислое, а другое красивое. Вместо слова красивое необходимо назвать слово сладкое.
1) Маша и Даша – две подружки: первая – веселая, а вторая – красивая … (грустная).
2) Вокруг деревни текут 2 реки: одна – широкая и глубокая, а вторая – узкая и холодная …(мелкая).
3) У Артура башня выше, а у Сережи – крупнее … (ниже).
4) На площади, у новогодней елки, стоят 2 ледяные горки: одна – высокая и скользкая, а вторая – маленькая … (низкая) и гладкая … (нескользкая).
5) Папа купил 2 книги: одна – красочная и интересная, а другая – без ярких картинок и веселая … (скучная).
6) У Динара собака большая и храбрая, а у Тимура – маленькая и умная (трусливая).
«Как ты думаешь, скажи»
Цель: упражнять детей в понимании образного сравнения.
Ход: воспитатель предлагает ребенку подумать и сказать, что он понимает под следующими понятиями:
1) трава, как ковер;
2) солнце, как печка;
3) мужчина, как скала;
4) лед, как камень;
5) девушка, как лебедь;
6) тонкая, как спичка и др.
«Сравни»
Цель: упражнять детей в ясном разграничении существенных и несущественных отличительных признаков, и свойств предметов.
Ход: воспитатель предлагает детям карточки с изображениями предметов. Предлагает найти как можно больше существенных и несущественных отличительных признаков и свойств этих предметов (не менее 4): 1) телевизор и видеомагнитофон;
2) стул и кресло;
3) ручка и маркер;
4) чайник и кофейник;
5) ролики и коньки и др.
«Звери и норы»
Цель: упражнять детей в сравнении и соотнесении двух сериационных рядов объектов (транзитивность).
Ход: воспитатель предлагает детям 2 ряда сериационных объектов: звери и норы. Дети должны соотносить между собой картинки с изображениями зверей и нор разной величины, «поселяя» каждого зверя в подходящую ему по величине нору (медведя – в самую большую нору, лисицу – в нору поменьше, зайца – еще меньше, крота – в самую маленькую).
Классификация
«Подбери к слову», «Подумай, отыщи»
Цель: упражнять детей в классификации предметов по обобщающим словам. Ход: воспитатель предлагает детям подобрать по 5 картинок с соответствующими изображениями к опорным словам, типа: хвойные деревья – ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник.
1) техника, необходимая в доме – …;
2) части тела – …;
3) профессии – …;
4) верхняя одежда – …;
5) башкирские народные сказки – …;
6) лекарственные растения Башкортостана – …; и т.д.
«Догадайся, почему»
Цель: упражнять детей в выделении нескольких общих признаков и свойств, характерных для ряда предметов.
Ход: воспитатель подводит детей к группе объектов. Это могут быть изготовленные из пластика и небольшого размера:
- кубики красного цвета;
- голубой глобус;
- белый прямоугольный сундучок;
- желтый овальный чайник;
- рамка для портрета;
- декоративная вазочка, изготовленная из пластиковой бутылки или другие предметы из другой группы материалов (деревянные, глиняные, шерстяные, стеклянные, бумажные). Далее воспитатель просит подумать и рассказать, почему эти разные предметы находятся вместе, и предлагает выделить 4 общих признака, характерных для всех этих предметов.
Обобщение
«Кого (чего) больше (меньше)?»
Цель: упражнять детей в обобщении видовых и родовых признаков объектов и предметов.
Ход: воспитатель предлагает детям осмотреть групповую комнату и сказать, чего здесь больше (меньше):
1) столов или мебели;
2) детей или девочек;
3) фиалок или комнатных растений;
4) игрушек или машин (кукол);
5) гуппи или рыб в аквариуме;
6) чашек или посуды и т.д. На прогулке, в походе: чего меньше? берез или деревьев, птиц или синичек, насекомых или муравьев, травы или клевера, цветов или одуванчиков и т.п.
«Пятый лишний»
Цель: упражнять детей в исключении понятия на основе обобщения по разным признакам (функциональные, ситуативные, категориальные).
Ход: воспитатель предлагает детям исключить из картинок с группами объектов лишний и назвать оставшиеся группы общим понятием. Например: градусник, лекарство, гвоздь, кислородная подушка, фонендоскоп – … предметы, необходимые для лечения;
1. Крючок, поплавок, удочка, мыло, ведро – … предметы, используемые в рыбной ловле;
2. Кирпич, цемент, ковер, шифер, доски – … материалы, необходимые для строительства;
3. Пылесос, стиральная машина, кухонный комбайн, арбуз, утюг – … предметы-помощники в быту;
4. Стрела, пчела, воздушный змей, обувь, спутник – … летающие объекты;
5. Краски, карандаш, светильник, книги, кирпич – … предметы, находящиеся в пространственной близости;
6. Ключи, бумажник, расческа, платочек, телевизор – … предметы, лежащие в сумочке у мамы;
7. Молоко, мука, сахар, сковорода, картошка – … продукты, необходимые для выпечки блинов на сковороде;
8. Клюшка, коньки, ледовый стадион, ворота, телефон – … средства для спортивной игры в хоккей;
9. Шкаф, бинокль, табурет, платье, плечики – … табурет необходим, чтобы, встав на него, повесить в шкаф платье на плечиках.
10. Мед, крокодил, акула, ястреб, рысь – … хищники;
11. Кукла, машина, кубики, клубника, мозаика – … игрушки;
12. Самолет, поезд, автобус, теплоход, спутник – … пассажирский транспорт; 13. Фиалка, бегония, герань, кактус, колокольчик – … комнатные растения; 14. Сыроежки, лисички, подберезовики, мухомор, дорога – …грибы.
«Одним словом назови»
Цель: упражнять детей в подведении под понятие серию объектов и явлений, качеств и признаков предметов – эмпирическое обобщение.
Ход: воспитатель раскладывает перед детьми 6 групп картинок и предлагает назвать каждую группу в отдельности обобщающим понятием:
1) весна, лето, осень, зима – … времена года;
2) дождь, снег, град – … осадки;
3) укротитель, факир, эквилибрист, клоун – … циркачи;
4) арбуз, сахар, мороженое, шоколадка – … сладкое;
5) нож, ножницы, иголка, шпага, стрела – … колющие, острые предметы.
«Что это, кто это?»
Цель: упражнять детей в обобщении группы однородных понятий с определяющими словами к ним.
Ход: воспитатель, выкладывая на стол 6 групп картинок, характеризуя их, предлагает детям найти к ним общее понятие.
1) африканский жираф, индийский слон, китайская панда – … дикие животные;
2) сладкие бананы, сочные лимоны, оранжевые апельсины – … цитрусы;
3) золотая рыбка, деревянный Буратино, Железный Дровосек, сестрица Аленушка – … сказочные персонажи;
4) комната смеха, американские горки, надувной батут, электронные машинки – … аттракционы.
«Загадки – отгадки»
Цель: упражнять детей в обобщении по совокупности существенных свойств, признаков и качеств явлений, объектов, предметов. Упражнять в обобщении по описанию возможных действий с объектом.
Ход: воспитатель сообщает детям, что приготовил для них несколько сюрпризов. Но, чтобы получить их, детям необходимо узнать, о ком или, о чем идет речь:
1) Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку... (Зайчик)
2) Ног нет, а ходит, рта нет, а скажет, когда спать, когда вставать, когда играть начинать…(Часы)
3) Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой, на солнце почернела я, и вот теперь поспела я... (Вишня)
4) Мигнет, моргнет, в пузырь нырнет, в пузырек под козырек, ночью в комнате – денек… (Фонарик, свет)
5) Клубок, да не пушистый, колючий да ершистый… (Ежик)
6) Белая, пушистая, легкая, волокнистая… (Вата)
7) Ни в воде не горит, ни в воде не тонет… (Лед)
8) Стукнешь о стенку – а я отскочу, Бросишь на землю – а я подскочу. Я из ладоней в ладони лечу. Смирно лежать я никак не хочу… (Мяч)
9) Очень любят дети, Холодок в пакете. Холодок-холодок, Дай лизнуть тебя разок… (Мороженое)
10) За ботву, как за веревку, Можно вытащить… (морковку)
11) На два пальца надевают И, что надо, разрезают… (Ножницы)
Абстрагирование
«Назови признак»
Цель: упражнять детей в выделении существенных свойств, признаков предметов и абстрагирование их в несущественные.
Ход: воспитатель показывает детям ряд предметов и предлагает им назвать главные свойства и признаки этих предметов и перевести их в несущественные.
1) цветные карандаши – яркие, наточенные – тонкие;
2) зонт – детский и небольшой – на ремешке;
3) стакан – стеклянный и хрупкий – прозрачный;
4) конфеты – сладкие и вкусные – без фантиков;
5) ковер – теплый, красивый – круглой формы;
6) книга – интересная, красочная – тяжелая и т.д.
Логические операции.
«Что сначала, что потом?»
Цель: упражнять детей в отражении закономерных связей и отношений предметов и явлений.
Ход: воспитатель предлагает детям серии карточек, на которых изображены предметы, явления и события в разные периоды. Задача детей - разложить карточки в последовательности, например: ветер - тучи - гроза - дождь;
1) семя – стебель – бутон – плод;
2) фундамент – стены – крыша – окна – двери;
3) гнездо – яйцо – птенец – птица;
4) стирать – сушить – гладить – надеть;
5) утро – день – вечер – ночь;
6) завтрак – обед – полдник – ужин и т.д.
«Все наоборот, так, как не бывает»
Цель: упражнять детей в вычленении причинно-следственных связей в предложении и замене их на противоположные.
Ход: воспитатель называет фразу, а детям предлагает ее закончить, чтобы получилось наоборот, так, как не может быть по смыслу, например:
1) Алина ест смородину, потому что – не любит ее.
2) Дети играют во дворе, потому что – не хотят там играть.
3) Максим не хочет идти в детский сад, потому что – он любит детский сад. 4) Ребята не смогли вылепить снеговика, потому что – снег был липкий и мягкий.
5) Мой старший брат обижает кошек, потому что – он любит их.
6) Я трусишка, потому что – ничего на свете не боюсь и т.д.
«Дополни фразу»
Цель: упражнять детей в логическом оперировании в вербальном плане.
Ход: воспитатель последовательно называет фразы и предлагает детям завершить предложение.
1) Миша задумался, потому что…
2) Мы пойдем в поликлинику, чтобы…
3) Настанет лето, и тогда…
4) Когда я был(а) на даче (море, поле и т.д.), я понял, что…
5) Воду в вазе с цветами надо менять ежедневно, тогда…
6) Мы бы приступили к сбору картофеля, если бы…и т.д.
«Подумай, ответь»
Цель: упражнять детей в понимании относительности понятий (переход от непосредственной, фактической позиции ребенка на условную).
Ход А: воспитатель предлагает детям представить себя на время кем- нибудь или чем-нибудь, например, обезьянкой или книжкой и составить рассказ от имени выбранного объекта «Мои приключения за день». Если дети затрудняются, предложить им ряд вопросов, отвечая на которые они и составят рассказ «Воздушный шарик»:
- как я появился (ась) в определенном месте?
- как ко мне отнеслись окружающие?
- кто (что) мне больше понравился (лось)?
- мои действия;
- мои перемещения, приключения.
Ход Б. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
1) У мальчика Саши 2 сестры, есть ли у его сестер братья?
2) В купе поезда ехали 4 брата, и у каждого из них была мама. Сколько в купе ехало мам?
3) Трава на лужайке для детей высокая? А для муравьишки?
4) Что дольше, 5 минут занятий или 5 минут игр?
«Я начну, а ты продолжи»
Цель: упражнять детей в выделении собственно логических отношений между понятиями.
Ход: воспитатель показывает детям 12 карточек, половину из которых называет и подбирает к ним отношение. Дети должны подобрать такую же связь ко второй паре слов.
1) Школа – обучение, больница … (лечение);
2) вилка – серебро, табурет … (дерево);
3) аэропорт – самолет, железнодорожный вокзал … (поезд);
4) акула – пасть, человек … (рот);
5) грусть – слезы, веселье … (улыбка);
6) сок – питье, пирожное … (еда) и т.д.
«Что в итоге?»
Цель: упражнять детей в мысленном предвосхищении результата определенного действия.
Ход: воспитатель предлагает детям подумать и сказать, что произойдет, если: 1) попасть мячом в окно?
2) налить в аквариум чернил?
3) посадить луковицы тюльпанов на картофельное поле?
4) высыпать в миску муки, сахара, соли, добавить молока и одно яйцо?
5) сочинить для мамы стихотворение?
6) научить сестренку волшебному слову? и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
Подборка интерактивных игр и упражнений для детей дошкольного возраста
В соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные государственные стандарты дошкольного образования, активно внедряю в образовательный процесс интер...
"Игры и игровые упражнения на формирование правильного грамматического строя речи. Картотека дидактических игр и упражнений."
Консультация для воспитателей "Игры и игровые упражнения на формирование правильного грамматического строя речи. Картотека дидактических игр и упражнений." Консультация содержит ...
Интерактивные компьютерные игровые упражнения «Автоматизация [К] в словах»
Презентация содержит серию анимированных заданий, направленных на автоматизацию [К] в словах и коротких фразах.Каждое задание имеет голосовое сопровождение. Материал предназначен для учителей - ...
Интерактивные игры и упражнения (Смешанное обучение)
Интерактивные игры разработанные на платформе learningapps.orgЗанятия с использованием таких игр становятся для детей очень увлекательными, дети просто играют, но в тоже время у них пр...
«Формирование навыков употребления предлогов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр и упражнений»
В настоящее время использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве ДОО является неотъемлемой частью коррекционного процесса с воспитанниками, имеющими ограниченные...
«Интерактивные игры и упражнения в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
laquo;Интерактивные игры и упражнения в познавательном развитии детей дошкольного возраста»...