Психологическая готовность детей к обучению в школе.
консультация по психологии

Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost_detey_k_obucheniyu_v_shkole.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя:

Личностную готовность: мотивационную, самооценку, коммуникативную и эмоциональную зрелость.

Интеллектуальную готовность: познавательную, речевую, развитость восприятия, памяти, внимания и воображения.

Волевую готовность: готовность в сфере воли, развитие произвольности.

Психологическая готовность к школе — это уровень психологического развития ребёнка (6–7 лет), необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Общая готовность к школьному обучению – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению ("школьная зрелость").

Понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году.

Принятие учебной задачи и адекватное действование в ситуации такой задачи может служить критерием, диагностирующим психологическую готовность ребёнка к школьному обучению.

Специфика учебной задачи состоит в направлении активности субъекта на овладение способами действования, а не на достижение практических результатов. Именно обращение на способ может быть выделено как основная характеристика учебной деятельности.

Возможность принятия ребёнком учебной задачи получает в этом случае значение важнейшего критерия готовности к школьному обучению.

К признакам психологической готовности ребенка к школе относятся: определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к принятию новой социальной позиции, самооценка, наличие опосредованной школьной мотивации (желание учиться), а также достаточное развитие интеллектуальной сферы, уровня общения и произвольного поведения.

Согласно источнику, эмпирические данные о готовности детей 6–7-летнего возраста к школьному обучению показывают, что большинство детей (от 50% до 80%) не полностью готовы к школьному обучению и полноценному усвоению действующих в начальном звене школьных программ.

Многие дошкольники, будучи по физическому возрасту готовыми к обучению, по своему психологическому развитию находятся на уровне ребенка-дошкольника.

Для диагностики готовности детей подготовительной группы к школьному обучению используется скрининг-обследование готовности к школьному обучению, автором которого являются Н. Семаго и М. Семаго.

Какие выводы можно сделать по результатам диагностики готовности к школьному обучению?

По результатам диагностики готовности к школьному обучению можно сделать следующие выводы:

Уровень готовности первоклассников к школьному обучению по результатам педагогической диагностики оценивается как средний.

Уровень сформированности произвольности у обследованных учащихся в основном соответствует возрастным нормам.

На высоком уровне у первоклассников сформированы умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), выбирать и выполнять операции сложения и вычитания соответственно правильному пониманию текста задачи, перехода от числа к соответствующему конечному множеству предметов, овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Анализ результатов педагогической диагностики позволяет выделить следующие проблемные зоны:

  • уровень развития зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций;
  • выявление умения сравнивать множества по числу элементов, знания способов сравнения двух множеств по числу элементов вне зависимости от навыка счета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников"

1.Понятие о психологической готовности детей к школе2. Показатели психологической готовности2.1. Мотивационная готовность2.2. Волевая готовность2.3. Интеллектуальная готовность2.4. Социальная готовнос...

Презентация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

В презентации представлены основные компоненты школьной готовности....

Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Важнейшая  задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей  к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна ...

Статья "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

Важнейшая  задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей  к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна ...

Родительское собрание "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

Говоря о психологической готовности ребёнка к обучению в школе, имеют в виду уровень сформированности различных сфер психической деятельности: познавательной, мотивационной, волевой, эмоциональн...

Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Готовность к обучению предполагает определенный уровень ...