Психологическая готовность детей к обучению в школе.
консультация по психологии
Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_detey_k_obucheniyu_v_shkole.docx | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность детей к обучению в школе.
Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя:
Личностную готовность: мотивационную, самооценку, коммуникативную и эмоциональную зрелость.
Интеллектуальную готовность: познавательную, речевую, развитость восприятия, памяти, внимания и воображения.
Волевую готовность: готовность в сфере воли, развитие произвольности.
Психологическая готовность к школе — это уровень психологического развития ребёнка (6–7 лет), необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Общая готовность к школьному обучению – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению ("школьная зрелость").
Понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году.
Принятие учебной задачи и адекватное действование в ситуации такой задачи может служить критерием, диагностирующим психологическую готовность ребёнка к школьному обучению.
Специфика учебной задачи состоит в направлении активности субъекта на овладение способами действования, а не на достижение практических результатов. Именно обращение на способ может быть выделено как основная характеристика учебной деятельности.
Возможность принятия ребёнком учебной задачи получает в этом случае значение важнейшего критерия готовности к школьному обучению.
К признакам психологической готовности ребенка к школе относятся: определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к принятию новой социальной позиции, самооценка, наличие опосредованной школьной мотивации (желание учиться), а также достаточное развитие интеллектуальной сферы, уровня общения и произвольного поведения.
Согласно источнику, эмпирические данные о готовности детей 6–7-летнего возраста к школьному обучению показывают, что большинство детей (от 50% до 80%) не полностью готовы к школьному обучению и полноценному усвоению действующих в начальном звене школьных программ.
Многие дошкольники, будучи по физическому возрасту готовыми к обучению, по своему психологическому развитию находятся на уровне ребенка-дошкольника.
Для диагностики готовности детей подготовительной группы к школьному обучению используется скрининг-обследование готовности к школьному обучению, автором которого являются Н. Семаго и М. Семаго.
Какие выводы можно сделать по результатам диагностики готовности к школьному обучению?
По результатам диагностики готовности к школьному обучению можно сделать следующие выводы:
Уровень готовности первоклассников к школьному обучению по результатам педагогической диагностики оценивается как средний.
Уровень сформированности произвольности у обследованных учащихся в основном соответствует возрастным нормам.
На высоком уровне у первоклассников сформированы умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), выбирать и выполнять операции сложения и вычитания соответственно правильному пониманию текста задачи, перехода от числа к соответствующему конечному множеству предметов, овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Анализ результатов педагогической диагностики позволяет выделить следующие проблемные зоны:
- уровень развития зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций;
- выявление умения сравнивать множества по числу элементов, знания способов сравнения двух множеств по числу элементов вне зависимости от навыка счета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников"
1.Понятие о психологической готовности детей к школе2. Показатели психологической готовности2.1. Мотивационная готовность2.2. Волевая готовность2.3. Интеллектуальная готовность2.4. Социальная готовнос...
Презентация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе"
В презентации представлены основные компоненты школьной готовности....
Психологическая готовность детей к обучению в школе.
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна ...
Статья "Психологическая готовность детей к обучению в школе"
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна ...
Родительское собрание "Психологическая готовность детей к обучению в школе"
Говоря о психологической готовности ребёнка к обучению в школе, имеют в виду уровень сформированности различных сфер психической деятельности: познавательной, мотивационной, волевой, эмоциональн...
Психологическая готовность детей к обучению в школе.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Готовность к обучению предполагает определенный уровень ...
Тема «Психологическая готовность детей к обучению в школе»
Родительское собрание...