Консультация для педагогов «Психологическое развитие дошкольника. Создание условий для охраны нервной системы ребенка от стрессов и перегрузок».
консультация по психологии
«Психологическое развитие дошкольника»
Создание условий для охраны нервной системы ребенка от стрессов и перегрузок.
Маленькие дети часто находятся в плену своих эмоций, т.к. не могут еще управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнением в общении со сверстниками и взрослыми. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду. Поэтому то, как, в каких условиях, на сколько благополучно и эффективно он проведет время в детском саду от этого будет зависеть его развитие, его здоровье. Поэтому одной из основных задач дошкольного учреждения все-таки является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_ohrany_nervnoy_sistemy_rebenka_ot_stressov_i_peregruzok.docx | 34.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда»
Консультация для педагогов
«Психологическое развитие дошкольника.
Создание условий для охраны нервной системы ребенка от стрессов и перегрузок».
Выполнила педагог-психолог:
Овчинникова А.В.
Смоленск, 2023
«Психологическое развитие дошкольника»
Создание условий для охраны нервной системы ребенка от стрессов и перегрузок.
Маленькие дети часто находятся в плену своих эмоций, т.к. не могут еще управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнением в общении со сверстниками и взрослыми. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду. Поэтому то, как, в каких условиях, на сколько благополучно и эффективно он проведет время в детском саду от этого будет зависеть его развитие, его здоровье. Поэтому одной из основных задач дошкольного учреждения все-таки является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Большое значение имеет то, какого стиля воспитания придерживается воспитатель: авторитарного, либерального или демократичного.
1.Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.
2. Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.
3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский).Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.
Таким образом, идеальной формой общения воспитателя и воспитанников является не дисциплинарная, а личностно-ориентированная форма общения.
Какой у вас стиль воспитания? Проведем анкетирование (Приложение 1)
Порой пребывание ребенка в детском саду может вызвать стресс. Психологический стресс - состояние повышенного эмоционального напряжения, возникающее в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
Причины возникновения стрессового состояния у дошкольников в детском саду:
- нерациональный режим жизнедеятельности,
- дефицит свободы движений,
- недостаточность пребывания на свежем воздухе, нерациональное питание и плохая его организация,
- неправильная организация сна и отдыха детей,
- авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы,
- интеллектуальные и физические перегрузки,
- а также другие факторы, связанные с разнообразными проблемами семьи и взаимоотношений со сверстниками.
- Конечно, самой частой причиной стресса у детей дошкольного возраста является поступление в детский сад. Здесь ребенок находится в стрессовом состоянии, во-первых, потому, что рядом впервые нет родителей, во-вторых, потому, что он, не имея опыта общения со сверстниками, вынужден часами пребывать в их окружении, в-третьих, потому, что ребенок находится в новой, непривычной обстановке. Кроме того причиной стресса у детей 2-5 лет могут стать конфликты с другими детьми.
Процесс адаптации ребенка к детскому саду – это процесс не быстрый, не проходящий в один день. В среднем на это уходит 3 месяца. Безусловно, в этот период очень важна включенность родителей и их поддержка. Для успешной адаптации необходимо взаимодействие всех специалистов детского сада (воспитателей, медиков, психологов и др.) и родителей.
Первые три месяца необходимо проводить игровые сеансы на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы детей, включать их в совместную деятельность, рассказывать истории и сказки про их новую социальную роль.
Важно через игру или беседу помочь ребенку отреагировать свои чувства, которые возникают в связи с посещением детского сада: выразить свои страх, агрессию, грусть, тревогу.
Основные признаки стрессового состояния у детей.
Подавленное настроение
Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.
Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.
Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость.
Кривляние и упрямство, боязнь контактов, стремление к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.
Дрожание рук, качание головой, передергивание плеч.
Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.
Большое значение оказывает также микроклимат в группе детского сада.
Позитивный микроклимат – это эмоционально-положительная атмосфера принятия каждого ребенка, творческого поиска, общего радостного переживания успехов всех детей, использование сюрпризных моментов, методов, приемов, направленных на снятие психоэмоционального напряжения (элементы психогимнастики, арт-терапии, дыхательной и пальчиковой гимнастики, минутки шалости и тишины, образно-ролевые игры, музыка- терапия).
Психогимнастика - представляет собой специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Элементы психогимнастики необходимы детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером, а также и здоровым детям в качестве психофизической разрядки. Необходимо включать игры по психогимнастике в дни, когда запланированы занятия с высоким интеллектуальным нагрузками. (Приложение 2,3)
Условия создания эмоционально-психологического благополучия, каждого ребенка:
- быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище, правилам);
- позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр;
- наличие «семейных альбомов»;
- «уголков психорелаксации»;
- «зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;
разумная занятость детей;
- применение физминуток во время занятий;
- наличие традиций в группе;
- часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день;
- демократичный стиль общения воспитателя – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза.
Правила общения педагога с детьми:
Общение с ребенком на уровне «глаза в глаза»
Обращение к ребенку только по имени
Легкое касание рук, плеча ребенка при общении
Оценивать поступки, действия ребенка не сравнивая его с другими детьми
Своевременно поощряйте и порицайте ребенка по принципу «здесь и сейчас»
Делая замечания обращайтесь безадресно, например, «Мне не приятно, когда вы…», « Мне не очень нравится, что вы…»
Создавайте ситуацию успеха, хвалите за любые удачи, давайте более легкие задания для тревожных, застенчивых детей. Голос воспитателя не должен доминировать над голосами детей.
Приложение 1
Анкета для педагогов
«Стиль педагогического общения»
Инструкция: внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа.
1. Считаете ли Вы, что ребенок должен:
А) делиться с Вами всеми своими мыслями и чувствами и т.д.;
Б) говорить Вам только то, что захочет сам;
В) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребенок взял у другого в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то Вы:
А) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;
Б) предоставите самим детям разобраться в своих проблемах;
В) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите?
А) похвалите его и всем детям покажете его работу;
Б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;
В) скажете ему: «Вот всегда бы так занимался!»
4. Ребенок при входе в комнату не поздоровался с Вами. Как Вы поступите?
А) заставите его громко при всех поздороваться с Вами;
Б) не обратите на него внимания;
В) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его промахе.
5.Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минута. Что Вы предпочтете делать?
А) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются;
Б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;
В) займетесь своими делами (записи, проверка и пр.)
6.Какая точка зрения Вам кажется наиболее правильной:
А) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания;
Б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;
В) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его.
Б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;
В) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности в семье, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.
8.Как Вы относитесь к активности самого ребенка:
А) положительно – без неё невозможно полноценное развитие;
Б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;
В) положительно, но только тогда, когда согласовано с педагогом.
9. Ребенок не захотел выполнить задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия?
А) сказали бы: «Ну и не надо!»;
Б) заставили бы выполнить работу;
В) предложили бы другое задание.
10. Какая позиция, по-вашему, более правильная:
А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;
Б) если он не осознает заботу о нем, не ценит её, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;
В) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь
КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ОТВЕТОВ
Вопрос № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
Б | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 |
В | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 |
25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;
20-24 балла - склонность к авторитарному стилю;
10 –19 баллов – выраженность либерального стиля общения.
Приложение 2
Игры, которые тренируют эмоционально-волевую сферу, способствуют успокоению возбужденных детей и их организации.
«Слушай команду»
Дети идут по кругу по спокойную музыку друг за другом. Когда музыка останавливается, все останавливаются и слушают произнесенную шепотом команду педагога и выполняют ее. Команды даются только на выполнение спокойных движений (повернуться вокруг себя, присесть, хлопнуть в ладоши, поставить руки на пояс, поднять руки вверх и др.).
«Расставь посты»
Дети спокойно идут друга за другом змейкой. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши, ребенок идущий последним должен остановиться. Все остальные начинают снова двигаться за командиром до следующего хлопка. Так командир расставляет всех детей на разные задуманные места (около разных предметов, по углам, по кругу и др.)
«Смотри на руки!»
Дети стоят друг за другом, первый – командир. Под спокойную музыку дети начинают идти по кругу за командиром. Командир показывает различные движения рук (руки вниз, сжать в кулаки; руки вверх; обнять себя за плечи; движения рук вверх-вниз и др.) дети повторяют за ним. Тот ребенок кто правильнее и красивее выполнял, выбирается командиром.
«Кто за кем?»
По залу расставлены стулья в случайном порядке или по кругу. Дети стоят в стороне от стульев. Ведущий называет одного ребенка, он идет между стульями и как только ведущий дает сигнал (например, хлопок) ребенок садится на стул, рядом с которым он находится. Затем называется имя следующего ребенка и т.д. После того как все дети сядут, ведущий предлагает детям по очереди вставать и идти на прежнее место или нести стул и садиться за стол (если игра, например, проводится перед обедом). При этом дети должны вставать и идти в том же порядке, в каком они садились на стульчики.
Приложение 3
Игры, направленные на обучение детей приемам саморасслабления.
«Штанга»
Ребенок представляет, что поднимает тяжелую штангу. Держит ее вверху. Руки напряжены, сжаты в кулак. Затем бросает штангу, наклоняясь вперед, руки вниз. И отдыхает.
«Каждый спит»
Ведущий:
На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит:
Тот как вкопанный сидит,
Тот, не двигаясь, идет,
Тот стоит, раскрывши рот. (В. А. Жуковский)
Подходит к фигурам детей, застывшим в различных позах. Пытается их разбудить. Беря за руки. Поднимает руку ребенка, но рука расслаблена и опускается обратно.
«Сосулька»
У нас под крышей
Белый гвоздь висит (дети стоят, руки над головой)
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет (руки опускают расслабленные, приседают)
«Шалтай- Болтай»
Шалтай- Болтай (дети поворачивают туловище влево-вправо, руки свободно
Сидел на стене. болтаются вдоль туловища)
Шалтай-Болтай
Свалился во сне. (Дети наклоняют корпус тела вниз, руки висят свободно).
Упражнение для расслабления
Для того чтобы помочь Вашим детям успокоиться, Вы можете предложить им следующие упражнения. Попытайтесь превратить это в игру, которая отвлечет детей и позволит им расслабиться и успокоиться. Упражнение направлено на напряжение и расслабление мышц.
Ноги– представьте себе, что вы идете босиком по песку. Постарайтесь закопаться пальцами ног в песок.
Теперь высвободите ноги из песка. Ноги расслаблены, и это очень приятно.
Живот– вот идет маленький слоненок, и сейчас он наступит вам на животик. Приготовьте животик и напрягите его изо всех сил.
Слоник ушел, можно расслабить животик.
Руки и плечи– превратитесь в ленивого кота, который медленно потягивается. Поднимите руки высоко над головой и вытяните их. Поднимите плечи и подвигайте руками.
Теперь расслабьте плечи.
Шея– превратитесь в черепашку. Вдруг черепашка увидела что-то страшное и спряталась в панцирь. Поднимите плечи до ушей и втяните голову в плечи.
Опасность миновала. Можно выйти из панциря и погреться на солнышке.
Лицо– натяните рот и улыбнитесь до ушей. Высоко поднимите брови. По вашему носу гуляет муха и щекочет вас. Попробуйте прогнать муху, напрягая все мышцы лица.
Муха улетела, и лицо может отдохнуть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Охрана нервной системы ребенка
Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является охрана нервной системы ребенка от переутомления и перевозбуждения....
«Охрана нервной системы ребенка»
Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является охрана нервной системы ребенка от переутомления и перевозбуждения.Однако, наблюдение за воспитанием детей в семье показывает, что н...
Консультация для педагогов: Психологическая защищенность (безопасность), как условие полноценного развития дошкольников
Данный материал будет полезен, как для педагогов ДОУ, так и для родителей воспитаников. Необходимо уделять особое внимание именно психологической защищенности детей, тк в СМИ все чаще говорят об ...
«Физическое развитие дошкольников. Создание условий для охраны жизни и здоровья детей»
Консультвция для педагогов...
Охрана нервной системы ребенка.
Прислушайтесь к потребостям ребенка и будьте здоровы!...
Создание условий для охраны нервной системы ребенка.
У детей дошкольного возраста встречаются различные формы нарушения поведения и вредные привычки, которые могут самостоятельно исчезнуть, но нередко, являясь начальными формами проявления нервно-психич...
Сценарий брифинга «Физическое развитие дошкольников. Создание условий для охраны жизни и здоровья» для сотрудников ДОУ
Брифинг «Физическое развитие дошкольников. Создание условий для охраны жизни и здоровья»...