Агрессивное поведение у дошкольников.
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая группа)
Агрессивное подведение у дошкольников.
Проявление агрессии у дошкольников обусловлено возрастными особенностями психического развития. В большинстве случаев она возникает спонтанно в ответ на какой-либо раздражитель. Объектами агрессии чаще всего становятся сверстники или близкие люди. Дошкольники с большей легкостью прибегают к физической агрессии (бьют, кусают), чем старшие дети. При этом, согласно психологическим исследованиям, мальчикам более свойственно открытое проявление агрессии, в то время как девочки чаще прибегают к вербальной (обзывательства, ирония, сарказм) и пассивной (игнорирование, обесценивание) агрессии. Также малыши, имеющие братьев или сестер, обычно более склонны к межличностной агрессии, чем единственные дети в семье.
Агрессивное поведение выявляется у детей всех возрастов. Первично служит способом выражения негативных эмоций – раздражения, гнева, злости. Наблюдая результат такого поведения, ребенок оценивает его полезность. Вторично он демонстрирует агрессию с определённой целью – заполучить игрушки, еду, привлечь внимание родителей, доказать силу, значимость, подчинить окружающих. Чем чаще достигается желаемое, тем прочнее закрепляется агрессивность в поведении, становясь качеством характера.
Чего ребенок может хотеть добиться при помощи агрессивного поведения?
1)Получить желаемую вещь (если ребенку не удалось добиться своего конструктивным способом, агрессия может возникать как реакция на неудовлетворение его потребности);
2)Защитить свое имущество;
3)Обратить на себя внимание;
4)Продемонстрировать свое превосходство.
Если единичный случай агрессии у ребенка может быть просто прямой и естественной реакцией на происходящее, то систематически проявляющееся агрессивное поведение всегда имеет более глубокую причину. Во многом, на формирование агрессивности у детей влияет пример родителей и стиль семейного воспитания:
Гиперопека. Всё дозволяющие родители, которые выполняют любой каприз ребенка, чтобы предвосхитить его недовольство, оказывают малышу медвежью услугу. Малыш, осознав выгоду такого положения, будет прибегать к агрессии, чтобы добиться желаемого. Затем эта ситуативная агрессия может перерасти в свойство личности.
Эмоциональное отвержение ребенка. Дошкольники очень нуждаются в заботе и ласке. Если взрослые не удовлетворяют его потребности, малыш, вероятнее всего, будет пытаться привлечь к себе внимание различными способами. Эмоциональная депривация приводит к возникновению чувства постоянного страха, а затем - к агрессии.
Подавление агрессии. Одной из распространенных ошибок воспитания является запрет на открытое выражение негативных эмоций ребенком. В результате они накапливаются и рано или поздно выходят наружу, но уже в более крупных масштабах. Вместо подавления агрессии, необходимо обучать детей конструктивным способам выражения гнева.
Пример поведения, который подают ребенку родители, является для дошкольника образцом для подражания. Поэтому если кроха наблюдает за агрессивным поведением своих самых близких людей (в том числе воспитание путем наказания), он неизбежно будет копировать его. Такая модель поведения очень быстро закрепляется в сознании ребенка, в результате чего формируется агрессивность. Чаще всего малыши сильнее идентифицируют себя со взрослыми того же пола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agressivnoe_povedenie_u_drshkolnikov.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Агрессивное подведение у дошкольников.
Проявление агрессии у дошкольников обусловлено возрастными особенностями психического развития. В большинстве случаев она возникает спонтанно в ответ на какой-либо раздражитель. Объектами агрессии чаще всего становятся сверстники или близкие люди. Дошкольники с большей легкостью прибегают к физической агрессии (бьют, кусают), чем старшие дети. При этом, согласно психологическим исследованиям, мальчикам более свойственно открытое проявление агрессии, в то время как девочки чаще прибегают к вербальной (обзывательства, ирония, сарказм) и пассивной (игнорирование, обесценивание) агрессии. Также малыши, имеющие братьев или сестер, обычно более склонны к межличностной агрессии, чем единственные дети в семье.
Агрессивное поведение выявляется у детей всех возрастов. Первично служит способом выражения негативных эмоций – раздражения, гнева, злости. Наблюдая результат такого поведения, ребенок оценивает его полезность. Вторично он демонстрирует агрессию с определённой целью – заполучить игрушки, еду, привлечь внимание родителей, доказать силу, значимость, подчинить окружающих. Чем чаще достигается желаемое, тем прочнее закрепляется агрессивность в поведении, становясь качеством характера.
Чего ребенок может хотеть добиться при помощи агрессивного поведения?
1)Получить желаемую вещь (если ребенку не удалось добиться своего конструктивным способом, агрессия может возникать как реакция на неудовлетворение его потребности);
2)Защитить свое имущество;
3)Обратить на себя внимание;
4)Продемонстрировать свое превосходство.
Если единичный случай агрессии у ребенка может быть просто прямой и естественной реакцией на происходящее, то систематически проявляющееся агрессивное поведение всегда имеет более глубокую причину. Во многом, на формирование агрессивности у детей влияет пример родителей и стиль семейного воспитания:
Гиперопека. Всё дозволяющие родители, которые выполняют любой каприз ребенка, чтобы предвосхитить его недовольство, оказывают малышу медвежью услугу. Малыш, осознав выгоду такого положения, будет прибегать к агрессии, чтобы добиться желаемого. Затем эта ситуативная агрессия может перерасти в свойство личности.
Эмоциональное отвержение ребенка. Дошкольники очень нуждаются в заботе и ласке. Если взрослые не удовлетворяют его потребности, малыш, вероятнее всего, будет пытаться привлечь к себе внимание различными способами. Эмоциональная депривация приводит к возникновению чувства постоянного страха, а затем - к агрессии.
Подавление агрессии. Одной из распространенных ошибок воспитания является запрет на открытое выражение негативных эмоций ребенком. В результате они накапливаются и рано или поздно выходят наружу, но уже в более крупных масштабах. Вместо подавления агрессии, необходимо обучать детей конструктивным способам выражения гнева.
Пример поведения, который подают ребенку родители, является для дошкольника образцом для подражания. Поэтому если кроха наблюдает за агрессивным поведением своих самых близких людей (в том числе воспитание путем наказания), он неизбежно будет копировать его. Такая модель поведения очень быстро закрепляется в сознании ребенка, в результате чего формируется агрессивность. Чаще всего малыши сильнее идентифицируют себя со взрослыми того же пола.
Разработано множество классификаций агрессивного поведения.
Экспрессивная агрессия. Методы демонстрации – интонация, мимика, жесты, позы. Диагностически сложный вариант. Агрессивные акты не осознаются либо отрицаются ребенком.
Вербальная агрессия. Реализуется посредством слов – оскорблений, угроз, ругани. Наиболее распространенный вариант среди девочек-школьниц.
Физическая агрессия. Ущерб наносится с применением физической силы. Данная форма распространена среди детей раннего возраста, школьников (мальчиков).
Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей
Чтобы предотвратить возникновение у ребенка устойчивой агрессии по отношению к себе или окружающим, специалисты рекомендуют родителям придерживаться следующих принципов:
Родители являются для ребенка дошкольного возраста безусловными авторитетами, поэтому самый лучший способ профилактики агрессии – подавать крохе положительный пример и тщательно следить за собственным поведением.
Малыш должен чувствовать безусловное принятие и поддержку со стороны близких людей.
Нельзя навешивать на ребенка ярлыки («Хулиган!», «Какой же ты задира!» и так далее). Таким образом мы даем оценку его личности в целом, а не конкретному поступку, что заставляет малыша сомневаться в том, что он хороший и добрый.
Испытывать гнев – это нормально, ведь в жизни бывают абсолютные разные ситуации. Но чтобы ребенок, не полез на обидчика с кулаками или не начал рвать на себе волосы, если у него что-то не получилось, нужно учить малыша, какими еще способами можно выразить свои чувства. Например, объяснить все словами, уйти, бить подушку или рвать бумагу.
Если агрессия не имеет под собой реальной причины или применяется малышом в качестве развлечения, такое поведение нужно строго пресекать.
Ребенок дошкольного возраста только начинает изучать себя и еще плохо разбирается в своих чувствах. Поэтому нужно называть крохе эмоции, которые он испытывает, чтобы малыш научился их принимать и со временем – контролировать («Ты злишься», «Мне кажется, сейчас ты очень рассержена», «Ты расстроен» и так далее).
Не стоит вмешиваться в конфликт крохи, если в данный момент никто не подвергается реальной опасности. Малышу необходимо приобрести собственный жизненный опыт, чтобы понять, какие могут быть последствия агрессии, и научиться с ней справляться.
Необходимо учить ребенка состраданию, на примерах рассказывать о чувствах других людей в конкретных ситуациях.
Дошкольник должен иметь возможность выплеснуть свои эмоции и энергию. Для этого хорошо подойдут активные виды спорта, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры.
При выраженной агрессии требуется коррекция
К распространенным методам коррекции относятся:
Игровые упражнения. Представлены экспресс-методами безопасного выражения агрессии. Ребенку предлагается выплеснуть гнев, раздражение, злость без вреда для окружающих. Используются игры с мячом, сыпучими материалами, водой, «листками гнева».
Тренинги коммуникации. Групповая работа позволяет ребенку выработать эффективные стратегии общения, способы выражения эмоций, отстаивания своей позиции без ущерба для других. Дети получают обратную связь (реакцию участников), анализируют успехи, ошибки с психотерапевтом.
Релаксационные занятия. Направлены на уменьшение тревожности, эмоциональной напряженности – факторов, увеличивающих риск вспышек агрессивности. Дети обучаются восстанавливать глубокое дыхание, достигать мышечного расслабления, переключать внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.
Содержание 1. Пояснительная записка1.1 Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2 Понятие «агрессивного поведения»1.3 Специф...
"Коррекция агрессивного поведения старших дошкольников с использованием игротерапии"
Методы психотерапевтического воздействия пелагога-психолога на детей....
Взаимодействие семьи и ДОУ как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников
Данная статья поможет педагогам и родителям пересмотреть свои взгляди и действия в общении с детьми....
Агрессивное поведение ребенка дошкольника. Коррекция агрессивного поведения у детей
Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от живот...
деятельность педагога по коррекции агрессивного поведения у дошкольников
Теоретические аспекты проблемы возникновения агрессии в поведении дошкольников. Диагностика и коррекция агрессивного поведения дошкольников....
Упражнения для профилактики и снятия агрессивного поведения у дошкольников
В этой статье комплексы игр и упражнений, направленные на профилактику и снятие агрессивного поведения у дошкольников....
Рекомендации воспитателям по снижению агрессивного поведения у дошкольников.
Письмо агрессивных детей. Рекомендации....