Тренинг-практикум для педагогов
тренажёр по психологии

«Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_vygoranie_pedagogov.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг-практикум для педагогов

«Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности»

      Подготовила:  

Мансветова Е.А., педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 47»                                                        

     Три пути есть у человека, чтобы поступать разумно: первый — самый благородный — размышление; второй — самый легкий — подражание; третий — самый горький — опыт. Счастье — на стороне того, кто доволен.

                                                                                               Аристотель

Ход мероприятия

       Дорогие участники, прежде чем начать наш практикум, я предлагаю вам встать в круг и с поклоном произнести: «здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья. Итак, здравствуйте!

(Участники кланяются и опускают руки)

      Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекала с головы человека, таким образом, кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. Мы все связаны и тем воздухом, которым дышим, и общей энергетикой, и интересами.

      Сегодня нас здесь объединила общая и интересная для всех тема: «Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности».

        Немного поговорим о здоровье педагога. Здоровье педагога – деликатная и многоаспектная проблема.

       Профессия педагога это "работа сердца и нервов", писал Сухомлинский. Тем не менее, современная статистика такова: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.

       Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов, специалистов  различных  социальных служб с людьми связана с большими нервно-психическими нагрузками.

      Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются  в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. День за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость.

         Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат.

       Давайте поговорим о существующих деформациях личности в процессе профессиональной деятельности.                                                 (слайд №1)

           Таким образом, профессиональная деформация в любой профессии – это нарушение целостности личности, ее неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере. Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой – изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если это профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.

      У представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью может проявляться на трех уровнях.  (слайд №2)

1. Общепедагогические деформации. Наличие этих деформаций делает педагогов с разным темпераментом и характером, похожими друг на друга. Педагогическая деятельность имеет свой, особенный объект воздействия, который в отличие от большинства других профессий обладает существенной активностью. В ходе взаимодействия с объектом воспитатель, используя свою личность как инструмент влияния на него, прибегает к более простым и действенным приемам, в совокупности известным как авторитарный стиль руководства. В результате в его личности появляются такие черты, как назидательность, завышенная самооценка, излишняя самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости и пр.

2. Типологические деформации связаны слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. В соответствии с полученными данными в педагогической профессии существуют четыре типологических комплекса: коммуникатор, организатор, интеллигент и предметник. Особенности каждого из них могут со временем проявляться в структуре личности.

     Для педагога-коммуникатора характерны излишняя общительность, говорливость, сокращение дистанции с партнером, обращение к нему как существу молодому, неопытному, стремление затронуть интимные темы и пр.

     Педагог-организатор может стать слишком активным, вмешиваясь в личную жизнь других людей, стремясь научить их как «жить правильно». Он нередко пытается подчинить к себе окружающих, стремиться командовать, организовывать их деятельность, независимо от содержания. Нередко педагоги – организаторы реализуют свои потребности в каких-нибудь общественных организациях, где их активность выглядит в полнее уместной.

      Педагог-интеллигент (просветитель) в результате длительного пребывания в профессии может сформировать у себя склонность к рассуждениям, мудрствованию. И в зависимости от условий может стать как «морализатором», видящим вокруг себя только плохое, восхваляющим старые времена и ругающим молодежь за безнравственность.

 3. Индивидуальные деформации определяются изменениями личности, которые внешне е связаны с процессом педагогической деятельности. Происходит развитие качеств, не имеющих отношения к педагогической профессии. Личностное развитие осуществляется не только под влиянием действий, приемов, операций, которые выполняет учитель, а прежде всего, обусловлены его личностной направленностью.

      Предупреждение и преодоление возможных деформаций личности педагога является одной из важнейших задач психолога, так как от этого во многом зависит и психологический климат педагогического коллектива.

       Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, напряженность. По мнению Е. С. Асмаковец, отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

         Одним из показателей профессиональной дезадаптации педагога является так называемый «эффект эмоционального сгорания»

                                                                                                      (слайд № 3)    

        Эмоциональное сгорание – это состояние изнеможения, ощущение собственной бесполезности, дегуманизация, негативное самовосприятие в профессиональном плане. Это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.

                                                                                                      (слайд № 4)    

           Е. Махер разработал симптомокомплекс качеств, характеризующих состояние и поведение человека, подверженного синдрому «эмоционального выгорания»:

Усталость, утомление, истощение, бессонница;

Негативное отношение к собеседнику;

 Негативное отношение к работе;

Скудность репертуара рабочих действий;

Отсутствие аппетита или переедание;

Негативная «Я-концепция»;

Агрессивные чувства;

Тревожность, раздражительность;

Упаднические настроения и связанные с этим эмоции: цинизм, пессимизм, апатия, депрессия;

Переживание чувства вины.

                                                                                                       (слайд № 5)    

       Можно выделить наиболее часто встречающиеся причины «синдрома сгорания»:

напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;

нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;

однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;

вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;

работа без перспективы невозможности выстроить профессиональную карьеру;

неразрешенные личные конфликты.

                                                                                                       (слайд № 6)  

           Существует несколько рекомендаций для профилактики и устранения "выгорания»:

необходимо научиться разделять профессиональную деятельность и частную жизнью. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь.

     

Общайтесь. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, делится своими чувствами с коллегами и искать у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.

Сохраняйте положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

Контролируйте эмоции, возникающие после завершения намеченной работы. При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к "выгоранию".

Поддерживайте хорошую спортивную форму. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.

         Нам бы хотелось дать представление о возможной практической помощи педагогам, а также познакомить Вас с полезными психологическими упражнениями, которые, помогут вам, уважаемые педагоги, более конструктивно решать сложные педагогические ситуации, поддерживать хорошую психологическую форму и преодолевать эмоциональную напряженность.

           Ну а сейчас приступим непосредственно к практической части сегодняшнего семинара. Слово предоставляется Ольге Николаевне.

Практикум-тренинг

Тема: «Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности»

Цель:

Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности, реализующихся в профессионально-нейтральном или деструктивном способе преодоления.

        Задачи:

Создать условия для лучшего познания себя;

Способствовать осознанию и коррекции участниками своих индивидуальных способностей, препятствующих конструктивному способу преодоления кризисной ситуации;

Научить участников тренинга осознавать свое прошлое, настоящее и будущее.

         Наш сегодняшний тренинг мы начнем с вводной фазы. Целью данного этапа является создание дружеской и творческой атмосферы, снижение уровня психологической защиты.        

        Предлагаю приступить к выполнению заданий. Это упражнение оказывает общепробуждающее действие, заставляет напрягать память и концентрировать внимание

Упражнение «Бегущие огни»

          Инструкция. Участники сидят в кругу, один из них говорит своему соседу какую-нибудь короткую приветственную фразу (например, «Доброе утро!»). Сосед должен как можно скорее встать, повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое. Таким образом, «волна» вставаний и повторений бежит по кругу.  Когда «волна» проходит полкруга, к заданию добавляется еще один элемент, который может быть вербальным или невербальным. (Например, участник встает и говорит: «Доброе утро!», а затем дважды хлопает в ладоши и садится). Последующие участники должны выполнять этот комплекс. Через полкруга очередной участник добавляет еще что-нибудь и так далее.

     Следующее упражнение настраивает на доброжелательное отношение друг к другу. Помогает включиться в атмосферу тренинга, дает возможность войти в особую микросреду, которая создается в группе во время занятия.

Упражнение «Моя любимая игрушка»

          Необходимо сесть в круг и по очереди рассказывать о своих любимых игрушках.

         Инструкция. У каждого в детстве была любимая игрушка. Хорошо, если мы о ней не забываем. Это как бы связывает нас с миром детства, когда мы были счастливыми. А помните ли вы свою любимую игрушку? Что это? Где она сейчас? Расскажите о своей любимой игрушке и чувствах, которые вызвали эти воспоминания. Будьте предельно искренни и откровенны, поделитесь своими детскими радостями и огорчениями.

       Следующим этапом нашего занятия послужит фаза лабиализации. На этой стадии происходит осознание самого себя, своей индивидуальности, неповторимости, формирует умение взглянуть на себя глазами другого человека.

Упражнение «Кто я?»

           Инструкция. Задайте себе вопрос «Кто я?» и запишите ответ, который первым пришел вам в голову. А теперь ответьте на этот вопрос еще раз, по-другому. А теперь – еще раз.

       Проведите черту под этими тремя ответами и ответьте на вопрос еще несколько раз, сколько сможете найти подходящих вам существительных.

      Хочется отметить, что обычно на первом месте в списке стоит самая привычная характеристика, то, как человек себя осознает. Продолжая список, человек начинает осознавать те характеристики, о которых реже задумывается. А на последнем месте нередко оказывается та характеристика, к которой человек не знает, как относиться, или относиться плохо.

Упражнение «Гора с плеч»

           Педагоги встают, опускают руки вдоль  туловища и выпрямляют спину. Психолог предлагает им резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Именно такая осанка должна быть постоянно.

Упражнение «Доброе животное»

          Все педагоги становятся друг за другом и кладут руки на плечи, стоящему спереди. Педагоги становятся одним целым,  большим и  добрым животным. Психолог просит педагогов вместе попрыгать, походить, поприседать и подышать, похлопать.

Психогимнастика «Рубка дров»

           Педагоги встают в круг. Психолог задает вопрос: «Знаете ли вы, как рубить дрова? Покажите, как держать топор, и в какой удобнее позе стоять. Педагоги имитируют рубку дров, при этом можно как можно выше заносить воображаемый топор на воображаемое бревно, издавая вместе с выдохом какие-нибудь звуки.

Игра «Чемодан»

           По  желанию один педагог выходит за дверь, остальные участники тренинга «собирают ему чемодан», то есть письменно составляют набор его наилучших, положительных качеств и особенностей личности и одна отрицательная характеристика человека, которая, по мнению педагогов, мешает раскрытию его способностей, препятствует реализации в профессиональной деятельности и общении. После этого возвратившемуся в группу педагогу зачитывают полученные данные.

Игра «Человек и тень»

   

           Участники тренинга делятся на пары. Один из педагогов становится человеком, другой -  его тенью. Человек совершает различные движения телом, тень внимательно следит и повторяет эти движения. После определенного времени педагоги меняются ролями.  После игры педагоги делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы: Какую роль выполнять понравилось больше: тени или человека? Почему? Какие сложности возникли при выполнении этого задания?

Звуковая гимнастика

                                                                                                       (слайд № 7)        

         Ну а сейчас дорогие коллеги хочется вас научить нескольким приемам выполнения звуковой гимнастики. Она действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.

        Итак, давайте все вместе выполним эти простые, но полезные упражнения.

         Звук «А» заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем его клеточкам настроиться на работу.

         Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности.

         Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе.

         Звук «Е» - создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.

         Звуки «Р» помогают снять стрессы, страхи, заикания.

         Звуки «Т» очищают душу от тяжести, укрепляют сердечнососудистую систему.

Упражнения на релаксацию (под музыку)

        Сейчас предлагаю выполнить ряд упражнений, выполнение которых научит приемам расслабления и спокойствия, необходимым как в профессиональной, так и повседневной жизни.

       Инструкция. Закройте глаза. Сконцентрируйтесь на своем дыхании в течение одной-двух минут. Обратите внимание на то, что при дыхании воздух входит и выходит. Концентрируйтесь на различных частях тела, двигаясь вверх и в низ, внутрь и наружу по мере того, как вы дышите.

        С  каждым вдохом направляйте ваше дыхание в ногу, в руку и почувствуйте, как при дыхании воздух «течет» внутрь и наружу.

       Теперь сознательно вдыхайте медленно и глубоко десять раз. При этом повторяйте про себя: «Я расслаблен... Я расслаблен…». Повторяя эти слова, вы сможете почувствовать, как все больше расслабляетесь.

     Инструкция. Для расслабления используйте образы и звуки. Сконцентрируйтесь на успокаивающем образе или звуке в течение двух-трех минут. Закройте глаза. Расслабьтесь.

      Представьте себя на берегу моря. Обратите внимание на волны, наблюдайте их прилив и отлив. Прилив и отлив… В это время вы чувствуете, как вы больше и больше успокаиваетесь. Затем, когда вы будете ощущать абсолютное спокойствие, покиньте «берег».

         Инструкция. Сядьте поудобнее, голову откиньте на спинку стула. Подошвы ног поставьте на пол, сбросьте обувь, если без нее вы почувствуете себя свободней. Положите руки удобно и легко. Не скрещивайте при этом предплечья и не зажимайте кисти. Позвольте своим рукам лежать спокойно и свободно. Смотрите прямо перед собой. Не меняя положения головы, направьте взгляд вверх, в направлении бровей, на сколько это возможно. Продолжая сохранять это положение глаз, закройте их.

         А теперь расслабьте ваши глаза. Позвольте им стать настолько тяжелыми и расслабленными, как будто они не в состоянии раскрытия. Обратите внимание на это ощущение.

        Теперь позвольте этому чувству распространиться по всему телу. Дайте вашему телу свободно погрузиться в кресло, в котором вы находитесь.

        В то время как ваше тело испытывает погружение, направьте внимание на свое сознание. Отпустите его, дайте ему свободно колыхаться, свободно поплавку на воде.

        Вот мы и подошли к  Заключительной фазе нашего сегодняшнего тренинга. Наш практикум подошел к концу. Пожалуйста, отметьте, как изменилось состояние вашего тела и души, настроения и мысли.

       В завершении, я прощу всех снова встать в круги с поклоном сказать друг другу и всем «спасибо» за работу и прекрасное общение, которое нас объединило и сблизило. Поделитесь своими впечатлениями от всего, что происходило сегодня.

(Участники обмениваются мнениями).

Всем всего самого наилучшего! Спасибо за внимание! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг-практикум для педагогов: «Куда уходит детство?»

Тренинг направлен на активизацию  творческого потенциала педагогов....

Тренинг-практикум для педагогов ДОУ

Консультация для старших воспитателей...

Тренинг-практикум для родителей "Детско-родительские отношения"

Целью тренинга является: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного и гармоничного взаимодействия.Наша задача 1. Показать родителям важность ...

Тренинг - практикум для педагогов «Решение социально-коммуникативных трудностей в образовательной деятельности»

как преодолеть социально-коммуникативвные трудности. у ребенка в образовательной деятельности....

"На работу с улыбкой!" тренинг практикум по профилактике психологического здоровья педагогов

Закончился сезон отпусков. Пора выходить на работу и вливаться в рабочий процесс. Не всем под силу моментально переключиться на "рабочий лад", процесс адаптации занимает определённое время. ...

Семинар – тренинг (практикум) для педагогов «Адаптация детей к условиям детского сада»

Данный материал будет полезен воспитателям и родителям в период адаптации детей к новым условиям в детском саду. Для родителей здесь есть памятка, где даны советы как облегчить период адаптации ребенк...

Тренинг – практикум «Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ»

Сценарий тренинга для педагогов ДОУ для профилактики выгорания педагогов....