Тренинг - практикум для педагогов «Решение социально-коммуникативных трудностей в образовательной деятельности»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Носова Мария Валерьевна

как преодолеть социально-коммуникативвные трудности. у ребенка в образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг - практикум для педагогов

«Решение социально-коммуникативных трудностей в образовательной         деятельности»

Добрый день, уважаемые коллеги! Данная встреча организована с целью повышения вашей компетенции в области решения социально-коммуникативных трудностей у дошкольников в образовательной деятельности. У детей  наиболее часто встречаются следующие социально-коммуникативные трудности:

  1. Обида (я обидел – меня обидели)
  1. Я не хочу убирать игрушки
  2. Я буду первый
  3.  Я не хочу заниматься
  4.  Я не знаю как сказать
  5.  У меня не получается (Как попросить о помощи)

Для того чтобы педагог мог помочь детям справиться с данными трудностями  он должен быть детям примером, и хорошо знать приемы и выходы из трудных ситуаций. Поэтому наша встреча будет направлена на пополнение и расширение багажа ваших знаний в данной области. Просим Вас быть активными участниками данной встречи.


Выделяют пять способов выхода из конфликтной ситуации (трудной ситуации):

  • Соревнование (конкуренция)— самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.

Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения.

  • Приспособление— игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти.

Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается.

  • Компромисс— поиск решений за счет взаимных уступок.

Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены.

  • Избегание ( уклонение)— уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.

Недостатки: переход конфликта в скрытую форму.

  • Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.

Недостатки: временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха.

Практическая часть

Упражнение « Контакт»

Цель:создание доверительных отношений друг к другу.

Инструкция: Соприкоснитесь указательными пальцами с партнером, выполняйте вместе одновременно круговые движения. Старайтесь не нарушать контакт. (восьмеркой)

Упражнение «Яблочко и червячок»

Участникам предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза и представить на минуту, будто они – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются этим яблоком, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к этому яблоку червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Участникам предлагается открыть глаза и записать свой ответ.

Далее каждый из участников семинара зачитывает свои ответы, а ведущий комментирует их. Примеры ответов участников семинара:

Конкуренция:«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

Избегание:«Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

Компромисс:«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»

Приспособление:«Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

Сотрудничество:«Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

Первая трудность «Обида»

«Я обидел - меня обидели»

Меня обидели

Памятка “Уходи, обида, прочь!”

- Отойти от обидчиков и быстро походить, пробежаться, попрыгать на одной ноге, размяться на спортивных снарядах.

- Умыть лицо, руки, шею холодной водой.

- Не обращать внимания на глупого дразнилку, ведь умный ребенок такого бы не сказал. 

Игра «Обзывалки».
Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты –одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет. 
Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовет обидчика «огурцом» (а не ...), Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение. 

  • - Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив. 

Игра «Кулачок»

Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.

  • Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»
  • Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.

- Если рядом есть деревья, - прислониться к дереву позвоночником, лицом или ладонями. Какое дерево для этого лучше? Определить “свое” дерево можно в прохладное время года. Поздней осенью, ранней весной поднесите раскрытые ладони к дереву на расстоянии 3-5 см. Если почувствуете тепло, это дерево – ваш друг. Чаще всего это береза, дуб, каштан, тополь.

- Если есть талисман, можно пошептаться с ним.

Предложите воспользоваться «чудо-вещами» для выплескивания негативных эмоций:

чашка (в нее можно кричать);

тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);

листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);

– карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);

пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);

подушка (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет. 
Все эти «чудо-вещи» могут быть использованы и взрослыми!!! 

Я обидел. Прием ДЕЦЕНТРАЦИИ. Предлагаем обидчику встать на место обижаемого и прочувствовать его состояние.

Децентрация - способность преодолеть свой эгоцентризм, принять в расчет другие возможные точки зрения

Беседа «Как правильно дружить»

В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в «Правила дружбы». Например:

- Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать – научи и его. Если товарищ попал в беду - помоги ему, чем сможешь.

- Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.

- Останови товарища, если он делает что-то плохое

- Если товарищ не прав, скажи ему об этом.

- Не ссорься и не спорь по пустякам; играй дружно, не зазнавайся. Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощение и признай  свою ошибку.

- Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят. 

Игра «Тух-тиби-дух». Дети свободно передвигаются по группе с опущенной вниз головой. В тот момент когда происходит соприкосновение плечо к плечу, то ребенок должен произнести фразу «Тух-тиби-дух», заменяющая слово прости.

Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко). 

 Спокойное место. Попросите ребенка помочь вам создать место, куда он может пойти, чтобы обрести контроль над своими эмоциями.. Поощряйте его использовать это место, чтобы остыть.

 Разорви на кусочки! Попросите ребенка нарисовать или написать то, что расстраивает его на листе бумаги. Затем разорвать лист на мелкие кусочки и «бросить гнев» прочь.

 Нарисуй его! Многих детей расслабляет рисование. Если это про вашего ребенка, то запаситесь красками и фломастерами, и пусть он выплескивает свои эмоции на бумагу

 Самоуспокоение. Научите ребенка простым фразам, которые он может проговаривать про себя в моменты гнева. Например: "Остановись и успокойся", "Досчитай до 10", "Я могу справиться с этим". 

Выпустить пар. Ударить подушку или боксерскую грушу, бросить камень или мяч в стену. Помогите ребенку найти наиболее эффективный способ успокоить свой нрав с помощью физических упражнений.

Дыхательная техника. Покажите ребенку успокоительную дыхательную технику: медленный вдох на 5 счетов, пауза на 2 счета и медленный выдох снова на 5 счетов.

Воображение в помощь. Пусть ребенок представит то место, где бы он чувствовал себя хорошо. Например: пляж, кровать, домик на дереве или любое другое место, которое любит  ребенок. Как только он чувствует приближение гнева, пусть закроет глаза и представит себе в этом месте. Дыхание само замедлиться от визуализации приятных эмоций, и гнев отступит.

Не хочу заниматься

1.Ритуал занятий, определенные привычные действия дают возможность организовать внимание дошкольника. Например, любимая песенка, которая настраивает на начало занятия, стихотворение, определенный звук, рингтон, появление определенного героя. Таким образом дети будут предупреждены о занятии.

2.Чтобы было интересно, надо побуждать к активной деятельности, разжигать интерес. Например, создавать условия, чтобы ребенок поискал или доставал новую игру. Интерес стимулирует, когда педагоги сами увлеченно начинают играть в разные игры ребенка.

3. Не забывайте про похвалу. В помощь памятки «Как сформировать положительную мотивацию к учению»

4.Формировать познавательную активность (Беседа во время прогулки, наводящие вопросы)

5. Сюжетно-ролевая игра «Школа», «Незнайка».

Не хочу убирать игрушки

  1. Можно рассказать детям придуманную сказку о том, что у деток, которые не хотят убирать после себя, игрушки убегают из дома и ищут себе лучшего хозяина. Примером сказки может стать рассказ « Мойдодыр» или «Федорино горе».
  2. Применить форму соревнования по уборке игрушек.
  3. Уборка на время. Педагог с закрытыми глазами считает до 10, а дети должны за это время убрать все игрушки.
  4. Игра «Сборщики». Масса всевозможных мелких игрушек разбросана по полу. Участники игры разбиваются на группы по 2-3 человека и берутся за руки. По сигналу ведущего двумя свободными руками каждая тройка должна собрать как можно больше предметов. После того, как все предметы собраны, каждая тройка подсчитывает число имеющихся у них предметов. При сборе используется веселая, энергичная музыка.
  5. Чтение сказки «Часы» (порядок! Это как?). Беседа по сказке

Я буду первый

1.Выбрать первого считалочкой

2. Применить жеребьевку

3.Совместные игры:

  • Игра «Рисуем вдвоем»— на одном листе и одним набором фломастеров нарисовать общий рисунок и придумать ему название (раскрашивание симметричных рисунков). Есть и другие виды такой игры, в которую нужно играть вдвоем или небольшими группами  — «Собери пазл», «Построй замок» и т.д. Для усложнения задания можно запретить разговаривать между собой при его выполнении. Таким образом включается и невербальное общение
  • Игра «Остров Конфликтов» — дети попали на остров, где люди постоянно ссорятся друг с другом. Нужно предложить варианты решения их проблем.
  • Игра «Ковер мира» — ребята, которые не могут договориться между собой, садятся на ковер, где должны выразить негативные эмоции (без перехода на личности)  и помириться.
  • Игра «Рассказ от первого лица» — каждой конфликтующей стороне предлагается рассказать о сложившейся ситуации от лица его обидчика.
  • Игра «Трагикомедия без слов» — дошкольники должны рассказать о ссоре не используя слова, а только жесты.
  • Игра «Растительные обзывалки» — можно выразить негативные эмоции путем озвучивания ассоциаций с растениями.
  • Игра «Сиамские близнецы»

Цель: развитие умения чувствовать других, договариваться, согласовывать свои действия

     Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д. Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.

  • Релаксация “Насос и мяч” (н. Л. Кряжева)

 Ведущий :А сейчас найдите себе пару – мы с вами поиграем в насос и мяч. Один из вас – большой надувной мяч, а другой надувает насосом этот мяч. “Мяч” стоит, обмякнув (ноги полусогнуты, корпус отклонен несколько вперед, голова опущена.) начинаем надувать мяч, качаем воздух (движения рук сопровождаются звуком “С”). А “мяч” надувается все больше и больше: сначало выпрямляются ноги в коленях, потом туловище, поднимается голова, надуваются щеки, руки разводятся (показ движений.) Мяч надут. Тут шланг насоса выдергивается… и из мяча выходит воздух: “Ш-ш-ш…”. Мяч снова сдулся.

Дети, выполняя упражнение, меняются ролями.

  • Коллективный рисунок, проект.

Я не знаю, как сказать?

1. Можно не говорить, а рисовать и писать, показать пантомимой 

2. – Будьте с детьми! 

Когда дети задают вопросы, подарите им свои глаза и внимание. Когда малыши о чем-то рассказывают, слушайте.

3. Общение с ребенком на одном уровне, на равных (глаза в глаза).

4. Применение способов похвалы, для закрепления результатов усилий ребенка:

- Похвала должна быть немедленной

- Выражайте личное отношение, используя местоимения  «Я». «Мне». «Мне очень понравилось, как ты убрал со стола» вместо «Молодец, ты хорошо убрал со стола»

- Хвалите за конкретные дела. Нужно описывать поведение, за которое вы хвалите ребенка: «Спасибо, что помог убрать игрушки»

-Используйте памятку «Способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста»

У меня не получается

Ребенок начнет просить о помощи, когда у него внутри появится убежденность: меня услышат и не отвергнут!

Педагог собственным примером может научить ребенка просить о помощи

-помогите мне, пожалуйста... (Я одна не справлюсь…)

-принесите мне, пожалуйста

Использование фраз, вызывающих речевую активность ребенка

Активнее проявляйте ваш интерес к внутреннему миру ребенка (чувствам, желаниям, импульсам к действию), задавая важные для него вопросы. Например, «как ты себя чувствуешь?», «что с тобой сейчас происходит?», «может быть, ты чем-то расстроен?», «может, ты сейчас чего-то хочешь?», «хочешь ли ты, чтобы я сейчас тебе помогла?», «как бы ты хотел, чтобы я тебе помогла?», «что ты хочешь, чтобы я сделала сейчас?» и другие подобные.

Учимся

Если наш ребенок совершает ошибку, на помощь приходит фраза «Это нормально, ничего страшного – мы все учимся!» Она же пригодится для защиты от косых взглядов, от людей, которые осуждающее смотрят на нас вместе с ребенком. В конце концов, мы все учимся, включая и тех, кто сверлит нас взглядом. –

 Ты можешь! Напоминайте об этом ребенку, когда он сомневается в своих силах. Неудача – это только сигнал о том, что малыш добьется желаемого результата, если приложит чуть больше усилий, потренируется. Скажите детям, что вы знаете, что они могут. И обязательно откройте секрет: многое из того, что вы сейчас сами делаете с легкостью, когда-то потребовало от вас столько стараний.

Игра «Слепой и Поводырь»

Цель: развитие межличностного доверия,умения чувствовать других.

Дети разбиваются на пары. Один  - «слепой», другой – «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. «Слепой» с закрытыми глазами встает сзади «поводыря» и держится одной рукой за его плечо. Цель поводыря – провести слепого так, чтобы тот не упал, не споткнулся, не ушибся. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться. Затем траектория и скорость движения увеличивайся.

     Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.

. Упражнение “Копилка обид”.

- Нарисуйте свои обиды. (На работу дается 8-10 минут. Дети рисуют под музыку.)

- Чем похожи рисунки?

- Сложим ваши “обиды” в копилку.

- Кто может нам помочь избавиться от обиды?

- Всегда ли стоит обижаться во время споров?

- Удается ли вам самим справиться с обидой?

- А что лучше самому себе помочь или ждать помощи?

- Что же нам делать с обидами? Что мы сделаем с копилкой обид? (Рисунки рвём, копилку с обрывками сминаем и выбрасываем в мусорную корзину.)

- Как нам быть с нашими обидами в жизни?

- Прощать.

- Как относиться к обидчику?

- Прощать.

7. Упражнение “Лопни шар”.

- Надуйте воздушный шарик и напишите маркером на нем свою обиду. А теперь лопните шар!

- Нет шарика – нет обиды!

- Вот таким “салютом” в честь нашей победы над обидой мы заканчиваем наше занятие!

Притча

Однажды два брата Иван и Андрей, которые жили на соседних фермах поссорились. Это была первая серьезная ссора за 40 лет между братьями, чьи хозяйства были очень взаимосвязаны. Но их сотрудничеству пришел конец. Всё началось с небольшого недоразумения, которое переросло в, обидную для обоих, словесную перепалку и затяжное молчание. Как-то утром Ивану постучали в дверь. На пороге стоял плотник, искавший подработки. Иван сказал ему: «Есть у меня для тебя работа. Посмотри на этот ручей. Он разделяет наши фермы. Еще неделю назад здесь был луг, но мой брат прошелся бульдозером по речной дамбе и теперь нас разделяет ручей. Он это сделал назло мне. Так вот – ты построишь высокий забор между нами и избавишь меня от необходимости видеть его лицо и его ферму». Плотник согласился и взялся за работу.
Он тщательно всё обмерял, пилил деревянные бруски – не терял ни минуты. К заходу солнца, когда Иван вернулся с поля, плотник уже закончил работу. Глаза Ивана округлились и челюсть отвисла. Вместо забора через ручей был возведен мост!
Каково же было удивление Ивана, когда он увидел своего брата спешащего к нему через мост. «Ну, ты даешь! Ты построил нам мост после всего, что я наделал!», – воскликнул Андрей. Братья встретились на середине моста, пожали друг другу руки и обнялись.
Они попросили плотника остаться поработать у них еще, но он им ответил: «Я бы с радостью, но мне еще нужно построить много мостов».

Надеемся, что полученные знания Вам пригодятся  и Вы сможете возводить мосты дружбы между детьми!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативная и познавательная непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе экологическая викторина «Знай и люби свой край»

Экологическая викторина проводится в подготовительной к школе группе. Уточнение, расширение и закрепление знаний детей о диких животных, о насекомых Краснодарского края....

Социально-коммуникативная, познавательная иречевая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе составление описательного рассказа по картине «Труд в природе весной»

дети учатся составлять описательный рассказ по картине, отгадывать загадки, играют в словесные игры, сообща придумывают название картине....

Социально-коммуникативное развитие: Проект организованной образовательной деятельности по ПДД в подготовительной группе: «Дети и дорога»

Проект  организованной образовательной деятельности по ПДД в  подготовительной группе: «Дети и дорога»...

Социально-коммуникативное развитие: Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе: "Дорожка здоровья"

Конспект организованной  образовательной деятельности в старшей группе: "Дорожка здоровья"...

Семинар -практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации социально-коммуникативного развития путем интеграции образовательных областей»

Семинар – практикум«Организация проектной деятельности в рамках реализации социально-коммуникативного развития путем интеграции образовательных областей»...

Консультация для педагогов ДОУ "Социально-коммуникативное развитие дошкольников через музыкальную деятельность"

В консультации представлены игры, которые будут интересны для работы педагогов...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование социально-коммуникативных компетентностей детей дошкольного возраста»

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, так как основные структуры ли...