Азбука воспитания
презентация по психологии

Агафонова Светлана Сергеевна

Рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Азбука воспитания2.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Холерик Такой малыш быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него лег- ко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро перехо - дит от радости к гневу). Ребенок-холерик не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. В то же время он чаще всего решителен, уверен в себе, настой- чив и бесстрашен, любит риск и приключения. Увлекшись каким-либо занятием, заражает им других. По натуре он экспериментатор. Как себя вести родителям? Самое главное - занять такого ребенка соответствующим его интересам делом. У такого ребенка в течение дня обязательна должна быть интенсивная физическая нагрузка. Спорт хорошо дисциплинирует именно холериков. Такого ребенка, увы, нужно контролировать больше, чем других. Предоставленный сам себе, он может попасть в опасную ситуацию. Не следует раздражаться по поводу «неудобного» поведения ребенка, от этого он становится еще более неуправляемым. Лучше спокойно приучать его к тем видам деятельности, где требуется терпение: лепка, конструирование. Типы темперамента Флегматик Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный. В выполнении любых заданий чрезвычайно медлительный. В своих интересах достаточно постоянный, легко принимает четкий и жесткий режим дня. Шумных игр такой ребенок не любит, так же как и интенсивного общения со сверстниками. Долго может принимать решения, но, единожды приняв, вряд ли их поменяет. Как себя вести родителям? Вы легко можете доверить ему какое-либо дело: ребенок-флегматик очень ответственен и добросовестен. Никогда не торопите его – флегматик от этого начинает действовать еще медленнее. Для такого ребенка совершенно неадекватна атмосфера спешки и четкого лимита времени, в этом случае он может «зависнуть», как компьютер. Такому ребенку нужно помочь выразить свои эмоциональные переживания.

Слайд 2

Меланхолик Такой ребенок эмоционально очень чувстви - телен и легко раним. Любые эмоциональные переживания длятся у него долго и мешают сос - редоточиться на каком-либо деле. Меланхолик хорошо чувствует эмоциональное состояние других людей, определяя его по мимике, жестам. Ребенок очень нуждается в поддержке и похвале близких, из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками, обидчив и насторо - Женно относится ко всему новому. Самая незначительная неприятность может вызвать у такого ребенка слезы. Меланхолик болезненно реа - Гирует на смену привычного эмоционального окружения, быстро утомляется. Как себя вести родителям? Для меланхолика самым главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера дома. Только ребенка надо постоянно хвалить, демонстрируя веру в его способности. Даже если задание выполнено не очень хорошо, нужно уметь вселить в ребенка уверенность, одобряя саму попытку решить ту или иную задачу. У меланхолика должна быть постоянная возможность переживания успеха от выполнения самых незначительных дел. Учите ребенка делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях. Сангвиник Это жизнерадостный, подвижный и легко увлекаю- щийся новой игрой ребенок. Больше всего он любит смену впечатлений, редко доводит начатое дело до конца. Такой малыш легко привыкает к незнакомой обстановке, быстро заводит друзей, может быть инициатором разных детских забав. Он любознателен и умеет сдерживать свои эмоции. Может учиться, схватывая все на лету, хотя сангвиника больше интересует сам процесс, а не результат. Как себя вести родителям? Такому ребенку необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не загружать его неинтересной работой. Однако следует помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремленность. При этом с такими детьми следует быть требовательными. Желательно, чтобы все члены семьи придерживались единой стратегии воспитания.

Слайд 3

Агрессия Слово «агрессия» - это деструктивное, разрушительное и враждебное поведение в отношении окружающих людей. Агрессивность – черта личности, которая, с одной стороны, определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а с другой – стилем общения и воспитания в семье. Надо помнить, что не всегда агрессивное поведение ребенка обусловлено агрессивностью. Агрессивность помимо отрицательных черт (раздражительность, обидчивость, негативизм) имеет и множество положительных сторон (независимость, самостоятельность, активность, умение достигать целей, уверенность, инициативность). К сожалению, маленькие дети в силу своей импульсивности, неумения контролировать себя демонстрируют в большей степени отрицательные стороны агрессивности. Маленький ребенок бессознательно проявляет агрессию, за которой могут стоять неумелые попытки начать общение со сверстниками. Жесткая, авторитарная мама, чрезмерно критичная и требовательная и нередко использующая в процессе воспитания телесные наказания, будет иметь либо чрезмерно застенчивого ребенка, либо очень агрессивного. Родители, которые уделяют очень мало внимания активному неугомонному ребенку, также рискуют столкнуться с проблемой детской агрессивности достаточно рано. Во время агрессивных вспышек на ребенка бесполезно как-либо воздействовать, разумнее учить его выплескивать агрессию социально приемлемым способом.

Слайд 4

Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества агрессивного ребенка, ведь он привык к порицанию, которое по замкнутому кругу подкрепляет негативные стороны агрессивности. Необходимо предложить ребенку приемлемые способы выражения гнева и раздражения: громко петь вместе любимую песню, поиграть в игру – кто громче кричит; поощрять бои с боксерской грушей, смять и выбросить бумажную или пластилиновую фигурку обидчика, устроить морской бой в ванной, стреляя в корабли противника из рогатки. Говорите ребенку о своих чувствах, желаниях: «Мне очень грустно, что ты бросил свою одежду, забыв ее аккуратно сложить», «Я сейчас чувствую себя уставшей, посижу немного одна, потом поиграем вместе». Поскольку агрессивные дети часто страдают мышечными зажимами, напряжены, старайтесь чаще играть с ними в подвижные игры, которые заканчиваются релаксационными упражнениями. Купите ребенку краски, которыми безвредно рисовать руками. Через рисунок ребенок выплескивает свои эмоции, снимает напряжение. Старайтесь управлять собственными негативными эмоциями. Если в семье принято снимать напряжение скандалами и криками, то агрессивность может стать устойчивой чертой личности ребенка. Помните, что нельзя загонять гневные чувства внутрь. Ругая ребенка, сдерживая его враждебное поведение, вы ухудшаете его нервно-психическое и соматическое состояние. Эмоции, загнанные внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят к неврозу. Как помочь агрессивному ребенку

Слайд 5

Кризис 3-х лет Кризис – особый, относительно непродолжительный во времени период жизни, характеризующийся резки- ми психологическими изменениями. Кризис 3-х лет имеет весьма условные возрастные ограничения. Он может начаться в 2-2,5 года и протекать бурно и стремительно, а может остаться не замеченным родителями и в 3 года. Форма, длительность и острота проявления будут зависеть от индивидуальных особен ностей малыша, стиля воспитания, состава семьи и пр. Известно, что чем жестче ведут себя родители, тем острее протекают кризисные явления. Неблагоприятно на прохождении кризиса складывается начало посещения ребенком детского сада. Считается, что детей лучше отдавать в дошкольное учреждение до 2-х лет или же около 4-х. Кризис 3-х лет начинается с возрастанием самостоятельности ребенка, когда он старается выделить свое «Я» и установить новые отношения со взрослым. Как правило, взрослые не успевают быстро перестроиться и продолжают общаться с ребенком как с беспомощным маленьким существом, ограничивая его самостоятельные попытки достичь какой-либо цели. В это время и проявляются все кризисные явления, свойственные данному возрасту. Они всегда адресованы взрослым и никогда не направлены на сверстников. Надо помнить, что чем доверительнее отношения ребенка с мамой, тем мягче будет проходить кризис. Крики, раздражительность, авторитарность родителей будут усугублять негативные проявления кризиса. Проявления кризиса НЕГАТИВИЗМ Это типичная протестная реакция малыша на излишнюю требовательность, жесткие ограничения и запреты, а также на дефицит внимания со стороны родителей. Ребенок игнорирует любые просьбы взрослых только потому, они исходят именно от них. Это негативная реакция на взрослого, а не на содержание действий. Самая действенная рекомендация – оставить ребенка на время в покое или отвлечь от конкретной ситуации. Помогают решить проблему инверсные просьбы ( просьбы «наоборот»): «Мы сейчас никуда не пойдем, ты, пожалуйста, не одевайся сам». В негативизме есть и положительная сторона: ребенок таким,

Слайд 6

Пусть еще неумелым, способом выражает свое отношение к окружающим взрослым, он уже не действует, как раньше, только под влиянием своих эмоций. Негативизм с возрастом уменьшается и проходит, если родители властно не подавляют ребенка. УПРЯМСТВО Следует отличать эту реакцию от настойчивости. Настойчивость – полезное волевое качество, позволяющее достигать цели. Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого хочется, а потому, что он этого потребовал. Упрямство может стать и устойчивой чертой характера, если постоянно отмахиваться от ребенка, или идти на поводу у его желаний. Самое простое правило в этом случае - не запрещать, а объяснять. СВОЕВОЛИЕ Проявляется в том, что ребенок хочет делать все самостоятельно независимо от ситуации и своих возможностей. Самый лучший способ в данном случае – компромисс. Если ребенку дают возможность что-либо сделать в значимой для него ситуации самому, конфликт с родителями быстро исчерпает себя. И наоборот – любой жесткий запрет приведет к усилению этих негативных проявлений. СТРОПТИВОСТЬ Внешне выглядит как негативизм, но безадресный. Это протест против всего привычного образа жизни. Единственный выход – не будьте консервативными, проявите максимум фантазии, поменяйте привычный уклад, естественно не в ущерб себе и ребенку. Самая желанная роль для ребенка – роль взрослого. Подыграйте ему, и вы увидите, что случилось чудо – ребенка будто подменили. ДЕСПОТИЗМ Поведение ребенка в этот период весьма противоречиво: с одной стороны, он старается быть автономным и решать, как взрослые, все сам, с другой – хочет снова стать маленьким, чтобы безраздельно владеть вниманием взрослых. Эти противоречия находят выход во властном поведении, когда ребенок начинает манипулировать взрослыми. Безусловно, этот возрастной период очень сложен и для ребенка, и для взрослых, но, зная, что многие симптомы естественны для ребенка и со временем проходят, вооружившись терпением, можно преодолеть все бурные эмоциональные проявления ребенка. Это период, когда у ребенка стремительно меняются отношение к окружающим его людям, к самому себе. И от того, насколько готовы меняться вслед за ребенком взрослые, зависят его гармоничное развитие и взрослые.

Слайд 7

Детские страхи Страх – базовая эмоция человека. Она позволяет мобилизоваться в трудных жизненных ситуациях, учит быть осторожным и избегать опасностей. Многие детские страхи вытесняются в бессознательное, охраняя хрупкую психику ребенка от информационных перегрузок. Детям еще очень сложно отличить реальное от воображаемого. Эта способность ребенка принимать все «за чистую монету» и порождает порой у него множество страхов. Если страх чего-либо беспокоит ребенка от нескольких дней до нескольких недель, не надо особо тревожиться.. Если же страх владеет малышом более месяца и, главное, ухудшает его эмоциональное самочувствие, следует обеспокоиться. Дети испытывают различные типы страхов в разные возрастные периоды. Чего же и в каком возрасте боится ребенок? От 1 до 2 лет – громких звуков, разлуки с родителями, незнакомых людей, засыпания, травмы. От 2 до 2,5 лет – отвержения со стороны родителей, незнакомых сверстников, ночных кошмаров, изменений в окружающей обстановке. От 2 до 3 лет – больших, угрожающих на вид объектов, незнакомых сверстников, сказочных персонажей, одиночества и темноты. Наиболее выраженные возрастные страхи у мальчиков и девочек 4-5 лет – страх одиночества, ночные страхи, страх сказочных персонажей, страх смерти родителей, страх пожара, страх перед животными. Для мальчиков характерны такие страхи, как страх потери родителей, страх войны, страх боли, страх чудовищ. Для девочек – страх смерти, страх темноты, страх высоты. У детей 5-7 лет (независимо от пола) добавляются такие страхи, как: страх перед нападением, страх наказания, страх перед стихией, страх перед неожиданными звуками . У девочек 5-7 лет страхи более выражены, чем у мальчиков. Девочки чаще, чем мальчики боятся: смерти, глубины, высоты, пожара, врачей, темноты, страшных снов, замкнутого пространства. Главное в борьбе со страхами – не разрушить веру ребенка в себя, в свои возможности. Ребенка надо чаще хвалить, поддерживать эмоционально, создавать благоприятный эмоциональный фон.

Слайд 8

Родителям ребенка, страдающего страхами, нужно настроиться на то, что страхи искореняются достаточно медленно. Может пройти несколько месяцев или даже год, прежде чем страх потеряет свою актуальность. А значит, надо набраться терпения и постараться следовать простым правилам. Относитесь с пониманием к страхам ребенка, выслушивайте его, выражая поддержку и спокойствие. Постарайтесь не провоцировать ситуаций, которые вызывают у ребенка страх. Никогда не высмеивайте ребенка, какими бы абсурдными ни казались вам его страхи. Зная, что его переживания важны для родителей, ребенок будет чувствовать себя в безопасности. Чаще рассказывайте истории о том, как кто-то смог свой страх пересилить. У ребенка должны быть положительные образцы для подражания. Лучше всего дети воспринимают истории про своих родителей в детстве. Никогда не запугивайте ребенка только потому, что он вас не слушается. Ребенок все принимает «за чистую монету» и пугается еще больше. Никогда не следует оставлять ребенка одного в незнакомой ему обстановке, когда возможно появление чего-либо неожиданного и пугающего. Дети всегда боятся того, о чем у них нет информации. Хорошо известно, что ребенок, развиваясь интеллектуально, избавляется от большей части возрастных страхов. У всех страхов есть одна особенность: пока ребенок о нем не говорит, он кажется пугающе огромным, но как только ребенок озвучил его, проговорил, назвал, страх начинает уменьшаться. Важно помочь ребенку высказаться. Лучший способ перестать бояться – сделать зло смешным. Например, представить, и нарисовать Бабу Ягу, которая примеряет какой-нибудь нелепый для нее костюм и собирается пойти на праздничный карнавал. Дети могут избавиться от страхов, исполняя роли различных персонажей: Волка, бабушки и пр. Наилучший эффект дает такая методика: сначала ребенок исполняет роль того, кто боится (Красная Шапочка), потом того, кого боится (Волк), а затем того, кто ничего не боится (Дровосек). Постарайтесь никогда не показывать детям собственных страхов, «заражение» ими происходит мгновенно и впоследствии резко ухудшает психическое развитие ребенка.

Слайд 9

НЕ ХОЧУ ОДЕВАТЬСЯ ! Если у вас ребенок от двух до трех лет - примите во внимание приведенные ниже советы. Не нужно немедленно требовать от ребенка, чтобы он, начиная с этого момента, всегда одевался только сам. Но – и это очень важно! – когда он по своей доброй воле берется за одежки и старается надеть их сам, ни в коем случае не мешайте ему, не пытайтесь сделать все за него! Планируйте свое время таким образом, чтобы вы могли чувствовать себя спокойно, пока ребенок осваивает науку одевания. Лучше встать утром на полчаса раньше, чем лишить ребенка возможности вовремя овладеть новыми навыками. Если же малыш не проявляет желания одеваться самостоятельно, можно немножко подтолкнуть его.. Например, вы можете надеть ему носочки, но не до конца, и предложить самому подтянуть их повыше. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять. Как и любой другой навык, умение одеваться и раздеваться складывается постепенно, и вы поможете малышу, если будете ненавязчиво, но постоянно предлагать ему маленькие «уроки»: самому продеть руки в рукава, одернуть не до конца надетое платьице. Можно поиграть с ребенком, устраивая соревнования: кто быстрее наденет носки и футболку. Повесьте в детской плакатик с изображением разных предметов гардероба в той последовательности, в которой их нужно надевать. Очень хорошо, если этот плакат вы изготовите вместе с малышом: найдете в старых журналах подходящие картинки (заодно кроха потрени

Слайд 10

руется в запоминании названий разных вещей), вырежете и наклеите их на лист ватмана. Не забывайте о том, что игра, интеллектуальное развитие и усвоение новых навыков – неразрывно связанные процессы. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие игрушки, которые помогут ему быстрее освоить искусство одевания. Прежде всего это, конечно, куклы с их кукольными одежками. А кроме того, очень полезны разного рода «развивающие пособия» – игры-шнуровки и все, что нужно застегивать и расстегивать (тканевые панно или тряпичные книжки, мягкие игрушки с карманами и клапанами, на которые нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки). Все это великолепие можно покупать в детских магазинах, но гораздо интереснее мастерить своими руками. Малыш таким игрушкам будет несказанно рад, одеваться научиться быстрее, а заодно и мелкую моторику разовьет.

Слайд 11

ИСТЕРИКА Детские истерики, с пронзительными криками, катанием по полу и дрыганьем ногами – явление очень распространенное, поэтому для начала перестаньте переживать, обвинять себя или ребенка. Приятного, конечно, мало. Но, проявив немного терпения и понимания, вы прекрасно справитесь с этой проблемой. Прежде всего, важно понять, почему это происходит. Причины могут быть разными. Одна из самых частых состоит в том, что ребенок проверяет: как можно себя вести, а как нельзя. Сколько способны вытерпеть родители? Можно ли таким способом добиться желаемого? Это, если хотите, тоже процесс обучения малыша. Он ведь и в самом деле еще не знает, как нужно себя вести в той или иной ситуации, - и пробует разные способы. Внимательно наблюдая за поведением ребенка, вы быстро научитесь распознавать именно такие «пробные» истерики. Они отличаются от «истинных» тем, что прекращаются моментально, как только требование скандалиста выполнено. Дайте ему понять, что вы не боитесь его истерики и не будете выполнять его требования лишь потому, что он лежит на полу и производит весьма неприятные звуки. Ребенок должен видеть, что вы не злитесь на него, не обвиняете и не собираетесь наказывать – но не намерены поддаваться. Ваша спокойная и дружелюбная настойчивость и последовательность станут залогом того, что «показательные выступления» очень скоро останутся в прошлом. Другая разновидность истерик – действительно неконтролируемые взрывы эмоций, вызванные усталостью или страхом Понаблюдайте за поведением ребенка. Если истерики происходят в транспорте, в шумных и многолюдных местах, в гостях и т.д., скорее всего, они вызваны тем, что малыш просто перегружен впечатлениями. Многие дети отличаются повышенной чувствительностью к шуму, запахам, мельканию множества незнакомых лиц и т.д. От таких истерик нужно прежде всего защищать самого ребенка. Он не капризничает, не манипулирует – он просто не выдерживает. Если вы будете внимательны, то наверняка заметите некоторые признаки, предшествующие взрыву: у малыша портится настроение, он становится раздражительным, чрезмерно активным. Чаще всего эмоциональные взрывы приходятся на вторую половину дня, поэтому заранее планируйте дела, чтобы не оказаться со «взрывоопасным» карапузом в набитом автобусе или в очереди в поликлинике.

Слайд 12

Если буря уже бушует, не бросайте ребенка одного. Поверьте, ему очень страшно остаться наедине со своими неуправляемыми эмоциями. Вы для него – тот якорь, который поможет ему удержаться. Попробуйте взять его на руки, обнять. Иногда этого оказывается достаточно, чтобы малыш успокоился. Часто дети в таком состоянии не позволяют прикоснуться к себе. Проявите терпение, но оставайтесь рядом. Если вы чувствуете, что вам трудно справляться с собой, можно выйти на несколько минут, но обязательно скажите малышу, что вы сейчас вернетесь! Еще один очень важный момент: если истерики случаются у ребенка довольно регулярно, вам обязательно нужно выработать правила поведения во время вспышек. Например, вы можете сказать ему, что он может кричать, падать на кровать или топать ногами, но нельзя швыряться вещами, кусаться и царапаться, плеваться и визжать родителям в ухо. Поверьте, несмотря на всю бурность и, вроде бы, неконтролируемость происходящего, дети довольно быстро усваивают такие правила. Никогда не попрекайте ребенка его вспышками! Напротив, он быстрее перерастет такой способ реагирования, если после вспышек вы будете хвалить «скандалиста», отмечая его успехи: «Молодец! Ты был очень рассержен, но помнил, что драться и царапаться нельзя!» или «Ты уже большой мальчик! Как здорово, что ты не разбросал игрушки, когда сердился!».

Слайд 13

«НЕ ХОЧУ» ПРИ ПОСТОРОННИХ Публичные капризы ребенка всегда привлекают внимание окружающих. Стоит ребенку издать пронзительный крик – и вот вас уже окружают доброжелательные бабушки, желающие оказать помощь. Суют вашему орущему чаду конфетку, приговаривают: «Ай, какой непослушный!», предлагают забрать крикуна с собой. Пожалуй, именно это постороннее вмешательство, «прицельное» внимание со стороны чужих людей нервирует мамочек больше всего – гораздо больше, чем поведение самого ребенка. А представьте себе, каково самому ребенку, с его боязнью незнакомцев? Худшее, что вы можете сделать в такой ситуации, - это принять сторону посторонних, поддержав их: «Вот-вот, сейчас отдам тебя чужой тете!» или «Посмотри, как стыдно, все смотрят на твои безобразия!» Действительно, вмешательство постороннего человека нередко прекращает скандал, но важно отдавать себе отчет, какой ценой достигается тишина: ценой настоящего ужаса для вашего малыша, ценой ощущения, что любимая мамочка предала его, отказала ему в помощи! Потому что, как бы то ни было, а любой детский скандал – это лишь попытка обратиться к вам за помощью. Старайтесь обращать поменьше внимания на то, что подумают окружающие о вашем «скандальном» чаде и о вас. В конце концов, с этими людьми вы незнакомы и никогда больше их не увидите! Успокаивая малыша, не «шикайте» на него, говорите достаточно громко, чтобы доброжелатели видели и понимали: вы контролируете ситуацию, справляетесь с ней сами, и никакая помощь вам не требуется.

Слайд 14

НЕ ХОЧУ С НИМИ ДРУЖИТЬ ! Когда любимое дитя, приходя из садика, рассказывает вам о том, что он с кем-то поссорился, кто-то его обидел, первым вашим побуждением может быть немедленно отправиться в сад и «разобраться» с обидчиками ненаглядного крошки: побеседовать с родителями, поставить в известность воспитателей! И тут вы должны решительно сказать себе «Стоп!». Жизнь в детском саду – это жизнь самого ребенка. Это его первый, бесценный опыт общения включения в социум. Он начинает учиться дружить, ссориться и мириться, решать возникающие проблемы. Вы можете и должны помочь ему в этом, ни в коем случае не мешать! Конечно, маленький ребенок то и дело попадает в ситуации, с которыми еще не может справиться сам, и вы должны искать решение вместе с ним, а не вместо него. Лучше всего осуществлять эту помощь при помощи следующего метода: проигрывать дома конфликтные ситуации. Можно рассказывать ребенку подходящие сказки или специально выдуманные истории. Оставляйте свои истории незавершенными, предлагайте ребенку придумать продолжение, участвуйте в этом процессе вместе с ним. Если же вы понимаете, конфликтная ситуация, сложившаяся в детском саду, достаточно острая и требует вмешательства взрослых, поговорите с воспитателями и родителями (но не с ребенком, которого считаете зачинщиком конфликта). Если у вашего ребенка есть в группе какой-то определенный, постоянный «враг», то лучшее, что вы можете сделать, - это постараться наладить отношения между детьми помимо садика. Познакомьтесь с родителями «оппонента», попробуйте вместе погулять с детьми после садика. Если отношения (хотя бы поначалу между взрослыми) начнут налаживаться, можно пригласить этого ребенка в гости, вместе сводить детей в кафе или в театр. Очень часто при минимальном участии родителей с обеих сторон бывшие враги становятся лучшими друзьями.

Слайд 15

УЧИТЕСЬ НАКАЗЫВАТЬ ПРАВИЛЬНО Понятно, что метод «естественного наказания», каким бы хорошим он ни был, не всегда возможен. Время от времени все-таки возникают ситуации, требующие вашего непосредственного вмешательства и контроля. Положиться во всем на естественный ход событий не удается, порой приходится и самим проявлять инициативу, исполняя этот не слишком радостный родительский долг. Главный принцип заключается в том, чтобы наказывать проступок, а не самого ребенка! Только при соблюдении этого принципа не пострадает ни самооценка, ни уверенность в себе, а наказание принесет реальную пользу. Наказывая, вы очень ясно должны представлять, что, зачем и почему вы делаете, а также понимать, чем именно было вызвано «наказуемое» поведение ребенка. Если он разлил воду на полу, потому что хотел помочь вам полить цветы, но не удержал в руках тяжелую бутылку – это повод не для наказания, а для покупки маленькой и легкой лейки, из которой ребенок сможет поливать растения, не нанося ущерба вашему драгоценному паркету и не огорчаясь от собственной неловкости и неумелости. А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое прежде уже было однозначно запрещено, то это можно рассматривать как повод для наказания. При этом важно, чтобы запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже совершен. Вообще, смысл наказания должен быть совершенно конкретным: вам нужно эффективно пресечь недопустимое поведение – и предложить ребенку более конструктивные способы решения его проблемы.

Слайд 16

Мы должны не только следить за тем, чтобы ребенок соблюдал установленные правила. Гармоничное воспитание ребенка требует прежде всего серьезной внутренней дисциплины от родителей. Существуют принципы, которых необходимо придерживаться. ВНИМАНИЕ! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать: когда он болеет; перед сном и сразу после сна; во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний); во время работы и игры; непосредственно после душевной или физической травмы; когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается; когда сам родитель находится в плохом настроении.

Слайд 17

ПРАВИЛА НАКАЗАНИЯ Каким же должно быть наказание? Известный психолог Владимир Леви предлагает, например, такие характеристики «правильного» наказания: ПРАВИЛО ПЕРВОЕ Наказание не должно причинять вреда – физического или психологического. ПРАВИЛО ВТОРОЕ Нельзя наказывать «для профилактики»! Наказание может следовать только за реальным поступком, и только в том случае, если другого способа донести информацию до ребенка вы действительно не видите. ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ Наказание должно быть одно и сразу за все, если дитя натворило сто бед подряд. Применять целый «комплекс» карательных мер недопустимо! ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ Наказание не должно отменять награды: нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде. Не рекомендуется в качестве наказания нарушать данные ему ранее обещания, если это не было специально оговорено. ПРАВИЛО ПЯТОЕ Наказание должно следовать сразу за «преступлением». Нельзя наказывать ребенка за то, что он совершил месяц назад, пусть вы даже и узнали об этом только что. Наказание должно быть разовой и непродолжительной акцией, его нельзя растягивать надолго. Натворил – наказали – и точка. ПРАВИЛО ШЕСТОЕ Наказание должно быть неприятным для ребенка, справедливым, но ни в коем случае не унизительным! Ребенок должен понимать, что это не пустая демонстрация родительской власти и родительского превосходства.

Слайд 18

ПРАВИЛО СЕДБМОЕ Наказание не должно быть шантажом. Нельзя манипулировать чувствами ребенка, угрожать ему тем, что вы будете огорчены его поведением. Если больше всего на свете ребенок будет бояться огорчить любимую маму, он либо станет задерживаться в развитии, либо довольно быстро научится вас обманывать. ПРАВИЛО ВОСЬМОЕ Наказание должно быть последовательным. Наказание приносит пользу и не причиняет вреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. Если вы наказываете ребенка, поддавшись внезапному всплеску раздражения – это однозначное нарушение правил игры, и ничего хорошего из этого не следует ни для ребенка, ни для вас. По возможности предупреждайте ребенка заранее, за что и как он может быть наказан. Очень желательно, чтобы наказание было логически связано с проступком. И всегда помните: лучшее, что вы можете сделать – это помочь ребенку найти конструктивный выход из ситуации. Наказание должно содержать в себе хотя бы какие-то возможности для обучения, овладения новыми, позитивными навыками. ПРАВИЛО ДЕВЯТОЕ Наказание должно быть искренним. Если уж наказывать, то лишь тогда, когда у вас есть твердая внутренняя уверенность: в данный момент можно поступить только так, и не иначе.

Слайд 19

РИСОВАНИЕ СТРАХОВ Рисунок – это своеобразное отражение окружающего мира глазами ребенка. Изучив рисунок ребенка, можно понять очень многое. К примеру, цветовая гамма, то есть цвета, произвольно выбранные ребенком для разукрашивания рисунка, говорят о его мировосприятии. Как правило, дети, живущие под влиянием страха, чаще используют в рисунках серые, черные и темно-коричневые тона. Именно в эти тона, говоря образным языком, окрашена их жизнь. Рисование страхов способно помочь ребенку избавиться от них. Однако не следует думать, что достаточно будет просто попросить ребенка нарисовать свой страх, и он непременно это сделает. В большинстве случаев реакция детей на подобную просьбу бывает резко отрицательной. И это не удивительно – ребенок боится даже думать о том, что его так пугает. А нарисовать на бумаге означает для него воплотить страх в жизнь, дать ему какую-то форму, обличье. Поэтому не следует заставлять ребенка рисовать свой страх насильно и ругать его за упрямство в том случае, если он отказывается это делать. Лучше до поры до времени оставить эту просьбу, а потом вернуться к ней вновь. Если ребенок согласился и нарисовал свой страх – это значит, он сумел преодолеть внутренний барьер. Страх, отображенный в рисунке, является для ребенка уже почти реальным его воплощением. Исключительно важным моментом на этом этапе является следующее. Необходимо, чтобы ребенок нарисовал все свои страхи. Неполное изображение страхов сводит к нулю результативность метода. Ребенок может спросить у взрослого, как нарисовать страх. Подсказать можно, но в самых общих чертах – так, чтобы на визуальное воплощение детской фантазии не повлиял субъективизм взрослого. После того как рисунки готовы, взрослому следует обсудить их с ребенком. Просматривая сделанные рисунки вместе, нужно спрашивать у ребенка, боится он теперь или нет. Внимательно наблюдая за голосом и выражением лица ребенка, можно понять, насколько искренне он говорит. Отрицание страха обязательно должно закрепляться похвалой. В том случае, если часть страхов осталась, следует отдельно разобрать те рисунки, на которых

Слайд 20

изображены пугающие персонажи. Взрослый вместе с ребенком может попытаться отыскать в рисунке какие-то смешные или забавные черты – так образ на рисунке, ассоциирующийся с реальным образом угрозы, приобретает в сознании ребенка смешные черты и становится менее угрожающим или совсем теряет свою устрашающую символику. В том случае, если смешные черты отыскать не удается, не стоит их придумывать. Лучше попросите ребенка порвать рисунок, выбросив обрывки за окно или в мусорное ведро. Уничтожив нарисованного злодея, вы поможете ребенку побороть страх. «Теперь его больше нет!» – скажите ребенку и похвалите его за то, что он уничтожил злодея, разорвав рисунок. При обсуждении рисунка с ребенком крайне важно не произносить слова «рисунок», «нарисованный злодей» и т.д. Вопрос: «Где у нас тут нарисована Баба Яга?» замените на вопрос: «Где Баба Яга? Ага, вот она!» Помогите ребенку отождествить рисунок и образ злодея – в этом случае, порвав рисунок, уничтожив его или посмеявшись над ним, ребенок легко избавится от страха. Оставшиеся страхи по прошествии некоторого времени следует изобразить снова, но на этот страх установка должна быть несколько иной. Следует попросить ребенка нарисовать, «как он не боится свой страх« – то есть на рисунке должен теперь присутствовать не только объект детского страха, но и сам ребенок, причем в активной позиции сопротивления злу. Эта установка крайне важна, так как на подсознательном уровне она действует в качестве дополнительного стимула преодоления страха. Ребенок, рисуя себя в активной позиции сопротивления злу, автоматически фиксирует в подсознании свой образ как образ победившего зло. Как показывают исследования, после второго этапа рисования страх остается лишь у 10-15 процентов детей.

Слайд 21

ИЗБАЛОВАННОСТЬ: ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ЕЕ ИЗБЕЖАТЬ Можно ли избаловать ребенка в раннем возрасте? Этот вопрос очень часто задают себе матери, обеспокоенные тем, что их проявления нежности и заботы о маленьком существе впоследствии могут привести к тому, что из ребенка вырастет эгоист. В принципе, отчасти они правы, потому что грань допустимого здесь очень зыбкая. И все же недостаток внимания и любви для ребенка гораздо опаснее, чем его избыток. Именно об этом следует помнить «строгим» родителям, опасающимся избаловать ребенка. Как отличить каприз от насущной потребности? В раннем возрасте ребенок не может капризничать – он просто не понимает, что это такое, так как в основном живет инстинктами. Если грудной ребенок, которому давали грудь несколько минут назад, плачем показывает, что он голоден, значит он на самом деле голоден, а не просто капризничает. Совсем другое дело – повзрослевший ребенок. В определенный момент родители должны вспомнить о том, что ребенок – любимый член семьи, маленький человек, нуждающийся в любви, заботе и ласке, отнюдь не кумир и не божество, которому следует безумно поклоняться. Достаточно часто избалованный ребенок вырастает в тех семьях, где много «воспитателей». Модель поведения его при этом такова: в ситуации, когда его ругает или наказывает мать, он со слезами бежит к бабушке, и та, как правило, жалеет его, умиляясь проявлению детской обиды, или же просто потому, что не согласна с методами воспитания, которых придерживается мать. До поры до времени ребенок находится с бабушкой – вплоть до того момента, пока своим поведением не заставит ее повысить голос или отругать его. В этот момент и бабушка превращается во «врага», и ребенок бежит к отцу, деду, старшему брату, тете и т.д., то есть к тому из членов семьи, кто в данном случае кажется ему «хорошим». Так может продолжаться изо дня в день до бесконечности. В результате ребенок постепенно привыкает к мысли, что запретов для него практически не существует, и он всегда, в любом случае найдет одобрение своим поступкам у кого-нибудь из членов семьи. Похожая ситуация складывается и в тех семьях, где ребенка воспитывают только отец и мать, но при этом родители придерживаются во многом противоположных взглядов на воспитание. Ребенок, как хамелеон, быстро приспосабливается к

Слайд 22

ситуации, и с возрастом вообще перестает задумываться над вопросом о том, что такое хорошо и что такое плохо. Если его ругает мама, он ищет и находит поддержку и одобрение у отца, и наоборот. Родители же разводят руками и обвиняют друг друга в том, что ребенок абсолютно неуправляемый. В том случае, если ваши взгляды и принципы воспитания не совпадают, никогда не показывайте этого ребенку. Если мама за что-то ругает ребенка, отец не должен вставать на его сторону, даже в том случае, если не согласен с матерью. Свое несогласие следует высказывать наедине, ни в коем случае не демонстрируя ребенку своих противоречий. То же самое относится и к другим членам семьи. Придерживайтесь одной стратегии воспитания – только так можно подавить проявления избалованности в их зачатке. Для того чтобы предотвратить избалованность, следует также почаще интересоваться, для чего ребенку нужно то, что он у вас просит. Если он сумеет мотивировать свое желание, и эта мотивировка покажется вам существенной, значит, это – не каприз. В том случае, если ребенок не может объяснить, зачем ему что-то требуется, стоит задуматься о разумности требования. Выполняйте только разумные требования ребенка, считайтесь только с его насущными желаниями – так вам удастся избежать в дальнейшем проявления эгоизма с его стороны. Наиболее избалованными бывают дети, склонные к частым болезням. Это легко объяснимо: больной ребенок нуждается в гораздо большем внимании, теплоте со стороны взрослых. Он часто капризничает, и его капризам потакают, потому что не хотят расстраивать. Нередко случается, что всего лишь одного случая более-менее длительного заболевания оказывается достаточно для того, чтобы выздоровевший ребенок стал капризным, плаксивым и эгоистичным. Больные дети часто очень болезненно реагируют, если родители отказывают им в удовлетворении их просьб. Читать морали больному ребенку, пытаться воспитать его – занятие бесполезное, которое лучше отложить до того времени, когда он поправится. В том случае, если больной ребенок настоятельно требует выполнить его каприз, нужно деликатно отвлечь его на что-нибудь другое, не говоря жесткое «нет», не читая нотаций, но и не потакая. В сознании ребенка может укрепиться мысль: когда я болею, мне все можно! Соответственно, при выздоровлении эта модель трансформируется в свое логическое продолжение: если мне разрешали это раньше, то должны разрешить и теперь!

Слайд 23

РЕБЕНОК СКЛОНЕН К ТОЧНЫМ НАУКАМ Как определить, какие склонности у вашего ребенка, какой у него склад ума – математический или гуманитарный, кто он по натуре – математик, лирик или человек искусства? Оказывается, первоначальные выводы можно сделать, когда вашему ребенку всего пять-шесть лет. Разумеется, с течением времени возможны некоторые изменения, проявление тех или иных способностей, развитие новых граней таланта и так далее. Можно сделать вывод, что ребенок склонен к точным наукам , если он: Проводит много времени за разгадыванием головоломок, легко отгадывает загадки и отвечает на вопросы викторины, требующие быстрой реакции и сообразительности, без запинки отвечает на любой вопрос, касающийся математических действий, доступных детям его возраста; С удовольствием играет в такие игры, как шахматы, домино, шашки и другие, требующие трезвого расчета, умения просчитать ситуацию на несколько ходов вперед; Охотно строит башни из кубиков, дома, мосты и другие предметы из конструктора, с легкостью разбирается в чертежах, планах и пояснениях, данных в виде рисунков; Целеустремлен, всегда знает, чего хочет, не колеблется при выборе, может объяснить причины своих действий и поступков, аргументирует свои желания и легко делает выводы из поступков других людей относительно их слабостей, стремлений и предпочтений; Аккуратен. Даже если, на взгляд взрослых, в его игровом уголке свалка (хотя это и редкость для таких детей), ребенок прекрасно знает, где что лежит. Никогда не ищет свои вещи, отлично помня, где их оставил, часто успешно помогает взрослым в поиске «пропавших» мелочей;

Слайд 24

Не тратит много времени на выражение чувств, не слишком эмоционален (это относится и к девочкам). Эмоциям предпочитает действия, поцелуям и радостным приветствиям – короткое крепкое объятие и выразительный взгляд, улыбку. Не любит сидеть на коленях у взрослых; Фразы и предложения четкие, состоят, как правило, из трех-четырех слов. Не склонен подробно описывать, что видел или слышал, ограничивается несколькими фразами. С трудом можно заставить передать свои впечатления от фильма, книги, спектакля: «понравилось» или «не понравилось» – обычно единственная оценка. Изредка может добавить один-два аргумента, но не больше; Уже с ранних лет строит большие планы и старается им следовать, все любит делать «как задумано», любые внезапные действия и происшествия выбивают его из колеи. Если о ком-то сложилось определенное мнение, трудно переубедить относиться к человеку по-иному. Может раздражаться, если видит, как кто-то, по его мнению, поступает неправильно; Упрям, критичен, любит выносить оценку поступкам и работе других, сам критику воспринимает с трудом, только при условии, если она аргументирована, и он согласен с некоторыми доводами. В противном случае убедить его в неверности тех или иных поступков невозможно.

Слайд 25

РЕБЕНОК-ГУМАНИТАРИЙ Очень любит слушать сказки и читать книжки. Может слушать много раз уже знакомую историю, с замиранием сердца ждет страшной развязки, даже если рассказ знает наизусть; С охотой включается в такие игры, как «расскажи сказку на определенную тему» или «продолжи за мной рассказ». Часто «выдает» неожиданные версии, истории, придумывает оригинальные развязки и сюжеты; Может с ходу включиться в игру, в которую играют другие дети, даже не зная правил. Часто придумывает новые правила для старых знакомых игр; Большой фантазер. Способен сочинить совершенно невероятную историю о себе, о знакомых, о героях книг и фильмов, придумать им новые приключения и потом, поверив собственным словам, продолжать пересказывать новую версию; При наличии младших (а иногда и старших) братьев и сестер – незаменимый сказочник. Может увлечь своими историями группу детей, популярен в компании сверстников; Обычно не расстраивается из-за грустного окончания книг и фильмов, а придумывает для собственного успокоения и развлечения других детей свой финал, где герои поступают согласно его представлениям о справедливости и счастье; Доверчив, его легко можно заставить принять любую, самую неправдоподобную историю, если рассказана она человеком, чье мнение он считает весомым; Построив из конструктора или кубиков дом, башню, замок, сочиняет целые истории про их обитателей. Все игрушки имеют имена и названия. В игровом уголке ребенка, как в настоящем городе, есть свои улицы, площади, дома;

Слайд 26

Использует любой рисунок, картинку в книге, предмет домашнего обихода как повод к очередному фантастическому описанию; Отличается развитой речью, знает много слов и пользуется сложными речевыми оборотами. Ребенок легко воспринимает и с удовольствием использует новые для него понятия, вставляя их в свои рассказы; Эмоционален, ласков, предпочитает тесный контакт с родителями – объятия, поглаживания, поцелуи принимает с большой радостью, сам стремится часто прикоснуться к маме, бабушке, отцу; Часто не реагирует на замечания, находясь в своем выдуманном, воображаемом мире, не в силах быстро перенестись в реальность; Свободно и легко запоминает разные тексты, даже больших объемов, легко учит иностранные слова; Не любит действовать «по плану», предпочитает спонтанность, обожает, когда что-то происходит неожиданно: сюрпризы, по его мнению, самое интересное в жизни; Его нельзя назвать аккуратным, хотя он искренне старается наводить порядок в своих игрушках.

Слайд 27

РЕБЕНОК-ЧЕЛОВЕК ИСКУССТВА Не расстается с карандашами, красками, фломастерами, стремится зарисовать буквально все – впечатления от мультфильма, прочитанной взрослыми книжки, услышанной истории, изображает друзей и знакомых. Может изобразить пришедших в гости взрослых; Любит показывать разные сценки из жизни, «передразнивает» слова и поступки окружающих, с удивительной точностью пародирует их интонацию, жесты, выражения лиц. Предпочитает показывать или рисовать что-либо, чем описывать то же самое словами; Что-то мастерить, лепить, шить из кусочков, складывать из мозаики разные картины и узоры – любимое занятие; Очень любит музыку, живо реагирует на нее. Необыкновенно эмоционален и впечатлителен, очень развито воображение. У него может испортиться настроение от громких резких звуков музыки, от темных или «кричащих» обоев; Если при нем рассказывали какую-то страшную историю, с трудом засыпает ночью. Нередки кошмары, плохо переносит ссоры окружающих, нервничает, может расплакаться, когда слышит раздраженные голоса близких, крики; Не любит истории с «плохим концом», расстраивается, если слышит грустную песню, стихотворение; Нуждается в постоянном одобрении своих действий, от критики расстраивается, не находит себе места, старается уничтожить или переделать раскритикованную работу или поделку; Часты перепады настроения, может заливисто смеяться и через пять минут вспылить, расплакаться. Легко возбудим, легко дает обещания и так же легко их забывает;

Слайд 28

Речь развита, но говорит неровно – то торопливо, сбивчиво, проглатывая слоги и отдельные буквы, то вдумчиво, рассудительно и плавно, четко выговаривая слова. Подобные перемены обусловлены обилием информации и впечатлений; Может подолгу переживать и драматизировать события, легко подпадает под влияние более сильных и волевых детей; Нередко застенчив, не любит находиться на публике, в центре внимания других людей. Но есть и другой тип детей, стремящихся всегда быть на виду. Для таких присутствие посторонних – возможность проявить себя, продемонстрировать свои способности; Третий тип – это те, кто сосредоточен на себе, на своем внутреннем мире. Такие дети часто молчаливы, неэмоциональны, предпочитают одиночество, компании сверстников их не прельщают. С другими детьми сходятся с трудом. Мечтатели и выдумщики; Иногда находят благодарных слушателей среди компании одногодков, поверяют им свои мечты и истории, при этом следят за реакцией. Если видят, что их не воспринимают всерьез, способны замкнуться. Требуют от родителей и близких особенно деликатного и тактичного отношения.

Слайд 29

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЛЕВША Почему вообще люди делятся на левшей и правшей? В чем их отличие, в чем их сходство? И какое значение имеет для вашего малыша, если он все предпочитает делать левой рукой? А надо ли вообще пытаться переучивать такого малыша? Чем отличается он от других, обычных, по нашему мнению, детей? Лишь только тем, что у него доминирует правое полушарие. Но ведь ребенок рождается с двумя правыми полушариями. И лишь позднее , одно из двух начинает «леветь». Поэтому мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение другому, и как в одном, так и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое отвечает за речь и абстрактное мышление, правое – за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. При доминировании левого полушария испытывается счастье и наслаждение., при доминировании правого – страх и печаль. Эти различия можно продолжать без предела, но главное, что даже относительное доминирование какого-либо из полушарий обуславливает психологические особенности людей. Толчками для превращения одного из правых полушарий в левое у детей являются начало овладения речью и первое осознание ребенком самого себя. Поэтому после кризиса трех лет и начинают вырисовываться различия между «правшами» и «левшами», вернее, «праворукими» и « леворукими » детьми. Как «праворукость», так и « леворукость » объясняются тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга. Причем при доминировании левого полушария ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого полушария – левая. У третье части людей ни одно из полушарий не доминирует. В последние годы во всем мире увеличилось количество леворуких детей. По мнению шведских ученых, этот феномен связан с частыми ультразвуковыми исследованиями будущих матерей во время беременности.

Слайд 30

Ребенок «правополушарный» – левша – намного отличается от своих сверстников, и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают их большие музыкальные способности, для них нередок абсолютный слух. Фантазии их сказочны и необычны. Ассоциациям предела нет. Мышление их образно. В них – искры творчества. По современным данным среди левшей приблизительно 20-25% талантливых людей, в то время как у правшей эта цифра практически не превышает 5%. Такие гении-титаны, как Леонардо да Винчи и Микеланджело, тоже были левшами, не говоря уже о многих других знаменитых людях. Но в то же время большинству из этих детей свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков. Однако большинству – не означает каждому. Такой ребенок непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении желаний. Ему труднее, чем другим, до школы овладеть чтением и письмом, а в первом классе это может стать вообще камнем преткновения, несмотря на то, что у такого ребенка довольно часто хорошая память. Эти дети придают большое значение содержанию, а не форме, создавая вокруг себя «творческий» беспорядок. Но в целом они общительны и контактные. И если учитывать их особенности, можно найти правильные методы воспитания.

Слайд 31

Я САМ (Каков ваш ребенок от трех до четырех лет) Итак, Вы наконец дождались, что Вашему ребенку уже три. Причем не просто три, пошел четвертый годик. А это много или мало – не понять. В нем что-то сохранилось от младенца и что-то появилось вдруг такое, что он порою кажется мудрее Вас.. К тому же он – в разгаре кризиса трехлеток. И день и ночь твердит: «Я сам! Я сам!» А это значит то, что он осознает себя уже как личность. Итак, каков же он на самом деле? Что может, что умеет, наконец? Прежде всего, он в возрасте, когда уже возможно Вам предсказать его характер со всеми добродетелями и пороками, когда он учится оценивать свои поступки с позиций добра и зла и сравнивать себя с другими, когда он хорошо усвоил, как надо правильно вести себя, и в то же время это не мешает ему хитрить и даже быть двуличным. Его эмоции ярки, но неустойчивы. Одной из самых негативных и травмирующих малыша эмоций в этом возрасте является обыкновенно страх – страх перед сказочными персонажами. Помимо этого, уже с трех лет малыш боится также боли, уколов, крови, визитов к доктору. Он начинает понимать оттенки и нюансы окружающего мира, способен уловить насмешку над собой и не прощает унижения себя. И в то же время сам ведет себя таким же образом, подчеркивая свое превосходство над ровесниками. Как правило, ребенок в этом возрасте уже усваивает свою половую принадлежность и знает, кто он: мальчик или девочка, пытаясь взять на себя роль своего пола. Ребенку все труднее и труднее обходиться без ровесников. Общение лишь с близкими людьми его уже почти не удовлетворяет, и появляется потребность в сверстниках. С трех лет обычно видоизменяется привязанность ребенка к матери. Подсчитано, что с трех до четырех лет частота общения детей с родителями и со сверстниками примерно одинакова.

Слайд 32

Как правило, ребенок к трем годам почти усваивает свой родной язык (на 90%). Речь большинства трехлеток однотипна. Все предложения похожи друг на друга незыблемым порядком слов: на первом месте подлежащее, потом сказуемое, потом дополнение, короче говоря, простые назывные предложения, легко воспринимаемые малышом. С трех лет ребенок уже может мыслить вслух, вступив в период «открытого мышления». О чем-то думая, он сам себе вслух задает вопросы и отвечает сам себе на них. Вопросы «где? когда? откуда?» сменяются в три года «почему?». День ото дня число вопросов нарастает, но важно не количество, а глубина их. По ней мы судим об уме ребенка. Речь ребенка обогащается в игре, особенно в игре с детьми-ровесниками, с которыми он в состоянии играть уже в сюжетно-ролевые игры. Но к четырем годам ребенок созревает также и для конструктивных игр с элементами планирования. В четыре года ребенок может заниматься одним делом до 40-50 минут. Однако постоянно отвлекается, переключая все свое внимание обычно с одного объекта на другой. у по силам концентрировать внимание лишь на одном предмете. С трех лет обычно у ребенка совершенствуются навыки движения и параллельно улучшается их координация. До четырех лет малышу обычно все равно, какую руку он использует, но с четырех предпочитает правую и реже – левую. В три года дети в основном считают, что нарисованное мало чем отлично от реального, оно имеет качества и свойства настоящего предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Азбука воспитания

Работа с родителями...

Памятка для родителей " Азбука воспитания"

Советы родителям " Азбука воспитания"...

Программа "Азбука воспитания"

Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности о относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень прост...

Родительское собрание "Азбука воспитания"

Родительское собрание "Азбука воспитания"...

Консультация для родителей "АЗБУКА ВОСПИТАНИЯ"

Иногда дети воспринимают неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите их различать, что важно, а что не очень.Читать лежа плохо, от этого портится зрение. В крайнем случае, разрешите детям чи...

Азбука воспитания.

Дети сейчас – поистине  дорогое удовольствие. Воспитание ребенка требует не только времени, но и больших нервных и физических, а так же материальных затрат. Родители нежно и преданно любят ...

Консультация для родителей "Азбука воспитания для родителей"

В консультации раскрыты правила, которых необходимо придерживаться при воспитании ребенка....