Родительское собрание "Азбука воспитания"
консультация на тему
Родительское собрание "Азбука воспитания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_azbuka_vospitaniya.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Азбука воспитания»
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Подготовка к собранию
Провести анкетирование:
1. Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок? Пожалуйста, приведите примеры.
2. Умеет ли ваш ребенок говорить вежливые слова? Как вы этого добиваетесь?
3. Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?
4. На какие вопросы вы желаете получить ответы на собрании?
Красочно оформить памятки: «Секреты воспитания вежливого ребенка».
Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы, уважаемые родители:
1. Ведете себя деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более, по отношению к своим детям.
2. Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на ребенка, не говорите при нем, или обращаясь к нему, грубых слов и ни в коем случае не применяете в виде воспитательной меры физические наказания.
3. Не делаете бесконечных замечаний по пустячным поводам, а, где это возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка.
4. Предъявляете к детям единые требования и, даже если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказываете это в отсутствии ребенка.
5. Уважаете достоинство маленького человека, исключив выражения: «Ты еще мал», «Ты еще этого не понимаешь», «Тебе еще рано».
6. Предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их к самим себе, не забываете говорить ребенку: «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Благодарю за помощь».
7. Правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.
Оформить выставку:
«Книги — помощники в воспитании культуры поведения у детей».
Изготовить приглашения каждой семье в виде аппликации, волшебного ключика, в котором — текст приглашения. Напомнить родителям о том, что они должны подготовить и принести на собрание:
«Уважаемые родители!»
Всей силой души вы, конечно, хотите, чтобы в вашем ребенке все было прекрасно. А потому, приглашаем и будем очень рады видеть Вас на собрании «Азбука воспитанности».
Предлагаемая повестка:
1. Разговор за круглым столом о секретах воспитанности.
2. О детях и их успехах.
3. «Острое блюдо».
4. «Окно» — очень короткие новости.
Наших детей, участников второй части собрания, ждут сюрпризы — встреча с чудо-печкой и сказочными героями», а вас приглашаем принять участие в конкурсе совместных работ «Волшебный город вежливости».
Написать письмо-приглашение на родительское собрание сказочному герою.
Записать ответы детей на магнитофонную ленту.
Оформить красочные благодарности родителям за успехи в воспитании культуры поведения у детей.
За 2 дня до собрания детям зачитывается письмо от Емели с сообщением о том, что он обязательно приедет на чудо-печке и привезет волшебные угощения.
Вступительное слово педагога.
На столе горит настольная пампа. Тихо звучит музыка.
ХОД СОБРАНИЯ
«Добрый вечер, уважаемые родители!
Вот и наступил час, когда мы собрались все вместе.
Мы рады встрече с вами. Дети волновались и очень ждали вас сегодня. Ведь они так любят вас, гордятся вами, подражают вам во всем и мы, все кто работает с вашими детьми, разделяем их чувства и признаем: вас есть за что любить, чем гордиться, вы, действительно, являетесь достойным примером для своих детей, примером доброжелательности, вежливости, пунктуальности и отзывчивости. Нам приятно отметить, что за все время работы мы не встретили ни одного отказа на наши просьбы: расчистить снег, починить игрушки, принять участие в конкурсах, праздниках. Спасибо Вам.
Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопросы:
1. Дети, какие вежливые слова вы знаете?
2. А как вы думаете, кого называют вежливым человеком? А себя вы считаете вежливыми, почему?
3. Вежливы ли в обращении с вами взрослые? Почему?
4. Подумайте и скажите, почему вежливые слова называются волшебными?
Да, вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. (Речь воспитателя сопровождается музыкой).
«Ничто не ценится так дорого и обходится так дешево, как вежливость».
Много лет создавались людьми правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств, доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, разговоре, в приеме гостей и сервировки стола — словом во всем, с чем мы выходим в общество.
Насколько важным было выполнение этих правил говорит тот факт, что 200 — 300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали. Так Петр I в изданных при его участии «Показаниях к житейскому обхождению» указывал: «Никто не имеет права, повеся голову и потупя глаза вниз, по уликам ходить или на людей косо взглядывать...»
Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом пойдет сегодня разговор.
Надеемся, ваш интерес, опыт, родительская зоркость помогут найти ответы на многие вопросы в ходе искренней, доброжелательной и содержательной беседы.
Ведущая зачитывает ответы родителей на 1-ый вопрос анкеты: «Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок?»
С чего начинать воспитание культуры? Вот какой совет дал автор книги «Азбука вежливости» Л. Смирнова-Гангнус.
Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-живой сказки, которая должна войти в ваш дом, чтобы питать собой фантазию, творчество. Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей, ибо возраст от 3 до 7 лет психологами назван игровым. Пусть иногда в комнате ребенка появится фея Здрасте в волшебном фартуке которой – секрет. В следующий раз ребенок увидит волшебный зонт, оставленный феей, а к нему прикреплена записка с шуточным замечанием, указанием на правила, в которых он допускал оплошности. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку-маску: если малыш вел себя прекрасно во всех отношениях — появится улыбающаяся маска феи Здрасте, если слегка провинился — маска одного из гномов, если ведет себя совсем плохо — маска дракона. Если мы, взрослые, захотим, то сможем превратиться на время в волшебников, чтобы помочь детям овладеть правилами поведения.
Что, по-вашему, является главным в воспитании хороших манер?
Нужно ли упражнять ребенка в навыках культурного поведения? Каким образом? Имеют ли успех в воспитании такие методы как беседы, наказания, нравоучения? Есть ли обстоятельства, которые мешают вам в привитии привычек культуры поведения?
(На фоне музыки.)
— Здравствуйте!
Что особого тем мы сказали друг другу? Просто: «здравствуйте».
Больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку сделалась радостней жизнь.
Мы, взрослые, знаем: «Вежливое слово становится волшебным, когда в нем поселяются лучики солнца и тепла». А как научить ребенка не только говорить все волшебные слова, но говорить по-особому, приветливо, с улыбкой?
ИНСЦЕНИРОВКА (играют дети)
Мама: «Здравствуйте, Анна Ивановна!
Алеша, а ты что не здороваешься? Сейчас же скажи; «Здравствуйте». Ну, чего молчишь, поздоровайся с Анной Ивановной. Сейчас же скажи: «Здравствуйте»! Я жду. О, господи, и в кого он такой упрямый, не ребенок, а наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне его ещё учить?»
Вопросы:
— Какие бы советы дали вы матери?
— Как бы сами поступили в такой ситуации?
Обобщая ответы, воспитатель рассказывает о том, какие наиболее эффективные методы используются в воспитании культуры поведения у детей, а так же приводит конкретные примеры, указывающие на результативность.
Очень трудно ребенку понять, что разговор перебивать неприлично, а если что-то нужно срочно спросить?
ИНСЦЕНИРОВКА (играют дети)
Две мамы разговаривают:
— Привет, как жизнь?
— Нормально. А ты не торопишься?
— Нет, а куда торопиться, я с ребенком гуляю, по магазинам ходим.
(Ребенок, перебивая разговор, дергает мать за рукав.)
— Мама, смотри, какой у мальчика пистолет. Купи мне такой же.
— Не суйся, когда взрослые разговаривают. Ой, я вчера была в магазине. Какой выбор посуды! Чуть не купила.
Ребенок:
— Нет, ты мне скажи, ты купишь мне такой же пистолет? Купишь, ну скажи, что купишь...
— Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.
Ребенок;
— Ну, пойдем в магазин скорее, я хочу такой пистолет.
— Что за ребенок! У других дети, как дети, а мой минуту постоять не может, поговорить не дает.
Вопросы:
— Были ли ошибки в поведении матери? Какие?
— Как вы поступаете, когда ребенок вмешивается в разговор?
Обобщение.
Мы уверенны, наши дети это правило усвоят, ибо для нас взрослых не составит труда, извинившись, перебить разговор детей и родных. И при этом никто не будет нервничать.
Тихо звучит музыка.
Ведущая: «Уважаемые родители! Познакомьтесь, пожалуйста, с памятками «Секреты воспитания вежливого ребенка». Прочитайте их. Каково ваше мнение? Согласны ли вы с данными советами? Если да, то какой из них считаете наиболее значимым? Какие из этих секретов вы уже использовали в практике воспитания и имели при этом положительные результаты?».
Известная поэтесса А. Барто в одном из своих стихотворений писала:
«Когда не ладятся дела
Мне помогает похвала»,
и этими суждениями пригласила нас к раздумью:
1. Можно ли согласиться с тем, что хвалить надо ребенка тогда, когда не все получается, авансом или же следует хвалить только за результат?
2. Как часто и за что хвалите вы своего ребенка за самостоятельность, проявление внимания, вежливости? Есть ли успехи?
КОНКУРС:
«Кто дольше может похвалить ребенка за проявление вежливости?»
Обобщение.
Педагог рассказывает о том, как похвала помогает ей в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Таков наш девиз — продолжайте и дома хвалить ребенка и вы увидите, насколько быстрее ребенок будет усваивать правила поведения, как велико будет его желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребенок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей — хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.
А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны, посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах.
Если ребенок выполняет данное правило, то вы кладете на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно — желтого цвета; если не выполняет — то синего цвета.
1. Ребенок умеет мыть руки, причем моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развернутым полотенцем.
(Показывает.)
2. Аккуратно складывает одежду.
3. Всегда пользуется носовым платком, когда чихает. Зевает и высмаркивается бесшумно.
4. Вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь.
5. Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
6. Не показывает пальцем на окружающих, предметы.
7. Не вмешивается в разговор без надобности, а в случае срочной просьбы — соответственно правилам, извиняясь.
8. При встрече приветливо здоровается, прощаясь всегда говорит «до свидания».
9. Не бросает на улице, в помещении бумажки, обертки и т.д.
10. Не говорит матерных слов.
Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.
«Острое блюдо»
В шарах — вопросы «острого блюда». Педагог предлагает под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.
Вопросы:
l. В каких случаях необходимо пользоваться носовым платком? Как? Покажите?
2. Следует ли говорить «Будь здоров», если кто-то чихнул?
3. Как снять нитку или волос, если вы заметили их на одежде собеседника?
ОКНО — очень короткие новости на тему «Вежливость и культура»
1. В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»? Оказывается, если провинность незначительная, то нужно говорить «извините», если же очень виновны — то «простите».
2. Не принято гостям предлагать тапочки. Это противоречит гостеприимству и говорит о дурном вкусе.
3. На вопросы: «как дела?», «как здоровье?», «как настроение?» отвечать положено коротко: «Спасибо», «нормально», «не очень», «прекрасно».
Быстро летит время, растут дети и наступает час, когда они, став взрослыми, придут к вам за советами по воспитанию своих детей.
От каких ошибок вы бы их предостерегли? Какие бы советы дали? Чтобы ребенок рос воспитанным, скажете вы, нужно... (Передается игрушка, взяв которую, родители дают совет.)
На фоне музыки педагог говорит слова:
Бьет по стеклу хрусталь лучом,
Ковры разбросаны по стенам.
Мы твердо знаем, что почем.
Но забываем о бесценном.
Бесценна культура, ибо в ней заложена нравственность. «Невоспитанный человек, нравственный невежда, недоучка — то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет и принесет гибель людям». Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность. На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от нашего желания и умения.
Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять детей наших к высотам культуры поведения.
Заключительная часть собрания
Под музыку входят дети и садятся за столы рядом с родителями. Под звон шумовых инструментов выезжает на печке Емеля.
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики цветы
Очень вежливы,
А ты?
А вы вежливые дети? (Дети отвечают.)
Я отдаю вам свой колокольчик и желаю услышать все вежливые слова. Тот, кто возьмет в руки колокольчик — называет одно вежливое слово, но как настоящий волшебник.
Хочу вас предупредить — у меня волшебные уши, слышат только те слова, которые звучат ласково, тепло, как солнышко греют.
Дети передают колокольчик по кругу. Возможно участие родителей.
Емеля: «Да вы, оказывается настоящие волшебники. Я все слова услышал и даже запомнил, особенно слово «пожалуйста». А когда его нужно говорить? Спасибо, я теперь понял, если хочешь обратиться с просьбой — нужно сказать «пожалуйста», а если забыл сказать его, то просьбу можно не выполнять».
Педагог предлагает детям и Емеле поиграть в игру «Пожалуйста».
— Если скажу «пожалуйста», выполняйте задание, не скажу — не выполняйте:
— пожалуйста, встаньте;
— похлопайте в ладоши;
— пожалуйста, поднимите руки; — опустите руки;
— пожалуйста, попрыгайте;
— поднимите правую руку, и т. д.
Педагог: «А знаешь ли ты, Емеля, как нужно говорить волшебные слова, например, здравствуйте?»
Емеля: «Конечно, знаю». И громко, чтобы все слышали, говорит: «Дети, вы согласны? Давайте покажем в игре».
Дети имитируют движения соответственно словам:
Два притопа, два прихлопа,
Ежики, ежики.
Наковальня, наковальня.
Ножницы, ножницы.
Побежали, побежали,
Зайчики, зайчики.
Приветливо, с улыбкой
Скажем: «Здравствуйте»
Девочки!
Мальчики!
Оля, Маша, Сережа, Дима!
Педагог: «А теперь давайте все вместе с участием родителей поиграем в эту же игру. (Заменяется только слово «Здравствуйте» на «Спасибо»).
Дети, вы верите в чудеса? (Дети отвечают.)
Закройте глаза. По моему велению, по моему хотению чудо-печка напеки волшебных угощений!
Угощайтесь, дети, угощайтесь взрослые. Дети, отведав их, вы уже не сможете говорить грубых слов, обижать, ссориться, а будете добрыми, ласковыми, вежливыми. А вам, уважаемые родители, эти пироги придадут новые силы и терпение в воспитании у детей культуры поведения.
Чаепитие.
Подведение итогов конкурса «Волшебный город вежливости».
Решение собрания:
- Сшить своими руками фартуки и головные уборы для уголка дежурств по столовой.
- Приобрести салфетницы.
- Завести книгу «Волшебные слова».
- Привлечь пап к выставке инвентаря для прогулки «Это сделано руками наших пап».
- Предложить мамам оказать помощь при проведении утренника посвященного дню 8 го Марта и организации чаепития.
Изготовить приглашения каждой семье в виде аппликации, волшебного ключика, в котором — текст приглашения. Напомнить родителям о том, что они должны подготовить и принести на собрание:
«Уважаемые родители!»
Всей силой души вы, конечно, хотите, чтобы в вашем ребенке все было прекрасно. А потому, приглашаем и будем очень рады видеть Вас на собрании «Азбука воспитанности».
Предлагаемая повестка:
1. Разговор за круглым столом о секретах воспитанности.
2. О детях и их успехах.
3. «Острое блюдо».
4. «Окно» — очень короткие новости.
Наших детей, участников второй части собрания, ждут сюрпризы — встреча с чудо-печкой и сказочными героями», а вас приглашаем принять участие в конкурсе совместных работ «Волшебный город вежливости».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад к родительскому собранию "Воспитание ответственности"
Все родители мечтают приучить своих детей нести отвественность за свои слова и поступки. В это м докладе приведены некоторые приемы воспитания этой черты характера у детей....
Доклад к родительскому собранию "Воспитание ответственности"
Здесь даются рекомендации родителям по воспитанию ответственности у детей...
Родительское собрание «Воспитание вежливости у детей дошкольного возраста»
Советы родителям....
Родительское собрание "Воспитание любовью"
Собрание "Воспитание любовью", план проведения собрания, протокол собрания, презинтация к собранию...
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)
Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...