Статьи. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников
консультация по психологии

Сливная Любовь Александровна

Коммуникативность — это не отдельное качество личности, а целая совокупность разных навыков. И выражается она в умении общаться с окружающими людьми, способности строить с ними отношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников

Коммуникативные навыки — та база, которая помогает ребенку находить друзей, заводить знакомства и реализовывать себя в обществе. Когда человек замкнулся в своем мирке, ему тяжело стать востребованным и популярным. Но если он научился доносить свои мысли до окружающих и общаться с людьми — в его руках ключ к личному успеху.

Вот только ключ этот не дается каждому человеку при рождении. Хорошая новость — навыки общения с людьми в ребенке можно и нужно развивать. И наша статья подскажет родителям, как это сделать правильно.

Что такое коммуникативные навыки?

В переводе с латинского, «communicative» дословно означает: «коммуникабельный», «общительный».

Коммуникативность — это не отдельное качество личности, а целая совокупность разных навыков. И выражается она в умении общаться с окружающими людьми, способности строить с ними отношения.

Условно коммуникативные навыки делятся на две группы:

  1. Навыки, которые помогают человеку передавать свои мысли и чувства (умение говорить, самоконтроль, самопрезентация);
  2. Навыки, которые помогают понимать окружающих (умение договариваться, сопереживать, слушать и слышать собеседника).

Зачем ребенку коммуникативные навыки? 

Чтобы не остаться одному. Чтобы стать членом общества, быть принятым окружающими, оставаясь самим собой. Если человек не умеет говорить о себе, а только слушать других, он не станет индивидуальностью, потеряет свое «Я».

Другая сторона — ребенок умеет говорить исключительно о себе, но не умеет прислушиваться к другим. Такой человек в дальнейшем не сумеет качественно построить социальные связи, пополнить круг общения.

Коммуникативные навыки маленький человек приобретает постепенно, по мере роста и взросления. Шаг за шагом он учится считывать невербальную информацию (мимику, жесты, тон голоса), затем — учит первые слова. Взрослея, приобретает умение слушать и слышать собеседника, ставить себя на его место, воспринимать оттенки человеческих взаимоотношений.

Первые навыки общения формируются в семье, затем — в детском саду, школе и далее на протяжении всей жизни. Поэтому умение или неумение взаимодействовать с окружающими зависят от тех процессов, которые протекают с самого раннего детства и вплоть до периода зрелости.

Одни дети легче сходятся с окружающими, идут на контакт, им проще общаться и со сверстниками, и со взрослыми. Другие испытывают затруднения и дискомфорт. И хотя врождённые качества не стоит сбрасывать со счетов, всё же коммуникативность — это одна из сторон воспитания личности. Это значит, что умение общаться можно и нужно развивать.

Чтобы развить в ребенке коммуникативные навыки, нужно помочь ему овладеть тремя основами:

  1. желание общаться;
  2. знание основ социального общения;
  3. собственно умение общаться.

Желание общаться

Это значит, что ребенок должен сам испытывать потребность в общении с окружающими людьми. И потребность эту можно и нужно вырабатывать. Если этого не сделать, прогресса не будет. Взрослый человек в силу жизненного опыта может мотивировать себя на общение с окружающими. Дети этого не умеют.

Знать, как общаться

Одного желания взаимодействовать с окружающими мало. Нужно ещё знать, как именно это делается. Маленькие дети не знают о нормах и правилах общения. Родители подсказывают, как решать конфликты со сверстниками, поддерживать разговор, здороваться и т.д.

Умение общаться

Этот пункт вытекает из предыдущего, когда коммуникативные знания применяются на практике. Умение общаться состоит из целого комплекса практических навыков:

  • умение заинтересовать собеседника, привлечь к себе его внимание;
  • доброжелательность, дружелюбие;
  • умение принять мнение собеседника и не навязывать своё собственное;
  • умение аргументировать информацию, тактично защищать свою точку зрения;
  • умение увлечь собеседника за собой, заинтересовать его своим мнением, идеями;
  • умение разрешать конфликтные ситуации, искать баланс во время улаживания спорных ситуаций.

Еще один важный компонент умения общаться — активное слушание. Оно обычно труднее всего даётся детям-холерикам. Им не терпится как можно больше рассказать о себе, своих впечатлениях, увлечениях. Высказывания собеседника отодвигаются на второй план.

Если ребенок успешно овладел этими тремя навыками, то можно сказать, что коммуникативные навыки у него действительно развиты.

Особенности формирования навыков коммуникации у дошкольников

На каждом возрастном этапе коммуникативные навыки детей развиваются и совершенствуются.

От рождения до 2 лет

В этот период ребенок делает первые шаги не только в физическом плане, но и в коммуникативном. Круг общения детей в этом возрасте ограничен мамой, папой и другими близкими родственниками. Дети учатся доносить свои потребности взрослым и, в свою очередь, понимать собеседника.

От 2 до 4 лет

В этом возрасте ребенок открывает для себя мир сверстников. Он понимает что вдвоём или в компании веселее, чем одному. На первый план выходит эмоционально-практическая связь с другими детьми: ребенок строит диалог, играет. Он ощущает себя причастным к обществу: «Мы играем», «Мы бегаем» и т. д. Постепенно словарный запас детей пополняется, и коммуникативные навыки развиваются быстрее.

От 4 до 6 лет

Общение в дошкольном возрасте — способ познать мир и жизнь в её многообразии. Взаимодействие происходит в игровой форме. В этом возрасте могут вспыхивать конфликтные ситуации, поскольку дети в этом возрасте ещё эгоцентричны. Пятилетний ребёнок уже осознаёт, насколько важны слова в общении со сверстниками. Постепенно дети переходят на более высокую ступень общения.

От 6 лет и старше

К этому возрасту коммуникативные навыки ребёнка частично сформированы. Общение у младших школьников формируется избирательно, возникают постоянные предпочтения. Ребенок сам выбирает друзей и приятелей, осознает тонкости взаимодействия с теми или иными людьми.

По мере взросления ребёнок получает новое представление об участниках своего круга общения, их интересах, сторонах характера. Так он учится оценивать не только других, но и себя, свои возможности.

Методы развития коммуникативных навыков

Основные способы развития навыков общения — упражнение и игра. 

Прежде чем подобрать занятия для своего ребенка, полезно взять на заметку несколько рекомендаций:

  • Не стараться использовать за один раз большое количество упражнений или игр, особенно с дошкольниками. Их работоспособность низкая, а утомляемость — быстрая.
  • Тренировки нужно проводить, когда ребенок пребывает в хорошем настроении: не переутомлен, не голоден, не хочет спать.
  • Все упражнения и игры принесут пользу только в том случае, если ребёнок действительно хочет заниматься ими. Поэтому не стоит принуждать его к занятиям, лучше провести их тогда, когда он сам изъявит желание.

Любую игру или упражнение нужно обыгрывать так, чтобы дети поняли — взаимодействовать друг с другом очень важно.

Игры на развитие коммуникативных навыков

Любые игры на развитие коммуникативных навыков должны соответствовать возрасту игроков, то есть — быть доступными и понятными. Если играют одновременно несколько детей дошкольного возраста (во дворе или в семье), нужно дать возможность поучаствовать каждому из них.

Именно взрослый контролирует деятельность игроков, показывает пример, объясняет правила и следит, чтобы все были вовлечены в игру. Если кто-то из игроков отстранился и застеснялся, нужно помочь ему вернуться, но сделать это ненавязчиво, мягко.

  1. Игра «Хор животных». Для игры выбирается любая популярная детская песенка. Но исполнять ее нужно не словами, а пытаясь сымитировать голос разных животных: «кря-кря», «мяу-мяу», «ква-ква-ква». Каждый игрок изображает конкретное животное и исполняет свою часть песенки. Заканчивают пение все дети.
  2. Игра «Комплименты». Цель игры — развитие взаимовежливости и эмоциональных контактов. Участники должны говорить друг другу приятные, красивые слова, стараясь не повторяться. Во время произнесения комплиментов нужно смотреть собеседнику в глаза. Тот, кто получает комплимент, в ответ обязательно благодарит говорящего.
  3. Игра «Мышеловка». Эта игра научит находить выход из затруднительных положений. Все участники образуют тесный круг, в середине которого прячется «мышка». Она должна найти выход из круга или уговорить одного из участников пропустить её. Если игра происходит в близкой компании, к примеру, при участии родителей, маленького игрока можно крепко обнять и предложить освободиться путем уговоров.

Упражнения, развивающие коммуникативность

Их лучше проводить с опорой на наглядность. То есть, для работы потребуются доска и картинки. Если в упражнении участвуют несколько детей, они выполняют их по очереди. Остальные участники наблюдают, и если выполняющий позволит, могут давать советы.

Для развития коммуникативных навыков можно воспользоваться такими упражнениями:

  1. Разместить на доске карточки с изображениями людей, на лицах которых можно отследить определённые эмоции. Далее нужно рассказать небольшую историю о конкретном человеке. К примеру: «Это — Вася, он грустит, потому что сломалась его любимая игрушка». Ведущий спрашивает у детей, как можно помочь Васе, игроки по очереди предлагают свои варианты.
  2. Доску разделить на две половины, одну пометить знаком «+», другую — «-». Далее дети по очереди выходят к доске, им предлагается несколько картинок. Каждый участник выбирает «плохой» и «хороший» вариант. Важно, чтобы направление картинок было одинаковым, к примеру, целая и разбитая чашка, улыбающийся и плачущий мальчик. Игрокам надо составить по картинкам небольшой рассказ.
  3. Коллективное слушание художественного произведения. Лучше начинать с небольших сказок. Взрослый читает её детям, а затем все коллективно обсуждают сюжет. Особое внимание нужно уделять действиям персонажей, выделять хорошие поступки. Негативные моменты также нужно отмечать, вместе с детьми выясняя, почему так делать нельзя.

Совет! Если маленький участник затрудняется выполнить какое-либо упражнение, можно помочь ему. Но выполнять задания за детей не нужно. Можно задавать наводящие вопросы или озвучивать слова-подсказки. Лучше начинать упражнение с самых простых элементов, постепенно усложняя задачу.

Как развивать коммуникативные навыки ребёнка в повседневной жизни

Чтобы ребенок научился, а главное — захотел общаться с окружающими людьми, с самого детства ему нужно обеспечить:

  • психологический комфорт;
  • возможность общаться с людьми разного возраста;
  • поддержку родителей и педагогов при организации общения в группе.

В первые годы жизни человека коммуникативные навыки формируют или не формируют родители и члены семьи. Именно им отведена важнейшая роль — научить ребенка общаться. Для этого вовсе не обязательно быть педагогом. Достаточно взять на заметку несколько советов и действенных методик.

Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у ребёнка

Иногда родители допускают ошибку в формировании коммуникативных навыков сына или дочери. Но сами папы и мамы часто об этом даже не догадываются.

Вот несколько примеров ошибочных моделей поведения взаимоотношений взрослый — ребёнок, которые затрудняют формирование навыков общения:

  • «Гордость семьи». Практически все родители считают своих детей лучшими и замечательными во всём. Но границы между безусловной любовью и вседозволенностью рушатся, когда ребенка признают исключительным, во всём превосходящих сверстников. Каждое желание маленького человека исполняется, все его ошибки и промахи прощаются, не обсуждаются и не анализируются. Такие дети вырастают эгоистами, избалованными сверх меры.
  • «Любимчик». Часто появляется в многодетных семьях. Отношение к нему практически такое же, как и при модели «Гордость семьи». Но только в случае с любимчиком, ребёнка выделяет только один член семьи. Остальные дети остро чувствуют это, и отношения между братьями и сёстрами становятся завистливыми, негативными.
  • «Золушка». Ещё одна типичная для многодетных семей модель поведения. Ребёнку с детства отводится второстепенная роль. Вся его жизнь подчинена брату или сестре, которого родители по каким-то причинам считают более успешным, любимым. «Золушка» вынуждена присматривать за младшим или угождать старшему. Результат — зависть и комплекс неполноценности.
  • «Вечно виноватый». У других членов семьи такой ребёнок вызывает лишь раздражение. Именно он — причина всех бед и виноват во всём, даже в том, чего не совершал. Все детство маленький человек панически боится наказания, недовольства родителей, живет в вечном страхе, становится изгоем.
  • «Пай-девочка» (мальчик). Этот ребёнок с рождения впитал понятия «хорошо», «плохо», «прилично» и «неприлично». Вся его жизнь подчинена целому своду правил. Мнение и интересы таких детей часто игнорируются. Для родителей важно лишь одно — дать окружающим понять: ребёнок воспитан на совесть. Подрастая, человек с комплексом отличника может из принципа совершать неприличные и аморальные поступки.
  • «Проблемный ребёнок». Слишком шумный, слишком озорной, чрезмерно активный. Не умеет и не желает слышать других, на него не действуют мольбы, уговоры и наказания. Часто такая модель поведения связана с тем, что родители не уделяют достаточно внимания воспитанию ребёнка, не умеют или не хотят найти с ним общий язык.
  • «Хрустальная ваза». Слишком хрупкими, ранимыми и оберегаемыми часто растут дети, которые пережили серьезное потрясение, травму или тяжёлую болезнь. Близкие оберегают его от всего, что, по их мнению, может нанести ему вред. Такой ребёнок вырастает безынициативным, в уверенности, что ему все должны, постоянно ждет поблажек.

Возможное нарушение коммуникативных навыков

Навыки общения не всегда формируются так быстро и качественно, как хотелось бы родителям. Существует несколько основных коммуникативных проблем у детей:

  • Болезненное состояние психики: тревожность, нервозность, быстрая смена настроения, повышенная возбудимость.
  • Эмоциональная глухота: ребёнок не воспринимает эмоции окружающих людей.
  • Полное игнорирование окружающих, замкнутость в собственном мире.

Проблемы в развитии коммуникативных навыков обычно возникают у детей, которым свойственны такие особенности характера:

  • Застенчивость, излишняя замкнутость: такие ребята обычно молчуны, поэтому не привлекают окружающих детей.
  • Агрессивность: человек, который причиняет боль другим, не популярен у сверстников.
  • Эгоистичность: дети не умеют сопереживать другим, соответственно, к ним относятся так же.
  • Пассивность: ребёнок не имеет своего собственного мнения, не способен придумать увлекательные для сверстников занятия, не участвует в коллективных играх.

Советы родителям

Эти рекомендации для родителей могут показаться слишком простыми и даже обыденными. Но именно эти несложные повседневные занятия — ключ к развитию навыков общения:

  • Искренний интерес к жизни ребёнка. Полезно регулярно задавать сыну или дочери вопросы о прожитом дне. Важно поощрять желание рассказывать всё в подробностях. Также нужно обсуждать спорные ситуации, которые вызвали у детей затруднение или непонимание.
  • Альтернатива словам. Помимо вербального (словесного) общения, полезно практиковать умение разговаривать на языке тела. Дети должны усвоить, что свои желания, эмоции, чувства и настроение можно передать позой, мимикой, жестами.
  • Обратная связь. Не стоит общаться исключительно в режиме интервью. Родителям также полезно рассказывать детям, как прошёл их день.
  • Позиция здорового невмешательства. Психологи рекомендуют вмешиваться в детские конфликты только в самом крайнем случае. Решая проблемы со сверстниками самостоятельно, дети учатся находить выход из сложных ситуаций, попутно повышая уровень коммуникации.
  • Учитывать мнение ребенка. Хорошо, если малыш научиться рассуждать о своих чувствах, размышлять о них. Поэтому свои ежедневные решения он может и должен взвешивать. Для этого можно задавать вопросы типа: «Чем бы могли заняться сегодня?», «Что будем готовить на ужин?» и т.д.

Ещё одно занятие, которое способствует развитию навыков общения — совместное чтение и обсуждение книг. Не стоит расстраиваться, если ребёнок регулярно выбирает одно и то же произведение. Так маленький человек научится понимать действия героев, давать оценку их поведению. Родители могут задавать наводящие вопросы, подталкивать детей к рассуждениям.

Выводы

Коммуникативные навыки — не врожденные, взаимодействию с окружающими можно научиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театр – школа искусства общения. Развитие коммуникативных навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной деятельности».

Общение и совместная  деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться по...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В статье кратко изложены факты, подтверждающие интегративные связи таких образовательных областей как музыка, коммуникация и социализация....

Коммуникативные ситуации для развития коммуникативных навыков у дошкольников 4-7 лет

Игры и коммуникативные ситуации на развитие эмоциональности речи....

Статья Развитие коммуникативных навыков средствами игровых приёмов и методов.

Развитие коммуникативных навыков средствами игровых приёмов и методов....

Статья «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

В статье рассматриваются игры-ситуации в театрализованной деятельности как средство развития коммуникативных навыков дошкольников....

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры....

Статья "Развитие коммуникативных навыков дошкольников средствами игры"

Статья "Развитие коммуникативных навыков дошкольников средствами игры"...