Что такое расстройство аутистического спектра?
консультация по психологии
Консультация для родителей о том что такое РАС и его симптомы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_rasstroystvo_autisticheskogo_spektra.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое расстройство аутистического спектра?
Расстройство аутистического спектра (РАС) – врожденное заболевание, проявляющееся в нарушении социальной коммуникации и социального взаимодействия, а также ограниченных и повторяющихся типах поведения. Этот диагноз вызывает тревогу у многих родителей. Cтоит сразу отметить, что при своевременном обращении к специалистам можно предотвратить развитие осложнений и значительно облегчить жизнь себе и малышу.
По данным Министерства Здравоохранения Российской Федерации выявляемость детского аутизма в России выросла в 2.5 раза за последние 5 лет. Важно отметить, что увеличение числа диагнозов связано с развитием методов диагностики и улучшением качества скрининга, а не с реальным увеличением распространенности заболевания.
Как можно понять, из названия, заболевание имеет широкий спектр и может варьироваться по степени тяжести от легко выраженных до крайне выраженных симптомов. К сожалению, эффективного лечения РАС на данный момент не зарегистрировано, однако существуют различные методики поведенческой коррекции, показавшие высокий результат, и способные улучшить качество жизни как самого ребенка, так и его семьи.
Клинические проявления детского аутизма вариабельны: симптомы в отдельных случаях могут напоминать легкие формы депрессии, в других быть похожими на серьезные психические отклонения. При внимательном отношении к малышу самые ранние вестники патологии можно заметить уже в младенчестве.
На какие симптомы стоит обратить внимание:
-отказ от тактильных контактов – ребенок плачет, когда его берут на руки, отворачивается, изгибается, а успокаивается только после того, как его вернут в кроватку;
-пассивность в ответ на обращение родителей, отсутствие внимания, заинтересованности во время общения взрослых;
-резкая реакция на громкие звуки;
-равнодушие к ярким, гремящим, свистящим и пищащим игрушкам, которыми взрослые пытаются развлечь ребенка;
-безразличие к стандартным игрушкам, попытка играть неподходящими предметами.
-отсутствие речи в возрасте 1,5–3 лет при наличии богатого словарного запаса и понимания разговора взрослых;
-эхолалия – неконтролируемое копирование и многократное повторение звуков, произнесенных другим человеком;
-персеверация – «застревание» на какой-либо фразе, слове, которую ребенок повторяет постоянно, или эмоции, или задании, при этом малыш неустанно обдумывает поглотившую его идею, но каких-либо шагов к достижению цели не делает;
-отказ от соблюдения игровых правил, указанных взрослыми или сверстниками, причем этот отказ не мотивирован личным решением малыша, его несогласием, он просто не понимает, зачем нужны какие-то установки и ограничения;
-трудности с восприятием эмоций других людей: дети с РАС не понимают, почему другие ребята смеются над какой-то фразой учителя или отчего плачет девочка, которую дернули за косичку; таким детям бывает недоступен юмор, сарказм, ирония;
-отсутствие реакции на собственное имя;
-нежелание смотреть прямо в глаза при общении, ответе или обращении, в том числе в ситуациях с родителями или другими близкими людьми;
-отсутствие страха, боязни при угрожающих жизни или здоровью обстоятельствах;
-истерики, бурные выражения эмоций при изменении привычного окружения, при появлении незнакомых людей и т.д.;
-беспокойный, тревожный сон с частыми пробуждениями.
Дети с РАС предпочитают оставаться в одиночестве, не участвуют в коллективных занятиях, их трудно заставить что-то делать совместно с другими детьми. Они стараются уйти, спрятаться там, где их не будут трогать. Такие дети придумывают собственные игры, непонятные для сверстников, и постоянно в них играют. Со стороны окружающим людям движения ребенка с РАС могут показаться странными, лишенными смысла.
Во многих сериалах и фильмах, которые показывают жизнь людей с РАС, герои-аутисты представлены странными, но гениальными персонажами, которые избегают общения, обижают своей прямотой окружающих, но показывают великолепные результаты в профессиональной деятельности. В жизни, к сожалению, все не так: чаще всего у детей с аутизмом из-за нарушения функций коры больших полушарий головного мозга развивается умственная отсталость. Учеба дается им с трудом, они не в состоянии понять закономерности, выучить правила, вникнуть в решение задачи. Из-за проблем с учебой обостряется желание одиночества, обособленности. Такие дети могут проявлять неумеренную агрессию, которая чаще всего проецируется на близких или самого себя. Дети с аутизмом при неудачах могут кусать, резать себя, биться о посторонние предметы.
Тем не менее ситуации, при которых аутисты обладают уникальными умственными способностями также встречаются. К сожалению, высокий интеллект не перекрывает другие проявления болезни: замкнутость, эмоциональную скудность, трудности с абстрактным мышлением, склонность к самобичеванию и т.д.
Основной кризисный пик приходится на подростковый возраст: гормональные изменения в организме обостряют нарушения аутического спектра, ребенок, понимая, что он не такой, как все, замыкается еще больше. В редких случаях происходит обратный процесс, когда половое созревание помогает аутисту стать более спокойным, уравновешенным, что положительно влияет на способность к взаимодействию с окружающими.
Как родителям реагировать и как справиться со сложившейся ситуацией?
Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь легче справляться с трудностями, поддерживать себя и своего ребенка:
-Отмечайте сильные стороны своего ребенка. Помните, что в первую очередь у него есть личность, а уже потом диагноз.
-Не теряйте надежды. Исследования аутизма прогрессируют каждый день, открывая больше возможностей для помощи детям с РАС.
-Помните о поддержке со стороны окружающих. Найдите людей, столкнувшихся с подобной проблемой или просто близких, которым можете доверять. Не стесняйтесь обращаться в фонды и различные организации, оказывающие поддержку детям и родителям.
-Соблюдайте презумпцию компетентности - принцип, согласно которому считается, что ребенок с заболеванием "может" что-то сделать, вместо того чтобы по умолчанию считать, что он этого не может.
-Игнорируйте критически и негативно настроенных людей.
-Опирайтесь на надежные проверенные источники информации. Аутизм (РАС) опутан многочисленными мифами и теориями, не имеющими научного обоснования, поэтому важно найти качественный ресурс или специалиста, которому можно доверять.
-Отдыхайте. Крайне важно не только работать с ребенком над поведением, но и просто приятно проводить вместе время. Найдите занятие, которое нравится вам и вашему малышу, уделяйте ему внимание просто так.
-Поощрение. Ставьте перед ребенком небольшие цели и задачи, которые ему под силу. Обязательно обозначьте вознаграждение и не забудьте его исполнить по достижению цели.
-Позаботьтесь о себе. Очень важно не концентрировать все внимание на ребенке, а помнить о себе и своем партнере. Выделяйте время друг для друга и прислушивайтесь к своим пожеланиям и потребностям.
-Поддерживайте и развивайте интересы ребенка. Если у него появилось увлечение, совершенствуйте навыки и опыт в этой сфере.
-Выстраивайте разумные границы поведения. Ребенок чувствует себя более безопасно, если находится в определенных рамках. Соблюдайте спокойствие, не кричите и не наказывайте. Старайтесь переключать внимание ребенка с проблемы на что-то другое.
-Не сдавайтесь!
Самое главное - не бойтесь обращаться к специалистам. Стигматизация и отрицание заболевания заведомо обречены на провал. Чем раньше ребенку и родителю будет оказана помощь, тем выше шансы на успешную адаптацию и социализацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети с расстройствами аутистического спектра на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении: организация взаимодействия
Дети с аутичными расстройствами на музыкальных занятиях....
Коррекционно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройство аутистического спектра в условиях ППМС ЦДК "Шанс"
По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% — по программе спец...
Упражнения по развитию речи и сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра
Этот материал окажется более доступным и полезным для дошкольников старшего возраста с различными нарушениями речи. Упражнения представленные в презентации развивают не только сенсорные и речевы...
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Статья о специфике логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, о сложностях и путях преодоления....
Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.
Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....
Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в сюжетно-ролевой игре
Презентация позволяет раскрыть возможности сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка с РАС, а также рассказывает об этапах развития игры, особенностях, роли взрослого в становлении сюжетн...
Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.
Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...