Пескотерапия с дошколятами
статья по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бутранова Любовь Ивановна

Пескотерапия с дошколятами для педагога-психолога - отличный материал в работе с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья для педагога-психолога37 КБ

Предварительный просмотр:

Пескотерапия с дошкольниками.

    Песочная терапия в работе психолога — это вид арт-терапии. Ее эффективность в терапии различных психологических проблем у детей и взрослых подтверждена мета-анализом, включающим более 40 исследований из разных стран. Творческая деятельность благотворно влияет на социальное развитие, повышает качество жизни, уменьшает проявления расстройств личности и улучшает состояние людей с психологическими травмами.

    Метод эффективен для терапии детей без ярко выраженных психологических проблем и как часть общей коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), задержкой психического и/или речевого развития.

    Исследование, проведенное среди дошкольников, показало, что применение песочной терапии помогает:

    * стабилизировать состояние;

    * уменьшить эмоциональное возбуждение;

    * убрать симптомы невротического расстройства;

    * снизить уровень тревожности.

    Чтобы заниматься песочной терапией, не нужно быть скульптором или художником — с песком можно делать что угодно и как угодно. Именно благодаря свободной форме процесса песочной терапии у клиентов не возникает внутреннего сопротивления перед работой с психологом.

    Специалисты проводят сеансы песочной терапии со взрослыми и детьми от трех лет. Иногда возраст может быть и меньше, если ребенок уже разговаривает. Основная цель песочной терапии — перенести личный опыт и эмоции на песок, а затем исследовать арт-объект и интерпретировать результаты работы. Поэтому клиент должен уметь говорить.

    Применять методику можно в индивидуальной и групповой терапии с разными возрастными категориями. При этом алгоритм работы и ее методы могут отличаться. Как именно проводить коррекцию песочной терапией для разных категорий клиентов, психологи могут узнать на нашей программе повышения квалификации по классической песочной психотерапии.

   

    Основные цели педагогической песочницы:

* снятие эмоционального напряжения;

* саморазвитие ребенка посредством развития творческих способностей ;

* развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;

* формирование коммуникативных навыков детей

* развитие познавательных процессов

    Для успешной организации работы с песком необходимо соблюдать ряд следующих условий:

    1.   Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере.

    Для ребенка необходимо создать пространство  для  его  самовыражения,  не устанавливая  жестких рамок  и правил,  где дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.  

    2.  Структуру  занятия  необходимо  адаптировать    под  интересы  самого ребенка.

    •  поддерживать    ребенка  в  поиске  своих  ответов  на  вопросы,  а  не предлагать стандартные решения;

    •  ценить  его  инициативу  и  мнение,  но  не  молчаливое  согласие  с Вами;

    •  ценить  природную  мудрость  ребенка  и  его  уникальность.

    К основным принципам игр с песком относятся:

* Наличие стимулирующей среды (создание игровой ситуации, располагающей к проявлению творческой активности);

* Доступность;

* Безопасность

* Эмоциональная комфортность (исключение негативной оценки действий и результатов ребенка).

    Реализация этих принципов позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

    Работа с песком:

    Для создании композиций на песке вовсе не нужны какие-либо специальные навыки. Поэтому исключены любые ошибки и нет понятия "неправильно". Поэтому, во время песочной терапии (игр с песком), ребёнок чувствует себя более раскованно, ему комфортно и используя дополнительные средства (игрушки, фигурки, палочки и тд) ребенок может творить и создавать.

     Песочная терапия хорошо развивает мелкую моторику рук, движения пальчиками становятся более ловкими, уверенными и дифференцированными. Неважно чем и как ребенок будет рисовать, будь то палочка, камешек, пальчик все это приносит, безусловно, огромную пользу для ребенка, для развития его творческих способностей, для развития творческого воображения и мышления.

    Некоторые игры и упражнения, которые я использую в работе:

1. Игра «Волшебные отпечатки»: оставить отпечатки своих рук на песке, а затем дорисовать или дополнить их подручным материалом, чтобы получились осмысленные рисунки – рыбки, котики, цветочки и т.п.

2. Упражнение  «Найди ручки»: Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.

3. Упражнение «Радуга»: Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг-радугу, а потом добавить солнце.

4. Игра «Волшебное превращение»

5. Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите малыша дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, мяч, яблоко, колесо, шарик, бублик, лицо и многое другое. Можно нарисовать дом, елку, цветок, девочку, палатку, сачок, бабочку, колпачок и другие предметы.

Также очень полезно конструирование из песка – создание разных построек и всего, что только попадется вам под руку и придет в голову вам и ребенку. Например, ребенок на занятии сжимает в своих ручках песок, и тем самым понижает свое внутреннее напряжение, снижается агрессивное состояние ребенка.

    В песочную терапию я включаю и элементы сказкотерапии в ходе которой осуществляется переход ребенка из реального мира в мир воображаемый, и наоборот. Разыгрывая ситуацию на песке, у него появляется возможность посмотреть на нее со стороны, что позволяет ребенку соотнести игру в песке с реальной жизнью, осмыслить происходящее вокруг, и найти, или, по крайней мере, искать способы решения этой проблемы.

    После прочтения сказки я прошу ребенка ее нарисовать на песке. Ребенок рисует и в своем рисунке воплощает все, что его волнует, все свои тревоги, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое его беспокоило и беспокоит. Качество изображения не имеет значения.

    Играя в песке, ребенок обменивается с такими же детьми, как он мыслями, идеями, развиваются партнерские отношения между детьми.

Но самое главное для ребенка, что играя с песком – «правил не существует!»

    Эффективность и незаменимость песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраст заключается в том, что:

    Развиваются такие процессы как: восприятие, мышление, память, внимание, речь;

    Навыки самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

    Формируются у ребенка представления об окружающем мире;

    Развивается мелкая моторика, глазомер;

    Снимая эмоциональное, психическое и общее напряжение.

Играя и занимаясь с песком, ребенок в непринужденной и игровой форме избавляется от лишних и негативных переживаний, начинает более ясно осознавать свою личность, становится более спокойным, уравновешенным и более самостоятельным.  Как сказал Фридрих Шиллер «В игре детей есть часто смысл глубокий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект интегрированного подгруппового коррекционного занятия (математика, элементы пескотерапии).

Тема: «Путешествие в страну Цифр».Педагог: Черанёва Лариса Юрьевна.Время: 15.15 – 15.45Цель: Развитие у детей тактильно – кинестетической чувствительности и...

Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ.

Презентация : "Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе  учителя-логопеда ДОУ." \Игра с песком - это естественная и доступная форма деятельности для детей. Игры с песком разн...

Пескотерапия в логопедической работе

Использование нетрадиционной методики в логопедической работе...

Сценарий праздника «Посвящение в «ЭКОЛЯТА-дошколята» старшая группа (в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята -дошколята»)

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы сбезграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В.А. СухомлинскийАктуальность:Эко...

Межрегиональный конкурс на лучший стенд (уголок) «Эколята-Дошколята» Информационно – познавательный стенд «Эколята – дошколята»

Межрегиональный конкурс на лучший стенд (уголок) «Эколята-Дошколята»Информационно – познавательный стенд «Эколята – дошколята»...