Пескотерапия с дошколятами
статья по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Пескотерапия с дошколятами для педагога-психолога - отличный материал в работе с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья для педагога-психолога | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Пескотерапия с дошкольниками.
Песочная терапия в работе психолога — это вид арт-терапии. Ее эффективность в терапии различных психологических проблем у детей и взрослых подтверждена мета-анализом, включающим более 40 исследований из разных стран. Творческая деятельность благотворно влияет на социальное развитие, повышает качество жизни, уменьшает проявления расстройств личности и улучшает состояние людей с психологическими травмами.
Метод эффективен для терапии детей без ярко выраженных психологических проблем и как часть общей коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), задержкой психического и/или речевого развития.
Исследование, проведенное среди дошкольников, показало, что применение песочной терапии помогает:
* стабилизировать состояние;
* уменьшить эмоциональное возбуждение;
* убрать симптомы невротического расстройства;
* снизить уровень тревожности.
Чтобы заниматься песочной терапией, не нужно быть скульптором или художником — с песком можно делать что угодно и как угодно. Именно благодаря свободной форме процесса песочной терапии у клиентов не возникает внутреннего сопротивления перед работой с психологом.
Специалисты проводят сеансы песочной терапии со взрослыми и детьми от трех лет. Иногда возраст может быть и меньше, если ребенок уже разговаривает. Основная цель песочной терапии — перенести личный опыт и эмоции на песок, а затем исследовать арт-объект и интерпретировать результаты работы. Поэтому клиент должен уметь говорить.
Применять методику можно в индивидуальной и групповой терапии с разными возрастными категориями. При этом алгоритм работы и ее методы могут отличаться. Как именно проводить коррекцию песочной терапией для разных категорий клиентов, психологи могут узнать на нашей программе повышения квалификации по классической песочной психотерапии.
Основные цели педагогической песочницы:
* снятие эмоционального напряжения;
* саморазвитие ребенка посредством развития творческих способностей ;
* развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
* формирование коммуникативных навыков детей
* развитие познавательных процессов
Для успешной организации работы с песком необходимо соблюдать ряд следующих условий:
1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере.
Для ребенка необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жестких рамок и правил, где дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.
2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка.
• поддерживать ребенка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения;
• ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с Вами;
• ценить природную мудрость ребенка и его уникальность.
К основным принципам игр с песком относятся:
* Наличие стимулирующей среды (создание игровой ситуации, располагающей к проявлению творческой активности);
* Доступность;
* Безопасность
* Эмоциональная комфортность (исключение негативной оценки действий и результатов ребенка).
Реализация этих принципов позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
Работа с песком:
Для создании композиций на песке вовсе не нужны какие-либо специальные навыки. Поэтому исключены любые ошибки и нет понятия "неправильно". Поэтому, во время песочной терапии (игр с песком), ребёнок чувствует себя более раскованно, ему комфортно и используя дополнительные средства (игрушки, фигурки, палочки и тд) ребенок может творить и создавать.
Песочная терапия хорошо развивает мелкую моторику рук, движения пальчиками становятся более ловкими, уверенными и дифференцированными. Неважно чем и как ребенок будет рисовать, будь то палочка, камешек, пальчик все это приносит, безусловно, огромную пользу для ребенка, для развития его творческих способностей, для развития творческого воображения и мышления.
Некоторые игры и упражнения, которые я использую в работе:
1. Игра «Волшебные отпечатки»: оставить отпечатки своих рук на песке, а затем дорисовать или дополнить их подручным материалом, чтобы получились осмысленные рисунки – рыбки, котики, цветочки и т.п.
2. Упражнение «Найди ручки»: Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
3. Упражнение «Радуга»: Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг-радугу, а потом добавить солнце.
4. Игра «Волшебное превращение»
5. Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите малыша дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, мяч, яблоко, колесо, шарик, бублик, лицо и многое другое. Можно нарисовать дом, елку, цветок, девочку, палатку, сачок, бабочку, колпачок и другие предметы.
Также очень полезно конструирование из песка – создание разных построек и всего, что только попадется вам под руку и придет в голову вам и ребенку. Например, ребенок на занятии сжимает в своих ручках песок, и тем самым понижает свое внутреннее напряжение, снижается агрессивное состояние ребенка.
В песочную терапию я включаю и элементы сказкотерапии в ходе которой осуществляется переход ребенка из реального мира в мир воображаемый, и наоборот. Разыгрывая ситуацию на песке, у него появляется возможность посмотреть на нее со стороны, что позволяет ребенку соотнести игру в песке с реальной жизнью, осмыслить происходящее вокруг, и найти, или, по крайней мере, искать способы решения этой проблемы.
После прочтения сказки я прошу ребенка ее нарисовать на песке. Ребенок рисует и в своем рисунке воплощает все, что его волнует, все свои тревоги, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое его беспокоило и беспокоит. Качество изображения не имеет значения.
Играя в песке, ребенок обменивается с такими же детьми, как он мыслями, идеями, развиваются партнерские отношения между детьми.
Но самое главное для ребенка, что играя с песком – «правил не существует!»
Эффективность и незаменимость песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраст заключается в том, что:
Развиваются такие процессы как: восприятие, мышление, память, внимание, речь;
Навыки самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
Формируются у ребенка представления об окружающем мире;
Развивается мелкая моторика, глазомер;
Снимая эмоциональное, психическое и общее напряжение.
Играя и занимаясь с песком, ребенок в непринужденной и игровой форме избавляется от лишних и негативных переживаний, начинает более ясно осознавать свою личность, становится более спокойным, уравновешенным и более самостоятельным. Как сказал Фридрих Шиллер «В игре детей есть часто смысл глубокий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект интегрированного подгруппового коррекционного занятия (математика, элементы пескотерапии).
Тема: «Путешествие в страну Цифр».Педагог: Черанёва Лариса Юрьевна.Время: 15.15 – 15.45Цель: Развитие у детей тактильно – кинестетической чувствительности и...
Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ.
Презентация : "Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ." \Игра с песком - это естественная и доступная форма деятельности для детей. Игры с песком разн...
Пескотерапия в логопедической работе
Использование нетрадиционной методики в логопедической работе...
Использование приемов пескотерапии в процессе развития связной речи детей
Доклад на педсовет...
Проект «Эколята –Дошколята» В средней группе №12 «Фантазеры» Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Формирование у ребенка богаього внутреннего мира,бережного отношения к природе....
Сценарий праздника «Посвящение в «ЭКОЛЯТА-дошколята» старшая группа (в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята -дошколята»)
Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы сбезграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В.А. СухомлинскийАктуальность:Эко...
Межрегиональный конкурс на лучший стенд (уголок) «Эколята-Дошколята» Информационно – познавательный стенд «Эколята – дошколята»
Межрегиональный конкурс на лучший стенд (уголок) «Эколята-Дошколята»Информационно – познавательный стенд «Эколята – дошколята»...