Компоненты школьной зрелости
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей содержит характеристику каждого компонета школьной зрелости, а также способы их развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komponenty_shkolnoy_zrelosti.docx | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КОМПОНЕНТЫ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ»
Подготовила:
педагог-психолог МДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 214»
Ягодина М.В.
Готовность ребенка к обучению в школе
Специальная | Психологическая | Физическая | ||
Личностная и социально- психологическая | Интеллектуальная | Эмоционально-волевая | ||
Умение читать, писать, считать | Принятие позиции школьника. Отношение:
| Ориентирование ребенка в окружающем мире, запас его знаний, усвоенных в системе | Радость ожидания обучения. Развитие высших чувств и эмоций. Способность:
| Состояние здоровья, физическое развитие |
Умение общаться:
Способность войти в детское общество | Желание узнать новое. Любознательность. Сенсорное развитие. Развитие образных представлений. Развитие речи и мышления | Умение организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем. Положительное отношение к целям деятельности, принятие их | Развитие анализа торных систем. Развитие мелких групп мышц | |
Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению эезультата своей деятельности | Развитие основных движений (бег, прыжки) | |||
Преемственность: |
|
Неготовность детей к школьному обучению выражается:
- в неспособности понимать особую роль учителя, школьника;
- в непонимании учебной задачи;
- в неумении сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
- в неадекватном отношении к себе.
Особые затруднения ребенок испытывает в сфере общения со взрослыми, сверстниками и с самим собой.
Психологическая готовность ребенка к школе
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
1. Личностная и социально-психологическая готовность
Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции — положения школьника.
Позиция школьника обязывает ребенка занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе, в самооценке.
Отношение к школе. Начинающий школьник должен соблюдать правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности. Ребенок обязан правильно воспринимать ситуации урока, верно истолковывать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
Учитель — это взрослый, выполняющий особую профессиональную роль по обучению и воспитанию детей.
В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, нельзя говорить на посторонние темы, обсуждать вопросы, не относящиеся к учебной деятельности. На уроке надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
2. Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Для успешного участия в школьном процессе ребенку нужно иметь желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития. У детей должны быть развиты любознательность, а также образные представления, память, речь, мышление, воображение, то есть все психические процессы.
К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо разбираться во временах года, в их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.
Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать и делать выводы.
Ребенок должен:
1) знать о своей семье, быте;
2) иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться;
3) уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.
У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребенка не составляют единую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Осмысление какого-то события может закрепиться и остаться для ребенка единственно верным. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребенка должен формироваться системно и под руководством взрослого.
Хотя логические формы мышления доступны детям 6-летнего возраста, они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающее их схемами, чертежами, моделями.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений, например умения выделить учебную задачу. Для этого требуется наличие у ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, определять их новые свойства.
Ребенок должен:
1) уметь воспринимать информацию и задавать о ней вопросы;
2) уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять;
3) уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.
В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать его познавательные потребности, обеспечивать достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и давать необходимую систему знаний об окружающем мире.
Родители иногда рассказывают о таких вещах, которые являются недоступными для понимания детей (например, об «устройстве» молнии). И в результате детям кажется, что они все знают. Фактически же у детей нет ясных представлений о тех вещах, о которых они говорят.
Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать элементарную зависимость между причиной и следствием.
В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами исследования предметов. Отсутствие этого умения приводит к неудачам в учении. Например, ученики допускают ошибки в тетради при написании букв «Р», «Я», «Ь»; не различают геометрическую форму, если она в другом положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают справа налево.
В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребенок может произносить вместо слова рыба — лыба, у него будут возникать ошибки в грамотности, станут вероятными пропуски слов. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребенок будет плохо читать стихи.
У детей должна быть развита разговорная речь. Они должны выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышали, что встретили на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделять в повествовании главное, передавать рассказ по определенному плану.
Важно, чтобы ребенок желал познать новое. Для этого у него должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.
Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе (например, на написании элементов букв).
Развитие восприятия, памяти, мышления способствует тому, что ребенок систематически наблюдает изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в них существенные особенности, рассуждать и делать выводы.
Активизировать мыслительную деятельность ребенка можно следующими приемами.
- Обсуждать с ним различные варианты решения задания, задачи.
- Знакомить с разными решениями одной и той же задачи, проблемы.
- Давать задания на решение интересных интеллектуальных задач.
- Создавать ситуации выбора задач различной степени трудности.
- Задавать вопросы, активизирующие поиск решения (в зависимости от формулировки вопроса должен идти поиск правильного решения задачи):
- вопросы, в которых сталкиваются противоречия:
- вопросы, требующие поиска сходства и различия. Чем менее очевидно сходство (различие), тем интереснее его обнаружить;
- вопросы на установление причинно-следственных связей;
- вопросы, направленные на исправление логических ошибок и др.
Интеллектуальная неготовность ребенка к школе проявляется?
- в неуспешном выполнения действий;
- в том, что ребенок не понимает и не выполняет требований учителя. Это приводит к вербализации мышления (речь и память развиты хорошо при недостаточной развитости восприятия и мышления);
- в том, что отсутствуют навыки практической деятельности.
3. Эмоциональная готовность
Эмоциональная готовность ребенка к школе предполагает:
- радостное ожидание начала обучения в школе;
- достаточно развитые высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические;
- сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.).
Путь в мир прекрасного начинается очень рано, формирование эстетического вкуса обеспечивает семья. Красота во всем, что окружает ребенка дома, поддерживает у него радость, чувство уверенности, укрепляет уважение к родителям и привязанность к ним, заставляет гордиться ими, способствует созданию благоприятных отношений в семье.
Эстетический вкус развивается и в привлечении внимания ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего мира. Старшие помогают ребенку разобраться в том, что заслуживает положительной оценки, а что порицания. В таких оценках родители должны быть очень осторожны.
Волевая готовность
Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Наличие волевых качеств у ребенка помогает ему на протяжении длительного времени выполнять задания на уроке, не отвлекаясь на посторонние дела, доводить дело до конца. Л. С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом он сам, усваивая практически содержание требований взрослых, постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения.
Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.
К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти компоненты еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы. Удержание внимания на цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения. Достижение цели определяется мотивацией.
Исходя из этого, взрослый должен:
- ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание ее достичь;
- направлять, помогать в достижении цели;
- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках.
У ребенка должны быть сформированы организованность, умение подготовить рабочее место, своевременно начинать работу, поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной деятельности.
Ребенок должен уметь:
- понимать и принимать задачу, ее цель;
- планировать свою деятельность;
- подбирать средства для достижения цели;
- преодолевать трудности при достижении результата;
- оценивать результаты своей деятельности;
- принимать помощь взрослых при выполнении задания.
4. Физическое развитие
Фундаментом готовности ребенка к систематическому школьному обучению можно назвать его физиологическую готовность, то есть развитие основных функциональных систем организма, состояние его здоровья.
В старшем дошкольном возрасте происходит бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: и нервной, и сердечно-сосудистой, и эндокринной, и опорно-двигательной. Старший дошкольник быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции его тела. Также происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Его физиологическое состояние в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, к более интенсивным умственным и физическим нагрузкам. Так формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Несомненно, систематическое школьное обучение требует от малыша способности выдерживать большую физическую нагрузку, умения управлять своими движениями, телом. Из-за недостаточности физического развития некоторые дети отстают в учении. Важно, чтобы к моменту поступления в школу у ребенка были достаточно развиты ловкость, координация движений, гибкость, сила, выносливость, которые определяют необходимый уровень трудоспособности ученика. Работоспособность необходима для достижения успеха в учебной деятельности.
Ребенок должен:
- действовать уверенно при застегивании и расстегивании пуговиц, одеваться и раздеваться, шнуровать ботинки и пр.;
- бегать, прыгать, кататься на велосипеде, на лыжах, играть в мяч, прыгать через скакалку и т. п.;
- выполнять движения на координацию и ловкость;
- хорошо ориентироваться в пространстве: выполнять движения руками, ногами, туловищем и т. п.;
- хорошо манипулировать мелкими деталями;
- выполнять графические построения круга, квадрата, треугольника.
5. Специальная готовность
Специальной задачи по обучению чтению, счету, письму в дошкольный период не ставится, так как это квалифицировано будет сделано в школе. Кроме того, и мозг ребенка может быть еще не сформирован к этому периоду. В дошкольный период важно создать все предпосылки для успешного обучения в школе.
Ребенок должен:
1) хорошо произносить звуки родного языка;
2) уметь выделять звук в начале, середине и конце слова
3) уметь использовать предлоги, приставки, строить предложения;
4) уметь самостоятельно рассказать сказку
Источник: Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе. – СПб.: Питер, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йерасека
Дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе. Но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе тоже могут хорошо успевать! Это испытание для заключения о школьной зрелости, а ...
Ориентационный тест школьной зрелости – вербальное мышление
Ориентационный тест школьной зрелости – вербальное мышление...
конспект родительского собрания на тему "Школьная зрелость"
Собрание проводится в подготовительной группе. Уважаемые родители близится то время, когда ваши дети пойдут в школу. Это важное событие в жизни всей семьи, которое коснется всех ее ...
Основные компоненты школьной зрелости
Материал для родителей дошкольников, который поможет понять каким образом готовят ребенка к школе в детском саду....
Аналитическая справка по результатам диагностики школьной зрелости.
Аналитическая справка по результатасм диагностики- материалы для аттестации психолога. ( раздел 1.3, 1.6. экспертного заключения)....
Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".
Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...
Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....