Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с 5-6 лет. (Программа «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой) Тема. Испуг
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с 5-6 лет.

(Программа «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой)

Тема. Испуг

Цель. Познакомить детей с эмоцией «испуг».

Задачи.  Формировать у детей умение узнавать эмоцию «испуг» по его проявлениям.

                 Развивать умение справляться с чув­ством страха.

            Побуждать детей выражать чувство страха в рисунке.

            Воспитание умения сочувствовать другому, быть внимательными ко всем детям в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema._ispug.docx24.91 КБ
PDF icon zadanie.pdf87.08 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с 5-6 лет.

(Программа «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой)

Тема. Испуг

Цель. Познакомить детей с эмоцией «испуг».

Задачи.  Формировать у детей умение узнавать эмоцию «испуг» по его проявлениям.

                 Развивать умение справляться с чувством страха.

            Побуждать детей выражать чувство страха в рисунке.

            Воспитание умения сочувствовать другому, быть внимательными ко всем детям в группе.

Материалы

Магнитофон, аудиозапись музыки Э. Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля» и музыки Ф. Бургмюллера «Баллада», аудиокассеты из серии «Звуки. Голоса. Шумы окружающего мира», «Транспорт. Боевые действия», «Звуковые фрагменты. Театр»; магнитная доска (наборное полотно); сюжетная картина «Страх»; набор цветных карандашей и рабочие тетради; персонаж Пуглинка.

1-й этап. Организационный

Приветствие «Страна Настроения»

В страну Настроений отправимся мы,

Где будем смеяться, грустить, удивляться.

С героями этой волшебной страны

На каждом занятии будем встречаться,

Нас ждут приключения, сказки, игра

Задания разные нового друга.

Ну что, вы готовы? Тогда нам пора!

Друг другу приветствие скажем по кругу.

                 (Дети передают по кругу приветствие)

2-й этап. Мотивационный

   Сказка

Психолог. Послушаем продолжение сказки, узнаем, что же произошло дальше.

В один ненастный осенний вечер в гостях у Веселинки и Грустинки была Пуглинка. Она уже собиралась домой, как вдруг началась гроза. По крыше забарабанил дождь. Ветер раскачивал деревья, и стоял просто ужасный гул. «У-у-у!» — завывал ветер. «Ш-ш-ш», — гудели деревья. Они раскачивали ветками, и казалось, что невиданное чудище машет своими огромными лапами. Пуглинка от страха задрожала и спряталась под стол. «Прячьтесь, лесное чудище разгневалось и хочет ворваться к нам в дом!» — закричала она.

«Да это же просто деревья и дождь!» — старалась успокоить ее Грустинка.

«П-п-правда?» — спросила Пуглинка, выглядывая из-за стола.

Она осторожно вылезла, села к подругам и спокойно сказала: «А звук не такой уж и страшный, когда знаешь, откуда он».

       3- й этап. Практический

        Беседа по пиктограмме «Испуг»

         Психолог (прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) сюжетную картину «Страх»). Пуглинка сильно испугалась страшного, непонятного звука. Как мы можем узнать, что человек испуган? (Ответы детей.) Голова испуганного человека втянута в плечи и откинута назад. Глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт. Руки прижаты к груди или закрывают лицо. Колени согнуты, ходит он очень осторожно или вообще стоит на месте. От страха человек может очень тихо говорить, дрожать, плакать. Ему даже кажется, что он становится меньше ростом.

        Покажите друг другу, как вы выглядите, когда боитесь. (Дети выполняют задание.) Теперь пройдите так, как ходит испуганный человек. (Дети выполняют задание.) Постарайтесь испуганно сказать фразу: «Сегодня шел дождь». (Дети выполняют задание.) Закончите мои предложения: «Когда я боюсь, я...», «Я боюсь, когда слышу...»

            Упражнение «Страшные звуки»

      Психолог. Сейчас я включу магнитофон. Угадайте, какие звуки мы услышим? (Ответы детей.) Мы услышим много разных звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные.

       Психолог включает магнитофон, дети слушают и обсуждают различные звуки из фонотек. В случае, когда ребенок относит какой-либо звук к категории пугающих, психолог предлагает припомнить, всегда ли этот звук был страшным. Например, звук поезда и электрички ребенок воспринимает как пугающий, а потом вспоминает, что когда он ехал в гости к бабушке или в отпуск с родителями, было очень весело и интересно. Рычание льва кажется страшным, но если льва представить на арене цирка, то страх проходит. Важно изменить отношение ребенка к пугающим звукам посредством активизации позитивных воспоминаний из его собственного опыта.

     Кинезиодогическая гимнастика «Храбрые моряки»

По реке плывет                                      Ладони соединить лодочкой.

кораблик,                                                

Он плывет издалека.                         Выполнять волнообразные движения              

                                                             руками.

На кораблике четыре                       Показать одновременно

Очень храбрых                                   по 4 пальца на каждой руке.

моряка.        

У них ушки                                     Сложить обе ладони

на макушке.                                     к макушке.

У них длинные хвосты.                  Пальцы рук сложить

 И страшны им только кошки,       в щепотку и развести в стороны                                                              

                                                            Растопыренными пальцами обеих рук

Только кошки да  коты.                   совершать  царапающие движения

        Задание «Мой страх»*

Звучит аудиозапись музыки Ф. Бургмюллера «Баллада».

Психолог. Сейчас мы будем слушать музыку и рисовать свой страх, а потом расскажем о нем.

Вы можете нарисовать историю, которая произошла, когда вас напугал какой-нибудь страшный звук. Вспомните, чем вы занимались, кто был рядом с вами, что вы стали делать, когда испугались. Обратите внимание на цвета карандашей, выберите те, которые помогут лучше нарисовать ваш страх.

Дети выполняют задание, а затем рассказывают о своих рисунках.

При обсуждении рисунков можно спросить ребенка, боится ли он сейчас того, что нарисовал. Если дан положительный ответ, психолог просит изменить картинку так, чтобы она стала, например, смешной. Предложение дорисовать какие-то забавные детали или раскрасить страх «веселыми» карандашами очень нравится детям. Рекомендуется придумать детской истории веселый конец или ввести в ситуацию новый неожиданный персонаж, обладающий силой, хитростью или чувством юмора. Недопустимо стыдить или упрекать ребенка за то, что он чего-то боится! Важно проявить внимание к каждому рассказу и при необходимости провести цикл индивидуальных занятий по коррекции страхов.

            Задание «Страшно веселая история»*

Психолог. Составьте рассказ по картинкам.

            Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь — превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально им может быть психолог) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, Человека-паука, волка, льва и т. п.), детям нужно быстро «превратиться» в него н замереть. Водящий выбирает самого страшного Кощея, тот становится водящим и продолжает игру.

          Упражнение «У страха глаза велики»

Психолог. А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны.) У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.) А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу!

         4-й этап. Рефлексивный

Психолог. Сегодня мы рассуждали о страхе и о разных звуках. Что можно сделать, когда тебя пугает какой-то звук? Вначале нужно определить источник звука, то есть откуда или от кого идет этот звук. Если звук продолжает беспокоить, то можно его нарисовать, а потом придумать историю с веселым концом.

Спасибо всем!

      Ритуал прошания «Страна Настроений»

                      За руки беремся, становимся в круг,

                   Занятье кончается наше.

                   Теперь появился у нас новый друг,

                   Ему «до свидания» скажем.

- А что запомнилось вам?

Понравилось, что было трудно?

                           

                                                 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда

Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....

Конспект занятия педагога- психолога с детьми подготовительной группы по программе «Приключения будущих первоклассников» Тема занятия: «Цветок знаний»

Конспектзанятия педагога- психолога с детьми подготовительной группы по программе «Приключения будущих первоклассников»Тема занятия: «Цветок знаний»...

Программа подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с тревожными детьми; ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 лет) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими. Ребенок, который мало о...

Роль игры в коррекционно-развивающей работе (деятельность педагога-психолога)

15-16 февраля 2020г в рамках Всероссийского практико-ориентированного семинара "Игра в дошкольном детсве: требование ФГОС" бл представлен доклад на тему: "Роль игры в коррекционно-...

Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога

Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности....

Виды коррекционно-развивающих методов работы педагога-психолога детского сада с расстройствами аутистического характера дошкольников

Существует большое количество современных методов коррекции аутистического спектра. В статье говорится о работе педагога-психолога с детьми с РАС, методах и формах, применяемых в коррекционно-развиваю...