Формирование познавательной мотивации детей с ЗПР
методическая разработка по психологии
Проблема мотивации и мотивов поведения в деятельности остаётся одной из основных в психологии и педагогике. Сложность и многоаспектность данной проблемы обусловливает множественность подходов к пониманию сущности, природы, структуры этих понятий, а также к методам их изучения.
В основе понятия «познавательная мотивация» лежит учение о мотивации, как о движущей силе, стимулирующей человека к познанию.
Л. С. Выготский считал, что «познавательная мотивация – это естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских мотивациях».
Понятие познавательной мотивации неразрывно связано с другими, смежными понятиями, среди которых: познавательный интерес, познавательная деятельность, креативность, познавательная активность, любознательность. Именно поэтому её рассматривают как базовую предпосылку формирования учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnoy_motivatsii_detey_s_zpr.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема мотивации и мотивов поведения в деятельности остаётся одной из основных в психологии и педагогике. Сложность и многоаспектность данной проблемы обусловливает множественность подходов к пониманию сущности, природы, структуры этих понятий, а также к методам их изучения.
В основе понятия «познавательная мотивация» лежит учение о мотивации, как о движущей силе, стимулирующей человека к познанию.
Л. С. Выготский считал, что «познавательная мотивация – это естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских мотивациях».
Понятие познавательной мотивации неразрывно связано с другими, смежными понятиями, среди которых: познавательный интерес, познавательная деятельность, креативность, познавательная активность, любознательность. Именно поэтому её рассматривают как базовую предпосылку формирования учебной деятельности.
В процессе работы я отметила для себя следующие показатели выраженности познавательной мотивации у детей:
1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);
2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);
3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).
Основные принципы развития познавательной мотивации:
1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого
2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).
3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.
5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком.
Особенности поведения и деятельности дошкольника с ЗПР:
- снижение интереса к обучению;
- сниженный уровень функционирования процессов саморегуляции;
- низкая произвольность;
- трудности при планировании деятельности;
- нарушения в эмоционально-волевой сфере, неадекватные эмоциональные реакции;
- низкий уровень самоконтроля;
- выраженная быстрая истощаемость, импульсивность
Дети с ЗПР зачастую не могут самостоятельно справиться с трудностями, возникающими в познавательном процессе, легко впадают в состояние фрустрации, становятся тревожными, часто реагируют неадекватными эмоциональными реакциями.
Эффективные методы и приёмы развития познавательной активности детей в условиях дошкольного учреждения:
- создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.);
- создание взрослыми доступных детям проблемных ситуаций, постановка творческих задач;
- использование технологии ТРИЗ (теории решения исследовательских задач) в поисково-исследовательской деятельности;
- проведение эвристических бесед;
- отработка различных приёмов развития мысли ребенка от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям;
- игра: сюжетно-ролевая игра, игры по правилам, игры-загадки, другие дидактические игры;
- интегрированный метод обучения, предполагающий полную интеграцию (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием), частичную интеграцию (интеграция художественной литературы и изодеятельности), интеграцию на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Остановимся подробнее на игре, так как это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. К тому же, игра наиболее «удобна» в процессе коррекционной работы, т.к. чаще всего не требует специального и дорогостоящего оборудования, легко и быстро внедряется в процесс занятия, а также захватывает образовательные области: ознакомление с окружающим миром, математические представления, развития речи. Что касается результата - игра помогает достаточно быстро и эффективно выполнять задачи коррекционной работы, а дети с удовольствием включаются в процесс.
Игра позволяет эффективно формировать у детей с ЗПР познавательные процессы и мотивацию. Она расширяет кругозор, создает благоприятные условия для развития воображения и мышления, выступает в качестве средства стимулирования мотивации к познанию.
В своей работе я использую такие виды игр, как:
- игры по правилам. Усиленную мотивацию в играх с правилами обеспечивает наличие выигрыша. Таким опосредованным способом игра способствует развитию познавательной мотивации за счет смещения мотива на цель (механизм возникновения новых мотивов, описанный А.Н. Леонтьевым). В такой игре мотивом, определяющим поведение, является выигрыш, а целью – то, чему надо научиться. Постепенно возникает самостоятельный интерес к новому, к изучаемому. Так возникает новый, познавательный мотив.
- сюжетно-ролевая игра. В ней развиваются качества, необходимые для последующего обучения в школе: освоение различных знаково-символических средств, развитие механизмов социального поведения, развитие самостоятельности, активности, настойчивости. Дошкольники с большим удовольствием включаются в данные игры, дающие возможности для раскрытия творческих способностей каждому из участников. Дети активно и с желанием выполняют предложенные задания в игровой деятельности, в ходе выполнения которых они являются непосредственными участниками обучающего процесса. Им легко описывать свои действия, делать простейшие выводы, обобщения.
- дидактическая игра. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций, формируют новые знания, знакомят детей со способами действий. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах.
Примеры организации игр по правилам:
Игра «Что это такое?»
Для игры используются различные геометрические материалы (например, «Сложи квадрат» или «блоки Дьенеша»). Детям показывается одна геометрическая фигура (зеленый круг, желтый треугольник или коричневая трапеция) и предлагается ответить, на что она похожа. Затем показываются две фигуры, и игра продолжается. На последующих занятиях дошкольникам предлагается не только воссоздать образы отдельных предметов, но и назвать их действия, позднее – попробовать составить небольшие истории, рассказы.
Игра «Скажи наоборот»
Игру можно проводить в виде соревнования. Перед началом игры вводятся правила: не перебивать отвечающего, не подсказывать, не выкрикивать с места. Педагог называет слово, а ребенок должен подобрать к нему противоположное по значению. Например, верх – низ, мокрый – сухой, легкий – тяжелый и др.
По аналогии можно проводить игры: «Кто где живет», «Назови детеныша», «Угадай предмет», «Назови профессию» и др.
Примеры сюжетно-ролевых игр:
Игра «Семья»
Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.
Игра «Больница»
Играя роль врача, педагог подготавливает необходимые предметы: градусник, шприц, вата, витаминки, при этом, используя предметы- заместители. После этого предлагает детям показать, какую работу выполняет медсестра (делает прививки, массаж, измеряет температуру…).
Игра «Стройка»
Педагог предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: Строители, Водители и т.д. Когда дом готов, туда могут вселяться новые жители.
Игра «Школа»
Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают.
Примеры дидактических игр
Дидактические игры, направленные на развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности:
Игра «Собери в корзину»
Ход игры: педагог предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?
Игра «Выставка игрушек»
Ход игры: ведущий приглашает детей на выставку игрушек, обращает их внимание на цифры, которые расположены на полках. К этим цифрам надо расставить определенное количество игрушек. Затем дети объясняют правильность своих действий. Предлагаем детям составить числа 4, 5 из разных игрушек. При этом уточняем, их скольких единиц состоит определенное число. На другие полки дети расставляют по два вида игрушек так, чтобы всего на полке стояло 3 (4, 5) игрушек. Уточняем, как дети составили числа их двух меньших.
Игра «Кто больше запомнит»
Ход игры: В игре принимают участие несколько детей. Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет.
Игра «Рыбки»
Ход игры: Сравни количество рыбок, различающихся по цвету туловища, по размеру, по цвету хвоста и плавников, по форме, по направлению движения. Состав числа 10, из каких чисел можно составить?
Игра «Пассажиры и поезд» (Палочки Кьюизенера)
Ход игры: педагог предлагает детям построить небольшой поезд из цветных палочек. Например, из палочек розового, голубого, красного и желтого цвета. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка — это одно место. Белая палочка выступает условной мерой. В ходе беседы детей подводят к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число. Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку, равную сумме двух палочек. Расположи палочки так, чтобы белая было между голубой и черной, а черная была бы рядом с желтой. Поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый — не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров в поезде?
Игра «Красивый узор»
Ход игры: педагог раздает детям листы бумаги и ставит на стол подносы с геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать красивый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат. (Берет форму и вставляет в наборное полотно). Маленький квадрат, еще маленький квадрат». (Вновь вставляет в полотно и т. д.) затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их чередование. В заключении педагог рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.
Дидактические игры, направленные на развитие познавательной позиции, вопросительно – исследовательской деятельности:
Игра «Узнай по описанию»
Ход игры: 1. Слон меньше мишки, а мишка меньше зайчика. Какая игрушка больше всех?
2. Медвежонок легче слонёнка, но тяжелее тигрёнка. Кто самый лёгкий?
3. Ежик ниже жирафа, но выше мышки. Кто выше всех?
Игра «Подели фрукты поровну»
Ход игры: нужно разделить один фрукт (например, яблоко) на двоих. Как это сделать? (Нужно разрезать яблоко на две равные части). (Педагог разрезает яблоко на две равные части).
- Сколько частей получилось? (Две части.)
- Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина)
- Что больше: целое яблоко или его половина?
- Что меньше: половина или целое яблоко?
Игра «Подбери слово»
Ход игры: педагог предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.
- Что можно надеть? (Платье, кофту, шубу, юбку, колготки и т. д.)
- С чем можно играть? (Машинка, кукла, мячик и т.д.)
- На чем можно ездить? (Машина, автобус, поезд и т.д.)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день формирование познавательной мотивации у детей с ЗПР является одним из важнейших направлений коррекционной педагогики и психологии. Важность его обусловлена тем, что своевременная коррекционно-развивающая работа позволит снизить трудности детей с ЗПР в освоении образовательной программы начальной школы. В качестве одного из важнейших условий формирования познавательной мотивации дошкольников с ЗПР выступает психолого-педагогическое сопровождение, которое позволяет обеспечить систематическое, комплексное воздействие на ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх в ДОУ
Статья по теме Формирование познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх в ДОУ ...
Формы совместной работы учителя начальной школы и воспитателя детского сада по формированию познавательной мотивации у детей
Для строения мотивационной сферы ребёнка имеет значение не только соотношение «понимаемых» и «реально действующих» мотивов, но и выделение ведущих, или, по А.Н. Леонтьеву, смыслообразующих мотивов. Гл...
Формы совместной работы учителя начальной школы и воспитателя детского сада по формированию познавательной мотивации детей
Формы совместной работы учителя начальной школы и воспитателя детского сада по формированию познавательной мотивации детей"Взаимодействие между воспитателями детского сада и педагогами начальной школы...
Опыт работы "Мотивация как средство формирования познавательной активности детей"
Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающ...
Методическое обьединение учителей начальной школы и воспитателей " Приемственность учителя начальных классов и воспитателя детского сада по формированию познавательной мотивации детей."
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе " Игра-викторина Умники и умницы"...
"Формирование познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством экскурсионной деятельности"
Статья отражает практический материал организации экскурсионной деятельности в группе компенсирующей направленности....
Мастер-класс для педагогов «Использование программируемого робота-пчелы Bee-bot в формировании познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста»
Условия развития современного общества невозможно себе представить без информационных ресурсов. Информатизация образования появилась как следствие информатизации общества. Система дошкольного образова...