Статья "Воспитание у ребёнка чувства собственного достоинства, уважения к себе и окружающим людям"
статья по психологии
Воспитание у ребёнка чувства собственного достоинства, уважения к себе и окружающим людям
Человек становится человеком благодаря жизни среди людей и воспитанию. Находясь среди людей, он с первых шагов своей жизни учится воспринимать окружающих, проявляемое к нему отношение. Очень важно, чтобы в дошкольном возрасте ребёнок испытывал максимум положительных эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vospitanie_u_rebyonka_chuvstva_sobstvennogo_dostoinstva.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание у ребёнка чувства собственного достоинства, уважения к себе и окружающим людям
Человек становится человеком благодаря жизни среди людей и воспитанию. Находясь среди людей, он с первых шагов своей жизни учится воспринимать окружающих, проявляемое к нему отношение. Очень важно, чтобы в дошкольном возрасте ребёнок испытывал максимум положительных эмоций. Положительные эмоции: радость, уверенность в своих силах, благотворно сказываются на жизнедеятельность всего организма ребёнка. Очень многое зависит от взрослых людей, людей, которые сопровождают малыша. Начиная с дошкольного возраста, чувства детей необходимо воспитывать! Невоспитанность, неразвитость может привести к тому, что вырастет личность бездушная, ничем не интересующаяся. Согласитесь, нельзя заниматься только обучением ребёнка математике, чтению, письму. Немаловажное место при воспитании ребёнка должны занимать и воспитание у него чувства ответственности, уважения к окружающим, человечности, всё это формируется во взаимоотношениях ребёнка со сверстниками и взрослыми. Ведь именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ребёнка. Мы всегда хотим, чтобы дети росли добрыми, честными, справедливыми.
Очень часто я предлагаю детям обсудить какую-либо жизненную ситуацию, прошу их поставить себя на место обиженной стороны, затем прошу рассказать о своей реакции на эту ситуацию, все всегда на стороне обиженных, а не обидчика. Но если следишь в это время за поведением и эмоциями детей - появляется повод для тревоги; кто - то хихикает, кто - то - рассматривает свои вещи. Что это, равнодушие или незаинтересованность? Все наши беседы происходят с опорой на литературные примеры, или случаи из личного опыта. Научить детей правильно оценивать свои поступки - трудно, но необходимо.
Так как же воспитать в дошкольнике чувство самоуважения, уважение к сверстникам и взрослым? Согласитесь, немаловажную роль в этом играет семья, близкие люди. К сожалению, не всегда идут из семьи положительные примеры. Иногда дети рассказывают о том, что происходит дома: "Мама с папой снова ругались и кричали друг на друга", "А мама назвала меня тупой". О каком уважении к ребёнку идёт речь, о каком воспитании у ребёнка чувства собственного достоинства?
Какая же роль педагога в формировании личности ребенка и воспитании у него самоуважения и уверенности в себе
Для воспитания этих качеств у ребенка, воспитатель, может задействовать различные источники и механизмы. И в первую очередь, это обратные связи со стороны других – те мнения, отношения и оценки, которые другие люди дают ребенку. Они могут быть в виде позитивных или негативных слов, например: "Какой интересный у тебя рисунок!" или "Что это нарисовано? Разве это дом???", либо в виде взгляда (внимательного и одобряющего, либо невнимательного и равнодушного), в виде движения (радостного, навстречу ребенку, либо равнодушного прохода мимо него), в виде ласкового касания, либо одергивания. Другими словами, направленные ребенку слова, взгляды, жесты, движения, интонации – все это обратная связь. Ребенок впитывает, присваивает эти обратные связи. Используя их, он строит свое самоуважение и отношение к другим. Если обратные связи позитивны, то они обеспечивают формирование высокого самоуважения, если негативны – низкого. Из всех людей, окружающих дошкольника, особое значение для формирования чувства собственного достоинства, уважения к себе и окружающим людям, имеют родители, особенно мама, и люди, с кем он часто общается, в т. ч. воспитатель и другие дети из группы детского сада.
Бывает, невольно становлюсь свидетельницей таких диалогов между ребёнком и родителем, во время ухода детей домой. Ребёнок радостно бежит к маме и говорит:-"Мама, посмотри как я красиво нарисовал!" мама идёт и смотрит, и вдруг я слышу:-" Господи, ужас какой, как ты плохо нарисовал, вот у Насти рисунок, так рисунок.." ...Выхожу в раздевалку и вижу расстроенного мальчика. Он так ждал свою маму и думал, что она похвалит его, ведь он так старался и хотел её порадовать. Если ребёнку постоянно указывать на его ошибки, а не мягко говорить; - "Ничего, завтра ты попробуешь ещё раз, и у тебя всё получится", он махнёт на себя рукой, ведь от него ничего хорошего не ждут, вот и возникают потом комплексы, отсутствие самоуважения. Ведь похвала-это такой стимул, да за неё можно горы свернуть. Да, похвала должна быть заслуженной, но иногда, особенно когда речь идёт о ребёнке застенчивом, робком, непопулярном, можно и схитрить. "У тебя сегодня гораздо лучше получилось", "Какие необычные слова ты нашёл, чтобы описать зиму" и т. д. А если эта похвала ещё прозвучит в присутствии других детей... Одобрение взрослых помогает ребёнку преодолевать скованность, стеснительность.
Усталость, раздражение, бывает всё, но мы взрослые, и должны уметь контролировать свои слова и поступки, особенно когда речь идёт о детях. Высмеивать ребёнка при других, устраивать судилище, разбор чьих-то, пусть не совсем хороших поступков, недопустимо! Нужно ли у коллектива детей вызывать отрицательное отношение к провинившемуся ребёнку? Нет. Нельзя способствовать проявлению озлобленности у наказанного ребёнка или чувства превосходства у других детей! Дети чутко реагируют на проявление доброжелательности, они все разные: есть шумные, активные, подвижные, конечно так хорошо когда все дети послушные - нет никаких проблем. Нам всем необходимо видеть в ребёнке личность, уважать эту личность, учить быть добрым, справедливым, показывая и уча его своим примером, и тогда у этой личности появится чувство собственного достоинства, он научится уважать себя и окружающих его людей!
ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ САМОУВАЖЕНИЯ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ
1. Хвалите ребенка, ищите в нем таланты и способности, развивайте их. (Не талантливых детей не бывает)
2. Любая критика должна касаться действий ребенка, но не его личности. Начинайте критику с чего-то позитивного, например: «Хорошо, что ты решил сам налить воды, но плохо, что пролил».
3. Постарайтесь воздержаться от обобщающих фраз: «Ты никогда не слушаешься!». Скажите лучше: «Я огорчаюсь, когда ты ведешь себя плохо».
4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Дети должны чувствовать свою индивидуальность, а не взращивать в себе зависть или злобу и агрессию.
5. Не высмеивайте ребенка, особенно в присутствии других. Любому было бы неприятно стать объектом насмешек, да еще и при свидетелях. Это унижает, а у малыша может вызвать чувство неуверенности в себе.
6. Будьте примером для детей. Отлично, когда перед его глазами уверенный в себе взрослый, который грамотно принимает решения и несет за них ответственность, стойко переносит все невзгоды судьбы.
7. Уверенный в себе ребенок умеет помочь и попросить помощи. Например, если программа по математике сложна для него, помогите ребенку. Главное, не забудьте сказать малышу, что он хороший, даже если не справляется.
8. Самое важное — это любовь! Ребенок не может быть плохим сам по себе, плохими бывают поступки. Ребенка надо любить и когда у него все получается и когда валится все из рук.
Есть такая песня «Называют меня некрасивою». В ней поэт очень точно подметил важность того, о чем у нас идет речь. Человек считает себя таким, каким считают его люди. Жила хорошая, добрая девушка, искренне и абсолютно убежденная в своей некрасивости — такой ее считали все окружающие. Посмотрел на нее влюбленный парень и восхищенно сказал, как она красива. И случилось чудо — она вдруг увидела себя его глазами и почувствовала, что красива.
Как же важно, чтобы такое чудо произошло с каждым ребенком! И если это случится, он будет правильно жить и благородно поступать всегда не потому, что ему так велели, что его накажут или наградят, а потому, что он человек себя уважающий и по-другому поступать не может. Человек с высоким чувством личного достоинства уважает себя и не позволит себя оскорбить, но он уважает и каждого другого человека и не позволит себе оскорбить и унизить его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование на тему: «Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, уважения к себе и окружающим людям»
СамоуважениеВысокий уровень самоуважения очень важная черта характера ребёнка. Уверенность в своих силах помогает ему справиться с трудностями роста. Самоуважение рождается из признания собственных до...
"Воспитание чувства собственного достоинства"
Консультация о воспитании чувства собственного достоинства у дошкольников....
Доклад для родителей Тема: «Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, уважение к себе и окружающим».
Доклад для родителейТема: «Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, уважение к себе и окружающим».Воспитанию детей необходимо уделять внимание, начиная уже с млад...
Современные аспекты воспитания у ребенка чувства уважения к себе и окружающим в процессе ознакомления с родным краем.
Современные аспекты воспитания у ребенка чувства уважения к себе и окружающим в процессе ознакомления с родным краем....
Родительское собрание на тему «Формируем здоровую самооценку ребенка, или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»
Цели:Познакомить родителей с различными подходами к решению проблемы формирования у детей положительной адекватной самооценки.Способствовать созданию в семьях условий для развития положительной оценки...
Консультация для родителей «Формируем здоровую самооценку ребенка или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»
Материал содержит определение понятия "самооценка"; виды самооценки; особенности ребены заниженной самооцека с завышенной и заниженной самооценкой; причины заниженной самооценки; рекомендаци...
Как воспитывать чувство собственного достоинства
Для чувства собственного достоинства детям нужны права. А еще – вера в себя. Поэтому наша свами задача – верить в своего ребёнка. Верить изо всех сил, что бы ни случилось. И тогда он...