Практическая консультация «Формирование навыков информационной безопасности дошкольников».
материал по психологии

Синельникова Екатерина Александровна

Для гармоничного развития личности ребенку необходимо освоение новых технологий, а соответственно и знакомство с Интернетом, как с глобальным источником информации. Но реальность такова, что дети реже используют Интернет как библиотеку знаний, а делают упор на игры и общение в сети. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. С помощью всемирной паутины мы находим нужную информацию, общаемся с друзьями, узнаем последние новости, совершаем покупки и еще очень много всего.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая консультация «Формирование навыков информационной безопасности дошкольников».

Актуальность темы. Для гармоничного развития личности ребенку необходимо освоение новых технологий, а соответственно и знакомство с Интернетом, как с глобальным источником информации. Но реальность такова, что дети реже используют Интернет как библиотеку знаний, а делают упор на игры и общение в сети. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. С помощью всемирной паутины мы находим нужную информацию, общаемся с друзьями, узнаем последние новости, совершаем покупки и еще очень много всего. Но, как известно, в Интернете есть не только полезное… Интернет для детей таит в себе множество опасностей. В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование. Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения.

Важно, чтобы взрослые, и дети понимали, что в информационном пространстве есть свои плюсы и минусы, есть плохое и хорошее. Необходимо научить детей извлекать из ресурсов только лучшее и безопасное, делать осознанный и грамотный выбор. Необходимо обсуждать с детьми все вопросы, которые возникают у них при использовании Интернета. Чем больше взрослые будут знать о том, как дети используют Интернет, тем проще определить и объяснить, что является приемлемым и безопасным.

Согласно Российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

Целью данных рекомендаций, является помощь педагогам и родителям (законным представителям) в изучении правил пользования сети Интернет; расширение объема знаний родителей (законных представителей) и педагогов о правилах безопасного поведения детей в сети Интернет; повышение уровня знаний источников опасности, которые таит в себе «всемирная паутина», и первоочередные шаги для обеспечения безопасности детей.

Использование в работе данных рекомендаций позволит педагогам и родителям:

1.Повысить уровень правовой грамотности сотрудников, родителей (законных представителей) воспитанников по вопросу обеспечения информационной безопасности.

2.Расширить компетентность родителей (законных представителей) и педагогов в области безопасного поведения детей в интернете.

3.Изучить нормативно-правовые документы по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Информационная безопасность детей дошкольного возраста — это состояние их защищённости от информации, способной причинить вред здоровью, а также духовному, психическому или физическому развитию.

Прежде чем полностью оградить ребенка от использования медиа-продукции необходимо выяснить, какая именно информация может причинить ему вред.

Какую информацию можно отнести к негативной? 

  • побуждающую детей к совершению действий, угрожающих их жизни и здоровью, в том числе причинение вреда себе, самоубийство;
  • способную пробудить у детей интерес и желание попробовать алкогольную продукцию, табачные изделия, заниматься бродяжничеством;
  • содержащую информацию порнографического характера;
  • отрицающую семейные ценности;
  • оправдывающую жесткость и насилие в отношении людей или животных;
  • содержащую нецензурную лексику.

Согласно СанПиН, телевизор в детском саду может использоваться для просмотра обучающих и развивающих фильмов и телепрограмм.

  • При этом расстояние от экрана до ребёнка, сидящего в первом ряду, не должно быть меньше двух метров, но и не больше пяти с половиной метров для последних рядов.
  • Время просмотра телевизора — не чаще двух раз в день, в общей сложности до 20 минут в младшей и средней группах, до 30 минут — в старшей и подготовительной.
  • Врачи и психологи напоминают, что указанное в СанПиН время — суточный максимум. Если ребёнок уже смотрел телевизор в детском саду, то не должен включать его дома.

Хочу поделиться с вами находкой 25 кадра, т.е. влияние мультфильмов на сознание детей (просмотр видеоролика «Эффект 25 кадра») https://www.youtube.com/watch?v=HMlFhwZz0fs 

Правила использования телевизора  ребенком дошкольного возраста.

1. Оказывайте детям помощь при выборе телепередач и контролируйте время нахождения дошкольника у телевизора. Общее время просмотра телевизора детьми дошкольного возраста не должно превышать 6-7 часов в неделю. Ребенок не должен находиться у экрана более получаса подряд.

2. Беседуйте с ребенком о том, что существуют запретные передачи, расскажите ему о возрастной маркировке на экране. (3+ 5+ 6+)

3. Покажите ребенку разницу между отечественной и зарубежной телепродукции. Составьте видеотеку с российскими мультфильмами, детскими фильмами, передачами.

4. После просмотра любого видео анализируйте с ребенком значимость увиденного, поведение и поступки героев.

5. Помогите выбрать ребенку героя для подражания. Обсудите его поведение, качества, черты характера. Спрашивайте, как поступил бы ваш ребенок в аналогичной ситуации.

6. Составьте с ребенком план по борьбе с «вредным» телевидением.

Правила при использовании компьютера и сети Интернет.

1. Контролируйте, какие сайты посещают дети. Ребенок не должен использовать Интернет свободно.

2. Проговорите о правилах пользования Интернетом. Четко определите временные границы, а также сайты, которые он может посещать.

3. Не разрешайте детям распространять в интернете личную информацию (номер мобильного телефона, адрес), а также размещать фотографии.

4. Рассказывайте ребенку об опасностях, с которыми он может столкнуться в сети Интернет. Ребенок должен знать, что нельзя открывать подозрительные ссылка или файлы, несмотря на их привлекательный вид.

5. Объясните ребенку, что нельзя открывать файлы, полученные от незнакомых людей, так как они могут содержать негативную информацию либо вирусы.

6. Установите на компьютер (планшет. телефон) антивирусную программу, средства фильтрации входящего контента. При необходимости подключите «родительский контроль».

7. Изучайте технологические новинки, например, фильтрующие вредоносные программы.

8. Устанавливайте на компьютеры только те программы, которые необходимы членам вашей семьи. Каждые полгода проверяйте настройки, чтобы убедиться, что программное обеспечение не требует обновлений.

9. Просматривайте историю посещений интернет-ресурсов на смартфоне, планшете, компьютере, чтобы знать какие сайты посещал ребенок.

10. Составьте список полезных и безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ребенок.

Для практического примера за основу я взяла передачу «Няня особого назначения».  По правилам проекта няня  Виктория в 1 день знакомится с семьёй. Во 2 день наблюдает за происходящим и составляет план действий. В 3 день устанавливает новые правила и делит обязанности.  В 4 и 5 дни самое главное - наблюдает, как изменятся герои передачи,  получается ли у них выдержать эксперимент и спасти самое дорогое – свою семью.

Рекомендации. Для нормальной работы нервной системы не давать детям гаджеты  в 1 час после пробуждения, так как нервная система с утра начинает воспринимать огромную нагрузку. И за 2 часа до сна не давать гаджеты.

  • Когда дети едят с гаджетами, они не понимают вкуса еды.
  • Ограничение по времени на гаджеты.
  • Каждый вечер  посвящаем 15 (минимум) минут приятному общению.
  • Родители делят обязанности по воспитанию детей и развлекают тоже по очереди.
  • Начертить календарь на месяц, где нужно 1 раз в неделю семье проводит день без гаджетов (строго прописывается время на гаджеты).  
  • Когда взрослый хочет забрать гаджет у ребенка, его нужно предупреждать за 15 минут. Нельзя вырывать гаджеты из рук!
  • Когда дети агрессивно реагируют нужно не подавлять злость в ребенке!
  •  Чтобы ребенок успокоился нужно научить ребенка по-другому выражать свою агрессию. Ребенок имеет право расстраиваться, научите его выражать свою агрессию. Взрослому нужно дать ребенку альтернативный вариант.
  • Если правила не соблюдаются - появляется «Коробка для гаджета» (для того чтобы соблюдать границы дисциплины).
  • Правило трёх звонков (можно использовать песочные часы). Это правило хорошо работает с детьми до 3,5 лет. В раннем возрасте еще нет баланса между возбуждением и торможением, но существует простой метод, который поможет вывести ребенка из любой ситуации.
  • Игра «Привидение», игра учит эмоциональной регуляции.

Видеоотрезки из серии зависимость от гаджетов  «Няня особого назначения» - 1:10 - правила проекта; 1:49- запрос семьи; 37:42 - забрали гаджет у ребенка ; 41:26 - кормление с телефоном; 44:56- время без гаджетов.

https://www.youtube.com/watch?v=cD4_LHKW9sk

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №101»

Практическая консультация «Формирование навыков информационной безопасности дошкольников».

                                                                                             Подготовила

                                                                                                     педагог-психолог

Синельникова Е.А.

Оренбург 2024 г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование информационной безопасности дошкольников"

Формирование информационной безопасности дошкольников...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА В ДОУ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрыты возможности реализации педагогического потенциала при реализации процесса формирования основ информационной безопасности у детей дошкольного возраста в целом....

Консультация «Формирование навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников через современные технологии (ИКТ

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей...

Презентация к практическому занятию "Формирование навыков самообслуживания в процессе трудового воспитания. Взаимодействие с семьей по развитию самостоятельности у дошкольников, в том числе и у детей с ОВЗ"

Представленная в публикации презентация разработана педагогами-психологами Луньковой Н.Г. и Медведевой С.А. Презентация использовалась в процессе семинара-практикума на тему "Формирование навыков...

Презентация к практическому занятию "Формирование навыков самообслуживания в процессе трудового воспитания. Взаимодействие с семьей по развитию самостоятельности у дошкольников, в том числе и у детей с ОВЗ"

Представленная в публикации презентация разработана педагогами-психологами Луньковой Н.Г. и Медведевой С.А. Презентация использовалась в процессе семинара-практикума на тему "Формирование навыков...

Консультация для родителей «Информационная безопасность дошкольников»

Современную жизнь трудно представить без интернета и компьютерных технологий, которые стремительно развиваются....

Консультация для педагогов «Формирование основ информационной безопасности дошкольников».

Одной из главных задач, которую ставит Программа «От рождения до школы» перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных...