Психологический взгляд на современную детскую игру.
консультация по психологии
Мир сюжетно-ролевых игр – это не просто развлечение, а мощный инструмент развития личности ребенка, значение которого недооценивается в современном обществе, зачастую подменяемое узкоспециализированными методиками раннего развития. Игры, особенно сюжетно-ролевые, являются фундаментом, на котором строится социальная, эмоциональная и когнитивная компетентность будущего взрослого. Еще наши предки понимали, что детство – это не просто период роста, а время интенсивного обучения через игру, где «играть» было синонимом «жить» и «дружить».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_vzglyad_na_igru.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический взгляд на современную детскую игру.
Сегодня мы говорим об увлекательном и разнообразном мире сюжетно-ролевых игр и их значении для развития детей. Еще с древних времен известно, что детство - это время подготовки к жизни при помощи... игры. Интересно, что раньше слово «играть» применительно к ребенку означало «жить» и «дружить». В какой-то степени это сохранилось и в языке современных детей. Они обычно говорят: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобою больше не играю», что, по сути, означает: «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобою больше не дружу!». Очень часто приходится слышать жалобы мам, что дети не хотят сидеть на занятиях, что они очень невнимательны, не желают выполнять домашние задания, 5-летние увиливают от учебы... Однако ни одна мама не жалуется, что ее ребенок не умеет играть. Но ведь это намного, намного более серьезный повод для тревоги!
Наблюдения медиков, психологов и педагогов показывают, что «подготовленный к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного», значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально. Жаль, что многие родители и педагоги это забывают или не знают. По их мнению, новое время с его ускоренным темпом жизни, не позволяет терять драгоценные годы, дни, часы и даже минуты на «пустые игры» в «Дочки-матери» и «Казаки-разбойники». И если уж играть, считают они, то пусть это будут «умные» компьютерные игры или спортивные (например, восточные единоборства), на крайний случай - развивающие логическое мышление головоломки.
Взаимосвязаны ли игра и обучение?
Мы констатируем, что у игры стал низкий уровень, это означает что:
- ребенок не наигрался, он не может перейти к полноценной учебной деятельности, он играет в школу.
- до 50 % детей восьмого года жизни приходят в школу играть (исследования Эльконина), но в игре основное это отношения, в ней нет содержания, в игре все «Как будто», «Как будто я написал..» Ребенка больше интересуют отношения с учителями, директором и т. д. Концентрации на содержании в игре нет, более привлекательным для ребенка является: вставать отвечая, поднимать руку, приходить по звонку. Ребенок может наиграться ко 2 или даже 3 классу, и только потом он обратит внимание на содержание, все что было до этого-пробел.
Любая деятельность проходит 3 этапа в своем развитии и в игре и в учении и в общении:
-вначале эта деятельность задается извне, ребенок должен ее принять;
-ребенок должен ее удерживать ситуацию;
-действовать в заданной ситуации.
Если в игре ребенок как рыба в воде, от и в учении ребенок будет чувствовать себя так же уверено как и в игре.
Господи, ну и игры… – говорим мы, взрослые. Одни играют в монстров, которых сами же бояться, другие - в какие-то пошлые романы. Нам не нравится, как и во что играют современные дети? Что ж это повод для размышления. Только менять нужно не их игры, игра – всего лишь отражение того содержания, которым наполнены их души. Менять надо их жизнь..
Утром мы встаем и подходим к зеркалу. Ну и лицо… Ну ничего, сейчас приведем в порядок, подрисуем, припудрим… Но ведь лицо припудрим – не зеркало же! Так и с игрой - совершенствовать надо жизнь, оригинал.
То что мы видим в играх наших детей – это отражение того мира, который мы им подарили. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем их спать, это мы создаем и смотрим такие телепередачи и видеофильмы, это мы покупаем для них такие игрушки…Мир игр детей бесконечно разнообразен - как и мир окружающих их взрослых. Давайте же наконец найдем в себе мужество увидеть в их играх отражение своей реальной взрослой жизни. Что же поделаешь, если она оказывается скучной, бедной, неинтересной? Это не их вина.
Как можно писать методические рекомендации по руководству детской игрой, если ее сюжеты постоянно меняются – в зависимости от того какие сериалы смотрят дома взрослые, какие мультфильмы показывают для них. Вслед за нами дети создают предприятия и заключают договора, открывают банки и торговые точки, вслед за нами они перестают играть в космонавтов и полярников.
Анализирую игровую деятельность, выдающийся отечественный психолог Даниил Борисович Эльконин постоянно говорил о самостоятельной игре. Именно в свободной игре, единственной доступной ребенку-дошкольнику форме самостоятельной деятельности, формируется его способность регулировать собственное поведение. Этим и определяется необыкновенная ценность самостоятельной игры для психического развития ребенка. Именно поэтому можно использовать игру как инструмент диагностики психического развития ребенка.
Но в нашей педагогике мы часто «подкрашиваем» зеркало. Наблюдается спад игровой деятельности? Сюжеты стереотипны? Ничего, мы научим детей играть творчески, мы разовьем умение брать и разыгрывать разные роли. И вот игра проанализирована как особая деятельность: выделены мотивы, цели, способы. Как мотивы формировать – никто не знает, поэтому наша педагогика об этом предпочитает помалкивать. Цели игровой деятельности так же смутны, но вот способы – вещь всегда понятная.
И работа сосредоточилась на формировании способов игровой деятельности –как если бы речь шла о ремесле каменщика. И вот – камень на камень, кирпич на кирпич– уже готовы рекомендации как формировать разнообразные игровые действия в каждой возрастной группе.
Во всем мире роль взрослого в игре –это создание условий для игры (игрушки, место, время), но ни в коем случае не руководство ею. В последние годы и у нас зазвучали слова о том, что взрослый должен включаться в игру ребенка как партнер. Но как это осуществлять на практике, мало кто понимает. Поэтому до сих пор воспитатели включаясь в игру пытаются что-нибудь улучшить, направить в педагогически ценное русло, повернуть ситуацию и сделать ее гладкой, положительной ( 49.5% воспитателей нашего д/с).
А ребенку необходимо в игре выплеснуть прежде всего те переживания, которые у него накопились, у него всегда есть свой план игры и свой замысел. И не дело партнера диктовать свои правила – это уже игра…
Желая видеть своих детей образованными людьми, родители зачастую воспринимают детство лишь как короткий отрезок на пути ребенка в общество взрослых, где он должен будет занять достойное место. При этом игре достаются лишь функции развлечения и отдыха между полезными делами, которыми занимают малыша. А ведь для ребенка играть - значит жить. Именно в игре он развивается разносторонне. Игры важны любые: и собственные ручки для 3-месячного малыша, и кастрюльки для годовалого карапуза, и «Дочки-матери» для 3-летнего, и «Прятки» для 5-летнего. Но при этом важна не только сама игра, но и то, с кем играть. Так, манипуляции с предметами (характерны для детей до 3 лет) можно осуществлять и наедине с собой. А вот когда приходит время сюжетно-ролевых игр (с 3 лет и, как минимум, до начала школы) - без компании тут не обойтись.
Игра парадоксальна по самой своей природе: она сочетает свободу, творчество, непринужденность с жестким требованием выполнять определенные правила. Ребенок может играть и не играть, может играть во что угодно, использовать любые предметы в качестве чего угодно, а не по их прямому назначению. Но если он уже выбрал сюжет и свою роль в нем, то должен совершать определенные действия в определенной последовательности - в соответствии с ролью и с тем, как договорились играть. Принимая роль взрослого - например, доктора, шофера, мамы - ребенок берет на себя определенный способ поведения. Если малыш не понимает, какая цепочка действий сопряжена с его ролью, значит, он не будет играть - это доказали эксперименты детского психолога Д. Эльконина. В ролевой игре формируется способность ребенка управлять собой - телом, действиями. В ней малыш обретает то, что в психологии называют «произвольностью действий». Иными словами, «ролевое» поведение детей превращается в волевое. И им это очень нравится.
Что делать?
Оставить детей в покое. Пусть играют так, как хотят. А мы внимательно посмотрим – и поймем, что мы должны изменить в своей жизни и работе.
Дать им свободное от обучения и от нас время, чтобы играть.
Дать им наше внимание, участие, себя в качестве партнера по игре –если они этого захотят. Получить от ребенка приглашение в свою игру – знак величайшего доверия. На эту суверенную землю его мыслей и чувств мы должны ступать осторожно. Ребенок сам скажет, что нам здесь делать.
Еще Платон говорил, что игра - это источник удовольствия. Так давайте, дорогие взрослые, не лишать наших малышей такого удовольствия и будем играть вместе с ними!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Мой взгляд на современное образование"
Образование относится к тем ценностям, которые оказывают наибольшее влияние на существование и развитие человека.Образование – это всеобщая форма развития личности и общества. Образование ...
Статья "Мой взгляд на современного педагога."
Мои близкие и дальние перспективы в улучшении воспитательно-образовательной работы....
Эссе «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктует, нам, педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспи...
Статья на тему: ЭССЕ "Взгляд на современного педагога"
ЭССЕ "Взгляд на современного педагога"...
Реализация андрагогических подходов в повышении психологической грамотности родителей воспитанников современного детского сада
В период реализации ФГОС ДО важное место отведено сотрудничеству детского сада с семьями воспитанников. В статье рассматривается роль педагога-психолога в организации психопросветительской деятельност...
Семинар - практикум "Психологическое здоровье педагога как один из компонентов современного детского пространства."
1. Семинар - практикум "Психологическое здоровье педагога как один из компонентов современного детского пространства."2. Семинар-практикум«Возможности цветотерапии»...