рабочая программа педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) Песочная страна
рабочая программа по психологии (младшая группа)
Программа по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен.
Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое.
При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.
Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_s_detmi_mladshego_vozrasta_pesochnaya_strana.odt | 47.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Название программы | Песочная страна |
Направленность программы | психолого-педагогическая |
Возраст детей | От 3 до 4 лет |
Сроки реализации программы | 1 год |
Цель | Развитие индивидуальных особенностей, творческого потенциала, гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка младшего дошкольного возраста, посреством игр с песком и рисованию песком на песочных столах. |
Задачи |
|
Планируемые результаты | В соответствии с возрастными ориентирами:
|
Настоящая программа разработана с учётом современных требований педагогики, психологии, физиологии, на основе программы Е.А. Тупичкиной «Мир песочных фантазий», «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет» М.А.Федосеева. Программа предусматривает возможность корректировки её разделов за счёт гибкости содержания, практический материал может варьироваться с учётом условий её использования. Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность программы
- Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки, создавать песочные картины А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, а так же позволяет успешно развивать психические процессы, мелкую моторику, тактильные ощущения, речь, обогащать словарный запас . Педагогическая целесообразность объясняется в доступности реализации содержания и освоении программного материала детьми младшего дошкольного возраста.
Организационно-педагогические условия
При прохождении Программы, для успешного решения задач в процессе обучения, используются следующие
Основные принципы педагогической деятельности и психолого-педагогической поддержки при реализации данной программы
1. Принцип системности-структурирование содержания программы по уровням развития ребёнка и разделам, связанным с изображением песком отдельных предметов, песочных композиций.
2. Принцип концентризма к построению программы, предполагающий обращение к сквозным темам программы согласно заявленной структуре на различных уровнях (возрастах) освоения программы.
3. Принцип индивидуально-личностного подхода предусматривает ориентацию на индивидуальные художественные способности и интересы ребёнка, приоритет личностных переживаний, отражений чувств, создание условий для его творческого самовыражения.
4. Принцип интереса ( к процессу игр с песком а так же к процессу рисования песком). Естественный интерес ребёнка к данному виду деятельности поддерживается посредством отбора интересных тем, занимательных игр, увлекательных сказочных сюжетов, использование различных предметов необходимых для песочных игр и предметов использующихся для украшения песочных картин ( камушки, ракушки и пр.).
5. Принцип обучения техническим навыкам « от простого к сложному». Данный принцип диктует логику построения структуры программы.
6. Принцип создания творческой атмосферы в процессе игр с песком, а так же рисования песком создаётся как самим используемым материалом –песочной средой, самой атмосферой занятия, так и творческим стимулированием деятельности со стороны педагога.
7. Принцип естественной радости ( радости эстетического восприятия, « чувствования» и « действования») поддерживается посредством создания свободной для выражения эмоций и настроения в процессе игр с песком и рисования песком, словестного выражения чувств от данного вида деятельности.
8. Принцип интеграции игр и песком и песочного рисования с другими видами детской деятельности ( сказки, беседы, музыка, релаксационные приёмы, пальчиковые игры и пр.) Реализация данного принципа предполагает использование на занятиях игровых приёмов, пальчиковой гимнастики, сказкотерапии, релаксационных приёмов. Данные виды детской деятельности неразрывно связаны с речевой деятельностью.
9. Принцип психолого-педагогической поддержки достигается посредством бережного отношения к мыслям, рассуждениям детей, продуктам их деятельности, одобрения способов и приемов которые использует ребёнок на занятии, демонстрации педагогом интереса к детской деятельности, ценности детских работ.
10. Принцип дозированной помощи и невмешательства. Для педагога песочный стол-это пространство для детского свободного творчества и только сам ребёнок определяет способы игры или сюжет песочного рисования (педагог определяет общую тематику), поэтому помощь взрослого может осуществляться или по просьбе взрослого или по его разрешению.
11. Принцип арт-терапевтического подхода предполагает включение в каждое занятие арт-терапевтических упражнений, в которых проявляется личностный, прежде всего эмоциональный опыт ребёнка. Использование арт-терапевтических техник положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей , снимает напряжение, снимает негативные переживание, создаёт доброжелательную атмосферу в группе среди сверстников, стимулирует личностный рост, способствует самореализации, самовыражению, повышению адаптационных способностей личности, проявлению творческой активности.
Методы и приемы работы.
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения.
2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации).
3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).
4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
5. Релаксация.
6.Концентрация.
7. Функциональная музыка.
8.Сказкотерапия.
Формы работы в педагогической песочнице:
– конструирование из песка;
– рисование песком и на песке;
– экспериментирование;
– составление узоров на песке;
– диагностика;
– создание картин на песке и “песочного мира”;
– игры в адаптационный период;
– создание песочных композиций и “секретов”.
Организация образовательного процесса
Срок реализации программы — 1 учебный год
Программа рассчитана на обучающихся от 3-х до 4-х лет
Режим занятий: 1 раз в неделю по 15 минут
Количество занятий составляет — 28 академических часов
Программа состоит из блоков:
- Ориентировочный. Знакомство с песочницей, свойствами песка, проговаривание своих ощущений за взрослым. Знакомство с правилами игры с песком, правилами игры рядом.
- Сенсорный. Закрепление знаний о цвете, форме, величине, расположении предметов, фигур, действия с ними в пределах песочницы. Поощрение умений поделиться с сверстником найденными с помощью «раскопок» игрушками, предметами.
- Творческий. Инсценировка знакомых сказок, историй, разыгрывание диалогов, повторение небольших монологов, создание картинок с помощью цветного песка. Развитие умения взаимодействовать.
Структура занятия
1. Демонстрация песочницы, коллекции фигурок.
2. Правила игр на песке, инструкции.
3. Ритуал входа в песочную страну.
4. Построение песочной картины (занятие).
5. Обсуждение песочной картины (итоги, выводы).
6. Развивающие упражнения по теме занятия.
7. Ритуал выхода, рефлексия.
Общие рекомендации по подготовке и проведению игр с песком.
1.Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет детям нерешительным, с пониженной активностью или недавно пришедшим в детский сад.
2.При проведении первых игр необязательно придерживаться запланированной ранее структуре деятельности, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние детей.
3. Взрослый должен внимательно следить за состоянием детей при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости игра с песком ненавязчиво завершается.
4. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок («рука в руке» или самостоятельно) повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.
5. Для начала и окончания игровой деятельности вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (то может быть определенная музыка, четверостишие и пр.).
6. С учетом возрастных особенностей детей совместная деятельность с использованием песочных игр строится от простого к сложному, содержание игровой деятельности повторяется с небольшими изменениями не менее 2-3 раз.
Материально-техническое обеспечение программы.
Место проведения: изостудия
Оборудование:
- стол для занятий с песком;
- набор миниатюрных предметов и игрушек, символизирующих предметный мир.
- детские стульчики по количеству детей;
- кинетический песок
- песочные формочки, совочки, кисточки.
Формы контроля
«Диагностическая таблица освоения ребёнком программы»- программа «Мир песочных фантазий» Е.А. Тупичкиной. Декабрь и апрель
Учебный план
№п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Промежуточная аттестация |
1 | Знакомство с группой | 1 | |
2 | Знакомство с песком | з | |
3 | Путешествие по песочной стране. | 7 | |
4 | Промежуточный мониторинг | 1 | «Диагностическая таблица освоения ребёнком программы»- программа «Мир песочных фантазий» Е.А. Тупичкиной |
5 | Забавные величины. | 4 | |
6 | В стране геометрических фигур. | 5 | |
7 | В гостях у сказки. | 6 | |
8 | Итоговый мониторинг | 1 | «Диагностическая таблица освоения ребёнком программы»- программа «Мир песочных фантазий» Е.А. Тупичкиной |
ИТОГО 28 |
Календарно тематическое планирование
№п/п | Тема | Задачи | Используемые игры и упражнения |
октябрь 1. занятие | « Давайте познако-мимся» | Знакомство детей с группой. Снятие психомышечного напряжения, развитие мелкой моторики, тактильно-кинестетической чувствительности | 1. Приветствие. 2. Игра « Здравствуй песочек».
« Секретики». 5. Ритуал прощания, рефлексия. |
2 занятие | Чудесный песок. | Знакомство детей со свойствами песка. Снятие психомышечного напряжения, развитие мелкой моторики, тактильно-кинестетической чувствительности | 1. Приветствие. 2. Игра « Здравствуй песок». 3. Упражнение « Чувствительные ладошки», «Песочные прятки», «Песочные капли». Упражнение «Волшебные камушки». 4.Ритуал прощания, рефлексия.
|
3 занятие | Наши ладошки. | Закрепление знаний о свойствах песка. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики, снятие психомышечного напряжения. | 1.Приветствие 2.Правила песочной страны. 3.Игра « Каким может быть песок», 4. « Чувствительные ладошки» «Пощекоталочки» «Сказка про солнышко» 5.Прощание, рефлексия. |
4 занятие | Что спрятано в песке | Развивать память, внимание, мелкую моторику, обогащение словарного запаса, снятие психомышечного напряжения. | 1.Приветствие. 2. Упражнение « Здравствуй песок» 3.Упражнение « Чего спрятано в песке», « Песочный дождик», « Песочный ветер», « Пощекоталочки» 4. Игра « Угадай» 5. Прощание, рефлексия. |
ноябрь
5 занятие | «Цветоч-ная поляна» | Формировать умения различать предметы по цвету; Развивать память, мышление восприятие; Развитие речи, обогащение словарного запаса. Знакомство с базовыми приёмами песочного рисования. | 1 Приветствие. 2. Упражнение « Здравствуй песок». 3. Упражнение « Пощекоталочки», « Песочный дождик». 4. Упражнение «Цветы» 5.Упражнение « До свидания песок». 6. Прощание, рефлексия. |
6 занятие | «Мышка норушка» | Развитие воображения, активизация речи, развитие мелкой моторики. Снятие мышечного напряжения, развивать умение действовать по инструкции. | 1Приветствие. 2. Упражнение « Здравствуй песок». 3. Упражнение « Норки для мышки». 4. Игра «Кошки-мышки» 5. Прощание, рефлексия. |
7 занятие | «В гости к лошадке» | Развивать память, мышление восприятие; снятие мышечного напряжения, развивать умение действовать по инструкции. | 1Приветствие. 2. Упражнение « Здравствуй песок». 3. Упражнение « Угадай кто это?». 4. Игра «На лугу». 5. Прощание, рефлексия. |
8 занятие | «В гости к мишке» | Развивать память, мышление восприятие; Развитие речи, обогащение словарного запаса, развитие навыков песочного рисования. | 1Приветствие. 2. Упражнение « Здравствуй песок». 3. Упражнение « Угадай кто это?». 4. Игра «Чьи следы». 5. Прощание, рефлексия. |
декабрь 9 занятие | « В гостях у зайки» | Развивать память, мышление восприятие; Развивать мелкую моторику, координацию движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развивать умение действовать по инструкции, развивать умения рисовать песком. | 1 Приветствие. 2. Упражнение « Здравствуй песок». 3. Загадка про зайца. 4. Пальчиковая гимнастика « Зайка и ушки». 5.Упражнение « Следы», « Нарисуй дорожки» 6. Прощание, рефлексия. |
10 занятие | «Путешествие в Снежинию» | Развивать память, мышление восприятие; Развивать мелкую моторику, координацию движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развивать умения рисовать песком. | 1Приветствие. 2. Упражнение « Здравствуй песок». 3. Игра « Снежинки», « Снеговик». 4. Пальчиковая гимнастика « Погреем ручки». 5 Прощание, рефлексия. |
11 занятие | « Скоро, скоро, новый год» | Развивать память, мышление восприятие; Развивать мелкую моторику, координацию движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развивать умения рисовать песком. | 1. Приветствие. 2. Упражнение « Здравствуй песок». 3. Игра « Ёлочка» 4. Нарисуем ёлочку. 5. Игра « Укрась ёлочку». 6. Прощание, рефлексия. |
12 занятие. | Диагностическое занятие « Подарок» | Оценка уровня освоения ребёнком программы по диагностической таблице. | 1. Приветствие. 2. Упражнение « Здравствуй песок». 3. Игра « Подарок» 4. Подари подарок другу. 5. Прощание, рефлексия. |
январь 13 занятие | « Весёлое путешест вие» | Формировать умение различать предметы по цвету; развивать память, мышление восприятие; развитие мелкой моторики. | 1Приветствие. 2. Упражнение « Здравствуй песок». 3. Упражнение «Бусинки» 4. Упражнение «Карусель» 5. Игра « Дорожки» 6. Прощание, рефлексия. |
14 занятие | « Снеговик » | Формировать представления о понятиях: « большой», «маленький»; развитие речи; снятие эмоционального и мышечного напряжения | 1. Приветствие. 2. Упражнение « Здравствуй песок». 3. Упражнение «Снеговик» 4. Игра « Художники» 5. Прощание, рефлексия |
15 занятие | « Зимние узоры » | Закрепить представления о понятиях: «большой-маленький»; выработка навыка счёта один-два; развивать умение действовать по инструкции. | 1 Приветствие. 2. Упражнение « Здравствуй песок». 3. Упражнение «Снег, снег, снег» 4. Игра « Художники» 5. Прощание, рефлексия |
16 занятие | «Городок игрушек» | Закрепить представления о понятиях: «большой-маленький»; выработка навыка счёта один-два-три; развивать умение действовать по инструкции. | 1 Приветствие. 2. Упражнение « Здравствуй песок». 3. Упражнение « Секретики», 4. «Угадай и сосчитай» -игра. 5. Прощание, рефлексия |
февраль
17 занятие | « Мячики» | Формировать представления о понятии « круг»; развивать умение действовать по инструкции; развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру. | 1Приветствие. 2. Упражнение « Здравствуй песок». 3. Упражнение « Секретики», «Мячики», 4. Стихотворение Маршака С.Я. « Мяч». 4. Игра « Художники» 5. Прощание, рефлексия |
18 занятие | « Ласковое солнышко» | Закрепить представления о понятии « круг»; развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения. | 1Приветствие. 2. Упражнение « Здравствуй песок». 3. Упражнение « Секретики», «Солнышко», 4. Упражнение « Части и целое». 4. Игра « Художники». 5. Прощание, рефлексия. |
19. занятие | « Ковёр самолёт» | Формировать представление о понятии « квадрат»; Развивать умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине. | 1Приветствие. 2. Упражнение « Здравствуй песок». 3. Упражнение « Ковёр-самолёт», «Солнышко», 4. Игра « Художники». 5. Прощание, рефлексия. |
20 занятие | «Волшебная страна » | Формировать представление о понятии « квадрат»; закрепить представление о понятии « круг»; развивать умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине. | 1 Приветствие. 2. Упражнение « Здравствуй песок». 3. Упражнение « Ковёр-самолёт», «Продолжи узор», 4. Упражнение « Строители». 4. Игра « Мешочек», 5. Прощание, рефлексия |
март
21 занятие | «В гостях у бурёнки» | Формировать представление о понятии «треугольник»; закрепить представление о понятии « круг», « квадрат»; развивать умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине. | 1Приветствие. 2. Упражнение « Здравствуй песок». 3. Загадка про коровку. 4. Упражнение « Нарисуй колокольчик». 5. Игра «Колокольчик». 6. Прощание, рефлексия |
22 занятие | Весна, красна. | Формировать представление о понятии « треугольник»; закрепить представление о понятии « круг», « квадрат» развивать умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. | 1. Приветствие. 2. Игра «Весенняя капель», « Зажурчали ручейки». 3. Упражнение «Первые цветы » 4. Прощание, рефлексия. |
23 занятие | В гостях у сказки «Репка» | Развивать память, мышление восприятие; развивать мелкую моторику, координацию движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие речи . | 1. Приветствие. 2. Игра по сказке «Репка» 3. Игра «Повторяй за мной». 4. Прощание, рефлексия. |
24 занятие | В гостях у сказки « Курочка ряба» | Развивать память, мышление восприятие; Развивать мелкую моторику, координацию движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие речи. | 1. Приветствие. 2. Игра «Курочка ряба», 3. Упражнение «Курочка и цыплята» 4 . Прощание рефлексия. |
апрель
25 занятие | В гостях у сказки «Теремок» | Развивать память, мышление восприятие; развивать мелкую моторику, координацию движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие речи | 1. Приветствие. 2. Игра «Давай расскажем сказку», 3. Упражнение « Терем-теремок» 4. Прощание, рефлексия. |
26 занятие | В гостях у сказки «Колобок» | Развивать память, мышление восприятие; развивать мелкую моторику, координацию движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие речи. |
1. Приветствие. 2.Игря « Испечём мы колобок» 3.Игра «Давай расскажем сказку», 4. Прощание, рефлексия. |
27 занятие | В гостях у сказки | Развивать память, мышление восприятие; развивать мелкую моторику, координацию движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие речи. | 1. Игра приветствие 2. Упражнение « «Угадай героев сказки» 3. Игра « Путаница» 4. Игра «Сказочный цветок» 5. Прощание, рефлексия.
|
28 занятие | Диагностическое. « Золотая рыбка» | Оценка уровня освоения программы ребёнком по диагностической таблице. | 1. Игра приветствие 2. Упражнение « Рыбка» 3. Рисование «Рыбка в море» 4. Украшение Золотой рыбке. 5. Игра «Загадай желание». 6. Прощание, рефлексия. |
Оценочные материалы
Для определения уровня освоения программы в середине года предлагается задание « Подарок», в конце года задание «Золотая рыбка». В качестве оценочного материала педагогом используется « Диагностическая таблица освоения ребёнком программы»- на основании программы «Мир песочных фантазий» Е.А. Тупичкиной.
№ п/п | Наименование критерия | Характер задания | Нулевой уровень (0 баллов ) | Низкий уровень (1 балл) | Достаточный уровень (2 балла) | Продвину тый уровень (3 балла) |
1. Отношение ребёнка к занятиям с песком. | ||||||
1 | Желание к выполнению заданий | Желание чётко не определено (ответ « не знаю») | Желание проявляется слабо | Желание присутствует, но не устойчивое | Желание ярко выражено, но не устойчивое | Желание сильное, ярко выраженное устойчивое |
2 | Умение видеть красоту в окружающем мире и передавать её, используя песочную технику. | Нарисуй на песке что-то красивое. | Ребёнок отказывается рисовать на песке. | Рисует банальные предметные схематич ные картинки ( солнышко, человечка) | Рисует предметную или сюжетную картинку, но затрудняется пояснить , что красивого нарисовал. | Рисует предметную или сюжетную картинку, и поясняет , что красивого нарисовал. |
2. Освоение ребёнком графических навыков рисования песком. | ||||||
1 | Владение приёмом рисования по песку -светлым по тёмному ( разгребание песка) | Предлагается используя данный приём создать изображе ние конкретного предмета (по словестной инструкции) | Частично сформированы отдельные графичес кие действия, умения.При рисовании допускают ся неточности.Изображе ние слабоузнаваемо Требуется постоянная помощь взрослого. | Сформированы отдельные графичес кие действия, умения. В некоторых случаях допускают ся неточности. Изображе ние узнаваемо. Нуждается в помощи взрослого. | Сформированы отдельные графичес кие действия, умения. Удаётся передать форму свето-теневые отношения. Качество изображе ния соответствует возрасту. Иногда нуждается в помощи взрослого. | Умение сформировано владеет графичес кими действиями. Грамотно передаёт форму свето-теневые отношения. Качество изображе ния высокое. Работу выполняет самостоя тельно. |
2 | Рисование песком- тёмным по светлому( насыпание песка, «вырезание формы» или «отсечение лишнего» ) | Предлагается используя данный приём создать изображе ние конкретного предмета (по словестной инструкции) | Частично сформированы отдельные графические действия, умения.При рисовании допускаются неточности. Изображение слабоузнава емо Требуется постоянная помощь взрослого. | Сформированы отдельные графические действия, умения. В некоторых случаях допускаются неточности. Изображение узнаваемо. Нуждается в помощи взрослого. | Сформированы отдельные графические действия, умения. Удаётся передать форму свето-теневые отношения. Качество изображения соответствует возрасту. Иногда нуждается в помощи взрослого. | Умение сформировано владеет графическими действиями. Грамотно передаёт форму свето-теневые отношения. Качество изображения высокое. Работу выполняет самостоятельно. |
3. Психомоторное развитие ребёнка | ||||||
1 | Зрительно моторная координация в процессе выполнения заданий. | Предлагается выполнение графических упражнений требующих определённой точности | Наблюдается нарушение зрительно моторной координации в соответствии с возрастом. | Сформирована слабо.Часто движения рук неточны, характер, сила, скорость, амплитуда не соответствуют графической задаче. | Сформирована в достаточной степени. Иногда движения рук не точны, характер, сила, амплитуда, скорость не всегда соответствуют графической задаче. | Сформирована в полной мере. Движения рук точны, характер, сила, амплитуда, скорость соответствуют графической задаче. |
2 | Внимание, усидчивость, доведение работы до конца. | Диагностика проводится на основе наблюдения за выполнением вышеописанных заданий | Характерна расторможенность, трудность сосредоточения внимания. Работа до конца не доводится. | Иногда проявляется невниматель ность, неусидчи вость. В некоторых случаях работа может быть не доведена до конца. | Чаще всего проявляется внимание, усидчивость, работу доводит до конца. | Всегда проявляется внимание, усидчивость, работа доводится до конца. |
3. | Речевая деятельность в процессе занятия | Диагностика проводится на основе наблюдения за выполнением вышеописанных заданий | Выполнение заданий осуществляется молча. Побуждения педагога к речи не дают результата. | Речевая деятельность в процессе выполнения заданий побуждается педагогом. При помощи наводящих вопросов ребёнок может выразить в речи: свои действия, своё отношение, своё эмоциональное состояния. | В ходе занятия ребёнок чаще всего может выразить в речи: названия предметов, действия с предметами, своё эмоциональное состояние. При помощи взрослого может пересказывать сказки или рассказывать истории. | В ходе выполнения заданий может самостоятельно выразить в речи: действия с предметами, предметы, своё эмоциональное состояние. Самостоятельно пересказывает сказки или придумывает истории. |
4. | Образная память | Ребёнку демонстрируется последовательность графических действий изображения предмета, которые он должен повторить. | Затрудняется повторить последовательность графических действий. | При повторении допускает много ошибок. | При повторении допускает 1-2 ошибки. | Запоминает последовательность графических действий. Задание выполняет без ошибок. |
4. Проявление творческих способностей ребёнка. | ||||||
1. | Мотивация на изобразительную деятельность творческого характера. | Диагностика проводится на основе наблюдения за выполнением вышеописанных заданий. | Всегда проявляется стремление делать согласно образцу, не выходить « за рамки» эталона. | Чаще всего следует образцу редко вносит в него какие-то дополнения. Предпочитает рисовать на заданную тему. | Стремиться вносить дополнения, изменения в предлагаемый образец. Проявляет активность в обсуждениях рисунков. | Ярко проявляется увлечённость рисованием на песке, желание рисовать по собственному замыслу, вносить изменения, дополнения в образец. |
2. | Воображение фантазия в изобразительной деятельности. | Предлагается превратить круг в какой-либо предмет дорисовав его. | Отказывается дорисовывать. | Сразу не может создать образ. Пробует различные варианты. Дорисовывает с помощью педагога. | Самостоятельно дорисовывает образ, однако образ получается не очень выразительный. | Самостоятельно дорисовывает образ, получается новый интересный образ. |
5. Эмоциональный отклик ребёнка в процессе занятия. | ||||||
1. | Эмоциональная выразительность песочных картин | Диагностика проводится на основе наблюдения за выполнением вышеописан-ных заданий. | Рисунки эмоционально не выразительны, скучны. | Рисунки чаще всего маловырази тельны | Почти каждый рисунок характеризует ся эмоциональной выразитель ностью | Рисунки эмоционально выразительны всегда. В рисунке удаётся передать настроение, эмоциональное состояние. |
2. | Эмоциональное состояние | Диагностика проводится на основе наблюдения за выполнением вышеописан ных заданий | Рисование и игры с песком слабо влияют на исходное эмоциональное состояние. | Чаще всего происходит стабилизация эмоционально го состояния. Свои эмоции в слове ребёнок затрудняется выразить. | Всегда в процессе занятия происходит гармонизация эмоционально го состояния. Как правило свои эмоции ребёнок может выразить в слове. | Эмоциональное состояние всегда характеризу ется стабильностью, позитивным настроем, стремлением выразить на песке свои эмоции чувства. Свои эмоции ребёнок может выразить в слове. |
Методическое обеспечение.
1. «Мир песочных фантазий» Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике « Sand-Art»( для детей дошкольного и младшего школьного возраста) Е.А. Тупичкина- М.: АРКТИ, 2016г.
2. «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет» М.А. Федосеева. Волгоград: Учитель,2015г.
Список используемой литературы.
- «Мир песочных фантазий» Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике « Sand-Art»( для детей дошкольного и младшего школьного возраста) Е.А. Тупичкина- М.: АРКТИ, 2016г.
- « Игра с песком. Практикум по песочной терапии.», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. СПБ: Речь 2015г.
3. «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет» М.А. Федосеева. Волгоград: Учитель,2015г.
4. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» О.Ю. Епанчинцева. СПб «Детство-Пресс» 2015г.
5. « Песочная терапия в развитии дошкольников» О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова М. ТЦ Сфера,2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год, включая работу с детьми ОВЗ
Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка1.2.Основные цели и задачи1.3. Планируемые результаты освоения программы 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ2.1. Возрастные особенности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...
Рабочая программа педагога- психолога по работе с детьми подготовительной группы
Работа с детьми подготовительной к школе группы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)
Рабочая программа педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Белый медвежонок» разработана в соответствии с Федеральным государственн...
Рабочая программа педагога-психолога с детьми ЗПР 2019-2020 уч. год.
Пояснительная записка Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ...
Рабочая программа педагога – психолога по коррекционно – развивающей работе с детьми 2 – 7 лет.
Настоящая рабочая программа разработана на основе программы психолого – педагогических занятий для дошкольников «Цветик – семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой, и программы ...
Изменения и дополнения к рабочей программе педагога – психолога по коррекционно – развивающей работе с детьми 2 – 7 лет.
Основания для вносимых изменений:Зачисление в логопедическую группу ребенка с РАС с УО.Характер (содержание) вносимых изменений: 1. Добавить в содержательный раздел пункт 2.10.Основные направления кор...