рабочая программа педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) Песочная страна
рабочая программа по психологии (младшая группа)

Программа по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста 

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен.
Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое.
При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.
Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Паспорт программы

Название программы

Песочная страна

Направленность программы

психолого-педагогическая

Возраст детей

От 3 до 4 лет

Сроки реализации программы

1 год

Цель

 Развитие индивидуальных особенностей, творческого потенциала, гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка младшего дошкольного возраста,  посреством игр с песком и рисованию песком на песочных столах.

Задачи

  • Знакомство детей с песком, его свойствами, возможностях использования в жизни человека.
  • Формировать умения использовать базовые приёмы песочного рисования на световых столах.
  • Создание  положительного эмоционального настроя, умения радоваться результату своей деятельности.
  • Развитие познавательных процессов.
    Пополнение  активного и пассивного словаря словами по темам.
  • Побуждение детской самостоятельности и инициативы.

Планируемые результаты

 В соответствии с возрастными ориентирами:

  • развитие психических процессов в пределах возрастных ориентиров;
  • развитие умения различать основные величины,  цвета, формы предметов;
  • знания основных  свойства песка;
  • умение рисовать песочные узоры используя базовые приёмы рисования песком( светлым по тёмному и тёмным по светлому);
  • умение выстраивать композиции на песке по образцу;
  • самостоятельность и активность.

      Настоящая программа разработана с учётом современных требований педагогики, психологии, физиологии, на основе программы Е.А. Тупичкиной «Мир песочных фантазий», «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет» М.А.Федосеева. Программа предусматривает возможность корректировки её разделов за счёт гибкости содержания, практический материал может варьироваться с учётом условий её использования. Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста.

   Актуальность программы        

  1.   Игра  с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки, создавать песочные картины А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, а так же позволяет успешно развивать психические процессы, мелкую моторику, тактильные ощущения, речь, обогащать словарный запас . Педагогическая целесообразность объясняется в доступности реализации содержания и освоении программного материала детьми младшего дошкольного возраста.

Организационно-педагогические условия

При прохождении Программы, для успешного решения задач в процессе обучения, используются следующие

Основные принципы педагогической деятельности и психолого-педагогической поддержки при реализации данной программы

1. Принцип системности-структурирование содержания программы по уровням развития ребёнка и разделам, связанным с изображением песком отдельных предметов, песочных композиций.

2. Принцип концентризма к построению программы, предполагающий обращение к сквозным темам программы согласно заявленной структуре на различных уровнях (возрастах) освоения программы.

3. Принцип индивидуально-личностного подхода предусматривает ориентацию на индивидуальные художественные способности  и интересы ребёнка, приоритет личностных переживаний, отражений чувств, создание условий для его творческого самовыражения.

4. Принцип интереса ( к процессу игр с песком а так же к процессу рисования песком). Естественный интерес ребёнка к данному виду деятельности поддерживается посредством отбора интересных тем, занимательных игр, увлекательных сказочных сюжетов, использование различных предметов необходимых для песочных игр и предметов использующихся для украшения песочных картин ( камушки, ракушки и пр.).

5. Принцип обучения техническим навыкам « от простого к сложному». Данный принцип диктует логику построения структуры программы.

6. Принцип создания творческой атмосферы в процессе игр с песком, а так же рисования песком  создаётся как самим используемым материалом –песочной средой, самой атмосферой занятия, так и творческим стимулированием деятельности со стороны педагога.

7. Принцип естественной радости (  радости эстетического восприятия, « чувствования» и « действования») поддерживается посредством создания свободной для выражения эмоций и настроения  в процессе игр с песком и рисования песком, словестного выражения чувств от данного вида деятельности.

8. Принцип интеграции игр и песком и песочного рисования с другими видами детской деятельности ( сказки, беседы, музыка, релаксационные приёмы, пальчиковые игры и пр.) Реализация данного принципа  предполагает использование на занятиях игровых приёмов, пальчиковой гимнастики, сказкотерапии, релаксационных приёмов. Данные виды детской деятельности неразрывно связаны с речевой деятельностью.

9. Принцип психолого-педагогической поддержки достигается посредством бережного отношения к мыслям, рассуждениям детей, продуктам их деятельности, одобрения способов и приемов которые использует ребёнок  на занятии, демонстрации педагогом интереса к детской деятельности, ценности детских работ.

10. Принцип дозированной помощи и невмешательства. Для педагога песочный стол-это пространство для детского свободного творчества и только сам ребёнок определяет способы игры или сюжет песочного рисования (педагог определяет общую тематику), поэтому помощь взрослого может осуществляться или по просьбе взрослого или по его разрешению.  

11.  Принцип арт-терапевтического подхода предполагает включение в каждое занятие арт-терапевтических упражнений, в которых проявляется личностный, прежде всего эмоциональный опыт ребёнка. Использование арт-терапевтических техник положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей , снимает напряжение, снимает негативные переживание, создаёт доброжелательную атмосферу в группе среди сверстников, стимулирует личностный рост, способствует самореализации, самовыражению, повышению адаптационных способностей личности, проявлению творческой активности.

Методы и приемы работы.

 1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения.

2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации).

3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).

4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

5. Релаксация.

6.Концентрация.

7. Функциональная музыка.

8.Сказкотерапия.

 Формы работы в педагогической песочнице:
– конструирование из песка;
– рисование песком и на песке;
– экспериментирование;
– составление узоров на песке;
– диагностика;
– создание картин на песке и “песочного мира”;
– игры в адаптационный период;
– создание песочных композиций и “секретов”.

Организация образовательного процесса

Срок реализации программы — 1 учебный год

Программа рассчитана на обучающихся от 3-х до 4-х лет

Режим занятий: 1 раз в неделю по 15 минут

Количество занятий составляет — 28 академических часов

Программа состоит из  блоков:

  1. Ориентировочный. Знакомство с песочницей, свойствами песка, проговаривание своих ощущений за взрослым. Знакомство с правилами игры с песком, правилами игры рядом.
  2. Сенсорный. Закрепление знаний о цвете, форме, величине, расположении предметов, фигур, действия с ними в пределах песочницы. Поощрение умений поделиться с сверстником найденными с помощью «раскопок» игрушками, предметами.
  3. Творческий. Инсценировка знакомых сказок, историй, разыгрывание диалогов, повторение небольших монологов, создание картинок с помощью цветного песка. Развитие умения взаимодействовать.

 Структура занятия

 1. Демонстрация песочницы, коллекции фигурок.
2.  Правила игр на песке, инструкции.

 3.  Ритуал входа в песочную страну.

 4.  Построение песочной картины (занятие).
5.  Обсуждение песочной картины (итоги, выводы).
6.  Развивающие упражнения по теме занятия.
7.  Ритуал выхода, рефлексия.

Общие рекомендации по подготовке и проведению игр с песком.

1.Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет детям нерешительным, с пониженной активностью или недавно пришедшим в детский сад.

2.При проведении первых игр необязательно придерживаться запланированной ранее структуре деятельности, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние детей.

3. Взрослый должен внимательно следить за состоянием детей при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости игра с песком ненавязчиво завершается.

4. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок («рука в руке» или самостоятельно) повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

5. Для начала и окончания игровой деятельности вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (то может быть определенная музыка, четверостишие и пр.).

6. С учетом возрастных особенностей детей совместная деятельность с использованием песочных игр строится от простого к сложному, содержание игровой деятельности повторяется с небольшими изменениями не менее 2-3 раз.

                             

 Материально-техническое обеспечение программы.

 Место проведения: изостудия

 Оборудование:

  • стол для занятий с песком;
  • набор миниатюрных предметов и игрушек, символизирующих предметный мир.
  • детские стульчики по количеству детей;
  • кинетический песок
  • песочные формочки, совочки, кисточки.

Формы контроля

    «Диагностическая таблица освоения ребёнком программы»- программа «Мир песочных фантазий» Е.А. Тупичкиной. Декабрь и апрель

Учебный план

№п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Промежуточная аттестация

1

Знакомство с группой

1

2

Знакомство с песком

з

3

Путешествие по песочной стране.

7

4

Промежуточный мониторинг

1

«Диагностическая таблица освоения ребёнком программы»- программа «Мир песочных фантазий» Е.А. Тупичкиной

5

Забавные величины.

4

6

В стране геометрических фигур.

5

7

В гостях у сказки.

6

8

Итоговый мониторинг

1

«Диагностическая таблица освоения ребёнком программы»- программа «Мир песочных фантазий» Е.А. Тупичкиной

ИТОГО                                                                                                                                   28  

Календарно тематическое планирование

№п/п

Тема

Задачи

Используемые игры и упражнения                                                                                              

октябрь

 1. занятие

« Давайте познако-мимся»

Знакомство детей с группой. Снятие психомышечного напряжения, развитие мелкой моторики, тактильно-кинестетической чувствительности

1. Приветствие.

2. Игра « Здравствуй песочек».

  1. Знакомство с правилами игр с песком.
  2. Упражнение «Необыкновенные следы»,

« Секретики».

5. Ритуал прощания, рефлексия.

2 занятие

Чудесный песок.

Знакомство детей со свойствами песка. Снятие психомышечного напряжения, развитие мелкой моторики, тактильно-кинестетической чувствительности

1. Приветствие.

2. Игра « Здравствуй песок».

3. Упражнение « Чувствительные ладошки», «Песочные прятки», «Песочные капли». Упражнение «Волшебные камушки».

4.Ритуал прощания, рефлексия.

 

3 занятие

Наши ладошки.

Закрепление знаний о свойствах песка. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики, снятие психомышечного напряжения.

1.Приветствие

2.Правила песочной страны.

3.Игра « Каким может быть песок»,  

4.  « Чувствительные ладошки» «Пощекоталочки» «Сказка про солнышко»

5.Прощание, рефлексия.

4 занятие

Что спрятано в песке

Развивать память, внимание, мелкую моторику, обогащение словарного запаса,  снятие психомышечного напряжения.

1.Приветствие.

2. Упражнение  « Здравствуй песок»

3.Упражнение « Чего спрятано в песке», « Песочный дождик», « Песочный ветер», « Пощекоталочки»

4. Игра « Угадай»

5. Прощание, рефлексия.

ноябрь

5 занятие

«Цветоч-ная поляна»

Формировать умения различать предметы по цвету;

Развивать память, мышление восприятие;

Развитие речи, обогащение словарного запаса. Знакомство с базовыми приёмами  песочного рисования.

1  Приветствие.

2. Упражнение « Здравствуй песок».

3. Упражнение « Пощекоталочки», « Песочный дождик».

4. Упражнение «Цветы»

5.Упражнение « До свидания песок».

6. Прощание, рефлексия.

6 занятие

«Мышка норушка»

Развитие воображения, активизация речи,  развитие мелкой моторики. Снятие мышечного напряжения, развивать умение действовать по инструкции.

1Приветствие.

2. Упражнение « Здравствуй песок».

3. Упражнение « Норки для мышки».

4. Игра  «Кошки-мышки»

5. Прощание, рефлексия.

7 занятие

«В гости к лошадке»

Развивать память, мышление восприятие;

 снятие мышечного напряжения, развивать умение действовать по инструкции.

1Приветствие.

2. Упражнение « Здравствуй песок».

3. Упражнение « Угадай кто это?».

4. Игра «На лугу».

5. Прощание, рефлексия.

8 занятие

«В гости к мишке»

Развивать память, мышление восприятие;

Развитие речи, обогащение словарного запаса, развитие навыков песочного рисования.

1Приветствие.

2. Упражнение « Здравствуй песок».

3. Упражнение « Угадай кто это?».

4. Игра  «Чьи следы».

5. Прощание, рефлексия.

декабрь

9 занятие

« В гостях у зайки»

Развивать память, мышление восприятие;

Развивать мелкую моторику, координацию движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развивать умение действовать по инструкции, развивать умения рисовать песком.

1 Приветствие.

2. Упражнение « Здравствуй песок».

3. Загадка про зайца.

4. Пальчиковая гимнастика  « Зайка и ушки».

5.Упражнение « Следы»,          

 « Нарисуй дорожки»

6. Прощание, рефлексия.

10 занятие

«Путешествие в Снежинию»

Развивать память, мышление восприятие;

Развивать мелкую моторику, координацию движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развивать умения рисовать песком.

1Приветствие.

2. Упражнение « Здравствуй песок».

3. Игра « Снежинки»,  « Снеговик».

4. Пальчиковая гимнастика  « Погреем ручки».

5 Прощание, рефлексия.

11 занятие

« Скоро, скоро, новый год»

Развивать память, мышление восприятие;

Развивать мелкую моторику, координацию движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развивать умения рисовать песком.

1. Приветствие.

2. Упражнение « Здравствуй песок».

3. Игра « Ёлочка»

4. Нарисуем ёлочку.

5. Игра « Укрась ёлочку».

6. Прощание, рефлексия.

12 занятие.

Диагностическое занятие

« Подарок»

Оценка уровня освоения ребёнком программы по диагностической таблице.

1. Приветствие.

2. Упражнение « Здравствуй песок».

3. Игра « Подарок»

4.  Подари подарок другу.

5. Прощание, рефлексия.

январь 

13 занятие

« Весёлое путешест

вие»

Формировать умение различать предметы по цвету; развивать память, мышление восприятие; развитие мелкой моторики.

1Приветствие.

2. Упражнение « Здравствуй песок».

3. Упражнение «Бусинки»

4. Упражнение «Карусель»

5. Игра « Дорожки»

6. Прощание, рефлексия.

14 занятие

« Снеговик »

Формировать представления о понятиях: « большой»,  «маленький»; развитие речи; снятие эмоционального и мышечного напряжения

1. Приветствие.

2. Упражнение « Здравствуй песок».

3. Упражнение «Снеговик»

4.  Игра « Художники»

5.  Прощание, рефлексия

15 занятие

« Зимние узоры  »

Закрепить представления о понятиях: «большой-маленький»; выработка навыка счёта один-два;  развивать умение действовать по инструкции.

1 Приветствие.

2. Упражнение « Здравствуй песок».

3. Упражнение «Снег, снег, снег»

4. Игра « Художники»

5. Прощание, рефлексия

16 занятие

«Городок игрушек»

Закрепить представления о понятиях: «большой-маленький»; выработка навыка счёта один-два-три;  развивать умение действовать по инструкции.

1 Приветствие.

2. Упражнение « Здравствуй песок».

3. Упражнение « Секретики»,

4. «Угадай и сосчитай» -игра.

5. Прощание, рефлексия

февраль

17 занятие

« Мячики»

Формировать представления о понятии « круг»; развивать умение действовать по инструкции; развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру.

1Приветствие.

2. Упражнение « Здравствуй песок».

3. Упражнение « Секретики», «Мячики»,

4. Стихотворение Маршака С.Я. « Мяч».

4. Игра « Художники»

5. Прощание, рефлексия

18 занятие

« Ласковое солнышко»

Закрепить  представления о понятии « круг»; развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения.

1Приветствие.

2. Упражнение « Здравствуй песок».

3. Упражнение « Секретики», «Солнышко»,

4. Упражнение « Части и целое».

4. Игра « Художники».

5. Прощание, рефлексия.

19. занятие

« Ковёр самолёт»

Формировать представление о понятии « квадрат»; Развивать умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

1Приветствие.

2. Упражнение « Здравствуй песок».

3. Упражнение « Ковёр-самолёт», «Солнышко»,

4. Игра « Художники».

5. Прощание, рефлексия.

20 занятие

«Волшебная страна »

Формировать представление о понятии « квадрат»; закрепить представление  о понятии « круг»; развивать умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

1  Приветствие.

2. Упражнение « Здравствуй песок».

3. Упражнение « Ковёр-самолёт», «Продолжи узор»,

4. Упражнение « Строители».

4. Игра « Мешочек»,

5. Прощание, рефлексия

март

21 занятие

«В гостях у бурёнки»

Формировать представление о понятии «треугольник»; закрепить представление  о понятии « круг», « квадрат»; развивать умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

1Приветствие.

2. Упражнение « Здравствуй песок».

3. Загадка про коровку.

4. Упражнение « Нарисуй колокольчик».

5.  Игра «Колокольчик».

6. Прощание, рефлексия

22 занятие

Весна, красна.

Формировать представление о понятии « треугольник»; закрепить представление  о понятии « круг», « квадрат» развивать умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине.   Снятие эмоционального и  мышечного напряжения.

1. Приветствие.

2. Игра «Весенняя капель»,  « Зажурчали ручейки».

3. Упражнение «Первые цветы »

4. Прощание, рефлексия.

23 занятие

В гостях у сказки «Репка»

Развивать память, мышление восприятие; развивать мелкую моторику, координацию движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие речи .

1. Приветствие.

2. Игра по  сказке  «Репка»

3.  Игра  «Повторяй за мной».

4.   Прощание, рефлексия.

24 занятие

В гостях у сказки « Курочка ряба»

Развивать память, мышление восприятие;

Развивать мелкую моторику, координацию движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие речи.

1. Приветствие.

2. Игра «Курочка ряба»,

3. Упражнение «Курочка и цыплята»                

4 . Прощание рефлексия.

апрель

25 занятие

В гостях у сказки             «Теремок»

Развивать память, мышление восприятие; развивать мелкую моторику, координацию движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие речи

1. Приветствие.

2. Игра «Давай расскажем сказку»,

3. Упражнение « Терем-теремок»                

 4. Прощание, рефлексия.

26 занятие

В гостях у сказки            «Колобок»

Развивать память, мышление восприятие; развивать мелкую моторику, координацию движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие речи.

 

1. Приветствие.

2.Игря « Испечём мы колобок»

3.Игра «Давай расскажем сказку»,

4. Прощание, рефлексия.

27 занятие

В гостях у сказки            

Развивать память, мышление восприятие; развивать мелкую моторику, координацию движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие речи.

1.  Игра приветствие

 2. Упражнение « «Угадай героев сказки»

 3. Игра « Путаница»

 4. Игра «Сказочный цветок»

  5.  Прощание, рефлексия.

   

28 занятие

Диагностическое.

« Золотая рыбка»

Оценка уровня освоения программы ребёнком по диагностической таблице.

 1.  Игра приветствие

 2.  Упражнение « Рыбка»

 3.  Рисование «Рыбка в море»

 4. Украшение Золотой рыбке.

5.  Игра «Загадай желание».

6. Прощание, рефлексия.

Оценочные материалы

Для определения уровня освоения программы в середине года предлагается задание « Подарок», в конце года задание «Золотая рыбка». В качестве оценочного материала педагогом используется « Диагностическая таблица освоения ребёнком программы»- на основании программы «Мир песочных фантазий» Е.А. Тупичкиной.

п/п

Наименование критерия

Характер задания

Нулевой уровень

(0 баллов )

Низкий уровень

(1 балл)

Достаточный уровень

(2 балла)

Продвину

тый уровень

(3 балла)

1. Отношение ребёнка к занятиям с песком.

1

Желание к выполнению заданий

Желание чётко не определено

(ответ « не знаю»)

Желание проявляется слабо

Желание присутствует, но не устойчивое

Желание ярко выражено, но не устойчивое

Желание сильное, ярко выраженное устойчивое

2

Умение видеть красоту в окружающем мире и передавать её, используя песочную технику.

Нарисуй на песке что-то красивое.

Ребёнок отказывается рисовать на песке.

Рисует банальные предметные схематич ные картинки ( солнышко, человечка)

Рисует предметную или сюжетную картинку, но затрудняется пояснить , что красивого нарисовал.

Рисует предметную или сюжетную картинку, и поясняет , что красивого нарисовал.

2. Освоение ребёнком графических навыков рисования песком.

1

Владение приёмом рисования по песку -светлым по тёмному  

 ( разгребание песка)

Предлагается используя данный приём создать изображе ние конкретного предмета (по словестной инструкции)

Частично сформированы отдельные графичес

кие действия, умения.При рисовании допускают

ся неточности.Изображе

ние слабоузнаваемо Требуется постоянная помощь взрослого.

 Сформированы отдельные графичес

кие действия, умения. В некоторых случаях допускают

ся неточности.

Изображе

ние узнаваемо. Нуждается в помощи взрослого.

 Сформированы отдельные графичес

кие действия, умения. Удаётся передать форму свето-теневые отношения.

Качество изображе

ния соответствует возрасту. Иногда нуждается в помощи взрослого.

 Умение сформировано  владеет графичес

кими действиями. Грамотно  передаёт форму свето-теневые отношения.

Качество изображе

ния высокое. Работу выполняет самостоя

тельно.

2

 Рисование песком- тёмным по светлому( насыпание песка, «вырезание формы» или «отсечение лишнего» )

Предлагается используя данный приём создать изображе ние конкретного предмета (по словестной инструкции)

Частично сформированы отдельные графические действия, умения.При рисовании допускаются

неточности. Изображение слабоузнава

емо Требуется постоянная помощь взрослого.

 Сформированы отдельные графические действия, умения. В некоторых случаях допускаются

неточности.

Изображение узнаваемо. Нуждается в помощи взрослого.

 Сформированы отдельные графические действия, умения. Удаётся передать форму свето-теневые отношения.

Качество изображения соответствует возрасту. Иногда нуждается в помощи взрослого.

Умение сформировано  владеет графическими действиями. Грамотно  передаёт форму свето-теневые отношения.

Качество изображения высокое. Работу выполняет самостоятельно.

3. Психомоторное развитие ребёнка

1

Зрительно моторная координация в процессе выполнения заданий.

Предлагается выполнение

графических упражнений требующих определённой точности

Наблюдается нарушение зрительно моторной координации в соответствии с возрастом.

Сформирована слабо.Часто движения рук неточны, характер, сила, скорость, амплитуда

 не соответствуют графической задаче.

Сформирована в достаточной степени. Иногда движения рук не точны, характер, сила, амплитуда, скорость не всегда соответствуют графической задаче.

Сформирована в полной мере.  Движения рук  точны, характер, сила, амплитуда, скорость   соответствуют графической задаче.

2

Внимание, усидчивость, доведение работы до конца.

Диагностика проводится на основе наблюдения за выполнением вышеописанных заданий

Характерна расторможенность, трудность сосредоточения внимания. Работа до конца не доводится.

Иногда проявляется невниматель

ность, неусидчи

вость. В некоторых случаях работа может быть не доведена до конца.

Чаще всего проявляется внимание, усидчивость, работу доводит до конца.

Всегда проявляется внимание, усидчивость, работа доводится до конца.

3.

Речевая деятельность в процессе занятия

Диагностика проводится на основе наблюдения за выполнением вышеописанных заданий

Выполнение заданий осуществляется молча. Побуждения педагога к речи не дают результата.

Речевая деятельность в процессе выполнения заданий побуждается педагогом. При помощи наводящих вопросов ребёнок может выразить в речи: свои действия, своё отношение, своё эмоциональное состояния.

В ходе занятия ребёнок чаще всего может выразить в речи: названия предметов, действия с предметами, своё эмоциональное состояние. При помощи взрослого может пересказывать сказки или рассказывать истории.

В ходе выполнения заданий может самостоятельно выразить в речи: действия с предметами,  предметы, своё эмоциональное состояние. Самостоятельно пересказывает сказки или придумывает истории.

4.

Образная память

Ребёнку демонстрируется последовательность графических действий изображения предмета, которые он должен повторить.

Затрудняется повторить последовательность графических действий.

При повторении допускает много ошибок.

При повторении допускает 1-2 ошибки.

Запоминает последовательность графических действий. Задание выполняет без ошибок.

4. Проявление творческих способностей ребёнка.

1.

Мотивация на изобразительную деятельность творческого характера.

Диагностика проводится на основе наблюдения за выполнением вышеописанных заданий.

Всегда проявляется стремление делать согласно образцу, не выходить « за рамки» эталона.

Чаще всего следует образцу редко вносит в него какие-то дополнения.  Предпочитает рисовать на заданную тему.

Стремиться вносить дополнения, изменения в предлагаемый образец. Проявляет активность в обсуждениях рисунков.

Ярко проявляется увлечённость рисованием на песке, желание рисовать по собственному замыслу, вносить изменения, дополнения в образец.

2.

Воображение фантазия в изобразительной  деятельности.

Предлагается превратить круг в какой-либо предмет дорисовав его.

Отказывается дорисовывать.

Сразу не может создать образ. Пробует различные варианты. Дорисовывает с помощью педагога.

Самостоятельно дорисовывает образ, однако образ получается не очень выразительный.

Самостоятельно дорисовывает образ, получается новый интересный образ.

5. Эмоциональный отклик ребёнка в процессе занятия.

1.

Эмоциональная выразительность  песочных картин

Диагностика проводится на основе наблюдения за выполнением вышеописан-ных заданий.

Рисунки эмоционально не выразительны, скучны.

Рисунки чаще всего маловырази

тельны

Почти каждый рисунок характеризует

ся эмоциональной выразитель

ностью

Рисунки эмоционально выразительны всегда. В рисунке удаётся передать настроение, эмоциональное состояние.

2.

Эмоциональное состояние

Диагностика проводится на основе наблюдения за выполнением вышеописан

ных заданий

Рисование и игры с песком слабо влияют на исходное эмоциональное состояние.

Чаще всего происходит стабилизация эмоционально

го состояния. Свои эмоции в слове ребёнок затрудняется выразить.

Всегда в процессе занятия происходит гармонизация эмоционально

го состояния. Как правило свои эмоции ребёнок может выразить в слове.

Эмоциональное состояние всегда характеризу

ется стабильностью, позитивным настроем, стремлением выразить на песке свои эмоции чувства. Свои эмоции ребёнок может выразить в слове.

Методическое обеспечение.

     1. «Мир песочных фантазий» Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике « Sand-Art»( для детей дошкольного и младшего школьного возраста) Е.А. Тупичкина- М.: АРКТИ, 2016г.

2. «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет» М.А. Федосеева. Волгоград: Учитель,2015г.

    Список используемой литературы.

  1. «Мир песочных фантазий» Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике « Sand-Art»( для детей дошкольного и младшего школьного возраста) Е.А. Тупичкина- М.: АРКТИ, 2016г.
  2.  « Игра с песком. Практикум по песочной терапии.», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. СПБ: Речь 2015г.

          3.   «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7         лет» М.А. Федосеева. Волгоград: Учитель,2015г.

4.   «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» О.Ю. Епанчинцева. СПб «Детство-Пресс» 2015г.

5.   « Песочная терапия в развитии дошкольников» О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова М. ТЦ Сфера,2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год, включая работу с детьми ОВЗ

Содержание  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка1.2.Основные цели и задачи1.3. Планируемые результаты освоения программы 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ2.1.  Возрастные особенности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)

Рабочая программа педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Белый медвежонок» разработана в соответствии с Федеральным государственн...

Рабочая программа педагога-психолога с детьми ЗПР 2019-2020 уч. год.

Пояснительная записка Рабочая  программа разработана с учетом целей и задач основной  образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей  воспитанников ...

Рабочая программа педагога – психолога по коррекционно – развивающей работе с детьми 2 – 7 лет.

Настоящая рабочая программа разработана на основе программы психолого – педагогических занятий для дошкольников «Цветик – семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой, и программы ...

Изменения и дополнения к рабочей программе педагога – психолога по коррекционно – развивающей работе с детьми 2 – 7 лет.

Основания для вносимых изменений:Зачисление в логопедическую группу ребенка с РАС с УО.Характер (содержание) вносимых изменений: 1. Добавить в содержательный раздел пункт 2.10.Основные направления кор...