«Игрушка как средство развития личности дошкольника»
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
От того как мы относимся к выбору игрушек для наших детей, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.
Эта статья поможет разобраться, как правильно подобрать игрушки, какое значение играет игрушка в развитии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игрушка в жизни ребенка. | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игрушка как средство развития личности дошкольника»
Слово «игрушка» - для многих служит синонимом источника радости, забавы, безделушки. В то время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать, развивать, воспитывать.
Все мы с вами помним и можем рассказать о своей любимой игрушке в детстве.
Ведь не зря она запомнилась нам, потому что имела для нас большое значение, была близким другом, помогала, чему то учила, была воплощением тепла и значимости.
Игрушка важна для развития личности ребенка. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и как ее средство - игрушка. С помощью неё дети узнают о цвете, форме, объёме, социальных ролях, быте и природе.
Значение игрушки
Игрушка -это важнейшее средство для психического развития и физического развития.
Она является своеобразным средством, учебным пособием, которое позволяет в игровой форме развивать, обучать, воспитывать малыша.
Значение игрушки в том, чтобы служить предметом для игр. Играя, ребенок удовлетворяет свои потребности в активности и общении. Закрепляет и перерабатывает полученные впечатления.
Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем социально-культурной информации.
Функции игрушки - развивать, развлекать и воспитывать человека. Игрушка является средством социализации личности. Она содействует формированию личности ребенка. Игрушки способствуют передаче общественного и культурного опыта.
Классификация игрушек
В современной педагогике более подробной классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А. Флериной .В ее основе лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка.
Моторно-спортивные .
Способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера.
(мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д.)
Сюжетные игрушки .
Содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт (люди, животные, транспорт, мебель и пр).
Творческие трудовые .
Развивают конструкторские способности и изобретательство
(всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п.)
Техническия игрушки. Развивают конструктивные способности, расширяют технический кругозор, направляют интерес к строительству и технике. (различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п.)
Настольные игры. Развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами. (лото, домино, настольные футбол, хоккей и т.д.)
Нельзя недооценивать влияние игрушек на формирование личности ребенка
Дает возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства
Воспитывает у детей интерес к труду, дает представления о людях разных профессий.
Служит опорой для творческого воображения, удовлетворяет потребность в активном общении.
Делает действия детей реальными, переживания играющих всегда искренние, настоящие.
Игрушки для девочек.
Девочки любят мелкие игрушки. Девочка соорудит из кубика всего один дом, но зато со всеми деталями, важными для жизни. И непременно заселит его жильцами.
Игры девочек ориентированы на так называемое ближнее зрение: они раскладывают перед собой куклы, посуду, располагают их аккуратно. Для них комфортно ограниченное пространство для игры
Мальчик охотно выстроит целый город со сложными транспортными коммуникациями, ограничившись весьма условным обозначением строений и предметов, и лишь в последнюю очередь задастся вопросом, нужны ли в нем жители. Мальчикам для полноценного развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Пространство, содержащее предметы, представляющие интерес для мальчиков, практически не ограничено – поэтому они раньше и больше интересуются транспортом, техникой, солдатиками.
Тема игры и детской игрушки всегда является интересной и познавательной для родителей. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка.
В рамках родительского всеобуча мы используем традиционные и нетрадиционные формы работы: родительские собрания, клубы, где сообщаем мамам и папам о важности игрушки, ее пользе, ценности. Обращаем внимание на то, что внешняя привлекательность игрушки обязательно должна соотноситься с ее педагогической ценностью , безопасностью для здоровья ребенка, должны учитывать психологический эффект .
Часто в рамках родительского клуба или собраний мы предлагаю Деловую игру «Магазин игрушек»
Группа делится на подгруппы по 3 человека. На столах разложены игрушки, игровые предметы. Каждая команда получает задание выбрать из всех игрушек и игровых предметов:
1 команда – «полезные игрушки», то есть игрушки, необходимые для развития детей .
2 команда – «бесполезные игрушки», то есть игрушки ничего не дающие для развития ребёнка.
3 команда – «вредные игрушки», то есть игрушки, которые отрицательно влияют на развитие личности ребенка.
Родители показывают отобранные ими игрушки и объясняют критерии, по которым они их выбрали.
Одним из пунктов решения родительских собраний, является пункт о выработке единой стратегии поведения родителей в выборе игрушек и, отправляя своего ребенка в детский сад, необходимо проверять, что ребенок несет в садик, нужна ли эта игрушка в детском учреждении.
Игрушки не должны: провоцировать ребенка на агрессивные действия; вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным). Старайтесь отгородить ребенка от игрушек, которые несут в себе агрессивную и воинственную энергию. Для возбудимых детей игра с такими игрушками способ выбросить лишнюю энергию. Но чаще, такая игрушка не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка, формирует в нем психологическую зависимость.
Если сами родители воспринимают окружающий мир враждебным, опасным, то и их дети будут так же его воспринимать, они будут видеть то же, что и их родители, но по-детски. Посмотрите, какую часть игрушек у Вашего ребенка составляют автоматы, пистолеты, пушки, ножи, мечи и так далее.
С детских лет через такие игрушки Вы внушаете ему, что надо стрелять, защищаться, нападать, что надо кого-то убивать.
Еще одна категория игрушек-это ненужные игрушки.
Такие игрушки не несут никакого развития
А вот дружелюбие, позитивное мировосприятие, любовь, заботу можно развить при помощи позитивных игрушек.
Кукла, зайчонок, медвежонок могут стать самыми настоящими помощниками в регулировании поведения ребенка. Это станет возможным, если взрослым удастся сформировать отношения к ним, как к живым друзьям. У детей устанавливаются с такими игрушками положительные эмоциональные отношения — это важный воспитательный момент, который нельзя игнорировать.
Одно дело, когда мама или папа просят ребенка , например убрать игрушки, а другое дело когда родители от имени мишки просят это сделать.
Или папа сообщает малышу, что кукла Катя сегодня была аккуратной за столом и обращает внимание , что ее платье чистое. Таким образом, в воспитании можно применять оценку поведения и его регулирование через игрушку, чтобы сформировать:
- первоначальные представления о добре и зле;
- доброжелательность, сопереживание, эмпатию;
- умение побороть страхи и капризы;
- бережливость, аккуратность, организованность.
Очень активно социализация проявляется в игре, особенно с куклами.
Через игру с куклой, ребёнок выражает свой внутренний мир. Так, в воссоздании семейных отношений, примерке ролей членов своей семьи, можно увидеть то, как именно видит ребёнок свою семью, что сейчас его беспокоит, или же что он желает увидеть в своей семье. Она оказывается незаменима в своём положительном влиянии на психику ребёнка. Ни одна игрушка в детской не способна дать столько, сколько даёт простая кукла.
Какую же куклу выбрать ?
Ту, которую можно уложить спать, искупать, одеть, сшить вместе с мамой новую одежду, накормить, погулять с ней, заботиться о ней и дружить .
Но не все куклы могут иметь положительное воздействие на психику ребёнка.
Очень плохо на развитие влияют чётко фиксированные образы в кукле. Тому пример экспрессивные куклы Барби и всевозможные монстры. Что же происходит, когда ребёнок имеет в игрушке чётко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения?
Первое - это закупорка, торможение фантазии и самостоятельности самого ребёнка. Игра с куклами Барби и подобные им - это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество, манерность, агрессивность, склонность к потребительству. Такие куклы лишают ребёнка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть.
Как правильно покупать игрушки своему ребенку?
Прежде чем идти с ним в магазин необходимо обсудить какую игрушку ребенок хочет получить. Это должна быть запланированная покупка, никаких дополнительных игрушек быть не должно.
Обсудить цену, то есть сказать ему: «Если игрушка будет очень дорогой, надо будет выбрать другую, чтобы мы могли ее купить.
Если ребенок пришел в магазин и просит уже другую игрушку, можно ему уступить, но с условием, что на этой неделе, или в этом месяце покупать другие игрушки не будем. И самое главное, что после этих слов необходимо быть настойчивыми, то есть дали слово – держите.
Правила выбора игрушки:
1.Выбирая игрушку, смотрите на упаковке, для какого возраста она предназначена;
2. Плохое качество, обладание стойким неприятным запахом, токсичные материалы — все это делает многие современные игрушки не только бесполезными, но и опасными. Покупайте игрушки хорошего качества;
5. Все детали игрушек пробуйте на прочность;
6. Игрушка должна быть безопасной. Следите, чтобы в игрушке не было острых углов, ребенок может травмироваться;
8. Цвет игрушки должен быть должен быть максимально естественным. Во-первых, это не нарушает представления ребёнка о реальном мире, а во вторых черные и ярко-красные тона слишком “ядерные” цвета игрушек пугаю и могут быть плохо восприняты ребёнком.
9.Игрушка должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной. (многофункциональной)
10. Игрушка должна вызывать эмоции радости, не пугать ребенка , не должна быть бесполезной или непонятной ребенку. Не покупайте детям игрушки, имитирующие оружие.
11. Не задаривайте ребенка одним видом игрушек. Развлечения и развитие надо совмещать, виды деятельности – чередовать;
12. При выборе учитывайте индивидуальные особенности своего малыша, его увлечения и потребности.
Не обязательно чтобы игрушка была супердорогой, важно чтобы она была куплена не из чувства долга, а из любви к своему ребенку
От того как мы относимся к выбору игрушек для наших детей, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.
Лев Кассиль. «Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты»
Поэтому, уважаемые педагоги, наши родители, прежде чем преподнести игрушку ребенку, задумайтесь, правильно вы сделали выбор, полезная ли это игрушка, какое развитие, ценность несет она, какие чувства эта игрушка воспитывает у ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развивающая среда как активное средство развития личности дошкольника»
В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как...
Игрушка как средство развития личности дошкольника
Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и ...
Проект "Специфика организации развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста как средства развития личности дошкольников"
Представленны материалы по организации предметно-развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста. Определены основные функции каждого из представленных развивающих центров. Определены цели, з...
Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника.
Социальное партнерство в образовании – «это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками да...
Консультация для педагогических работников "Кукольный театр как средство развития личности дошкольников"
В статье описаны цели, задачи и содержание театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста...
Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности»
Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудо...