РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ, «РАДУЖНЫЕ СКАЗКИ» (ПОЛЕЗНЫЕ СКАЗКИ В ТЕХНИКЕ ПЕСОЧНЫЕ АНИМАЦИИ)
статья по психологии

Лебедева Элеонора Игоревна

В статье раскрывает развитие эмоционального интеллекта  дошкольника с помощью форм и методов работы со сказками. Статья направлена на освещение применения в образовательной работе инновационных, активных методов. Автор статьи  затрагивает вопросы реализации детьми с ТНР возможностей в самопознании, самоконтроле и социальной чуткости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022_lebedeva_e.i._statya.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ, «РАДУЖНЫЕ СКАЗКИ» (ПОЛЕЗНЫЕ СКАЗКИ В ТЕХНИКЕ ПЕСОЧНЫЕ АНИМАЦИИ)

Лебедева Э.И., педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 365 г. Челябинска»

Аннотация: Автор статьи раскрывает развитие эмоционального интеллекта дошкольника с помощью форм и методов работы со сказками. Статья направлена на освещение применения в образовательной работе инновационных, активных методов. Автор статьи затрагивает вопросы реализации детьми с ТНР возможностей в самопознании, самоконтроле и социальной чуткости.

В последнее время всё чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать образование детей ОВЗ – значит давать детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться. Актуальность темы заключена в том, что дети ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия.

Каждый ребенок, вне зависимости от психического и физического состояния здоровья, имеет право на получение полноценного образования.

В ходе исследования с данной категорией детей отмечаются следующие особенности: у детей слабое представление об эмоциях и чувствах, их полярности и вербализации, детям сложно понимать, осознавать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания, а также понимание переживания, личностных особенностей другого человека. Дети старшего дошкольного возраста с ТНР испытывают сложности в отношениях со сверстниками и взрослыми. Незнание себя и непонимание других является следствием отсутствия опыта социального взаимодействия, низкий социально-ролевой статус тормозит проявление заботы и сострадания, что вызывает устойчивые негативные чувства. Группа сверстников для ребенка — источник многих позитивных эмоций. В ней корректируется самооценка ребенка, уровень притязания. Отношения ребенка с группой («детским обществом») опосредуются через социальные эмоции, которые являются одним из важнейших этапов социализации, определяя, таким образом, процесс вхождения личности в социум.

В нашем дошкольном учреждении открыто и функционируют 4 группы для детей ТНР. Для этой категории детей психологом разработана программа «Развитие эмоционального интеллекта детей с ОВЗ (ТНР) посредством применения сказкотерапии, «Радужные сказки» (полезные сказки в технике песочные анимации)».

В основе программы лежат песочные фильмы «Радужные сказки» Л. Борисова, художник по песку Е. Айбазова, А.А. Дементьев звукорежиссер.

Инновационным в данном направлении образовательной деятельности является то, что на основе песочных фильмов создан цикл занятий для детей с ТНР, а также возможность проводить дето - родительские встречи, привлекать к данной теме и педагогов.

Цикл занятий «Радужные сказки» позволит родителям и педагогам находится в равных условиях, в которых они извлекают уроки в самопознании, самоконтроле и социальной чуткости, так же, как и дети.

Цель: развитие эмоционального интеллекта (EQ) дошкольника с помощью форм и методов работы со сказками.

Задачи: Создание условий и сказочно-игровой среды для организации форм и методов работы со сказкой. Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности. Развитие эмоционального интеллекта через навыки самосознания, саморегуляции, социальной чуткости и способностями управлять отношениями. Способствовать формированию интереса к сказкам. Развивать творческие способности.

Планируемые результаты: цикл занятий «Радужные сказки» даст возможность детям быть не только активным участником процесса, но и позволит каждому ребенку создать себе помощника, который в дальнейшем будет неким «маячком» в той или иной жизненной ситуации. Постепенно наглядные помощники уйдут в привычку и, таким образом, ребенок научится самопознанию, самоконтроля и социальной чуткости.

В сказке скрыт глубочайший смысл, и только мудрые люди способны увидеть необычное в привычном и приподнять завесу тайны. Тайну открыть под силу лишь тому, в чьих руках инструмент – ключ. У этого ключа есть название сказкотерапия.

В понимании Т. Д. Зинкевич-Естигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

Песочные фильмы сказки – это самый настоящий волшебный инструмент, с помощью которого, как и ребенку, так и взрослому можно передать сакральные знания о человеческих ценностях. Программа «Радужные сказки» ориентирована на детей и является программой развития эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями. Существует три компонента эмоционального интеллекта: самопознание, самоконтроль, социальная чуткость.

Самопознание — это возможность человека понимать, что с ним сейчас происходит.

Самоконтроль. Если я знаю, что со мной происходит, если у меня с самопознанием все хорошо, тогда самоконтроль — это умение уже владеть теми инструментами с помощью которых я смогу управлять этим состоянием.

Социальная чуткость. Она заключается в том, что я понимаю, что со мной происходит, являюсь носителем этого состояния.

Развитием этих трех компонентов занимается данная программа.

Программа Радужные сказки состоит из 7 основных занятиях и 2-х вспомогательных (вводное, заключительное). Рекомендуется проводить три раза в неделю Понедельник, среда, пятница. Продолжительность занятий 35 минут.

Основные занятия:

Красная сказка: «Про непослушную спичку и Дракона» (проблема непослушания).

Оранжевая сказка: «Об одном апельсине, который всем завидовал (сказка про зависть).

Желтая сказка: «Солнышко и трухлявый пень» (сказка о доброте и сочувствии).

Зеленая сказка: «Жаба, гусеничка и кузнечик Кузя» (сказка про лень).

Голубая сказка: «Голубые цветы» (сказка о дружбе).

Синяя сказка: «Синяя рыбка» (сказка о том, как поверить в себя).

Фиолетовая сказка: «Свет ночной звезды» (сказка о том, как научиться управлять страхом).

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Работа с детьми:

Обще групповые интерактивные игры:

Игра подбирается соответственно теме встречи. Детей знакомят с правилами игры, даются четкие инструкции по ее проведению. В процессе игры все участники (дети и взрослые) взаимодействуют друг с другом. По окончании взрослый предлагает детям выразить и обсудить свои впечатления.

Игры-фантазии:

Особенностью игр-фантазий является умение приспосабливать для игр любой предмет (нитки, пуговицы, и т.д.), которые меняют свое значение. Способность варьировать объект игры при помощи фантазии, дает ребенку чувство власти над предметом игры, создает новые стимулы активности.

Просмотр песочного фильма:

Взрослый демонстрирует песочный фильм, опираясь на его смысловую сторону и то, насколько она совпадает с актуальными потребностями детской группы. Использование песочного фильма служит основой для обсуждения с детьми человеческих ценностей, также обогащает воображение детей образами, знакомит их или дает возможность «вернуться» к разным жизненным ситуациям.

Работа с пластилином:

Пластилин имеет большое количество оттенков, что позволяет при работе с чувствами и эмоциями для каждой эмоции и чувств выбрать свою цветовую гамму.

Беседа:

В конце каждой встречи детям предлагаются вопросы для обсуждения, например.

Было ли у вас в жизни такое?

Удается ли вам справляться с данной ситуацией?

Узнаете ли вы что –то новое друг о друге?

Такие вопросы помогают детям узнавать себя и сверстника, как в одинаковых ситуациях могут по-разному поступать люди.

Работа с родителями:

Беседа, опросник

Во время родительского собрания в начале учебного года родителям сообщается, что для детей группы планируются цикл занятий в «Радужные сказки», называются цель и основные задачи проекта. Родители высказывают мнение, насколько важны и нужны такие встречи и как они могут повлиять на развитие детей.

На первом родительском собрании взрослые письменно отвечают на вопросы:

-Хочу ли я каких-либо изменений в поведении, общении, самочувствии своего ребенка?

-Какой мой ребенок сейчас?

-Каким я хочу, чтобы он стал?

-Где и как я могу увидеть, что мой ребенок изменяется?

- Как я могу измениться, чтобы поддержать изменения ребенка?

Ответы на вопросы позволяют разделить ответственность между детьми, родителями и ведущими за детские изменения. Тогда появляется надежда создать субъект-субъектные отношения, где ребенок перестает быть объектом воздействия, достижения целей взрослых. В течение проведения занятий «Радужные сказки» родители могут проконсультироваться у ведущих, специалистов. Заключительная встреча является открытой для родителей. Практикуется совместное проведение занятий «Радужные сказки» родители и дети.

Таким образом, цикл занятий «Радужные сказки» дал возможность детям быть активным участником процесса, позволил каждому ребенку создать себе помощника, который в дальнейшем будет неким «маячком» в той или иной жизненной ситуации. Благодаря этому ребенок научится самопознанию, самоконтролю и социальной чуткости.

Литература:

1. Цит. по: Одаренные дети / Пер. с англ., общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М.: ТС «Сфера», 1999 год.

2. Кулинцева И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – СПб. Речь; М.: Сфера, 2008.

3. Белнская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб. Речь; М.: Сфера, 2008.

4. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб. Речь, 2010.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб. Речь, 2010.

6. Развивающая сказкотерапия / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб. Речь, 2011.

7. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб. Речь, 2006.

8. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.

9. Франке – Грикш М. «Ты с нами!»: Системные взгляды и решения для учителей, учеников и родителей. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2012.

10. Рупперт Ф. Симбиоз и автономность. Расстановка при травме. Симбиотическая травма и любовь по ту сторону семейных переплетений. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2015.

М.: Институт консультирования и системных решений, 2015.

11. Фопель К. Мастерская историй: Сочинение личных историй в групповой психологической работе / пер. с нем. – М.: Генезис, 2013.

12. Лабиринт души: Терапевтические сказки / Под ред. О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева. – 12-е изд. – М.: Академический проект; Парадигма, 2015.

13. Карл Бриш «Теория привязанности и воспитание счастливых людей». – М.: Теревинф, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИМПРОВИЗАЦИИ И ИНСЦЕНИРОВКИ

Доклад был представлен на семинаре "Единство эмоционального восприятия содержания художественного произведения и реализация художественных образов в инсценировках" в рамках муниципального пе...

Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста посредством игровой деятельностиРаннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Качественные преобразования,...

Презентация к занятию "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии "Сказка о Ёжике Вите"

Демонстрационный материал к занятию по мотивам терапевтической сказки "Сказка о Ёжике Вите"...

Мастер-класс для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста посредством сказкотерапии»

Мастер-класс для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей раннеговозраста посредством сказкотерапии»...

СТАТЬЯ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИТЦИОННЫХ ФОРМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТР НА ФАРТУКЕ «СКАЗКА О НЕПОСЛУШНОМ МЫШОНКЕ» (по мотивам «Сказки о глупом мышонке» С. Я. Маршака)

   Театр на фартуке – уникальный вид театра, позволяющий творить педагогу вместе с детьми, взаимно обогащаясь и развиваясь. Фартук можно использовать в разных формах работы....