Проект по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста
проект по психологии
В данном проекте представлена форма работы с дошкольниками 3-5 лет и их родителями с целью снижения уровня агрессивности и оптимизации межличностного общения в детском коллективе.
В ходе работы над проектом был разработан методический материал, подобрана методическая литература, составлена картотека игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 68.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное
учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 20»
Проект по коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
«
Подготовил: педагог-психолог
Тененёва И. А.
Курск 2023
Введение в проект
В данном проекте представлена форма работы с дошкольниками 3-5 лет и их родителями с целью снижения уровня агрессивности и оптимизации межличностного общения в детском коллективе.
В ходе работы над проектом был разработан методический материал: конспекты комплекса занятий по снижению уровня агрессивности дошкольников и развитию коммуникативных способностей «Давайте дружить»; консультации для родителей и педагогов по проблеме взаимодействия с агрессивными детьми и нравственного воспитания; тренинговое занятие для детей старших и подготовительных групп на снятие напряжения «Скажем «НЕТ» агрессии!»; памятки; стендовая информация. Подобрана методическая литература, составлена картотека игр.
Представленный материал поможет педагогам и родителям решать проблемы взаимоотношений в детском коллективе и эффективно работать с детьми, проявляющими агрессивное поведение.
Актуальность проекта.
Излишняя агрессивность детей является одной из самых популярных проблем не только для специалистов: педагогов и психологов, но и для общества в целом. Вследствие увеличения числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, задача изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления, становится более явной. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять современные корригирующие меры.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Сталкиваясь со случаями агрессии, многие педагоги дошкольных образовательных учреждений затрудняются в выборе адекватных средств реагирования. Теоретическая подготовка педагогов к работе с агрессивными детьми, знания воспитателей ДОУ приемов саморегуляции эмоциональных состояний часто бывают недостаточны.
Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. Современный подход к профилактике агрессивности-это не подавление агрессивного поведения у детей как деструктивной формы поведения, а совокупность педагогических действий, направленных на научение ребенка способам конструктивного взаимодействия.
Вид проекта: Образовательный, долгосрочный.
Участники проекта. Дети дошкольного возраста 3-5 лет, родители воспитанников, специалисты детского сада - воспитатели, педагог – психолог.
Форма и продолжительность работы. Групповая и индивидуальная. Работу в группе проводить по 4-5 человек. Количество занятий с агрессивными детьми должно быть не менее 1-2 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми дошкольного возраста – не более 15-25 минут (в зависимости от возраста).
Цель проекта: развитие коммуникативных навыков и снижение уровня агрессивности у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- развитие коммуникативных навыков детей;
- воспитание нравственных чувств;
- обучение способам конструктивного взаимодействия;
- повышение уровня эмпатии;
- повышение уровня компетентности в нравственном воспитании у родителей.
Гипотеза.
В результате реализации проекта:
- проведение своевременной диагностики агрессивного поведения;
-повышение компетентности родителей и педагогов по проблемам взаимоотношений дошкольников;
- проведение специальной коррекционно-развивающей работы с детьми;
- взаимодействие семьи и ДОУ;
-снижение уровня агрессивности детей.
Ожидаемые результаты проекта.
У детей:
- снижение агрессивности;
- развитие способности сочувствовать, понимать себя и другого человека;
- развитие коммуникативных навыков.
У родителей:
- повышение компетентности родителей в вопросах взаимодействия с агрессивным ребенком, а также в вопросах нравственного воспитания детей.
У педагогов:
- повышение качества профессиональной подготовки и уровня компетентности педагога-психолога, воспитателей по проблемам взаимоотношений детей в группе и детской агрессивности.
Методы исследования:
1) арт-терапевтические методики;
2) психогимнастические упражнения;
3) беседы;
4) коррекционные упражнения;
5) тестирования;
6) релаксационные упражнения.
Реализация проекта.
Для реализации проекта, был проделан анализ педагогической, психологической, методической литературы.
Анализ научной литературы, а также данные диагностических исследований показали, что в настоящее время, для успешной реализации человека в жизни важной становится способность качественно взаимодействовать с окружающими людьми: поддерживать хорошие межличностные отношения, ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния людей, выбирать адекватные способы общения. Проявление же агрессивности как устойчивой формы поведения ведет к снижению продуктивного потенциала, ограничению общения, к появлению нежелательных моделей поведения, в итоге затрудняется личностное развитие ребенка.
Для решения данной проблемы был создан данный проект, в реализации которого необходимо участие родителей, детей, специалистов МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №20».
Разработана система групповых и индивидуальных занятий с детьми, направленных на развитие коммуникативных навыков дошкольников в возрасте 3-7 лет, воспитание у них нравственных чувств, обучение способам конструктивного реагирования.
Для эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс подготовлены: памятки «Способы избавления от гнева»; «Как научить ребёнка управлять своим поведением» целью которых, было повышение уровня компетентности в вопросах нравственного воспитания дошкольников.
Для педагогов проведены: консультация для воспитателей «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми в ДОУ», «Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей». Изготовлены памятки «Агрессивный ребенок», «Игры для снятия напряжения»; составлены картотеки игр.
Для родителей была проведена консультация «Агрессия ребёнка. Причины и профилактика».
В ходе реализации проекта появилась необходимость в создании программы по коррекции агрессивного поведения дошкольников.
Реализация проекта
№ | Этапы | Направленность | Цели этапа | Содержание | Сроки | ||
1 | Вводный | сбор информации по проблеме агрессивности у детей дошкольного возраста | *постановка цели и определение задач проекта; *изучение педагогической литературы; *подбор диагностического материала; *подбор информации для консультаций; *разработка перспективного плана мероприятий проекта. | Сентябрь-октябрь 2023 г. | |||
2 | Основной | Дети | Диагностика | *изучение уровня агрессивности детей дошкольного возраста (экспертная оценка воспитателями и родителями); *формирование коррекционной группы. | Октябрь 2023 г. | ||
коррекционно-развивающая работа | *работа с коррекционной группой | Ноябрь 2023-февраль 2024 г. | |||||
Родители | Диагностика | *исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия; *анализ семейных взаимоотношений. | ноябрь 2023 г. | ||||
| Педагоги | Повышение компетентности по проблемам общения дошкольников и агрессивного поведения у детей | - консультация для воспитателей «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми в ДОУ», «Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей». - памятки: «Агрессивный ребенок», «Коммуникативные игры» | Октябрь-ноябрь 2023 г. | |||
3 | Итоговый | Анализ эффективности проектной работы | -контрольное диагностическое исследование (исследование агрессивности); - оформление проекта; - выставка рисунков «Твоей дружбой дорожу» -Тренинговое занятие -Выступление с результатами проекта на педагогическом совете ДОУ | Апрель 2023 г. |
Организация констатирующего эксперимента, описание испытуемых, описание методик исследования
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №20». Количество испытуемых составило 18 человек, из них 4 девочки и 14 мальчиков, возраст испытуемых 3-5 лет. Исследование по выявлению агрессивного поведения у детей проводилось в несколько этапов.
Этапы исследования.
1 этап - подготовительный.
На этом этапе был сформирован пакет психодиагностических методик.
2 этап - диагностический.
На этом этапе был установлен контакт с каждым испытуемым. Проводилось изучение проявлений агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
3 этап - анализ и интерпретация полученных данных.
Проведение количественного и качественного анализа результатов, полученных в ходе 2 этапа.
В выборе диагностических методик предпочтительными оказались проективные методики, что обусловлено возрастными особенностями исследуемых детей.
Для выявления детей с выраженным агрессивным поведением использовалась методика «Кактус» М.А.Панфиловой и проективная методика «Дом, дерево, человек». Исследование подкреплялось результатами опросников, проведённых с родителями данных детей и их воспитателями.
Анализ результатов исследования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Первым этапом диагностической работы явилось выявление детей с выраженными агрессивными тенденциями в поведении.
По результатам анализа теста «Кактус» из 18 обследуемых детей выявлено, что:
У 12 детей высокая степень агрессии, что составляет 67%, из них девочек-8%, мальчиков- 92%. Данные показатели наблюдались при наличии в рисунке ярко выраженных, крупных иголок, расположенных как внутри, так и снаружи кактуса. Обращали внимание на нажим карандаша (высокая степень агрессивности рассматривается при сильном нажатии). Так же учитывались ответы, данные испытуемыми на уточняющие вопросы, например:
1. Этот кактус домашний или дикий? «Дикий».
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать? «Кактус, очень колючий, потрогать его нельзя, а то поранишься».
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? «За ним не ухаживают, он же дикий».
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? «Вокруг него растет много маленьких, колючих кактусов».
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)? «Когда кактус станет большим, то у него отпадут иголки, и он умрет».
Данные ответы указывают на высокую степень агрессии.
У 6 детей средняя степень агрессии, что составляет 23%, из них 3 мальчика и 3 девочки. О средней степени агрессивности можно судить по коротким, редко расположенным иголкам, расположенным в основном по внешнему контуру рисунка.
Так же учитывались ответы, данные испытуемыми на уточняющие вопросы, например:
1. Этот кактус домашний или дикий? «Домашний».
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать? «Сильно колется».
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? «Кактус любит, когда за ним ухаживают, поливают его».
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? «Рядом растут цветы, ромашки и хризантемы».
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)? «Кактус станет большим, но колючки останутся такими же».
Таким образом, по результатам данной методики у детей дошкольного возраста преобладает высокая степень агрессии.
Вторым этапом диагностической работы явилось выявление типа агрессивных реакций.
По результатам теста «Дом, дерево, человек» из 18 обследуемых детей, можно сказать, что у 10 детей высокий уровень агрессивных реакций, что составляет 55,5%, из них 9 мальчиков и 1 девочка.
Третьим этапом диагностической работы стало анкетирование родителей исследуемых детей. Им было предложено дать ответы на вопросы, которые позволяют выявить уровень агрессивности вне детского сада. По опросу родителей было выявлено, что у 8 детей наблюдается высокий уровень агрессивности, у 10 детей-средний уровень.
Заключительным этапом диагностической работы явился опрос для воспитателей. Необходимо было отметить ответ, наиболее полно характеризующий данного ребенка. Опросник выглядел следующим образом:
1. Обязательно дает сдачи, если его (ее) ударит.
2. Бывает настолько зол, что хватает первую попавшуюся под руку вещь и ломает (кидает) ее.
3. Во всем соглашается с другими.
4. Сплетничает о недругах.
5. Легко раздражается, но быстро успокаивается.
6. Нарушает установленные правила.
7. В конфликтной ситуации или при неудачи всю вину за случившееся берет на себя.
8. Если разозлится, может ударить.
9. Спорит.
10. Соглашается исполнять просьбы, приказания.
11. Неудачи огорчают его (ее).
12. Мешает, надоедает другим детям, воспитателю.
13. Когда раздражается, хлопает дверьми, стучит по столу кулаком.
14. Когда на него (нее) кричат, начинает кричать в ответ.
15. Огорчается из-за мелочей.
16. Поступает наперекор (назло).
17. Ответственность за неудачу возлагает на других, пытается увильнуть от наказания.
18. Ему (ей) доставляет удовольствие мучить других (выворачивать руки, дергать за волосы).
19. Ругается.
20. Забирает игрушки у других детей.
21. Угрожает (но угрозы могут быть и не приведены в исполнение).
22. Дразнит других детей.
23. Ябедничает.
24. Ребенок спокоен, уравновешен.
25. Обращается к другим командным, требовательным тоном.
26. Сожалеет о своих поступках.
27. Выражает угрозу жестами (замахивается на другого, угрожает кулаком и т.п.).
28. В споре повышает голос.
29. Вежлив (а) с людьми (даже с теми, которые ему (ей) не нравятся).
30. Не умеет сердиться.
По результатам опросника на выявление агрессии 18 обследуемых детей можно сказать, что у 13 детей высокий уровень агрессивных реакций, что составляет 72%, из них 12 мальчиков и 1 девочка.
Выводы:
1. У исследуемых детей дошкольного возраста отмечается высокая степень агрессии, преобладает у мальчиков. Об этом можно судить по результатам анализа полученных данных теста «Кактус».
2. Средняя степень агрессии преобладает у девочек;
3. Проведение коррекционных мероприятий, с целью снижения агрессивных проявлений в данной группе детей необходимо.
С этой целью была составлена программа коррекционно-развивающих занятий для данной группы детей.
После проведения комплекса мероприятий по коррекции агрессивности детей дошкольного возраста ожидается, что у детей снизится уровень проявления агрессии, разовьются навыки выражения агрессии в социально приемлемой форме и навыки конструктивных способов решения конфликтов, повысится уровень самоконтроля.
Тематический план занятий
№ п/п | Упражнения | Кол-во занятий | Форма работы | Материалы и оборудование |
1 | Рисунок «Дом, дерево, человек» | 1 | Групповая и индивидуальная | Листы бумаги, цветные карандаши. |
2 | Рисунок «Кактус» | 1 | Групповая и индивидуальная | Листы бумаги, цветные карандаши. |
3 | 1.Упражнение «Покажи свое имя». 2. Игра «Курица, цыплята и ястреб». 3.Игра «Добрые привидения» 4. Рефлексия | 1 | Групповая и индивидуальная | Не требуется |
4 | 1.Упражнение «Здоровалки» 2. «Удивительный мир эмоций. Радость» 3. Упражнение «Рисуем эмоции пальцами» | 1 | Групповая и индивидуальная | Пиктограммы «радость», кубик эмоций, листы белой бумаги, пальчиковые краски |
5 | 1. Упражнение «Прячемся от дождика» 2. «Удивительный мир эмоций. Грусть» 3. Упражнение «Рисуем эмоции пальцами» 4. Релаксация «Достань звезду» | 1 | Групповая и индивидуальная | Зонт, пульверизатор, пиктограммы «грусть», кубик эмоций, листы белой бумаги, пальчиковые краски |
6 | 1.Игра: «Котик» 2. Игра «Дракон кусает свой хвост» 3. «Удивительный мир эмоций. Гнев» 4. Упражнение «Рисуем эмоции пальцами» 5.Упражнение: «Возьми себя в руки». | 1 | Групповая и индивидуальная | Пиктограммы «гнев», кубик эмоций, листы белой бумаги, пальчиковые краски |
7 | 1.Приветствие «Доброе утро» 2. Игра «Поссорились два петушка» 3. «Удивительный мир эмоций. Спокойствие» 4. «Рисуем настроение» | 1 | Групповая и индивидуальная | Пиктограммы «спокойствие», кубик эмоций, листы белой бумаги, пальчиковые краски |
8 | 1.Приветствие «Я рад тебя видеть» 2. Упражнение «Комплименты» 3. «Удивительный мир эмоций. Удивление» 4. Упражнение «Бумажные мячики» | 1 | Групповая и индивидуальная | Пиктограммы «удивление», кубик эмоций, листы белой бумаги |
9 | 1. Приветствие «Хлопушка» 2. «Удивительный мир эмоций. Страх» 3. Упражнение «Маленькие приведения» 4. Упражнение «Шалтай-болтай» | 1 | Групповая и индивидуальная | Пиктограммы «страх», кубик эмоций, листы белой бумаги |
10 | 1.Приветствие «Нежное прикосновение» 2. «Удивительный мир эмоций. Скука» 3. «Разговор с руками» 4. Песочная терапия | 1 | Групповая и индивидуальная | Пиктограммы «скука», кубик эмоций, песочный стол |
11 | 1.Разминка «Ласковое приветствие» 2. Игра «Знатоки чувств» 3. Разыгрывание ситуаций 4. Снятие эмоционального напряжения посредством использования элементов аква-терапии | 1 | Групповая и индивидуальная | Пиктограммы эмоций, кубик эмоций, таз с водой, сито, цветные камни |
12 | 1.Игра «Мостик дружбы» 2. Упражнение «Злые и добрые кошки» 3. Игра «Попроси игрушку (вербальный и невербальный вариант» | 1 | Групповая и индивидуальная | Игрушка |
13 | 1.Игра «Если бы я был волшебником» 2.«Я леплю из пластилина» | 1 | Групповая и индивидуальная | Волшебная палочка, пластилин |
14 | 1.Упражнение «Нос к носу» 2.Упражнение «Два барана» 3. Игра «Брыкание» 4. Упражнение «Доброе животное» | 1 | Групповая и индивидуальная | Не требуется |
15 | 1.Приветствие «Наши руки» 2.Упражнение «Мешочек для криков» 3. Песочная терапия | 1 | Групповая и индивидуальная | Текстильный мешочек с завязками, песочный стол |
16 | 1.Приветствие «Мячик» 2. «Листок гнева» 3. Снятие эмоционального напряжения посредством использования элементов аква-терапии | 1 | Групповая и индивидуальная | Листы белой бумаги, таз с водой, сито, цветные камни |
17 | 1.Приветствие «От сердца к сердцу» 2.Упражнение «Рубка дров» 2.Упражнение «Липучка» 3. Упражнение «На море» | 1 | Групповая и индивидуальная | Не требуется |
18 | 1.Упражнение «Король Боровик» 2. Игра: «Сороконожка» 3. Игровое упражнение «Моё настроение» 3. Игровое упражнение «Тренируем эмоции» | 1 | Групповая и индивидуальная | Не требуется |
19 | Рисунок «Дом, дерево, человек» | 1 | Групповая и индивидуальная | Краски, кисти, цветные карандаши, листы белой бумаги. |
20 | Рисунок «Кактус» | 1 | Групповая и индивидуальная | Краски, кисти, цветные карандаши, листы белой бумаги. |
Для определения эффективности проведения системы работы по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, по окончании комплекса мероприятий эксперимента была проведена контрольная диагностика. В контрольном эксперименте были использованы те же методики, что и в констатирующем.
Динамика уровня агрессивного поведения детей экспериментальной группы по методике «Кактус»
Анализ результатов контрольного эксперимента по методике «Кактус» выявил у 6 детей снижение уровня агрессии с высокого на средний, у 3 детей наблюдается снижение уровня агрессии со среднего на низкий.
При использовании методики «Дом, дерево, человек» удалось выяснить типы агрессивной реакции детей:
- Экстрапунитивные (нападение на обидчиков, нанесение им побоев, разрушительные действия в отношение вещей обидчиков или попавшихся на глаза предметов)
- Интропунитивные (агрессия направлена на себя, реакция гнева)
- Импунитивные (характеризуются направленностью на самого себя-чувство вины)
Преобладающие типы агрессивной реакции детей экспериментальной группы по методике «Дом, дерево, человек»
Выводы: Сравнивая полученные результаты, мы приходим к выводу, что проведённая система работы по коррекции агрессивного поведения положительно влияет на поведение детей. Участники экспериментальной группы имеют положительную динамику снижения агрессивного поведения, что указывает на эффективность проведённых коррекционных мероприятий.
Список используемой литературы
1. Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция/А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
2. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Спб, Питер, 2001. – 377 с.
3. Ивашова А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. 2003. № 27-28.
4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.Л. Кряжева. – Ярославль, Академия развития, 1997. – 160 с.
5. Ломтева Т. Большие игры маленьких детей. От 0 до 14 лет /Т. Ломтева. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 272 с.
6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми/Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М., 2000. – 304 с.
7. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике/И.П. Подласый. – М.: Владос, 200/. – 352 с.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в двух томах. Том 2/Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1996. – 529 с.
9. Хухлаева О.В. Тропинска к своему Я. Дошкольники/О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2008. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), пр...
Картотека игр для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Картотека игр адресована педагогам ДОУ для проведения данных игр в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментах и на прогулке.Может быть рекомендована родителям с ...
Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Процесс профилактики и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ носит протяженный во времени характер, а результаты оказываются несколько отсроченными. Основополага...
«Игры на коррекцию агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
Работа с детьми, проявляющими агрессию...
Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста (2 часть)
При наличии определенных знаний, умений, а также при партнерском подходе к общению с ребенком, склонным к агрессивным проявлениям, можно снизить уровень его агрессии и обучить конструктивным способам ...
Презентация «КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ«СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОЛИКУЛ...
Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...