"Игровые технологии"
методическая разработка по психологии
Игровая технология призвана создавать условия для всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. С её помощью получают развитие коммуникативные умения и навыки. Игра даёт возможность гармонизировать детско-родительские отношения. В технологии отображены основные приемы и техники работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_tehnologiya.docx | 422.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №20» г. Курска
Сайт: https://mbdou20.ru/
Эл.почта: mdou20kursk@yandex.ru
Номер: +7 4712 76-03-99
Заведующий: Полякова О. В.
Подготовил:
Педагог-психолог
Тененёва И. А.
МБДОУ №20
Курск-2024
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
Макаренко А. С., советский педагог и писатель
Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме педагогических игр, формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определённого сюжета [6]. Игровая технология призвана создавать условия для всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. С её помощью получают развитие коммуникативные умения и навыки. Игра даёт возможность гармонизировать детско-родительские отношения. В федеральном государственном образовательном стандарте лидирующую позицию занимает личность ребёнка. Дошкольное детство должно быть насыщено игрой [3,4].
Практическая значимость технологии заключается в подборе и использовании картотеки развивающих игр. Это даёт возможность развивать воображение, фантазию, применять знания, умения и навыки, полученные в ходе игровой деятельности, в практической деятельности.
Актуальность темы:
Игра имеет большое значение для формирования личности ребёнка. Она зарождается в детстве и всю жизнь сопровождает человека. Именно поэтому многие ученые посвящают свои исследования данному феномену. Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев определяют игру, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте [8].
«Жалость и игра-это весь мир практической деятельности ребёнка» [9]. Так пишет об игре К. Д. Ушинский.
О. С. Газман определяет игру, как самостоятельную деятельность, которая выступает в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. В настоящем игра удовлетворяет потребности ребёнка, для будущего в игре формируются знания, умения, навыки, способности. [1]
Д. Б. Эльконин придерживается мнения, что игра появилась в процессе исторического развития общества. Изначально ребёнок не мог принимать участие в работе взрослых. Для работы требовались знания и умения. Так, взрослые стали изготавливать для детей игрушки. В ходе игр-упражнений ребёнок получал необходимые знания, умения и навыки. Первые игрушки были моделями орудий труда. В ходе развития человечества игра стала приобретать большее значение для формирования всесторонне развитой личности человека. С её помощью дети овладевают опытом взаимодействия с людьми и окружающим миром, происходит усвоение морально-этических норм [8].
Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, которые учат выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- игры на обобщение предметов по признакам;
- Игры и упражнения, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- игры, воспитывающие умение владеть собой.
Обучение в форме игры должно быть интересным, но не должно носить развлекательный характер. Благодаря игровым технологиям у детей идёт развитие психических процессов.
Нормативно-правовое обеспечение проекта.
Нормативно-правовое обеспечение реализации инновационного проекта обусловлено рядом документов федерального, регионального уровня, к которым можно отнести следующие:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы Дошкольных образовательных организаций»;
- Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017года № 240 «О проведении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
- Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014года № 295 «Об утверждении государственного проекта Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;
- Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 2765-р «Концепцию Федерального целевого проекта развития образования на 2016 - 2020 годы»;
- Закон Курской области от 9 декабря 2013 г. N 121-ЗКО "Об образовании в Курской области";
- Постановление от 15 октября 2013 года N 737-па Об утверждении государственной программы Курской области "Развитие образования в Курской области";
- Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад комбинированного вида № 20», утвержденный приказом комитета образования города Курска от 07 августа 2019 года №224.
Цели игровой технологии
Игровая технология преследует цель: развитие воображения и символической функции сознания.
Игровая технология способствует решению следующих задач:
- Знакомство ребёнка со способами получения и передачи информации;
- Развитие воображения детей;
- Подбор средств, стимулирующих повышение результативности деятельности детей.
Концептуальная основа игровой технологии содержит в себе следующие идеи:
- Игра – это пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок (Л. С. Выготский);
- Игра – свобода личности в воображении, иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А. Н. Леонтьев);
- Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте (Д. Б. Эльконин).
Участники: дети 3-7 лет
Подбирая игры, воспитатель должен учитывать психологические особенности данного возрастного этапа, состав группы детей, общее состояние группы, время дня, в которое проводится игра. Ребёнку 3-4 лет присуща игра партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками и различные игровые действия. Ребёнок 4-5 лет чаще участвует в игре коллективной со сверстниками, ведет ролевой диалог, участвует в игровых ситуациях. В 5-6 лет происходит усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения. Игровые действия детей 6-7 лет становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение, в зависимости от места в нем [5].
Виды игровых технологий:
- Сюжетно-ролевые игры;
- Театрализованная игра;
- Игры на развитие пластической выразительности;
- Игра – экспериментирование;
- Дидактические игры;
- Пальчиковые игры;
- Подвижные игры [6].
В своей работе я использую:
- Пальчиковые игры;
- Дидактические игры.
Остановимся более подробно на этих видах игры.
Пальчиковые игры – игры, которые способствуют развитию речи, так как направлены на развитие мелкой моторики. Эти игры обычно очень увлекают детей. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры зависят от возраста малыша. С взрослением ребенок осваивает всё более сложные игры, в игре появляется реквизит – мелкие предметы [2].
Удобство пальчиковых игр заключается в том, что для них не требуется инвентарь. В любое время и в любом месте мы можем развлечь малыша этими играми.
Например,
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальцы, начиная с большого)
Идём мы фрукты собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Грушу, яблоко из сада, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будет мама очень рада. (хлопки в ладоши)
Дидактические игры – игры, обязательным элементом которых является познавательное содержание и умственные задачи. Путём многократного повторения, ребёнок усваивает знания, которые в дальнейшем применяет.
Структура дидактической игры
Обучающая дидактическая задача. Воспитатель в игровом процессе определяет конкретные обучающие задачи, которые соответствуют возрастной группе детей. Точную задачу можно легко узнать по названию игры: «Сложи узор», «Назови лишнее». Главной особенностью дидактической игры является то, что она скрыта для ребёнка.
Игровые действия, т. е. способы проявления активности ребёнка в игре.
Правила игры. Правила игры обозначаются учебно-предметным содержанием игры, заложенными в игру задачами.
Описание сфер ответственности, основных прав участников технологии (специалистов, педагогов)
Педагог-психолог обязан:
-обеспечивать психологическую и физическую безопасность участников программы адаптационных мероприятий;
-осуществлять методическую и организационную подготовку к проводимым занятиям;
-проводить занятия на высоком уровне профессиональной компетентности;
-доводить до сведения участников процесса рекомендации по результатам работы.
Педагог-психолог является ответственным за детей в период проведения занятий, а также должен отслеживать психоэмоциональное состояние участников технологии и обеспечить психологическую поддержку в случае необходимости.
Участники технологии имеют право:
-отказаться от участия в программе;
-быть информированными о результатах диагностики, проведенной в рамках реализации программы.
Система организации внутреннего контроля за реализацией технологии:
Технология предполагает первичную и итоговую диагностику уровня психоэмоционального развития детей к условиям дошкольной образовательной организации, с целью выявления динамики изменений.
Психологическая диагностика результативности проводимой психолого-педагогической работы включает в себя следующие оцениваемые компоненты:
- общий эмоциональный фон;
- развитие познавательной и игровой деятельности;
- взаимоотношения ребенка со взрослыми;
- взаимоотношения со сверстниками;
- реакция ребенка на изменения привычной ситуации.
Критерии оценки достижения планируемых результатов.
Эффективность реализации технологии отслеживается по следующим критериям и показателям:
-успешная адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
-общий эмоциональный фон (ребенка преобладает радостное, или устойчиво – спокойное эмоциональное состояние).
Факторы, влияющие на достижение результатов технологии:
- влияние семьи;
- индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические);
- уровень развития детей на «входе» в дошкольное образование (так называемые исходные данные) и др.
Игровая технология реализована в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 20» г. Курска.
Администрация детского сада несет ответственность за предоставление помещения и оснащения необходимым дидактическим материалом для реализации психолого-педагогической технологии.
Срок реализации: 10 месяцев
Режим занятий: 1 раз в неделю (15– 30 минут в зависимости от возраста воспитанников).
Литература
- Газман О. С. В школу - с игрой : Кн. для учителя / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова. - М. : Просвещение, 1991.
- Калмыкова Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? Картотека пальчиковых игр.-Изд. 2-е, испр. – Волгоград
- Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010.
- Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
- Куражева, Вараева, Тузаева: "Цветик-семицветик". Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников
- Селевко Г.К.: Энциклопедии образовательных технологий. - М.: НИИ школьных технологий, 2006
- Степанова О.А.: Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. - М.: Академия, 2003
- Эльконин Д. Психология игры. –– М.: Владос, 1999 г. - 360 с. (Серия "Сам себе психолог")
- "Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина "Просвещение", Москва, 1978 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Празднично-игровые технологии Празднично-игровые технологии
АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЖ...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
"Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...
Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...
1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности . 2.Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве
1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности«Стихотворение, которое подходит по своему содержанию к сюжету музыкального произведения»2. Использование теат...