Мастер-класс для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»
методическая разработка по психологии

Белёнова Яна Владимировна

Мастер -класс проводится с целью снятия эмоционального напряжения, формирования умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_s_pedagogami.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Снятие психоэмоционального напряжения»

Подготовил педагог-психолог Белёнова Я. В.


Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

Задачи:

1. Познакомить участников тренинга с некоторыми приемами психологической саморегуляции.

2. Совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Актуальность.

Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми он испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном напряжении, частых стрессах, «эмоциональном выгорании». Ситуации крайнего эмоционального напряжении приводят к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья педагогов, поэтому они нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Ход тренинга

1. Упражнение «Познакомимся поближе»
Задача: знакомство участников группы, включение их в работу
Все становятся в круг. Каждый называет свое имя и по одному положительному и отрицательному качеству своего характера, которые начинаются с той же буквы, что и имя.


2. Упражнение «Гора с плеч»

Цель: сброс мышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе.

Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка. Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею в сторону.


3. Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

· танец кистей рук

· танец рук

· танец головы

· танец плеч

· танец живота

· танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.


4. Упражнение «Звуковая гимнастика».

Голос – драгоценный дар природы.

Профессия учителя требует умелого владения своим голосом.

Крик – естественный, природный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения. Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах

применения: Для звуковой гимнастики характерны следующие особенности дыхания: вдох через нос (1-2 с) пауза, активный выдох через рот (2-4 с, пауза.

Вдох плавный, бесшумный, равномерный, глубокий. Выдох больше вдоха вдвое.

Звуковые упражнения нужно выполнять медленно, спокойно, без напряжения, каждый звук должен произноситься строго определенным образом, только тогда звуковая гимнастика дает лечебный результат.

спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной.

Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим

звук.

Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:

А — воздействует благотворно на весь организм;

Е — воздействует на щитовидную железу;

И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О — воздействует на сердце, легкие;

У — воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я — воздействует на работу всего организма;

М — воздействует на работу всего организма;

X — помогает очищению организма;

ХА — помогает повысить настроение.


5. Упражнение «Стряхни»

Цель: снятие нервно-психического напряжения, усталости.

Инструкция: Я хочу показать Вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из Вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовить работу» Кто-то настраивает себя на то, что не выполнит хорошо работу и наделает кучу ошибок. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный как другие. Что мне зря стараться?».

Встаньте так, чтобы у вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с Вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носка до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если Вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки….

Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется Ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с Вас спадает и Вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.


6. Упражнение «Потягивание».

Универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь. Бодрость духа обеспечена. Улыбнитесь.

Улыбка передает нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат - чувство радости или расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержать улыбку 10—15 секунд. А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь - выпрямитесь, контролируйте свой голос, чтобы он не дрожал. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком».


7. Упражнение «Избавление от тревог» (зрительная техника):

Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день… Небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам…Оно ярче тысяч солнц… Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!


8. Упражнение «Слон»

Участники садятся в круг.

«Ведущий раздаёт участникам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой написано “слон”, знайте, что у кого, то есть карточка, на которой также написано “cлон”».

Ведущий раздаёт карточки (если в группе не четное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении).

«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно воспользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ни чего говорить и издавать характерные звуки. “вашего животного”. Другими словами, всё, что мы будем делать, мы будем делать молча.


10. Упражнение «Плюс-минус»

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности, вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.

Материалы: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал.

Рефлексия. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.


Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля и улучшения настроения вы будете вспоминать и дома, и на работе и не забывать, что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так же использовать: дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, а снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой. Всем спасибо за участие.





Способы избавления от эмоционального напряжения:

1 способ – сесть на психологическую диету.

  • Начните меняться! (Берёте своё состояние и пытаетесь изменить себя или свое отношение к ситуациям/проблемам).
  • Выработайте собственную стратегию (тренинговые упражнения, релаксация).
  • Каждое утро вспоминайте, что-то радостное и позитивное.
  • Немедленно выделите пространство для себя (примерно один час в день). Найдите альтернативное хобби (вязание, шитьё, можно покапаться в огороде) или настольные игры (карты лото).
  • Создайте список доступных Вам удовольствий (должен превышать 10пунктов).
  • Перед сном производите очистку фильтра (всегда помните то, что на работе, это на работе, а дома, это дома. Дома мы жёны, мамы, бабушки!).


2 способ — делать упражнения.

  • Идя на работу или же ещё куда-то нужно набрать в левый карман пуговиц, бусинок или орехов и каждый раз перекладывая из левого кармана в правый повторять в мыслях хорошие слова или что-то позитивное пока не закончатся все бусинки. Это упражнение надо проделывать каждый день. Перекладывая бусинки или пуговицы—это автоматически будите видеть только хорошее. Это упражнение необходимо делать около 3-х месяцев.
  • Массируйте точки для снятия напряжения:
  • Указательным пальцем помассировать между носом и верхней губой 10 раз.
  • Подбородок помассировать указательным пальцем
  • Где шея помассировать.
  • Руки потереть умывание и сброс.
  • Массировать пальцы на левой руке.
  • Нажать на большой и указательный палец.

Мастер-класс для педагогов ДОУ: «Снятие эмоционального напряжения у педагогов как условие положительного эмоционального состояния детей»

Автор: Зезина Анастасия Анатольевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №9 «Золотой ключик» комб. вида

Населенный пункт: Владимирская область, г. Юрьев-Польский

Тема мастер-класса: Снятие эмоционального напряжения у педагогов как условие положительного эмоционального состояния детей»

Участники: педагог-психолог, воспитатели и специалисты ДОУ

Цель: Научить воспитателей оценивать психологический комфорт и эмоциональное благополучие детей в группах.

Задачи: Познакомить педагогов с диагностическим инструментарием; провести комплекс упражнений для педагогов, чтобы снять эмоциональное напряжение; рассказать педагогам, как создать условия для психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду.

Примерное время: 50-60 минут

Ход мастер-класса.

Приветствие: 3 минуты

Педагог-психолог

Здравствуйте, коллеги!

Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию. Ребенок – дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.

Именно от нас педагогов – зависит во многом сохранение психологического здоровья детей, которое во многом зависит от создания психологического комфорта в группах, а создать благоприятную комфортную обстановку может только тот педагог, который очень бережно относиться к своему собственному психологическому состоянию. А также огромная роль при этом еще принадлежит и личности педагога, его культурному уровню, интеллектуальному и личностному потенциалу.

Сегодня наша цель – научиться оценивать и создавать психологический комфорт для детей в группах. Представьте последствия психологического дискомфорта для ребенка: появляются фобии, страхи, тревожность, повышается агрессивность. Психологические переживания переходят в соматические расстройства, то есть ребенок, который получил психологическую травму, заболевает физически. Детские психологические травмы проявляются в более зрелом возрасте в виде психологической защиты. Это позиция избегания, агрессивное поведение и другие проблемы. Поэтому так важно сохранять эмоциональное, то есть психическое, психологическое здоровье детей. Это в первую очередь зависит от воспитателей, ведь большую часть времени дети находятся в детском саду.

Упражнение «Разогревки-самооценки»: 5 минут

Цель: поможет снять напряжение и усталость, создать атмосферу психологического и коммуникативного комфорта, пробудить интерес к коллегам по работе.

Педагог-психолог

  • Если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши.
  • Если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, что звучит рядом, улыбнитесь соседу.
  • Если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль проявления эмоций, дотроньтесь до кончика носа.
  • Если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза.
  • Если в магазине вы отказываетесь примерить предложенную вам одежду только потому, что продавец не улыбнулся вам, покачайте головой.
  • Если вы не можете удержаться от спора, когда кто-то в чем-то не согласен с вами, топните ногой.
  • Если вы полагаете, что преобладание какой-то эмоции зависит только от внешних стимулов, подмигните.
  • Если вы выражаете гнев, стуча кулаком по столу, повернитесь вокруг себя.
  • Если вы способны удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой.
  • Если, войдя в незнакомое помещение и знакомясь с кем-то, вы мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой.
  • Если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните.
  • Если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой.
  • Если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от вашей эмоциональности, потанцуйте.

Знакомство с диагностическими материалами.

Педагог-психолог: Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы осознать, проанализировать групповую ситуацию, для чего предлагаются следующие методики изучения оценки психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада

  1. Цветовая диагностика «Домики» (А. Эткинд), цель методики - определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению (см. Приложение 1А), в ходе проведения индивидуальной диагностики заполняется схема наблюдения. (см. Приложение 1Б)
  2. Тест на эмоциональное отношение (М. Ю. Стожарова) - выявляется отношение ребенка к различным видам деятельности ребенка в ДОУ, режимным моментам, взаимодействию со сверстниками и/взрослыми (см. Приложение 2)
  3. Анализ - схема для педагогов «Атмосфера в моей группе» (С. В. Терпигорьева) (см. Приложение 3) - позволяет проанализировать групповую ситуацию по следующим направлениям:
  • Обстановка в группе.
  • Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.
  • Взаимоотношения между детьми.
  1. Методика «Секрет» («Подарок») - разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой. Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия (см. Приложение 4)
  2. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада (Быкова М., Аромштам М.) (Детям предлагается выполнить рисунок на тему «Я в своей группе детского сада») - позволяет понять, насколько комфортно чувствуют себя воспитанники в группе (см. Приложение 5).

Методы, чтобы создать психологический комфорт в группе – 15 минут

Педагог-психолог

Чтобы создать психологически комфортную среду для детей, принимайте каждого ребенка таким, какой он есть. Опирайтесь на добровольную помощь детей, например, привлекайте их к уходу за помещением и участком. Будьте затейниками и участниками детских игр и забав. В затруднительных для ребенка ситуациях ориентируйтесь на возрастные и индивидуальные особенности. Действуйте вместе с ребенком, а не вместо него. Обращайтесь к родителям за поддержкой в нестандартных ситуациях и привлекайте их к образовательному процессу. Не злоупотребляйте запретами и строгими требованиями, чтобы не развивать пассивность и не занижать самооценку у воспитанников. Уделяйте внимание не только драчунам, но и тихим, застенчивым детям.

Организуйте зону для психологической разгрузки. Обучите агрессивных детей приемам, которые помогут выражать гнев в приемлемой форме: бить подушку, быстро бежать на месте, мять и рвать специально выделенную для этого бумагу и др.

Учите детей владеть собой в разных ситуациях, общаться бесконфликтно, сотрудничать, согласованно действовать в команде. Формируйте навыки самоконтроля и саморегуляции, например, детям старшего дошкольного возраста дайте задание складывать из геометрических фигур несложные узоры и композиции по образцу. Работайте над тем, чтобы повысить самооценку у тревожных и неуверенных в себе детей.

Создавайте положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности и защищенности при помощи речевых настроек. Их можно проводить утром после зарядки. Ваши голос и мимика должны соответствовать словам. Передайте с их помощью доброжелательность и радость от встречи. Например, встаньте в круг вместе с детьми, возьмитесь за руки и скажите:

– Я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Давайте постараемся сегодня как можно больше радовать друг друга. Для этого мы все должны чаще улыбаться, никого не обижать и не драться.

– Здравствуйте, мои хорошие! На улице сегодня пасмурно и сыро, а в нашей группе тепло, светло и весело от улыбок, ведь каждая улыбка – это «маленькое солнышко», от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами улыбаться друг другу как можно чаще.

А как вы создаете психологический комфорт в группах? Какие речевые настройки используете? Поделитесь своим опытом.

Педагог-психолог

Психологический настрой: «Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая –выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

Организованная педагогическая работа может не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Сейчас мы с вами поработаем над своим личностным потенциалом. И первое, что я хочу вам предложить это комплекс упражнений улучшающий психологическое состояние за три минуты.

Комплекс упражнений: “Как улучшить самочувствие за три минуты”.

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задерите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, улыбнитесь, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела.

3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Сосредоточьтесь на каждом отдельном предмете, этим вы отвлечетесь от стрессового напряжения.

4. Покиньте помещение, выйдите на улицу.

5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперёд и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойное. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего поднимайте голову.

6. Займитесь какой-нибудь деятельностью (побегайте, попойте, покричите).

7. Включите успокаивающую музыку, ту которую вы любите.

8. Выпятите грудь колесом.

9. Потянитесь. Растягивание мышц в определённой степени уменьшает ощущение стрессового “нажима”.

10. Чаще смотрите в зеркало и говорите себе “Я тебя люблю!”

Знакомство с диагностическими материалами: 15 минут

Педагог-психолог

Посмотрите, на столах перед вами лежат диагностические материалы, чтобы изучить и оценить психологический климат в группе и эмоциональное благополучие детей. По этим методикам вы сможете определить, комфортно ли детям находиться в группе, как они эмоционально воспринимают ее, кто лидер, а кто аутсайдер. Результаты диагностики помогут вам оценить и свои воспитательные действия.

Беседа «Польза и вред эмоций»: 5 минут

Педагог-психолог

У каждой эмоции есть положительные и отрицательные стороны. Любая эмоция может приносить как пользу, так и вред. Основные эмоции – это радость, гнев, печаль, страх, стыд. Каждая из них может быть выражена и эмоционально окрашена в разной степени. Давайте рассмотрим, какую пользу или какой вред приносят человеку основные эмоции. (Обсуждение)

Упражнение «Сколько во мне людей?»: 5 минут

Педагог-психолог

Психолог: Уильям Джеймс говорил: «Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро: каждый из двоих, каким он (она) видит себя, каждый из двоих, каким его (ее) видят другие, и каждый из двоих, какими они являются на самом деле». Как вы понимаете эту фразу?

Как самосознание человека связано с отношениями с родителями, друзьями, коллегами по работе?

Педагог-психолог

Давайте подведем итоги нашего мастер-класса.

Рефлексия: 10 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Снятие психоэмоционального напряжения с использованием музыкотерапии" (07.02.2018)

Музыка-это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали ещё в древней Греции и других странах. Термин "Мкзыкотерапия имеет греко...

Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»

Наша работа - это здорово и весело, но как и любая работа она подразумевает стрессы. Для наших педагогов ежегодно проходит тренинг по снятию психоэмоционального напряжения....

Мастер-класс "Игрушка-антистресс для снятия психоэмоционального напряжения"

Ритм нашей современной  жизни таков, что стресс буквально преследует нас: это поступление в школу ребенка, переход из начального звена в среднее, развод родителей, смена работы. Для того, чтобы д...

Мастер класс для педагогов:«Снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников»

  В дошкольном детстве закладывается фундамент психического и физического здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, а также необходимые навыки и привычки, вырабатываютс...

Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения в работе педагога...

Тренинг для педагогов "Снятие психоэмоционального напряжения"

Тренинг для педагогов "Снятие психоэмоционального напряжения"....

Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»

В процессе воспитательо-образовательной работы воспитатели детских садов отдают большое количество сил и эмоций своим воспитанникам, создавая для них эмоциональный комфорт и позитивную обстановку, что...