Мастер-класс для родителей старших дошкольников "Нейроигры в домашних условиях"
методическая разработка по психологии (старшая группа)

 Руденкова Инна Геннадьевна

Цель мастер-класса: вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс.

Задачи:

1) рассказать о значении сформированности крупной и мелкой  моторики у ребенка-дошкольника для его успешной познавательной деятельности;

2) познакомить родителей с некоторыми нейроиграми, приёмами нейрогимнастики, способствующими повышению  умственных способностей детей. Побудить к использованию этих игр в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master-klass.docx531.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

 «Нейроигры в домашних условиях»

Разработала: Руденкова И.Г.,

педагог-психолог МАДОУ № 6 «Золушка»

 г. Шарыпово Красноярского края

Цель мастер-класса: вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс.

Задачи:

1) рассказать о значении сформированности крупной и мелкой  моторики у ребенка-дошкольника для его успешной познавательной деятельности;

2) познакомить родителей с некоторыми нейроиграми, приёмами нейрогимнастики, способствующими повышению  умственных способностей детей. Побудить к использованию этих игр в домашних условиях.

  1. Вводная часть:

Уважаемые родители! Сегодня я хочу рассказать вам немного о том, чем я занимаюсь на своих занятиях с вашими детьми. А ещё я хочу обратиться к вам за помощью, потому что мне очень нужно, чтобы вы поддержали то, что я делаю, ведь только вместе, сообща мы можем добиться хороших результатов в развитии наших детей.

Начну сразу с обозначения ПРОБЛЕМЫ, которая заключается в следующем:

         в нынешнем поколении детей всё чаще  встречаются дети моторно неловкие, т.е. наблюдается вялость мышц, у детей нет желания и сил прыгать, бегать, они неловко прыгают на одной  ноге, плохо держат равновесие,  не могут поймать и бросить хорошо мяч, плохо переключаются с одного движения на другое.

Как вы думаете, почему я, как психолог, обращаю внимание именно на эти вещи, т.е. на сформированность прежде всего крупной моторики? Да потому, что именно  хорошо и своевременно сформированная крупная моторика обеспечивает качественное развитие тех общеучебных навыков, которые так необходимы в дальнейшем для успешной учебной деятельности – это произвольное внимание, координация движений, ориентировка в пространстве, контроль над собой, переключаемость движений.

Причин того, от чего наши дети растут моторно неловкими, может быть много. Но самая распространенная и потому главная из них  - это малоподвижный образ жизни наших детей.

Думаю, что ваше поколение ещё застало то время, когда дети любили играть во дворах. Да или нет? Что вы делали во дворах в своём детском возрасте? (скакалка, резиночка, игры с мячом, классики, догонялки?….)

А теперь кто-нибудь из вас видит в наше время прыгающих и бегающих детей на улице? Как часто? К сожалению, дети современного поколения ведут малоподвижный образ жизни, сидя в основном с гаджетами. Да, сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, дети больше нас разбираются в технике, и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что современное поколение  из-за недостаточности физической активности с каждым годом становится всё более ослабленным физически и, следовательно,  психически.

Что же с этим делать?

В психологии очень популярно сейчас направление нейромоторики, благодаря которому именно через движение успешно корректируется и развивается интеллектуальная сфера ребёнка.

И нейроигры, которые я использую на своих занятиях и с которыми  вас сегодня хочу познакомить, это по сути своей  телесно-ориентированные упражнения, позволяющие через движения тела мягко воздействовать на мозг. Благодаря этим играм в первую очередь улучшается взаимодействие полушарий головного мозга. Для эффективной интеллектуальной деятельности очень важно включение в работу обоих полушарий, а у нас с каждым годом, к сожалению, всё большая нагрузка идёт на левое полушарие (основные процессы, которые оно обеспечивает - речь, письмо, логика, счёт), а правое полушарие не получает нужной ему нагрузки (а оно отвечает тоже за очень важные процессы – пространственную ориентацию, целостное восприятие, творчество). Так вот, ещё раз напомню, что наш мозг наиболее эффективен, когда включаются в работу оба полушария, взаимодействуя друг с другом!

И когда мы развиваем у детей межполушарное взаимодействие, у них  повышается умственная работоспособность, снижается утомляемость, развивается пространственная ориентация, улучшаются память, внимание, мышление, развивается речь.

И самое главное то, что нейропсихологические игры просты, доступны и играть в них очень весело, поэтому детям они нравятся. Но результативность они дают только при условии регулярного их выполнения и совершенствования, поэтому я и призываю вас, дорогие родители,  в этом тоже систематически участвовать. Мы – педагоги – будем делать это в детском саду, а вы – родители – дома.

По сути главной «изюминкой» всех нейроигр является то, что в них организуются многозадачные движения, которые необходимо скоординировать.  Это могут быть, например,   одновременные движения обеих рук – синхронные или асинхронные, можем подключить и ноги, и глаза, и речевое сопровождение.  При этом условии у детей включаются в работу оба полушария.

Давайте сейчас познакомимся с некоторыми из них, которые вы успешно можете потом применять дома в играх с детьми.

  1. Основная часть:

1). Упражнения и игры  на координацию движений,  их переключаемость, а также развитие произвольного внимания:

  1. Кинезиологическое упражнение «Лезгинка»:

(я буду показывать сейчас и учить вас, как последовательно осваивать это упражнение с ребенком)

  • сначала запоминаем 2 движения этого упр-я правой рукой,
  • затем 2 движения левой рукой,
  • затем синхронно эти два движения двумя руками;
  • затем асинхронно двумя руками, каждый раз меняя положение  рук. (Асинхронные движения рук ещё мощнее повышают межполушарное взаимодействие!)

Picture background

  1. А теперь ещё больше усложняем: включаем упражнение «Лезгинка» в  двигательную программу:

1-е движение) две ладони с раскрытыми пальцами – перед собой,

2-е движение)  «лезгинка» в одну сторону,

3-е движение)  руки перекрестно на груди,

4-е движение)  «лезгинка» в другую сторону.

(повторяем несколько раз, ускоряясь)

  1. Упражнение «Ухо-нос»

 (сначала без хлопка, потом с усложнением – с хлопком).

C:\Users\USER\Saved Games\Desktop\ухо-ноc.jpg

  1. Игра «Кулачки-ребро-ладошка»

Ход игры: Из фигур составляем двигательную дорожку (вариантов может быть множество) -  одновременно для правой и левой руки.  И будем класть кисти рук на эти  фигуры в соответствии с их формой:   на круги - ставим кулачки вертикально, на овалы - кулачки горизонтально, на прямоугольники  кладём ладошки,  на «листочки»  – ладошки ребром. Каждый раз количество рядов из плоскостных фигур может увеличиваться. Играя, можете читать стихотворение.

  1. Упражнение на пальцевый праксис  «Коза-корова»:

Picture background

  • так же сначала запоминаем 2 движения этого упражнения правой рукой,
  • затем 2 движения левой рукой,
  • затем синхронно эти два движения двумя руками;
  • затем асинхронно двумя руками, каждый раз меняя положение  рук,
  • затем вводим ещё одно усложнение: выполняем движения с проговариванием стишка «Идёт коза рогатая за малыми ребятами. Коровушка  идёт – молоко даёт».

  1. Игры и упражнения на удержание двигательной программы и ритма, а также на развитие межполушарного взаимодействия:
  • Помните классическую игру нашего детства «Ладушки»? Умеете? Давайте попробуем в парах! А знаете, что ваши дети делают это с затруднением, особенно при ускорении?
  • А теперь попробуем поиграть в «Горизонтальные ладушки» (сначала прямо, потом с перекрещиванием рук).

  • А теперь поработаем вместе в кругу:
  • Правой ладонью хлопнем по правому бедру (сгибая при этом правую ногу в колене); левой так же – по левому; теперь чередуем, добиваясь общего ритма.
  • Правой ладонью хлопнем по левому бедру, подтягивая его к правой ладони; также левой – по правому; теперь чередуем, добиваясь общего ритма.
  • Правым локтем прикоснёмся к  левому колену; также левым – к правому; теперь чередуем.

Хочу обратить ваше внимание на то, что все перекрёстные движения рук, ног, очень мощно способствуют развитию межполушарного взаимодействия. У меня в арсенале очень много игр и упражнений с перекрёстными движениями. К тому, что я показала вам в предыдущих играх, в домашних условиях вы можете ещё использовать игру «Дефиле»: ходьбу через канат перекрёстными шагами.

  1. Упражнения с мячом  (кинез.мешочками):

А теперь я хочу поговорить с вами о самом лучшем нейротренажёре – МЯЧЕ! Упражнения в бросании и ловле  мячей способствуют развитию зрительно-моторной координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Но тут же мне придётся вас немного огорчить: большинство наших дошколят старшего возраста практически не умеют играть с мячом. Знаете, как я это проверяю при своей диагностике? Беру три мяча разных размеров и тяжести и прошу поймать сначала большой, затем средний и маленький. Ребенок должен быстро скоординировать движения своих рук, чтобы успешно поймать мяч каждого размера и веса. Дети подготовительной группы должны легко поймать маленький! А ещё они в возрасте 5-6 лет должны уметь (здесь же родителям предлагается взять по мячу или мешочку и пробовать выполнить демонстрируемые психологом движения):

  • перебрасывать маленький мяч из руки в руку (если не получается с мячом, начинаем с кинез.мешочка или мяча для жонглирования),
  • подбрасывать его ровно вверх и ловить – сначала двумя руками, потом одной правой и одной левой;  
  • подбрасывать и ловить его с хлопком, двумя хлопками и т.д.
  • отбивать от пола и ловить – двумя руками и одной; причём нужно уметь использовать два способа ловли мяча одной рукой – «чашечкой» (ладонью вверх) и «ковшиком» (ладонью вниз),
  • метать мяч в мишень (корзину, кегли и т.п.).

Все перечисленные движения с мячом являются базовой основой для более сложных (с двигательной программой), но ещё более интересных нейроигр с мячом, которым мы должны научить своих детей.

Я покажу вам только несколько, которые легко можно использовать дома. Каждая из них многозадачная и очень требует сосредоточения, но зато и мощно развивает мозг!

  1. «Ладошка – мяч – ладошка»:

C:\Users\USER\Saved Games\Desktop\1.jpg  C:\Users\USER\Saved Games\Desktop\2.jpg

  1. «Мяч - мешочек»: в левой руке мяч, правая ладонью вверх лежит на мешочке. Перекладываем мяч из левой руки в правую – перетягиваем левой рукой мешочек вправо, кладём на него левую руку ладонью вверх. Потом точно такой же алгоритм с другой рукой.

  1. «Подброс мяча одной рукой, а другой параллельно кладём ладонь сначала на одно плечо, потом на другое».

  1. «Передача мячей в паре друг другу».

  1. Подведение итогов и рефлексия:
  • Был ли этот мастер-класс полезным для вас?
  • Что нового для себя вы узнали?
  • Появилось ли желание/намерение использовать нейроигры дома?

Уважаемые родители! Прошу вас сейчас на одну чашу весов (вашу левую руку) мысленно положить те знания о развитии вашего ребенка, с которыми вы сюда сегодня пришли; на другую чашу весов (правую руку) – те знания, которые вы получили здесь сегодня. Нет, мы не будем сейчас измерять, какая чаша перевесит, это некорректно. А давайте мы соединим эти чаши, чтобы они подружились (хлопаем в ладоши).

Всех благодарю за участие!

Психолог приглашает родителей пройти к себе в кабинет, чтобы продемонстрировать им некоторые нейроигры и пособия, дать рекомендации по использованию их дома:

  • нейротренажёр «восьмерка»,
  • межполушарный нейротренажёр со вкладышами,
  • игра «Рисуем двумя руками»,
  • дидактическое пособие «Мегамозг»,
  • игры типа  «Поймай мяч»,
  • нейромячи и мешочки,
  • балансборды, балансировочные подушки, балансировочные кочки,
  • балансировочная дорожка,
  • су-джоки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер -класс для родителей "Использование фитболов в домашних условиях"

В последнее время возрастает роль физических упражнений в укреплении здоровья, профилактике различных заболеваний, организации досуга, продлении жизни и творческой активности. В этой связи появляются ...

Мастер - класс по закреплению навыка звукового анализа в домашних условиях

Данный материал предназначен для родителей, чьи дети только начинают знакомиться с понятие "звук", с тем, какими бывают звуки; учатся давать характеристику звукам, определять их наличие и оч...

Мастер-класс "Нетрадиционные приемы рисования с детьми в домашних условиях"

Мастер- класс для родителей всех возрастных групп...

Мастер - класс для родителей "Сенсорная лаборатория в домашних условиях"

Мастер - класс для родителей "Сенсорная лаборатория в домашних условиях"...

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего возраста в домашних условиях»

Цель мастер-класса:Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей раннего возраста в домашних усло...

Сценарий мастер-класса. Игры, способствующие развитию мелкой моторики в домашних условиях

План-конспект мастер-класс (сценарий)Тема: Развитие речи у детей с использованием здоровье сберегающих технологий.Педагог-мастер: Худякова Анастасия Сергеевна.Дата проведения: 29.05.2023Время проведен...

МАСТЕР-КЛАСС (онлайн) для родителей в старшей группе «Исправление речи в домашних условиях»

Цель: познакомить родителей с различными способами закрепления речевыхнавыков у детей в домашних условиях....