Сценарий мастер-класса. Игры, способствующие развитию мелкой моторики в домашних условиях
консультация (средняя группа)

План-конспект мастер-класс (сценарий)

Тема: Развитие речи у детей с использованием здоровье сберегающих технологий.

Педагог-мастер: Худякова Анастасия Сергеевна.

Дата проведения: 29.05.2023

Время проведения: вторая половина дня.

Место проведения:МАДОУ№20 «Детский сад комбинированного вида»

Продолжительность мастер-класса:30-40 минут

Цель мастер-класса: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием здоровье сберегающих технологий.

Задачи:

  1. Раскрыть влияние мелкой моторики  рук на развитие речи детей.
  2. Показать важность работы по развитию моторики рук.
  3. Заинтересовать проблемой.
  4. Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.

Оборудование:

Раздаточный материал: Памятка для родителей, ткань, ножницы, цветные нитки.

Ход мастер-класса:

Водная часть:

Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня цель нашего собрания – мастер-класс по игры, которые воспитатель использует в своей работе.

Я хочу познакомить Вас со здоровье сберегающими технологиями, которые воспитатель использует в своей работе с детьми по развитию речи.

Своё выступление хочу начать со слов Яна Коменского: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно. А потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Основная часть:

Игра- это не просто развлечение, это творческий, одухотворённый труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок знакомится с окружающим миром, познаёт самого себя, своё место в мире. Играя, малыш накапливает знания, общается, развивает мышление, воображение и речь.

Как правило, играя с ребенком, мы следуем его желаниям - он сам назначает роли. Рассказывает нам, что делать, а мы, если уж решили создать ему благоприятные условия, послушно выполняем его требования.

Каждая игра- это общение ребенка со взрослым, со сверстниками; это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успехам других детей и стойко переносить неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии- только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка.

Одним из эффективных  и результативных способов формирования познавательно - речевой активности  у детей дошкольного возраста является пальчиковая  игра.

Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на его пальцах».

Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются.

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье. Так как при этом происходит воздействия на кожные покровы кистей рук, где находятся множество точек, связанных с теми или иными органами.

Ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации –прикосновения. Детям необходимо всё трогать, гладить.

Начинать развитие мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь овладеть ему новой информацией, нужно превратить обучение в игру. А  чтобы и вам сегодня было интересно, мы должны настроиться:

-Крикнете громко и хором друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на мастер-класс, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть нам тогда?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажитесь мне? (Нет.)

Последний рас спрошу я вас:

Активными все будем? (Да.)

Сейчас мы предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие органов речи.

 

Артикуляционная гимнастика- это выборка качественных, полноценный движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонемы.  Артикуляционные упражнения направленны на развитие подвижности всех органов речи: языка, губ, нижней и верхней челюсти, щек. Давайте, вместе с вами выполним одну из таких гимнастик.

 

Прогулочная (артикуляционные упражнения)

Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит…

Кто же тут? А кто же там? Он глядит по сторонам.

Видит: губки очень гибки. Ловко тянуться в улыбке…

А теперь наоборот. Ловко тянет вперёд.

Язычок стал маляром. Аккуратно красит дом.

На качелях оказался. Вверх – взлетел…и вниз - спускался.

Догадаться, кто бы мог: Язычок наш, как грибок.

Язычок гармошкой стал…поиграл и не устал.

То иголка, то лопатка- язычок у нас ребята.

Вот и кончилась разминка…

Язычок ложится спать.

(Выполняем вместе с родителями).

Ещё одна из форм работы является пальчиковая гимнастика, которая решает множество задач в развитии ребенка:

-Помогает развивать речь;

-Повышает работоспособность головного мозга;

- Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

-Снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких –либо рифмованных историй, связок при помощи рук.

Давайте познакомимся с некоторыми из них. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры. (Совместно с родителями проводятся игротренинг).

  • «Будем мы варить компот» (фрукты)

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

(левую ладонь держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать)

Будем яблоки крошить,

 Груши будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибаем пальцы по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот

Угостим честной народ.

(правую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем левой руки мешать)

  • «Капуста»

Что за скрип? (сжимаем и разжимаем  кулачки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что ещё за хруст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)

Мы капусту рубим, рубим…(ребро ладони)

Мы морковку трём, трём (кулачками трём друг о друга)

Мы капусту солим, солим… (щепотками)

Мы капусту жмём, жмём (сжимаем и разжимаем кулаки).

 

Игровой массаж и самомассаж- позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.

И в несколько игр мы с вами поиграем.

 

Игра с карандашом.

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

 

 

Игры с пробками от бутылок.

Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это- «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

 

 

Заключительная часть:

Хотим порекомендовать вам игры, так же способствующие развитию мелкой моторики, в домашних условиях.

  • Игра «помогаю маме».

Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребёнок находится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку, или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

 

  •  Игра «Волшебные пальчики».

Дайте ребенку счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополняют изображения.

 

  • Игра «Чудесный мешочек»

В «слуховой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить или достать только горох или только бобы.

 

Способствуют развитию мелкой моторики и игры:

  • С сыпучими материалами
  • С пуговицами
  • Рисование, лепка
  • Вырезание ножницами, аппликация.

И в заключение хочется подарить вам памятки для развития мелкой моторики и игры для пальчиков.

(в конце собрания раздавать памятки для родителей).

Очень надеюсь, что смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста.

Большое спасибо за внимание и активное участие!

 

Рекомендации для родителей (памятка)

 

Детям дошкольного возраста  для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

1.      Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.

2.      «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

3.      Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железный, деревянный, пластмассовый), игры с мелкими деталями, счётные палочки.

4.       Организуйте игры с пластилином, тестом.

5.       Попробуйте технику рисования пальцами. Моно добавить краски соль или песок для эффекта массажа.

6.       Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины и длины для завязывания и развязывания.

7.       Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д).

8.        Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин. Бисера, учите расстёгивать и застёгивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

9.        Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

10.      Запускайте пальцами мелкие волчки.

11.      Складывайте матрёшку, играйте с различными вкладышами.

12.      Режьте ножницами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_master-klassa.docx418.2 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект мастер-класс (сценарий)

Тема: Развитие речи у детей с использованием здоровье сберегающих технологий.

Педагог-мастер: Худякова Анастасия Сергеевна.

Дата проведения: 29.05.2021

Время проведения: вторая половина дня.

Место проведения:МАДОУ№29 «Детский сад комбинированного вида»

Продолжительность мастер-класса:30-40 минут

Цель мастер-класса: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием здоровье сберегающих технологий.

Задачи:

  1. Раскрыть влияние мелкой моторики  рук на развитие речи детей.
  2. Показать важность работы по развитию моторики рук.
  3. Заинтересовать проблемой.
  4. Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.

Оборудование:

Раздаточный материал: Памятка для родителей, ткань, ножницы, цветные нитки.

Ход мастер-класса:

Водная часть:

Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня цель нашего собрания – мастер-класс по игры, которые воспитатель использует в своей работе.

Я хочу познакомить Вас со здоровье сберегающими технологиями, которые воспитатель использует в своей работе с детьми по развитию речи.

Своё выступление хочу начать со слов Яна Коменского: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно. А потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Основная часть:

Игра- это не просто развлечение, это творческий, одухотворённый труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок знакомится с окружающим миром, познаёт самого себя, своё место в мире. Играя, малыш накапливает знания, общается, развивает мышление, воображение и речь.

Как правило, играя с ребенком, мы следуем его желаниям - он сам назначает роли. Рассказывает нам, что делать, а мы, если уж решили создать ему благоприятные условия, послушно выполняем его требования.

Каждая игра- это общение ребенка со взрослым, со сверстниками; это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успехам других детей и стойко переносить неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии- только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка.

Одним из эффективных  и результативных способов формирования познавательно - речевой активности  у детей дошкольного возраста является пальчиковая  игра.

Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на его пальцах».

Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются.

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье. Так как при этом происходит воздействия на кожные покровы кистей рук, где находятся множество точек, связанных с теми или иными органами.

Ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации –прикосновения. Детям необходимо всё трогать, гладить.

Начинать развитие мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь овладеть ему новой информацией, нужно превратить обучение в игру. А  чтобы и вам сегодня было интересно, мы должны настроиться:

-Крикнете громко и хором друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на мастер-класс, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть нам тогда?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажитесь мне? (Нет.)

Последний рас спрошу я вас:

Активными все будем? (Да.)

Сейчас мы предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие органов речи.

Артикуляционная гимнастика- это выборка качественных, полноценный движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонемы.  Артикуляционные упражнения направленны на развитие подвижности всех органов речи: языка, губ, нижней и верхней челюсти, щек. Давайте, вместе с вами выполним одну из таких гимнастик.

Прогулочная (артикуляционные упражнения)

Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит…

Кто же тут? А кто же там? Он глядит по сторонам.

Видит: губки очень гибки. Ловко тянуться в улыбке…

А теперь наоборот. Ловко тянет вперёд.

Язычок стал маляром. Аккуратно красит дом.

На качелях оказался. Вверх – взлетел…и вниз - спускался.

Догадаться, кто бы мог: Язычок наш, как грибок.

Язычок гармошкой стал…поиграл и не устал.

То иголка, то лопатка- язычок у нас ребята.

Вот и кончилась разминка…

Язычок ложится спать.

(Выполняем вместе с родителями).

Ещё одна из форм работы является пальчиковая гимнастика, которая решает множество задач в развитии ребенка:

-Помогает развивать речь;

-Повышает работоспособность головного мозга;

- Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

-Снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких –либо рифмованных историй, связок при помощи рук.

Давайте познакомимся с некоторыми из них. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры. (Совместно с родителями проводятся игротренинг).

  • «Будем мы варить компот» (фрукты)

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

(левую ладонь держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать)

Будем яблоки крошить,

 Груши будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибаем пальцы по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот

Угостим честной народ.

(правую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем левой руки мешать)

  • «Капуста»

Что за скрип? (сжимаем и разжимаем  кулачки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что ещё за хруст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)

Мы капусту рубим, рубим…(ребро ладони)

Мы морковку трём, трём (кулачками трём друг о друга)

Мы капусту солим, солим… (щепотками)

Мы капусту жмём, жмём (сжимаем и разжимаем кулаки).

Игровой массаж и самомассаж- позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.

И в несколько игр мы с вами поиграем.

Игра с карандашом.

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу! 

Игры с пробками от бутылок.

Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это- «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

https://www.o-detstve.ru/assets/images/userfiles/29801/images/xSAM_3488.JPG.pagespeed.ic.nZ18x7eQBt.jpg

Заключительная часть:

Хотим порекомендовать вам игры, так же способствующие развитию мелкой моторики, в домашних условиях.

  • Игра «помогаю маме».

Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребёнок находится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку, или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

http://lines98online.ru/fashion/recipes/images/kak-nauchit-detei-gotovit-samostoiatelno-1.jpg

  •  Игра «Волшебные пальчики».

Дайте ребенку счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополняют изображения.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b5a27ad7a519d123fbec03e368a9722b-l&n=13

  • Игра «Чудесный мешочек»

В «слуховой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить или достать только горох или только бобы.

https://static-sl.insales.ru/images/products/1/6770/219585138/index-2.jpg

Способствуют развитию мелкой моторики и игры:

  • С сыпучими материалами
  • С пуговицами
  • Рисование, лепка
  • Вырезание ножницами, аппликация.

И в заключение хочется подарить вам памятки для развития мелкой моторики и игры для пальчиков.

(в конце собрания раздавать памятки для родителей).

Очень надеюсь, что смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста.

Большое спасибо за внимание и активное участие!

Рекомендации для родителей (памятка)

Детям дошкольного возраста  для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

1.        Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.

2.        «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

3.        Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железный, деревянный, пластмассовый), игры с мелкими деталями, счётные палочки.

4.       Организуйте игры с пластилином, тестом.

5.       Попробуйте технику рисования пальцами. Моно добавить краски соль или песок для эффекта массажа.

6.       Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины и длины для завязывания и развязывания.

7.       Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д).

8.        Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин. Бисера, учите расстёгивать и застёгивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

9.        Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

10.      Запускайте пальцами мелкие волчки.

11.      Складывайте матрёшку, играйте с различными вкладышами.

12.      Режьте ножницами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Изготовление игр на развитие мелкой моторики в домашних условиях"

Данный материал предназначен для работы с педагогами по развитию мелкой моторики у дошкольников....

Консультация для родителей "Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях".

Цель: Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии ребенка. Задачи:Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика»,Расс...

Практикум для родителей "Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях"

Уважаемые родители!Тренируя мелкую моторику рук ребенка, мы тем самым стимулируем его интеллектуальные и мыслительные процессы. Ведь именно ловкость маленьких пальчиков и кистей влияет на формирование...

#ПЕДАГОГИРОССИИ Консультация для родителей "Игры для развития мелкой моторики в домашних условиях"

Презентация для родителей. Какие игры можно использовать в домашних условиях для развития мелкой моторики, памяти , мышления....

Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях

Консультация для родителей"Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях". Цель: Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой мотори...

Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Современные исследования психологов показали тесную связь движения пальцев рук и речи.     Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких ...