Психологический тренинг для родителей "Я и мой ребенок"
план-конспект занятия по психологии

Ольга Алексеевна Стуруа

Психологический тренинг для родителей. В конспекте предоставлены упражнения и тест для родителей, а также ключ для теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_roditelskiy_klub.docx23.62 КБ
Файл pravila_dlya_rebenka.docx12.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Психологический тренинг для родителей «Я и мой ребенок»

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Повысить интерес родителей к внутреннему миру ребенка;

- Усилить способности родителей к пониманию эмоционального мира своего ребенка;

- Научиться разрешать конфликты мирным путем;

- Стать счастливыми родителями.

 Педагог-психолог: «Здравствуйте, дорогие родители! Искренне рада видеть вас. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Мы сегодня собрались с вами для интересной и познавательной работы, которая поможет нам лучше узнать и понять наших детей».

Практическая работа с цветной бумагой

Педагог-психолог предлагает взять бумагу и вырезать силуэт своего ребенка. (Родители вырезают из бумаги силуэт своего ребенка).

Вывод: как и каждое изделие, которое получилось у вас в результате практической работы, разное, так и каждый ребенок неповторим…

 Упражнение «Что я ожидаю от ребенка ...»

У каждого из вас есть дети, вы вкладываете много сил и энергии в их воспитание. А почему, для чего вы это делаете, что вы ожидаете от ребенка? Напишите, пожалуйста, на силуэтах ваших детей свои ожидания, затем зачитайте их. (Родители записывают, а потом зачитывают).

Какие мысли у вас возникли при выполнении этой задачи?

Задумывались ли вы над путями достижения того, что вы хотите?

Как вы думаете, что такое безусловная любовь, безусловное принятие?

Очень часто так случается, что родители хотят от ребенка того, чего не смогли достичь сами, пытаются самореализоваться за счет ребенка.

Упражнение «Правила для ребенка»

Цель: установление ограничений для детей.

Педагог-психолог: Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут навредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.

Ваша задача - составить правила для ребенка, не используя слова с «НЕ». К примеру:

- Нельзя переходить улицу на красный свет (Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора).

- Не спеши во время еды. (Будем есть медленно);

- Не разговаривай так громко. (Будем разговаривать тише);

- Не рисуй на стене. (Рисуй на бумаге);

- Нельзя идти на улицу раздетым. (На улице холодно, нужно одеваться);

- Нельзя драться. (Когда дерутся - делают друг-другу больно);

- Нельзя брать чужие вещи без разрешения. (Прежде чем взять чужую вещь нужно спросить разрешения);

- Нельзя разбрасывать игрушки. (Игрушки нужно составлять на место);

- Нельзя тыкать пальцем. (Если хочешь что-то показать, скажи или покажи рукой);

-Нельзя кричать в общественных местах (в общественных местах говорим спокойно и тихо.);

- Не переходи улицу на красный свет

- Не разговаривай во время еды

- Не разговаривай так громко

- Не рисуй на стене

- Не трогай ножницы

- Не лезь к огню

- Не крутись на качелях

- Не разговаривай громко

- Не ешь много сладкого

- Не трогай животных на улице

- Не обманывай взрослых

- Не разбрасывай игрушки по комнате

Обсуждение:

- Сложно было выполнить задание?

Упражнение «Солнышко»

Педагог-психолог.

Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?

Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет игра «Солнышко».

Инструкция: предлагаю сделать запись в лучиках. На них вы пишите ласковое имя своего ребенка и его положительные качества.

Вывод: Посмотрите, какая у нас получилось ласковоя и доброе солнышко! Может быть, некоторые качества у вас и совпали.

Рефлексия:

- Было трудно?

- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

- Легко ли Вам было заполнять? Почему?

Упражнение «Письмо о счастье» (3-5 минут, на ватманах)

Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа родителей объединяется в 2 команды.

1 команда – «ДЕТИ»: «Представьте, что вы дети. Вам предлагается написать письмо родителям о  том, что нужно для счастья детей».

2 команда – «РОДИТЕЛИ»: «А вам  предстоит написать письмо детям, о том, что нужно для счастья родителей».

«Обращение воспитанников ДОУ к родителям»

1. Дорогие родители, помните, что вы сами пригласили нас в свою семью. Когда-нибудь мы оставим родительский дом, но до тех пор научите нас, - пожалуйста, искусству быть человеком.

2. Мы учимся у вас всему: словам, интонации, голосу, манерам. Ваши слова, чувства и поступки будут возвращаться к вам через нас. Поэтому научите нас, - пожалуйста, лучшему. Помните, что мы вместе не случайно: мы должны помочь друг другу.

3. Дорогие наши мамы, мы вас очень любим! Покажите нам, что вы также нас любите!

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.

Педагог-психолог: Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко соединить в аплодисменты.

                                           Я и мой ребенок (Презентация)

(Тест для родителей)

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные "проектировщики, конструкторы и строители" детской личности.

Сейчас я хочу провести тест, который дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Вопросы

Ответы

Можете ли вы

Могу и всегда так поступаю

Могу, но не всегда так поступаю

Не могу

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

А

Б

В

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

А

Б

В

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

А

Б

В

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

А

Б

В

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя?

А

Б

В

6. Поставить себя на место ребенка?

А

Б

В

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?

А

Б

В

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

А

Б

В

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

А

Б

В

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

А

Б

В

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться?

А

Б

В

12. Не реагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто не заслуженно обидел другого ребенка?

А

Б

В

13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

А

Б

В

Ключ к тесту

Ответ "А" оценивается в 3 очка, ответ "Б" - в 2 очка, ответ "В" - в 1 очко.

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, и в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число очков - менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желание добиться этого, а возможно того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.



Предварительный просмотр:

- Не переходи улицу на красный свет

- Не разговаривай во время еды

- Не разговаривай так громко 

- Не рисуй на стене

- Не трогай ножницы

- Не лезь к огню

- Не крутись на качелях

- Не убегай далеко

- Не ешь много сладкого

- Не трогай животных на улице

- Не обманывай взрослых

- Не разбрасывай игрушки по комнате


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологического тренинга для родителей "Я и мой ребенок"

                                                      ...

социально - психологический тренинг «Успешный педагог — развитый ребенок»

Если обратиться к этимологии слова «успех», то в словаре русского языка оно рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-нибудь, как общественное признание и как хорошие результаты в ...

Психологический тренинг для педагогов "Здоровье ребенка в руках педагога"

Цель мероприятия: способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами.                             ...

Психологический тренинг-как средство психодиагностики одаренного ребенка.

Современный уровень диагностики не исключает случаев потенциала ребенка, т.е. ошибок, свяанных , в частности , с тем , что отрицательные результаты испытаний могут зависеть от временных факторов , мас...

Психологический тренинг «Здоровый педагог - здоровый ребенок»

тренинг для воспитателей ДОУ по профилактике эмоционального выгорания...