Мастер-класс для педагогов: "Профилактика эмоционального истощения и улучшение эмоционального самочувствия".
консультация по психологии

Лавриненко Елена Владимировна

Масстер-класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

   герб района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск,   деревня Путилково

Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru

ОГРН 1025002876986,  ИНН/КПП 5024044817  502401001

Мастер-класс для педагогического коллектива:

«Профилактика эмоционального истощения и улучшение эмоционального самочувствия»

              Подготовила и провела:

              педагог-психолог

Лавриненко Е. В.

г. о. Красногорск.

Цель: расширение круга методов и приемов по улучшению

эмоционального самочувствия дошкольников.

Задачи:

1. Актуализировать теоретические знания педагогов по проблеме

эмоционального самочувствия детей;

2. Рассмотреть методы и приемы работы по улучшению эмоционального

самочувствия детей в условиях ДОУ;

3. Проиграть с педагогами упражнения, направленные на улучшение

эмоционального самочувствия дошкольников.

План проведения мастер-класса:

1. Теоретическая часть

1.1 Актуальность проблемы.

1.2 Условия обеспечения эмоционального благополучия детей

2. Практическая часть

2.1 Разминка. Упражнение «Какого я цвета»

2.2 Эмоционально –коммуникативная игра для детей 4-10 лет «Азбука

настроений»

2.3 Упражнения и игры с масками эмоций

2.4 Игра с «кубиком эмоций»

2.5 Упражнения и игры на снижение психоэмоционального и скелетно-

мышечного напряжения

3. Подведение итогов. Рефлексия

Ход мастер-класса:

I. Теоретическая часть мастер-класса:

Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас в нашем

уютном зале! Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста –

это одно из важнейших направлений деятельности. Ведь эмоции

дошкольника – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с

помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром,

одновременно познавая его.

У ребенка в возрасте 3–7 лет происходят качественные изменения в сфере

эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими.

Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все

происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и

контролировать свои эмоции, являющиеся своеобразным индикатором

наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы

качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения

гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации

личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.

В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного

сердца», открытый еще Л. В. Выготским. Под этим термином понимается

черствость, обыденность или даже полное отсутствие чувств во

взаимоотношениях людей. А ведь именно общение в значительной степени

обогащает чувственную сферу. Поэтому дети становятся более

эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее

отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не

всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям

ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время

на «детские проблемы». Между тем, ростки негативных чувств и эмоций

могут принести самые нежелательные плоды.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

 Безусловное принятие каждого ребенка взрослым для развития у него

жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в

собственных силах;

 Позитивность окружающей детей обстановки (создание

поддерживающей, доброжелательной, искренней домашней атмосферы

в группах);

 Равенство в отношениях между взрослым и ребенком;

 Внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские

проблемы тревоги и страхи;

 Тактичное общение с ребенком для

совместной «переработки» чрезмерно волнующей его темы с целью

повышения его самооценки.

На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет

создание в группах таких уголков:

 Для малышей – «домотека», в специально отведенном

пространстве группы, дети размещают свои вещи, принесенные из

дома: фотографии, игрушки лили другие вещи, напоминающие о доме.

Это по-настоящему обстановку детского сада к семейной и разрешает

проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства

одиночества, способствует установлению в группе позитивного

эмоционального микроклимата;

 Для детей 4-5 лет - «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя

утром может разместить свою фотографию в соответствии с

настроением – в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В

течение дня по своему желанию он может внести изменения. Его

внутреннее состояние становится, таким образом, более понятным, а

помощь взрослого в случае необходимости – эффективной и

своевременной.

 Возможность 5-7 летнему ребенку побыть одному, сменить обстановку

и немного отдохнуть от потока информации приобретает все большую

актуальность, так как способствует профилактике эмоциональных

срывов, перенапряжения.

Старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит уголок

с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста

книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и

игрушками.

Практика свидетельствует, что главное в деле обеспечения

эмоционального благополучия ребенка – искренняя заинтересованность в

успехе, а также единство взглядов значимых взрослых – родителей,

воспитателей. Поиск оптимальных путей достижения эмоционального

благополучия детей педагогам необходимо вести постоянно, применяя

фантазию и творчество, находя свои варианты решений в ходе

непосредственного общения и активного взаимодействия взрослых и детей.

II. Практическая часть

Дидактические пособия, игры и упражнения для эмоционального

развития детей:

1. Упражнение «Какого я цвета?» (на материале теста Люшера)

Для определения эмоционального состояния на начало нашего мастер-

класса я предлагаю вам выбрать из этих разноцветных цветочков тот,

который соответствует вашему сегодняшнему настроению и разместить их

на панно «Волшебная полянка».

Участники выбирают цветы по настроению и располагают их на панно

(звучит музыка).

Расшифровка всех предложенных цветов по тесту Люшера (красный –

жизненная сила, стремление к успеху; желтый - надежда и ожидание

большого счастья; синий – спокойствие и умиротворенность; зеленый –

благополучное эмоциональное состояние; серый – безразличие; черный –

негативное; коричневый – тревожное; фиолетовый – подавление чувств.

2. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10

лет «Азбука настроений» (автор – Н.Л. Беснопольская). В игре

представлены 6 персонажей (мужчина, женщина, кошка, попугай, мышка,

рыбка) и 6 настроений (радость, горе, самодовольство, испуг, агрессия,

недовольство). Игра рекомендуется как дидактический материал по обучении

правилам поведения и основам этикета.

3. Маски эмоций

Упражнения и игры с масками:

• «Угадай эмоцию»

• «Найди эмоцию»

• «Изобрази такую же эмоцию»

• «Назови персонажа из сказки или мультфильма, который

испытывал такую эмоцию»

• «Что может вызвать такую эмоцию»

4. Уголок «приветствия»

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка,

сплочению детского коллектива, создание позитивного эмоционального

настроя, атмосферы группового доверия и принятия.

Для этого можно использовать:

• Стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей (приходя в д/с

ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим,

т.е. заявляя о своем присутствии в группе)

• Стенд «Мое настроение» (дети с помощью заготовок –

пиктограмм определяют свое настроение в течение дня)

5. «Кубик эмоций» (для детей старшего дошкольного возраста)

Задача: упражнять детей в умении передавать различные эмоции

мимикой, соотнося их с определенными пиктограммами.

Закреплять понятие «настроение» и формы его проявления.

Материал: кубик, украшенный самоклеящейся пленкой, на гранях

которого изображены пиктограммы эмоций.

Методика использования: дети передают кубик по кругу,

проговаривая слова:

«Ты катись, веселый кубик, катись быстро по рукам.

Что покажет этот кубик, повтори за ни ты сам!» Ребенок бросает

кубик в круг. На какой из пиктограмм он остановится, ту эмоцию

он должен показать. Задание можно усложнить- соотнести

пиктограмму со звучащей музыкой, а затем показать эмоцию

мимикой.

6. Упражнения и игры на снижение психоэмоционального и

скелетно-мышечного напряжения.

7. Цветотерапия – метод психологической коррекции при

помощи цвета.

Цветотерапия способствует:

• Улучшению психологического микроклимата в детском

коллективе;

• Стимуляции интеллектуального и эмоционального развития

дошкольников;

• Приобретению детьми навыков психофизической

релаксации.

8. Подушка-колотушка (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите

отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза,

рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а

вот боксерская груша подойдет.

9. Мешочек для крика и негативных эмоций.

10. Коробочки для разных эмоциональных состояний:

• «Коробочка гнева и раздражения» - это может быть любая

коробка, которую можно «выплеснуть» негативные эмоции.

• «Коробочка страха» - в эту коробочку можно спрятать образ

любого страха, который волнует ребенка

• «Коробочка доброты» - в эту коробочку

можно «собирать» добрые слова и поступки

• «Коробочка счастья» - в эту коробочку можно сложить

слова, а может даже какие-то символы счастья.

Я предлагаю всем участникам мастер-класса получить свой кусочек счастья.

( В коробочке счастья приготовлены конфеты с добрыми пожеланиями.)

III. Подведение итогов. Рефлексия

Участники мастер-класса поочередно высказываются.

1. Что понравилось/не понравилось на мастер-классе?

2. Какие упражнения/игры вызвали трудности у педагогов?

3. Какие приемы/упражнения я буду применять в своей педагогической


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ И УЛУЧШЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ И УКРЕПЛЕНИЕ ИХ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ.

Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представи...

Мастер-класс для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников» (с детьми старшего дошкольного возраста)

Мастер-класс для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников»(с детьми старшего дошкольного возраста)Цель: расширение  круга  методов и приемов по улучш...

Мастер класс для педагогов "Я педагог" (профилактика эмоционального выгорания)

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека, работающего с людьми.Синдром проф...

Мастер – класс для педагогов «Профилактика плоскостопия ».

Мастер – класс для педагогов«Профилактика плоскостопия »....

Мастер-класс для педагогов «Профилактика плоскостопия у детей среднего дошкольного возраста средствами стопотерапии»

Мастер-класс для педагогов«Профилактика плоскостопия у детей среднего дошкольного возраста средствами стопотерапии»...

Мастер-класс для педагогов "Профилактика заболеваний голосо-речевого аппарата"

Как известно любую проблему лучше предотвратить. Упражнения для укрепления голосо-речевого аппарата  способствуют выработке ровности, гибкости голоса, воспитанию его выносливости. Это важно для в...

Мастер- класс для педагогов «Профилактика плоскостопия в ДОУ»

Привлечение внимания педагогов, к проблеме плоскостопия в дошкольном возрасте....