Мастер-класс для педагогов: "Профилактика эмоционального истощения и улучшение эмоционального самочувствия".
консультация по психологии
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск, деревня Путилково
Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru
ОГРН 1025002876986, ИНН/КПП 5024044817 502401001
Мастер-класс для педагогического коллектива:
«Профилактика эмоционального истощения и улучшение эмоционального самочувствия»
Подготовила и провела:
педагог-психолог
Лавриненко Е. В.
г. о. Красногорск.
Цель: расширение круга методов и приемов по улучшению
эмоционального самочувствия дошкольников.
Задачи:
1. Актуализировать теоретические знания педагогов по проблеме
эмоционального самочувствия детей;
2. Рассмотреть методы и приемы работы по улучшению эмоционального
самочувствия детей в условиях ДОУ;
3. Проиграть с педагогами упражнения, направленные на улучшение
эмоционального самочувствия дошкольников.
План проведения мастер-класса:
1. Теоретическая часть
1.1 Актуальность проблемы.
1.2 Условия обеспечения эмоционального благополучия детей
2. Практическая часть
2.1 Разминка. Упражнение «Какого я цвета»
2.2 Эмоционально –коммуникативная игра для детей 4-10 лет «Азбука
настроений»
2.3 Упражнения и игры с масками эмоций
2.4 Игра с «кубиком эмоций»
2.5 Упражнения и игры на снижение психоэмоционального и скелетно-
мышечного напряжения
3. Подведение итогов. Рефлексия
Ход мастер-класса:
I. Теоретическая часть мастер-класса:
Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас в нашем
уютном зале! Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста –
это одно из важнейших направлений деятельности. Ведь эмоции
дошкольника – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с
помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром,
одновременно познавая его.
У ребенка в возрасте 3–7 лет происходят качественные изменения в сфере
эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими.
Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все
происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и
контролировать свои эмоции, являющиеся своеобразным индикатором
наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы
качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения
гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации
личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.
В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного
сердца», открытый еще Л. В. Выготским. Под этим термином понимается
черствость, обыденность или даже полное отсутствие чувств во
взаимоотношениях людей. А ведь именно общение в значительной степени
обогащает чувственную сферу. Поэтому дети становятся более
эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее
отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не
всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям
ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время
на «детские проблемы». Между тем, ростки негативных чувств и эмоций
могут принести самые нежелательные плоды.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:
✓ Безусловное принятие каждого ребенка взрослым для развития у него
жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в
собственных силах;
✓ Позитивность окружающей детей обстановки (создание
поддерживающей, доброжелательной, искренней домашней атмосферы
в группах);
✓ Равенство в отношениях между взрослым и ребенком;
✓ Внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские
проблемы тревоги и страхи;
✓ Тактичное общение с ребенком для
совместной «переработки» чрезмерно волнующей его темы с целью
повышения его самооценки.
На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет
создание в группах таких уголков:
✓ Для малышей – «домотека», в специально отведенном
пространстве группы, дети размещают свои вещи, принесенные из
дома: фотографии, игрушки лили другие вещи, напоминающие о доме.
Это по-настоящему обстановку детского сада к семейной и разрешает
проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства
одиночества, способствует установлению в группе позитивного
эмоционального микроклимата;
✓ Для детей 4-5 лет - «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя
утром может разместить свою фотографию в соответствии с
настроением – в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В
течение дня по своему желанию он может внести изменения. Его
внутреннее состояние становится, таким образом, более понятным, а
помощь взрослого в случае необходимости – эффективной и
своевременной.
✓ Возможность 5-7 летнему ребенку побыть одному, сменить обстановку
и немного отдохнуть от потока информации приобретает все большую
актуальность, так как способствует профилактике эмоциональных
срывов, перенапряжения.
Старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит уголок
с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста
книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и
игрушками.
Практика свидетельствует, что главное в деле обеспечения
эмоционального благополучия ребенка – искренняя заинтересованность в
успехе, а также единство взглядов значимых взрослых – родителей,
воспитателей. Поиск оптимальных путей достижения эмоционального
благополучия детей педагогам необходимо вести постоянно, применяя
фантазию и творчество, находя свои варианты решений в ходе
непосредственного общения и активного взаимодействия взрослых и детей.
II. Практическая часть
Дидактические пособия, игры и упражнения для эмоционального
развития детей:
1. Упражнение «Какого я цвета?» (на материале теста Люшера)
Для определения эмоционального состояния на начало нашего мастер-
класса я предлагаю вам выбрать из этих разноцветных цветочков тот,
который соответствует вашему сегодняшнему настроению и разместить их
на панно «Волшебная полянка».
Участники выбирают цветы по настроению и располагают их на панно
(звучит музыка).
Расшифровка всех предложенных цветов по тесту Люшера (красный –
жизненная сила, стремление к успеху; желтый - надежда и ожидание
большого счастья; синий – спокойствие и умиротворенность; зеленый –
благополучное эмоциональное состояние; серый – безразличие; черный –
негативное; коричневый – тревожное; фиолетовый – подавление чувств.
2. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10
лет «Азбука настроений» (автор – Н.Л. Беснопольская). В игре
представлены 6 персонажей (мужчина, женщина, кошка, попугай, мышка,
рыбка) и 6 настроений (радость, горе, самодовольство, испуг, агрессия,
недовольство). Игра рекомендуется как дидактический материал по обучении
правилам поведения и основам этикета.
3. Маски эмоций
Упражнения и игры с масками:
• «Угадай эмоцию»
• «Найди эмоцию»
• «Изобрази такую же эмоцию»
• «Назови персонажа из сказки или мультфильма, который
испытывал такую эмоцию»
• «Что может вызвать такую эмоцию»
4. Уголок «приветствия»
Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка,
сплочению детского коллектива, создание позитивного эмоционального
настроя, атмосферы группового доверия и принятия.
Для этого можно использовать:
• Стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей (приходя в д/с
ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим,
т.е. заявляя о своем присутствии в группе)
• Стенд «Мое настроение» (дети с помощью заготовок –
пиктограмм определяют свое настроение в течение дня)
5. «Кубик эмоций» (для детей старшего дошкольного возраста)
Задача: упражнять детей в умении передавать различные эмоции
мимикой, соотнося их с определенными пиктограммами.
Закреплять понятие «настроение» и формы его проявления.
Материал: кубик, украшенный самоклеящейся пленкой, на гранях
которого изображены пиктограммы эмоций.
Методика использования: дети передают кубик по кругу,
проговаривая слова:
«Ты катись, веселый кубик, катись быстро по рукам.
Что покажет этот кубик, повтори за ни ты сам!» Ребенок бросает
кубик в круг. На какой из пиктограмм он остановится, ту эмоцию
он должен показать. Задание можно усложнить- соотнести
пиктограмму со звучащей музыкой, а затем показать эмоцию
мимикой.
6. Упражнения и игры на снижение психоэмоционального и
скелетно-мышечного напряжения.
7. Цветотерапия – метод психологической коррекции при
помощи цвета.
Цветотерапия способствует:
• Улучшению психологического микроклимата в детском
коллективе;
• Стимуляции интеллектуального и эмоционального развития
дошкольников;
• Приобретению детьми навыков психофизической
релаксации.
8. Подушка-колотушка (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите
отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза,
рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а
вот боксерская груша подойдет.
9. Мешочек для крика и негативных эмоций.
10. Коробочки для разных эмоциональных состояний:
• «Коробочка гнева и раздражения» - это может быть любая
коробка, которую можно «выплеснуть» негативные эмоции.
• «Коробочка страха» - в эту коробочку можно спрятать образ
любого страха, который волнует ребенка
• «Коробочка доброты» - в эту коробочку
можно «собирать» добрые слова и поступки
• «Коробочка счастья» - в эту коробочку можно сложить
слова, а может даже какие-то символы счастья.
Я предлагаю всем участникам мастер-класса получить свой кусочек счастья.
( В коробочке счастья приготовлены конфеты с добрыми пожеланиями.)
III. Подведение итогов. Рефлексия
Участники мастер-класса поочередно высказываются.
1. Что понравилось/не понравилось на мастер-классе?
2. Какие упражнения/игры вызвали трудности у педагогов?
3. Какие приемы/упражнения я буду применять в своей педагогической
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ И УЛУЧШЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ И УКРЕПЛЕНИЕ ИХ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ.
Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представи...
Мастер-класс для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников» (с детьми старшего дошкольного возраста)
Мастер-класс для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников»(с детьми старшего дошкольного возраста)Цель: расширение круга методов и приемов по улучш...
Мастер класс для педагогов "Я педагог" (профилактика эмоционального выгорания)
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека, работающего с людьми.Синдром проф...
Мастер – класс для педагогов «Профилактика плоскостопия ».
Мастер – класс для педагогов«Профилактика плоскостопия »....
Мастер-класс для педагогов «Профилактика плоскостопия у детей среднего дошкольного возраста средствами стопотерапии»
Мастер-класс для педагогов«Профилактика плоскостопия у детей среднего дошкольного возраста средствами стопотерапии»...
Мастер-класс для педагогов "Профилактика заболеваний голосо-речевого аппарата"
Как известно любую проблему лучше предотвратить. Упражнения для укрепления голосо-речевого аппарата способствуют выработке ровности, гибкости голоса, воспитанию его выносливости. Это важно для в...
Мастер- класс для педагогов «Профилактика плоскостопия в ДОУ»
Привлечение внимания педагогов, к проблеме плоскостопия в дошкольном возрасте....