Тренинг для педагогов " Дружный коллектив"
материал по психологии

Цель: Укрепление командного духа и создание позитивного настроя, способствующего эффективной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_druzhnyy_kollektiv.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Сортавальского МР РК ДС №23,

корпус №4 «Сказка».

                                                       Тренинг для педагогов:

                                                  «Дружный коллектив».

                                                                                                                                                                                    

 Подготовила: Путилина Е.В.

 педагог – психолог.

                                                                       2024г

Цель: Сплочение коллектива и создание позитивного настроения для эффективного рабочего процесса.

Техническое обеспечение: ноутбук, проектор, релаксационная музыка.

Оборудование: фломастеры (маркеры), бейджики разных цветов,  шкатулка с зеркалом, бланк с инструкцией для каждого, клей.

Ход тренингового занятия:

Приветствие: Дорогие педагоги, добрый день! «Дружный коллектив — это залог психологического здоровья».

Сегодня я хотела бы обсудить с вами тему психологического климата в коллективе и его значимости для сплочённости команды. Как вы знаете, психологический климат представляет собой совокупность межличностных отношений, которые формируют основное настроение трудового коллектива. В зависимости от климатических условий, растение может либо процветать, либо увядать. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, и их личностный рост замедляется. В других же — коллектив функционирует оптимально, и его члены имеют возможность максимально полно реализовать свой потенциал, что является нашей главной целью. Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе и его сплочение — это задача не только администрации, но и каждого его члена. Каждый человек уникален, и одно дело, когда люди встречаются на непродолжительный период, но совсем другое — когда они работают в одном коллективе.

В последнем случае необходимы толерантность, умение находить компромиссы и создавать доброжелательную рабочую атмосферу. Каждому человеку важна комфортная психологическая обстановка на рабочем месте, а руководителю — эффективность работы его подчиненных.

Чтобы удовлетворить эти потребности, необходимо создать в коллективе позитивный психологический настрой.

Сегодня мы выполним разнообразные задания, которые позволят нам лучше узнать себя и развить навыки, необходимые для успешной работы в команде.

  1. Упражнение «Знакомство»

Цель: Активизация личностной динамики, усиление рефлексии, обеспечение большей вовлеченности в работу.

 В коробочке находятся листочки для бейджиков. Участники могут самостоятельно выбрать форму и цвет бейджика, а также придумать и записать для себя подходящий эпитет, который начинается на ту же букву, что и их имя.

Психолог: Теперь, когда вы выбрали цвет, у вас есть возможность понять, какое настроение у вас в данный момент. Посмотрите на значения цветов на экране.

Значение радужного цвета: Красный — агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, достигая своих целей.

Оранжевый — внутренняя энергия, оптимизм, добродушие, коммуникабельность.

Желтый — активность, веселье, стремление к общению, ожидание счастья.

Зеленый — уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Голубой — доверие, впечатлительность, привязанность к людям, успех.

Синий — спокойствие, удовлетворенность, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый — тревожность, страх, огорчения.

2. Упражнение «Друг к дружке»

Цель: Преодоление барьеров в общении между участниками, раскрепощение их.

Психолог: Я предлагаю вам игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень быстрые движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку. Я буду говорить вам, какими частями тела нужно «поздороваться», а вы должны очень быстро повторить за мной. Когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны поменять партнера.

Правила игры:

 Правая рука к правой руке!

Нос к носу!

Спина к спине!

Друг к дружке!

Носок к носку!

Живот к животу!

Лоб ко лбу!

Друг к дружке!

Бок к боку!

Колено к колену!

Мизинец к мизинцу!

Друг к дружке!

Бедро к бедру!

Ухо к уху!

Пятка к пятке!

Друг к дружке!

Затылок к затылку!

Локоть к локтю!

Кулак к кулаку!

Друг к дружке!

3. Упражнение «Узнай рисунок»

Цель: Способствовать созданию доброжелательной атмосферы.

Психолог: Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга? Сейчас мы это проверим! Нарисуйте, пожалуйста, за три минуты свой портрет. Рисунки подписывать не надо.

После завершения работы психолог собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки и прикрепляет его к доске. Участники угадывают автора рисунка.

4. Упражнение «Подчинение инструкциям»

Цель: Вызвать эмоциональную реакцию и взбодрить группу.

Психолог: Умеете ли вы четко следовать инструкциям? Для того чтобы пройти этот тест, у вас есть три минуты. Выполняйте задание с максимальной скоростью.

Инструкции:

1.Внимательно прочитайте инструкцию.

2.Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.

3.Обведите ваше имя.

4.В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.

5.В каждом квадрате поставьте крестик.

6.Напишите свою фамилию в верхней части листа.

7.Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер 100.

8.Шепотом назовите номер, который вы написали.

9.Обведите этот номер.

10.Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.

11.Обведите этот знак треугольником.

12.Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.

13.Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении № 4.

14.В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.

15.Громко крикните: «Я почти закончил (закончила)!»

16.Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.

5. Упражнение «Карета»

Цель: Умение действовать организованно.

Психолог: Вам необходимо построить «карету» из присутствующих людей. Посторонние предметы использовать нельзя. Во время выполнения задания психолог наблюдает за поведением участников: кто организует работу, кто какие «роли» в карете себе выбирает, к кому прислушиваются люди. Каждая выбранная «роль» говорит об определенных качествах человека, даже если это для вас окажется неожиданностью. После того как «карета» готова, все садятся в круг и обсуждают, а затем психолог объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали.

Роли:

Крыша — это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации.

Двери — ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности.

Сиденья — это люди не очень активные, спокойные.

Седоки — те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные.

Лошади — это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу.

Кучер — это обычно лидер, умеющий вести за собой.

Если кто-то выбирает себе роль слуги, который открывает дверь.

6.Упражнение «Зеркало»

Цель: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности.

Психолог : Уважаемые коллеги встаньте в круг, закройте глаза. Я поднесу к вам шкатулку «В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…. и только тогда, когда я попрошу Вас открыть глаза Вы их откроете.

   После того как все участники закрыли глаза, психолог подносит к каждому по кругу шкатулку со словами: «Откройте глаза и посмотрите вовнутрь шкатулки!». Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. (Содержимое шкатулки - зеркало)

Психолог:  и так, каждый из вас нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…. И конечно-же является ценностью для коллектива.

7 . Игра-сплочение (за основу взята игра-метафора «Мандала»).

Цель: сплочение коллектива.

Психолог : Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т.д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (Обсуждение, приклеивание фигур на ватман).
А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.

8.Анкета «Обратная связь»

Цель: дописать неоконченные предложения.

  • Я научилась………
  • Мне понравилось,…….
  • Я узнала, что…..
  • Я была удивлена тем, что
  • Я была разочарована тем, что…..
  • Самым важным для меня было….

Рефлексия:

Психолог: спасибо вам, что пришли на тренинг. Надеюсь, что вы узнали сегодня что - то новое и интересное о себе и о своих коллегах. Вы молодцы, я попрошу Вас улыбнуться участнику, который находится слева от вас, подмигнуть участнику справа.

Мы все заслуживаем радостных и дружных аплодисментов!

Спасибо всем за активное участие. До встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дружный коллектив д/с "Сардана"

Награды Ивановой Айталины Ивановны - спортсменки, активистки и просто красавицы....

Наш дружный коллектив

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группена тему: «Наш дружный коллектив». Цель: расширение знаний детей о дружбе, дружеских взаимоотношениях.Задачи:- формировать у детей положитель...

Тренинг для педагогов "Коллектив – это МЫ"

Формирование хорошего психологического климата в педагогическом коллективе с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Совершенствовать развитие личностных качеств, с...

Тренинг для педагогов "Коллектив – это одно целое!"

Цель: формирование хорошего психологического климата в педагогическом коллективе с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы, раскрытие внутреннего творческого потенциала пед...

Тренинг на сплочение педагогов "Дружный коллектив"

Межличностные отношения на работе оказывают многогранное влияние на эмоциональное состояние человека. От благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе зависит, будет ли человек комфо...