Консультация для педагогов: «Ребенок левша в мире праворуких»
консультация по психологии (средняя группа)
Почему он не такой, как другие дети?
Может быть, это заболевание или дурная привычка?
Как подготовить маленького левшу к успешному обучению в школе?
Переучивать ли его держать ложку, шить, а главное, рисовать и писать правой рукой? И если да, то в каком возрасте?
Проблемы леворуких детей связаны не только с особенностями проявления их психики, но, главное с работой их мозга. Два полушария мозга работают слаженно и гармонично, при этом у каждого своя роль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rebenok_levsha_v_mire_pravorukih.docx | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему он не такой, как другие дети?
Может быть, это заболевание или дурная привычка?
Как подготовить маленького левшу к успешному обучению в школе?
Переучивать ли его держать ложку, шить, а главное, рисовать и писать правой рукой? И если да, то в каком возрасте?
Особые трудности у леворуких детей вызывает обучение письму. Основная трудность, характерная для леворуких детей при обучении письму, связана с тем, что русское письмо основано на звуко-буквенном анализе, тогда как большинство левшей более склонно к формированию целостных образов слов и с трудом проводят послоговой и побуквенный анализ слова.
Рассмотри психофизиологические особенности леворуких детей.
По мнению исследователя О. А. Никифоровой, пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости, но очевидны следующие позиции:
· леворукость - не патология, а один из возможных вариантов нормы;
· леворукий ребенок очень раним, и требует бережного, внимательного и доброго отношения;
· у леворукого ребенка есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Способы восприятия и переработки получаемой в процессе обучения информации, особенности мышления, памяти, речи, эмоций школьников зависят от того, какое из полушарий головного мозга приобретает у них ведущее значение.
Оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга; вместе с тем каждое полушарие несколько угнетает деятельность другого, что четко прослеживается в усилении функций каждого полушария в «однополушарном» состоянии человека.
Интегративная деятельность присуща обоим полушариям, но в каждом их них они характеризуются специфической последовательностью анализа и синтеза. Каждая функция может регулироваться обоими полушариями, но при этом одно из полушарий чаще является доминирующим.
Вековая история изучения функциональной межполушарной асимметрии мозга позволяет сделать определенные заключения по различиям в функциях полушарий и экстраполировать их вероятное проявление у «правшей» и «левшей». Действиями каждой руки «командует», главным образом, контрлатеральное (противоположное) полушарие: у правшей - левое, а у левшей, наоборот, правое. Около 90% людей имеет ведущую правую руку и лишь примерно 10% - левую или одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой (таких людей называют амбидекстрами, или обоерукими).
Леворукость, являясь генетически детерминированной, чаще встречается у лиц мужского пола.
Типичный левша - худощав, подтянут, стремителен.
Знание специфических функций полушарий мозга позволит воспитателям и педагогам выработать адекватную тактику воспитания и обучения леворуких детей и помочь им успешно адаптироваться к нагрузкам.
Левое полушарие, являющееся доминантным у «правшей», участвует в основном в аналитических процессах; это полушарие - база для логического мышления. Преимущественно оно обеспечивает речевую деятельность - ее понимание и построение, работу со словесными символами. Правое полушарие обеспечивает конкретно-образное мышление и имеет дело с невербальным материалом, отвечая за определенные навыки в обшении с пространственными сигналами, за структурно-пространственные преобразования, способность к зрительному и тактильному распознаванию предметов. Поступающая к нему информация обрабатывается одновременно и целостным способом.
Человек с превалированием левополушарных функций тяготеет к теоретизации наблюдаемых явлений, имеет большой словарный запас и активно им пользуется, ему присуща двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события.
«Правополушарный» человек, напротив, тяготеет к конкретным видам деятельности, он медлителен и неразговорчив, наделен способностью к созерцательности и воспоминаниям.
Правое полушарие лучше, чем левое, справляется с различением ориентации линий, кривизны, многоугольников неправильных очертаний, пространственного расположения зрительных каналов. Левое полушарие превосходит правое, когда задача состоит в выявлении немногих четких деталей, а правое доминирует при интеграции элементов в сложные конфигурации. У левого полушария больше возможностей во временной и слуховой областях, а у правого - в пространственной и зрительной.
Правое полушарие более тесно, чем левое, связано с вегетативными и телесными реакциями, с негативными эмоциями. Хотя большинство исследователей склонны объяснять эмоциональную асимметрию полушарий головного мозга как вторичную эмоциональную специализацию.
Необходимо помнить, что у любого правила есть исключения. Например, у 95% праворуких людей основные центры речи находятся в левом полушарии, а у леворуких функцию речевой регуляции правое полушарие берет на себя значительно чаще.
Разницы между уровнем интеллекта у право- и леворуких людей не обнаружено. Левшами были такие замечательные представители человеческого рода, как Микеланджело, Ч. Чаплин, В. Даль, И. П. Павлов, Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи. Правда, существуют данные о достаточно большом проценте левшей среди умственно отсталых детей и детей с трудностями обучения чтению и письму, но в таких случаях леворукость может быть одним из результатов патологии, как и умственная отсталость и различные трудности обучения, а вовсе не причиной этих нарушений. У здорового левши могут быть блестящие способности.
Полушарное распределение определенных функциональных центров объясняет тот факт, что левши более одарены в искусстве, более музыкальны, впечатлительны. Эмоциональный мир леворукого более хрупок, нервная система более уязвима. У многих левшей обнаруживается повышенный уровень чувствительности. Им лучше даются игровые виды спорта (бокс, фехтование, теннис, футбол, поскольку правое полушарие мозга воспринимает образ, и оно же контролирует деятельность левой руки.
Известно, что созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, и в раннем онтогенезе вклад правополушарных структур в обеспечение психического функционирования превышает вклад левого.
И действительно, для детей характерна непроизвольность и небольшая осознанность поведения, их познавательная деятельность имеет симультативный, целостный и образный характер.
У леворуких детей гораздо чаще, чем к праворуких, проявляются такие трудности обучения письму, как нарушения подчерка, тремор, зеркальное письмо, неправильное начертание букв (оптические ошибки, чаще всего у них медленнее скорость и хуже связность письма (возможно, это результат отсутствия адекватной методики). Во всяком случае, лучше быть более снисходительным к качеству письма леворукого ребенка, и тем более переученного, чем требовать от него невозможного, постоянно усиливая трудности школьной адаптации.
Особое внимание следует обратить на леворуких детей, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в инвертированном положении и согнута в виде крючка. По мнению некоторых ученых, такое положение ручки при письме дает информацию о том, какое полушарие контролирует речевые и языковые функции у ребенка. Считается, что инвертированное положение ручки свидетельствует о том, что речевые функции ребенка контролируются левым полушарием (так же как и у праворуких детей).
Существует ряд рекомендаций, реализуя которые можно облегчить жизнь таким детям.
1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
2. не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
3. категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
4. любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
5. желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
6. необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
7. никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.
Исследованиями доказано, что леворукие дети обладают определенной спецификой познавательной деятельности. Внимание левшей недостаточно устойчиво, ребенок не может длительное время концентрироваться на одном объекте, отмечается снижение скорости распределения и переключения внимания. Леворукие дети не могут быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Они испытывают трудности концентрации внимания на нескольких объектах. Левшам сложно одновременно совершать ряд действий и следить за несколькими явлениями, не теряя ни одного из поля своего внимания.
Особенности восприятия леворуких дошкольников проявляются в замедленном осмыслении взаимоотношений между частями целого изображения, в снижении способности к дифференцированному восприятию. У левшей несколько снижен объем кратковременной, долговременной, произвольной образной памяти.
У левшей отмечается особая стратегия переработки информации - аналитический стиль познания. В процессе решения поставленных задач левши склонны обращать внимание на детали, застревать на составляющих компонентах, при этом целостная картина зачастую получается неточной, иногда искаженной.
У большинства левшей наблюдаются трудности в различении правого и левого направлений пространства и в целом худшее выполнение пространственных задач. Поэтому леворуким в большей степени свойственны затруднения при овладении навыком письма. Зрительно-пространственные функции у левшей, как и у праворуких, выполняются правым полушарием головного мозга, в то время, как задания по зрительно-пространственной ориентировки лучше выполняются такими детьми левой рукой. Поэтому переучивание леворукого ребенка часто сказывается не только на его речевых способностях, но и нарушает процесс овладения ориентировкой в пространстве, так как угнетаются функции правого полушария. При этом страдает зрительно-двигательная координация, умение анализировать пространственные отношения между объектами, ослабляется внимание, замедляется темп интеллектуальной деятельности. Дошкольники-левши значительно отстают от правшей в развитии тонко координированных движений руки. У них часто наблюдается тремор, движения нечеткие, медленные, неловкие. Нередко ребенку для выполнения задания необходимо несколько попыток, во время работы он напряжен, нервничает, движения скованны.
Исследования зрительно-моторной координации леворуких дошкольников показали трудности копирования, которые проявляются в нарушении пропорций, размеров, направления движений. При копировании фигур линии «дрожащие», с разрывами, дополнительными штрихами, отмечаются неточности соединения углов фигур. Время выполнения заданий по копированию значительно превосходит время аналогичной работы правшей.
Леворукие дети эмоционально чувствительны, ранимы, тревожны, обидчивы, раздражительны, у них снижена работоспособность и повышена утомляемость. У детей с вынужденной леворукостью почти всегда можно наблюдать снижение адаптивных возможностей, повышенную возбудимость, тревожность, неврозоподобные расстройства. Характерным для леворукого ребенка можно считать асинхронное развитие некоторых психических функций: опережение эмоционально-волевых и отставание в развитии психомоторных функций и пространственного восприятия. Для повышения эффективности обучения левшей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности : большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. С этой целью на занятиях с такими детьми полезно использовать различные модели, макеты и схемы.
Обучая и развивая леворукого ребенка следует помнить, что речь дошкольников подчиняется закономерностям не логического, а непосредственно чувственного восприятия, которое обеспечивается деятельностью правого полушария. Именно поэтому речь педагогов должна быть образной, богатой эмоционально и интонационно, сопровождаться мимикой, жестами, постоянно подкрепляться зрительной наглядностью. Одним из основных условий и показателей хорошего психического и нервно-психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развитие его движений. У леворукого ребенка особое внимание нужно уделять развитию движений руки.
Тренировать пальцы рук можно уже с двух-трехмесячного возраста используя такие приемы массажа как поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью, поглаживание каждого пальца в отдельности от ногтя к низу, поочередное сгибания и разгибание пальцев рук. С десятимесячного возраста малышу можно давать перебирать сначала более яркие и крупные предметы, затем более мелкие. Полезны для тренировки пальцев различные игры, сопровождаемые стихами, пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, лепка, работа с ножницами, шнуровка, завязывание различных узлов, нанизывание бус и т. п.
Учить ребенка ориентироваться в пространстве, правильно сидеть при письме, правильно держать ручку необходимо начинать уже в старших группах сада.
Большинство дошкольников левшей еще слабо ориентируются в пространстве и на плоскости, путаются в определении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Поэтому воспитателю и учителю необходимо поворачиваться спиной к детям при показе той или иной руки или стороны в пространстве. Также и ребенка следует просить поворачиваться спиной к остальным детям при выполнении необходимых действий.
При формировании умения различать правую и левую сторону начинают с дифференциации правой и левой руки. Сначала вводят речевые обозначения, а потом просят выполнять различные движения то одной, то другой рукой. Затем приступают к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха, щеки.
Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве в следующей последовательности.
Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку («Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи кубик слева от себя»). Если ребенок затрудняется выполнить задание, то уточняют, что справа - ближе к правой руке, а слева - ближе к левой.
Определение пространственных отношений между двумя-тремя предметами или изображениями. Сначала уточняют расположение двух предметов. Затем взрослый предлагает взять правой рукой кубик и положить его возле правой руки, взять левой рукой книгу и положить у левой руки. Потом ребенок отвечает на вопрос: «Где находится кубик, справа или слева от книги?» В дальнейшем ребенок выполняет следующие задания по инструкции взрослого: положить ручку слева от кубика; положить карандаш справа от книги; сказать, где находится ручка по отношению к кубику, карандаш по отношению к книге. Затем берутся три предмета, и ребенок выполняет следующее задание: «Положи кубик перед собой, слева от него положи карандаш, а справа - ручку» и так далее.
Во время проведения занятий воспитатель, должен обращать внимание на правильную посадку при письме: сидеть прямо, не касаясь грудью стола, голова слегка наклонена вправо, ноги упираются в пол, руки лежат на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, левая рука свободно двигается по строке, правая - придерживает лист.
Карандаш или ручку левши держат как и в правой руке - она кладется на верхнюю фалангу среднего пальца, придерживается верхней фалангой большого пальца, а указательный палец ложиться сверху ручки на расстоянии 1,5-2 см от пишущего шарика. Для облегчения ориентировки в сторонах листа помечают цветным карандашом левую сторону листа и объясняют ребенку, что здесь начинается строка. Можно выделять левую руку ребенка, надевая часы, браслет, это создаст у ребенка дополнительную зрительную опору.
Обучая и воспитывая леворукого ребенка нужно помнить, что ни в какой ситуации он не должен чувствовать негативное отношение к леворукости. Леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день ребенка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления.
Определение профиля латеральных предпочтений
1. Скрестить пальцы рук в замок. Большой палец ведущей руки будет находиться сверху
Левый Правый
2. Какой рукой рисует?
Левая Любой Правая
3. Какой рукой бросает мяч, камень?
Левая Любой Правая
4. Вырезание ножницами
Левая Любой Правая
5. Какой рукой расчесывается?
Левая Любой Правая
6. Открыть и закрыть 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Ведущая рука крутит крышку (или пузырек).
Левая Правая
7. Нанизывание бусин на нитку. Ведущая рука активнее работает
Левая Правая
8. «Телефонная трубка», «Часики». Ведущая рука потянется к телефонной трубке (будет держать часы). Ведущее ухо слушает.
Левая Правая
9. «Подзорная труба» или «Калейдоскоп». Ведущая рука держит. Ведущий глаз смотрит
Левая Правая
10. Достать из стакана пуговицы ложкой по одной.
Левая Любой Правая
При этом необходимо:
• сидеть строго напротив ребенка, а не сбоку или рядом;
• предмет для выполнения задания класть на середину стола;
• не торопить ребенка.
Если из этих заданий более 3 ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он – леворукий.
Чем старше ребенок, тем более достоверны его латеральные предпочтения (левша или правша)
Рисование двумя руками
1. Ребенок должен одновременно двумя руками нарисовать маркерами на белой доске «Дорожки», «Палочки», «Кружочки». Ведущая рука рисует ровнее, аккуратнее, быстрее (неведущая отстает)
2. «Солнышко». Понадобятся 2 листа и карандаш. Сначала ребенка просят нарисовать солнышко правой рукой на листе. Затем на другом листе – левой рукой. Рисунок ведущей рукой красивее, аккуратнее, по центру, линии ровные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Левша" в мире праворуких
Консультация адресована родителям детей с "ведущей" левой рукой. Содержит приёмы определения доминантной руки, а так же ответы на вопросы, которые чаще всего беспокоят родителей таких детей. Так же пр...
Консультация для родителей "Левша в мире праворуких"
Как определить ведущую руку у ребенка? Чем отличается ребенок- "левша" от "праворуких " детей? Как взрослому вести себя с ребенком "левшой"? Ответы можно найти ознакомившись с консультацио...
Консультация для родителей младшего дошкольного возраста «ЛЕВША В МИРЕ ПРАВОРУКИХ»
Часто звучит вопрос: «Как определить левшу?» Для этого существует много методик. Наиболее достоверной и реальной является методика, предложенная в...
Консультация для педагогов:"Особые дети: "Левша в мире праворуких"
Одной из актуальных проблем для взрослых, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество), т.е. функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный характер...
Консультация для родителей "Особые дети: Левша в мире праворуких"
Консультация для родителей "Особые дети: Левша в мире праворуких"...
Консультация для родителей "Особые дети: левша в мире праворуких"
Леворукость не определяется, как патология и для беспокойства нет причин.Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его уп...
Консультация для родителей "Левша в мире праворуких".
Часто звучит вопрос:"Как определить левшу?"Для этого существует много методик. Наиболее достоверной и реальной является методика, предложенная в свое время специалистами НИИ физиологии и гиг...