Консультация для родителей "Особые дети: левша в мире праворуких"
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Максимова Татьяна Викторовна

          Леворукость не определяется, как патология  и для беспокойства нет причин.

Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, не от его желания или не желания, а от особой организации высших психологических функций. Владение ребёнком той или иной рукой в качестве ведущей следует рассматривать как проявление индивидуальности в пределах нормы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особые дети: Левша в мире праворуких»

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/96780/pub_5a3ce1ed5a104fe763f4914e_5a3ce280482677a3bc4073bc/scale_1200

  Одной из актуальных проблем для взрослых, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество), т. е. функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный характер. До недавнего времени развитие психики леворукого ребенка рассматривалось в отрыве от развития его мозга, несмотря на признание того, что мозг и психика связаны между собой как орган и его функция.

Право преимущественного владения той или другой рукой определяется не желанием и не прихотью ребенка, а особым распределением функций между правым и левым полушариями головного мозга. Почему возникло преимущественное владение правой рукой? Вследствие чего леворукость стала исключением? Деятельность мозга складывается из деятельности двух полушарий - правого и левого, между которыми существуют четкие различия, т. е. имеет место функциональная ассиметрия мозга. Это значит, что в функциональном отношении оба полушария неравнозначны. Более того, одно из них является доминантным, а другое подчиненным.

По характеру проявления можно выделить 3 вида функциональной ассиметрии:

  • Моторную (неравномерное участие правой и левой половины туловища, рук, ног и лица при формировании общего двигательного поведения),
  • Сенсорную (функциональное неравенство парных органов чувств),
  • Психическую (организация речи и других высших психических функций).

Изучение функциональной межполушарной ассиметрии у человека началось более ста лет назад. Доминантность полушарий по отношению к речевым функциям впервые была продемонстрирована французским хирургом и антропологом Полем Брока, который в 1865 г. Произнес свой знаменитый афоризм: «Мы говорим левым полушарием». Но это представление оказалось не совсем точным. Примерно у 70% леворуких детей центры речи расположены в левом полушарии, у 30% из них они выявлены в правом полушарии или в обоих полушариях.

Рука - самый полифункциональный орган двигательной активности человека, поэтому именно развитие руки как органа жестов свидетельствует о связи определения правой руки как ведущей со становлением центра речи. Обозначений ассиметрии рук много; наиболее распространены: праворукость, или правшество, леворукость, или левшество, обоюдорукость, или амбидекстрия. Называя факторы, лежащие в основе проявления леворукости, многие исследователи говорят о наличии патологической, наследственной и вынужденной леворукости. Существуют и варианты теорий леворукости, рассматривающие их комплексное сочетание. Большинство склоняются к тому, что патологией можно объяснить лишь часть случаев. В основном же это «естественные» левши генетического происхождения.

Оба полушария способны к восприятию слов, образов и к их переработке, но эти процессы протекают в них по-разному.

Левое полушарие: вербальное, логическое, «рассудочное». Обрабатывает информацию, поступающую в мозг, последовательно, аналитически. Ему свойствен аналитический подход к решению задач по принципу индукции (от частного к общему); при этом анализ предшествует синтезу.

Правое полушарие: невербальное, образное, зрительное. Обрабатывает сигналы одновременно и холистически (целостно). Позволяет видеть объекты в нескольких смысловых плоскостях. Ему свойствен синтетический подход по принципу дедукции (от общего к частному), когда синтез предшествует анализу.

      В наше время, когда ребёнок получает огромное количество информации, которая, как правило, имеет символическую форму, когда буквы. Цифры, ноты, схемы подавляют образное мышление, почти не оставляют места для живой и спонтанной игры, может произойти ранняя стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому - образному, творческому.

Американский педагог И.Соньер недаром говорил: «обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие, обучая правое полушарие - вы обучаете весь мозг!»

 С этими проблемами прежде всего сталкиваются леворукие дети, у которых доминирует правое полушарие. КАК ПОМОЧЬ ИМ? Ведь наш обычный праворукий мир для левшей сложен. Им нелегко адаптироваться к нему, но не дошкольные ни школьные образовательные учреждения обычно не затрудняют себя индивидуальным подходом в   глубоком смысле этого слова, к левшам, а стремятся «перекроить» их на свой лад. Поверьте, горько и больно видеть детей – левшей, которые в угоду взрослым стараются «быть как все». А зачастую это интересные, неординарные дети. Взрослым надо лишь проявить терпение, понять их, и тогда скорей всего мы получим результат, которого даже представить себе не могли.

 Для этого существует много методов. В помощь воспитателям и родителям предлагаем комплекс  коррекционных и креативных игр для  детей 3- 4 лет, которые можно включать в занятия с любой деятельностью, а можно проводить отдельно. Коррекционные игры  позволяют ребенку развивать внимание, моторно-слуховую память, учат их различать правую и левую руки, соотносить правую и левую стороны на разных предметах. Навыки, полученные в ходе предлагаемых игр, надо обязательно закреплять путём повторения, и здесь большую помощь своим детям могут оказать родители: они обращаются к ребёнку с просьбой научить их новой игре, ребёнок берёт на себя роль ведущего и сам контролирует действия «учеников», что способствует развитию у него уверенности.

КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННЫХ  ИГР ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕВШЕЙ.

  «ВОЗЬМИ ПРЕДМЕТ»

Ход игры. Перед ребёнком разложены различные игрушки. По команде взрослого он берёт в правую (левую) руку названный предмет, называет своё действие.

 «НАКРОЙ ЛАДОШКОЙ»

Ход игры. На столе перед ребёнком лежат картинки. Взрослый предлагает ребёнку накрыть ладонью правой руки одну картинку, а левой - другую. Ребёнок называет то, что лежит у него под правой и левой ладонями.

«НАОБОРОТ»

Ход игры. Взрослый даёт какую-либо команду для движения левой или правой части тела, а ребёнок выполняет всё наоборот. Если ребёнок справляется с одной командой, то ему дают две - три команды и следят за последовательным их выполнением.

 «ПОСТРОЙ ЗАБОРЧИК». 

Ход игры. Взрослый  предлагает ребёнку лист бумаги, на котором проведена горизонтальная линия. Ребёнок должен разложить счётные палочки (спички, карандаши) на линии в заданном направлении. 

 «ГДЕ У ТЕБЯ».

Ход игры. Ребёнок выполняет команды взрослого. Покажи где у тебя правый (левый) глаз. Покажи правый (левый) глаз у куклы. Посмотри в дырочку правым глазом, закрой левый глаз. Где у тебя правая рука, левая нога, правое ухо, левое плечо, правое колено и т.д.

 «РАЗЛОЖИ ПРЕДМЕТЫ»

Ход игры. Ребёнку предлагают набор предметов или игрушек(8-10шт), он называет их, выкладывает в ряд слева на право, затем перемешивает и выкладывает справа на лево. Взрослый предлагает разделить все предметы на две группы: одну положить справа от себя, другую слева. Назови, что находиться справа от тебя, что слева. Сделай так, чтобы (называет предмет) был у тебя справа (слева). А теперь расположи предметы в ряд и скажи, что находиться справа (называет предмет) и слева. Положи (называет предмет) справа, слева, между  (называет два предмета).

 «ГДЕ ЧТО?»

Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку ответить на следующие вопросы: «скажи, что у тебя справа (слева)? Встань так, чтобы справа от тебя было…, а слева…. Что будет слева от тебя, если справа находиться…?

«НАЙДИ СЕРЬГУ»

Ход игры. Ребёнку предлагают набор бутафорских серёг (2-3 пары). Взрослый говорит: « Надень серёжку… цвета (формы) на левое (правое) ухо. Расскажи, что ты сделал. Надень одинаковые серьги на оба уха. Надень разные и расскажи, где какая».

 «ПУТАНИЦА»

Ход игры. Ребёнок выполняет команды взрослого: «Достань  правой (левой) рукой рот, лоб, живот, правые (левые) ухо, глаз, руку, плечо, ногу.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ.

          Леворукость не определяется, как патология  и для беспокойства нет причин.

Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, не от его желания или не желания, а от особой организации высших психологических функций. Владение ребёнком той или иной рукой в качестве ведущей следует рассматривать как проявление индивидуальности в пределах нормы.

Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период).

Переучивать леворуких детей не следует, т.к. принудительное изменение доминантности ведёт к нежелательным последствиям. Переучивание ребёнка (изменение его специфических качеств) влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, вялость невротические реакции, энурез, заикание).

У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыков письма. Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку. Так как писать в школе ребёнок  будет именно ею. Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Левша" в мире праворуких

Консультация адресована родителям детей с "ведущей" левой рукой. Содержит приёмы определения доминантной руки, а так же ответы на вопросы, которые чаще всего беспокоят родителей таких детей. Так же пр...

Консультация для родителей "Левша в мире праворуких"

Как определить ведущую руку у ребенка?  Чем отличается ребенок- "левша" от "праворуких " детей? Как взрослому вести себя с ребенком "левшой"? Ответы можно найти ознакомившись с консультацио...

Консультация для педагогов:"Особые дети: "Левша в мире праворуких"

Одной из актуальных проблем для взрослых, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество), т.е. функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный характер...

Консультация для родителей "Особые дети: Левша в мире праворуких"

Консультация для родителей "Особые дети: Левша в мире праворуких"...

«Особые дети: Левша в мире праворуких»

Одной из актуальных проблем для взрослых, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество), т. е. функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный ха...

Консультация для родителей «Особые дети: Левша в мире праворуких»

Одной из актуальных проблем для взрослых, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество), т. е. функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный ха...

Консультация для педагогов: «Ребенок левша в мире праворуких»

Почему он не такой, как другие дети?Может быть, это заболевание или дурная привычка?Как подготовить маленького левшу к успешному обучению в школе?Переучивать ли его держать ложку, шить, а главно...