Игровой сеанс для педагогов "Всё в твоих руках"
материал по психологии

Винидиктова Наталья Викторовна

Педагоги должны уметь оценивать собственное психоэмоциональное состояние и владеть методами управления своим настроением и поведением. Обучение педагогов техникам самоанализа и самоконтроля поможет им лучше справляться со стрессом и эмоциональным выгоранием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_seans_dlya_pedagogov_vse_v_tvoih_rukah.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой сеанс для педагогов «Всё в твоих руках»

Цель: развитие эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, коммуникативных навыков.

Задачи:

  1. Способствовать созданию в группе атмосферы, способствующей самопроявлению, активности и искренности;
  2. Мотивировать участников на активную работу и применение полученных знаний в работе;
  3. Познакомить педагогов со способами самодиагностики и саморегуляции;
  4. Создавать условия для улучшения психоэмоционального состояния педагогов;
  5. Повысить коммуникативные навыки педагогов.

Условия проведения:

  • Группа педагогов – не более 15 человек;
  • Продолжительность игрового сеанса 45 минут.

Материально-техническое оснащение: бэйджики, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, музыкальный центр, 3 корзины, ленточки (красная, синяя, желтая), пластиковые трубочки.

Ход

  1. Приветствие

Ведущий: здравствуйте, уважаемые участники. Я рада видеть вас на нашем игровом сеансе. Занимайте, пожалуйста свои места в кругу начинаем нашу работу. Но вначале нам надо познакомиться. Здесь и сейчас у каждого из вас есть уникальная возможность забыть о формальностях и стать просто людьми. Вы можете выбрать для себя любое имя. Главное, чтобы вы в течение нашего игрового сеанса получали удовольствие от его звучания (участники пишут свои имена на бэйджиках). Замечательно. А теперь давайте поприветствуем друг друга. И сделаем это следующим образом…

Упражнение «Рукопожатие»

Цель: формирование комфортной атмосферы в группе, позитивный настрой всех участников на дальнейшую работу.

Участникам предлагается под музыку походить по комнате и поздороваться как можно с большим количеством участников.

Упражнение «Ладони»

Ведущий: уважаемые участники, встаньте пожалуйста в круг, потрите ладони друг о друга, пока не появиться тепло. Это энергия жизни, она понадобиться нам для работы. Теперь умойтесь ладонями, потрите уши, потеребите мочки ушей.

Игра-разминка «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Ведущий: знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять это упражнение?
  2. Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?
  3. Ваши впечатления по проведенному упражнению?
  1. Основная часть

Ведущий: нет такого человека, который никогда бы не испытывал тревоги… Волноваться естественно. В человеке заложен особый биологический механизм, который помогает справляться с эмоциональной перегрузкой. Тревога означает, что наш организм готов сразиться с возникшими трудностями и принять вызов судьбы.

Хочу предложить вам 2 популярных теста:

Тест 1. Написанное в небесах

Иногда, когда мы смотрим в небо, полное звезд, мы вполне можем потеряться в бесконечной глубине Космоса. Мы можем осознавать, насколько удалены эти звезды от Земли, но все равно, когда смотрим на их мерцание, в темноте они кажутся дружественными посланниками, дарующими нам сны. Какой покой чувствуешь, когда с наступлением ночи сидишь и смотришь на звезды и впитываешь в себя их далекую силу!

Для этого теста вам понадобится бумага и карандаш.

1. Сначала нарисуйте три звезды разных размеров.

2. Затем пририсуйте одной из своих звезд (только одной) хвост кометы.

Ключ

Звезды – блестящий образ силы, превращающий желания и мечты в реальность, и одновременно символ удаленности и недостижимости. Они определяют наше настоящее и подсказывают будущее. Ваш рисунок проливает свет на вашу трудовую жизнь вообще и на состояние вашей карьеры в частности.

1. Самая большая из нарисованных вами звезд представляет собой работу, которая у вас есть сейчас, ее возможности и ее неприятные стороны. Если она ненамного больше остальных – вы не удовлетворены или, по крайней мере, не заинтересованы в своей карьере, хотите найти работу получше и не торопитесь с выбором. Будьте готовы к неожиданному звонку от охотника за головами, подбирающего высококвалифицированные кадры.     С другой стороны, если звезда намного больше – вы глубоко погружены в свое настоящее занятие и полностью привержены своему пути. Не станьте трудоголиком.

2. Комета – это предвестник несчастий и катаклизмов. Звезда, которой вы пририсовали хвост, представляет собой неприятности, виднеющиеся на горизонте. Если хвост у самой маленькой звезды, то вам повезло – на тот раз небеса простили вас. А если хвост у самой большой звезды, вам самое время писать новое резюме.

 Тест 2. О плохой погоде и нестиранных носках

Представьте себе, что вы перенеслись назад – во времена, когда все стирали руками и вывешивали белье сушиться во двор. Представьте, что у вас скопилось много грязного белья и вам необходимо заняться стиркой прямо сейчас. Однако, посмотрев на небо, вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в вашей голове?

1. «О нет, это вероятно, шутка! Это значит, я должен ждать до завтра? Что же мне делать?

2. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».

3. «Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».

4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».

Ключ

1. «О нет, это вероятно, шутка! Это значит, я должен ждать до завтра? Что же мне делать?»

Уровень стресса: 80. Вы позволяете всяким мелочам портить вам жизнь, и теперь стресс накопился до такой степени, что даже малейшее раздражение может испортить вам настроение на весь день. Самое время сделать перерыв и расслабиться, прежде чем это серьезно повлияет на ваше здоровье.

2. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».

Уровень стресса: 50. Вы не поддаетесь стрессу, вам удается сохранять позитивное видение, даже когда все идет не так, как было запланировано. Продолжайте работать над теми проблемами, которые вы можете решить по мере их возникновения, и все будет в порядке. Помните: не всякий стресс плох. Пусть стресс будет в вашей жизни побуждающим фактором.

3. «Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».

Уровень стресса: 0. Вы не позволяете маленьким проблемам беспокоить вас и не видите смысла волноваться. Ваша философия очень проста: вы не можете остановить дождь тем, что будете беспокоиться о нем.

4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».

Уровень стресса 100. Вы чувствуете такое огромный стресс в своей жизни, что игнорируете реальность и пытаетесь достичь невозможного. И, когда вы терпите неудачи, все заканчивается тем, что проблем и стресса становится больше, чем прежде. Если бы вы только перестали торопиться, расслабились и обдумали все, то увидели бы, как много ваших усилий уходит в пустоту. Сбавьте обороты и легче относитесь к происходящему. Вы не умрете, если наденете ту же самую пару носков еще раз или купите новые.

Упражнение «Саморегуляция»

Ведущий: а сейчас, я хочу познакомить вас с экспресс-приемами снятия эмоционального напряжения.

1. Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: оно спокойное, ровное. Дышим по схеме: 4+4+4: четыре секунды на вдох, четыре на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие.

2. «Растяжка». Чувство тревоги «живет» на шее ниже затылка. Научимся его снимать. Руки сложить за спиной «замком». Потянуть их, напрягая спину. Расслабить мышцы. Расцепить руки.

3. «Потягивание». Универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь. Бодрость духа обеспечена. Улыбнитесь. Улыбка передает нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости или расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержать улыбку 10-15 секунд. А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь – выпрямитесь, контролируйте свой голос, чтобы он не дрожал. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком».

4. Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное – это установка человека ни то, что жизнь прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, совершенствоваться; глазами – чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица; слухом – чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствия от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное – это установка, на радость.

5. Вечером, после трудового дня попробуйте выполнить упражнение на визуализацию. Визуализация – это процесс создания образов в воображении. Упражнение называется «Земляничная поляна».

Инструкция: «Сядьте удобно, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Медленно и глубоко вдыхайте, и выдыхайте воздух. С каждым вдохом и выдохом вы все больше успокаиваетесь и сосредоточиваетесь на своих ощущениях. Дышите легко и свободно. Почувствуйте полное расслабление. Представьте, что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну так, как если бы она была перед вами. Земляника созрела, она вокруг, она везде. Побудьте на этой земляничной поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне то, что вы хотите делать. Или ничего не делайте, просто побудьте там».

Игра «Плевашки»

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Ведущий: все помнят различные школьные забавы, и одна из них – это плевать бумагу через трубочку. Кто дальше плюнет? Вот и в этой игре ты сможешь немного пошалить и на время оказаться в школе. Поделитесь на группы и начинайте эту увлекательную игру. Такая игра  для вас чтобы, отвлечься на время и получить заряд положительных эмоций.

Игра «Восточный базар»

Цель: развитие коммуникативных навыков.
 Ведущий:
какие ассоциации возникают у вас при упоминании словосочетания Восточный базар? Крики, торг, запах еды и пряностей, буйство красок, бойкая торговля. Замечательно! Через пару минут мы с вами и устроим такой восточный базар. Для этого нужно подготовиться.

Каждый участник получает пять небольших листков или стикеров.  На каждом из листков участники пишут своё имя и складывают листки текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно их имени. Подготовленные таким образом записки складывают на стол или в коробку. Ведущий перемешивает горку записок.

“Теперь мы с вами отправимся на восточный базар. Каждый по очереди подходите к горке и вытягивайте 5 бумажек. В течение следующих 5 минут вам придётся уговорами, спорами, обменом найти и вернуть себе все пять листочков с вашим именем. Первые два покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести драгоценный товар — то есть, 5 бумажек со своим именем —  будут считаться победителями”.
 Обсуждение:

  1. Вопрос к победителям — что вам позволило так быстро справиться с заданием?
  2. Ко всем: какую тактику использовали во время торга (возможные тактики: активный поиск, ожидание, активный обмен, обвести партнёров вокруг пальца, выход на всю аудиторию)?
  3. Какие выводы, если переносить всё сказанное на нашу работу, можно сделать?

Упражнение "Я в лучах солнца"

Цель: создание условий для самораскрытия личности педагогов, повышение самооценки, уверенности в себе.

Ведущий: вы знаете, что каждый человек обладает качествами, как плохими, так и хорошими. Давайте вспомним свои качества. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети: с кружком посредине и множеством лучиков. В кружке напишите своё имя или нарисуйте свой портрет. Около каждого лучика напишите что-нибудь хорошее о себе. (Педагоги выполняют поручение).

Ведущий: Носите этот листочек всюду с собой. А если вам станет особенно плохо на душе и вам покажется, что вы ни на что не годитесь, достаньте это солнце, посмотрите на него и вспомните, почему вы написали о том или другом качестве.

3.Заключительная часть.

Обратная связь.

Участникам группы предлагается закрыть глаза и представить, что занятия в группе закончились. Вы идете домой.

– Подумайте о том, что вы хотели бы сказать о сегодняшней встрече. Через несколько минут откройте глаза и напишите свои мысли на листочке.

Выходя из кабинета, вы увидите две корзины: в одну корзину вы положите листочек со своими мыслями, а из другой корзины возьмёте себе хорошее настроение и  пожелание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия по взаимодействию родителей и детей. Тема: «Твое здоровье в твоих руках»

Мероприятие с родителями и детьми старшей группы по теме: "Твое здоровье в твоих руках". Родителям с детьми предлогаем организовать совместный досуг выходного дня....

Педагогический проект «Ребенок в общении с людьми» Итоговое мероприятие КВН «Твоя безопасность - в твоих руках!» для детей старшего дошкольного возраста

Обобщение знания детей по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации...

конспект нод "твоя безопасность в твоих руках".

беседа с детьми средней группы о том, как вести себя в быту, на улице; закрепление знаний о првилах безопасности....

Конспект занятия в разновозрастной группе «Твоя безопасность в твоих руках»

закрепить знания о безопасности, правила поведения в быту и на улице, умение правильно вести себя в экстремальной ситуации;учить сопереживать героям сказки; вызывать желание помочь им;развивать мышлен...

Безопасность твоя и ребёнка на железной дороге в твоих руках.

Уважаемые взрослые, не проходите равнодушно мимо шалостей детей вблизи железной дороги!Помните, что железная дорога – не место для детских игр.Уважаемые взрослые, все  трагедии с участием д...

"Технология игрового конструирования "Фанкластик: весь мир в руках твоих"

Речь пойдет о российском трехмерном конструкторе нового поколения не имеющих мировых аналогов «Фанкластик», автор данного изобретения  Московский математик Дмитрий Соколов. Это -...